 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июнь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Майские праздники нефтяников
|
|
|
Перспективы изменения налогообложения нефтяной отрасли в зависимости от условия добычи нефти.
|
|
|
Любовь КИЗИЛОВА
|
|
|
Поистине праздничными стали для нефтяных компаний выступления Владимира Путина в
мае - сначала в день его утверждения Госдумой на посту премьер-министра, а
спустя неделю - на совещании в Усть-Луге. Его заявления о снижении налоговой
нагрузки на нефтяную отрасль привели к росту котировок на фондовом рынке и
возродили у нефтяников надежды, которые не удавалось осуществить семь лет.
Напомним, что в 2001 г. , в ходе налоговой реформы, Госдума приняла закон "О
налоге на добычу полезных ископаемых" , который соответствовал принципу,
провозглашенному в Послании президента Федеральному собранию - об усилении
изъятия рентной составляющей. Вместо трех налогов (роялти, акциза и налога на
воспроизводство минерально-сырьевой базы) был введен один - налог на добычу
полезных ископаемых(НДПИ), причем его ставку "привязали" к мировым ценам на
нефть марки Urals.
В результате налогообложение нефтяной отрасли, при существовавших тогда ценах на
нефть, возросло более чем вдвое (от 100 млрд руб. в год до 213 млрд). Налоговая
нагрузка на отрасль могла начать снижаться лишь при ценах ниже 17, 1 долл. за
баррель.
Кроме того, при принятии закона во втором чтении нефтяное лобби так и не смогло
добиться дифференциации НДПИ в зависимости от условий добычи. За семь лет,
прошедших после этого революционного налогового преобразования, нефтяники и
газовики неизменно поднимали вопрос о дифференциации ставки НДПИ, но до сих пор
безуспешно.
Теперь такая возможность близка как никогда. Выступая 14 мая в Усть-Луге на
совещании по созданию Балтийской трубопроводной системы-2, Владимир Путин
сказал: "Увеличение пропускной способности нефтепроводов и терминалов на
экспортных направлениях связано с прогнозируемым ростом объемов нефтедобычи, как
я уже говорил. Для ее стимулирования должен быть сформулирован ряд налоговых
преференций.
Во-первых, необходимо снизить ставку НДПИ. Проект закона подготовлен,
рассмотрен, нужно как можно быстрее вносить его в парламент.
Во-вторых, необходимо установить "налоговые каникулы" для компаний,
ведущих разведку и разработку новых месторождений. Семь лет - это нормальный
срок для таких каникул. Это - практика, применяемая нами в различных регионах. В
дополнение к Дальневосточным территориям - эта льгота может и должна быть
распространена на месторождения в Тимано-Печорском бассейне, на полуострове Ямал
и континентальном шельфе.
В-третьих, необходимо изменить схемы администрирования по выработанным
месторождениям. Вы знаете, что число низкодебитных скважин растет, и нужно
помочь компаниям, которые работают на этих месторождениях.
В-четвертых, необходимо усовершенствовать порядок амортизации
месторождений.
В-пятых, ввести новую систему пошлин и ставок на нефтепродукты. Что я
имею в виду - чем выше качество нефтепродуктов, чем глубже переработка, тем ниже
должны быть акцизы на них".
В апреле Комитет по энергетике провел "круглый стол" "Актуальные задачи
законодательного обеспечения нефтегазового сектора". Рекомендации "круглого
стола" были утверждены на заседании Комитета 14 мая. Они явно перекликаются с
предложениями нового премьера РФ.
В частности, в рекомендациях "круглого стола" предлагается стимулировать
недропользователей, ведущих геологоразведку за счет собственных средств -
продлить до десяти лет сроки геологического изучения недр в малоизученных
отдаленных районах и разрешить недропользователю разведку и добычу открытых им
нижележащих залежей без конкурса или аукциона.
Предлагается "отвязать" от мировых цен ставку НДПИ на нефть, предназначенную для
собственных производственно-технических нужд нефтегазодобывающих организаций и
для продажи на внутреннем рынке.
В рекомендациях предусмотрены "меры налогового стимулирования в отношении
компаний, применяющих инновационные методы и технологии освоения
низкорентабельных месторождений углеводородов". Предложено отменить импортные
пошлины на оборудование, необходимое для сверхвязкой нефти и не производимое в
России.
Депутаты предложили комплекс налоговых мер, призванных повысить степень
утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Сегодня лишь 40 % этого сырья
перерабатывается, еще 40 % сжигается на электростанциях, 20 % - в факелах.
Необходимо определить, когда и на какую сумму будут снижены налоги.
Говорят, что случайность - это лишь неосмысленная закономерность. Трудно назвать
случайным совпадение векторов налоговых инициатив, одновременно исходящих от
законодательной и исполнительной власти. Очевидно, осенняя сессия Госдумы
принесет нефтяникам давно ожидаемые налоговые послабления.
Возникает вопрос: почему это становится возможным лишь сейчас, ведь нефтяное
лобби в Госдуме и семь лет назад было достаточно мощным. Очевидно, предпосылки
для изменения налоговой политики в отношении нефтяной отрасли связаны с целым
комплексом факторов - от благоприятной мировой ценовой конъюнктуры до
внутриполитических раскладов.
За семь лет цены на нефть выросли примерно на сто долларов и падать, похоже, не
собираются - судя по росту энергопотребления в мире, особенно в бурно растущей
экономике стран Юго-Восточной Азии. В России накоплены значительные финансовые
резервы, сложилось относительное единство деловых и политических элит. И, хотя
официально и публично никто не отрекался от принципов, сформулированных на заре
налоговой реформы, за прошедшие семь лет явно наметилась их постепенная
трансформация, пусть даже по отдельным пунктам. Если раньше правительство
провозглашало в качестве одного из принципов налоговой реформы отказ от льгот,
послаблений, преференций, всякого рода понижающих коэффициентов, ссылаясь на
связанную с ними возможность злоупотреблений и коррупции (этим мотивировался и
отказ от дифференциации НДПИ), то сегодня подход выглядит иначе.
Разумеется, нефтянка уловила и оценила его. |
|
|
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|