Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Партнерство должно быть взаимовыгодным

 
   

На основании решения Совета Государственной Думы РФ и по инициативе подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству 20 мая в Москве состоялось заседание "круглого стола" по теме "Состояние государственно-частного партнерства в экономике РФ и совершенствование его законодательной базы".

 

 
 

Хафиз САЛИХОВ,
председатель подкомитета Госдумы РФ по развитию государственно-частного партнерства

 
 
Прошедший "круглый стол" показал и довольно ясное понимание состояния государственно-частного партнерства (ГЧП) в нашей стране, и разное видение путей его развития. Скажем, ГЧП в России развивается успешно уже почти пятнадцать лет в таких отраслях экономики, как нефтехимия, газодобывающий и перерабатывающий комплексы, банковская сфера, высокотехнологичный обрабатывающий сектор, цветная металлургия, энергетика.

Здесь, как говорится, сошлись два заинтересованных партнера, которые, невзирая на несовершенство законодательства, договорились о правилах игры и стараются их соблюдать, хотя не все получается гладко. Пример этого - те же концессии, и неважно, зарубежный инвестор выступает в качестве партнера государства или отечественный...

Однако в таких отраслях, как дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное, медицина, лесное или рыбное хозяйство мы сталкиваемся с многочисленными проблемами и вопросами с обеих сторон. И если в первом случае, как правило, хорошо просматривается и просчитывается рентабельность того или иного проекта, то во втором обе стороны, то есть государство и партнер, видят прежде всего только риски.

Возьмем доступный пример. Инвестор имеет проект лесоперерабатывающего комплекса. Он согласовал с администрацией области или региона все вопросы, включая подключение к электрическим сетям. Он планирует глубокую переработку древесины в соответствии с государственной установкой. Но вот дороги у него нет. Если он включает в смету расходов строительство трассы, вся арифметика доходов у него идет наперекосяк.

Государству тоже выгоден этот лесоперерабатывающий комплекс (ведь это трудовая занятость, налоги в бюджет, развитие региона, реализованные амбиции губернатора), но данный социально-экономический проект не имеет прецедентов, и выделение на него бюджетной строки означает для министерства риск не только экономический, но и политический. А если проект не пойдет? А случись пожар, что в последние годы не редкость? Того и гляди, инвестор свой проект свернет, возможно, частично покрыв убытки заблаговременным страхованием. А государство понесет существенный репутационный риск от неудачного проекта.

С другой стороны, в российском федеральном законодательстве не содержится терминов и описания признаков инвестиционного контракта. Заключаемые в сфере ЖКХ инвестиционные контракты на строительство объектов недвижимости регулируются частично Гражданским кодексом, частично - инвестиционным законодательством (точнее, федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Вряд ли подобные проекты являются объектом финансирования (гарантий) со стороны Инвестиционного фонда РФ. Помимо этого, предметом контракта на строительство является действительно инвестиционная деятельность, а не те формы государственной поддержки, которые прописаны в постановлении об Инвестиционном фонде РФ (кроме, возможно, вложений в уставные капиталы юридических лиц).

Одним из новых индустриальных механизмов ГЧП явилось создание или преобразование Внешэкономбанка в Государственную корпорацию развития, задачей которой как раз и является финансирование от лица государства инфраструктурных составляющих проектов ГЧП. Бизнес готов осваивать целые пояса месторождений, строить заводы и горно-обогатительные комбинаты, тепловые и гидростанции.

Таких проектов в планах компаний до 2015 г. набралось на 700 млрд долларов. Они сосредоточены главным образом в Сибири и на Дальнем Востоке. Но, чтобы подступиться к запасам недр и промышленным площадкам, нужно еще вложиться в железные дороги, мосты, трубопроводы, линии электропередачи, коммунальные сети. Без инвестиций в инфраструктуру 90 % проектов останутся просто на бумаге. Однако дополнительные затраты в десятки миллиардов рублей сделают проект нерентабельным и отобьют у частной компании желание инвестировать. Выход очевиден - инфраструктурные расходы возьмут на себя Инвестфонд и, на коммерческих условиях, Внешэкономбанк. Так сходятся в одной точке интересы государства и бизнеса, проекты государства и бизнеса, инвестиции государства и бизнеса.

Остановлюсь еще на одном существенном моменте. По прогнозам, развитие мировой экономики к 2050 г. потребует увеличения производства энергии более чем в два раза. В России спрос на энергию в 2020 г. вырастет в 1, 5 раза по отношению к уровню 2005 года. По оценкам МАГАТЭ, в ближайшие пятнадцать лет в мире построят минимум 60 атомных реакторов. Россия, согласно проекту "дорожной карты" среднесрочного развития атомного энергопромышленного комплекса, должна построить в этот период 20 блоков АЭС. К 2030 г. мы должны производить на АЭС четверть всей российской электроэнергии.

И, хотя в атомной энергетике сохраняется государственная монополия, возможности для реализации проектов на основе ГЧП остаются. Несмотря на планируемое существенное увеличение государственных инвестиций в развитие атомной энергетики, отрасли могут потребоваться заемные средства. В этом случае перспективно было бы осуществлять проекты по долгосрочному кредитованию частными банками предприятий атомной отрасли под гарантии государства.

Частный бизнес (особенно в энергоемких отраслях экономики) заинтересован в строительстве АЭС рядом со своими предприятиями. Однако для того, чтобы такое сотрудничество имело перспективы и было впоследствии реализовано, необходимы изменения в действующем законодательстве. И здесь эксперты по развитию ГЧП предлагают взять на вооружение опыт работы Росатома с производителями алюминия.

Так, действующее законодательство обязывает Росатом при новом строительстве АЭС реализовывать социальные программы на территориях, прилегающих к станции. На эти цели ему можно направлять до 10 % от суммы всех капиталовложений при новом строительстве. В этой сфере также целесообразно применять ГЧП. Необходимо учитывать, что объекты социальной сферы, создаваемые в рамках таких программ, требуют в перспективе и средств на их содержание. Практика показывает, что зачастую у муниципалитетов необходимых средств не находится, и объекты не оправдывают инвестиций, потраченных на их сооружение.

Собственно, данные рассуждения - своего рода суммирование мнений, суждений, комментариев, высказанных в докладах и материалах "круглого стола".

На основе предложений и идей участников проведенного заседания наш подкомитет вышел с инициативой создания Экспертного совета по ГЧП при Комитете Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству. Надеюсь, что этот орган станет своего рода интеллектуальным "штабом" , который будет решать задачи теоретического осмысления и законотворческой деятельности по данному перспективному направлению.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru