Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Нужна прочная законодательная база

 
   

Основные направления развития государственно-частного партнерства, которые могут оказать исключительно позитивное воздействие на структуру экономики России.

 

 
 

Григорий ТОМЧИН,
президент Фонда поддержки законодательных инициатив

 
 
Вопрос "Как изменит государственно-частное партнерство экономику России?" правомерно задавать в нашей стране. Российская экономика, образ жизни россиян, наш сегодняшний общественный строй находятся на стадии развития. Полным ходом идет процесс создания различных государственных институтов, институтов общества и бизнеса.

Несмотря на то, что в большинстве государств с рыночной экономикой в обществе превалируют схожие ценности, государственное устройство, устройство бизнеса и общества в каждой стране разное. Исключение не составляют даже страны Евросоюза. Очевидно, что жизнь бизнеса в Швейцарии отличается от жизни бизнеса в Австрии, а жизнь бизнеса в Австрии отличается от жизни бизнеса, например, в Германии или Англии.

Различия в государственном устройстве, организации бизнес-процессов обусловлены традициями, сложившимися за годы становления общественных институтов в этих странах. Так как наша страна на 80 лет была исключена из эволюционной системы построения общества, налаживание взаимоотношений государства и бизнеса началось всего несколько десятков лет назад. Учитывая это обстоятельство, нам за несколько лет придется проделать тот путь, на который другие страны потратили сотни лет.

Говоря о том, что государственные, общественные и бизнес-институты в России находятся еще на стадии развития, надо понимать, что первый этап этого непростого пути уже завершен, первоначальная работа по слому старой системы практически завершена. Сегодня мы вступаем в новый этап - пришло время строить, используя те инструменты, которые наиболее подходят именно для нашей страны и нашей ментальности. Очевидно, что сегодня можно говорить о том, что Россия ставит перед собой те же цели, к которым стремятся развитые западные общества: хорошо жить и иметь приличный достаток. Однако у нас эти традиционные для западной цивилизации ценности, безусловно, сочетаются с ментальными особенностями страны, которые обязательно необходимо учитывать при выборе инструментов дальнейшего развития. Одним из эффективных механизмов является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Безусловно, мода на него сейчас существует во всем мире, однако в разных уголках планеты по-разному понимают эти слова. На мой взгляд, важно корректно обозначить, что такое государственно-частное партнерство и как этот инструмент можно эффективно использовать, чтобы изменить структуру экономики России.

Для нашей страны государственное партнерство будет правильным и эффективным механизмом в том случае, когда государство выступает регулятором рынка. В тех же случаях, когда оно выступает субъектом рынка и когда этот субъект имеет преимущества перед другими, негосударственными, субъектами, а также теми компаниями, которые не вошли в государственно-частное партнерство - механизм ГЧП уродует и искажает экономику страны.

Сегодня наиболее эффективно применение механизмов ГЧП в сфере концессионных соглашений, в тех областях, где государство стимулирует создание крупных, в основном инфраструктурных проектов. Почему в данном случае механизм государственно-частного партнерства оказывается эффективным? Частный бизнес вкладывает деньги в значимый для государства проект, а государство помогает ему его реализовать. Прежде чем потратить средства, бизнес проводит экспертизу проекта. Некоторые чиновники могут сетовать на то, что бизнес не идет на их проект! Ответ прост: если государство предложило проект, а частный бизнес не хочет его поддерживать - значит, либо проект не эффективен, либо не было создано достаточно условий для его реализации.

С другой стороны, недальновидные бизнесмены задаются вопросом: зачем нужно государство в таких проектах? Не отдать ли все на волю рыночной стихии? Инфраструктурные проекты требуют вложения очень большого количества денег и без создания государством особых условий для их реализации малоприбыльны. Кроме того, это "длинные" деньги - вложенные в инфраструктуру средства дадут прибыль лишь в долгосрочной перспективе. В данном случае степень риска и сами риски бизнесу может компенсировать государство. Государственно-частное партнерство в инфраструктурных проектах - это страхование рисков. Какие это проекты? В первую очередь, строительство дорог - железных, крупных федеральных автомобильных трасс, нефтепроводов. Создание концессии, одной из самых проработанных форм государственно-частного партнерства, для строительства 25 тысяч федеральных дорог, безусловно, повлияет на структуру экономики России, а также на ее возможности не только в традиционной индустриальной сфере, но и в инновационной экономике.

Еще одна область, в которой применение государственно-частного партнерства может оказать решающее влияние на структуру экономики России - это развитие инновационной экономики. В данном случае наиболее эффективное, но юридически менее проработанное, - это создание технопарков, где государство на определенных территориях стимулирует инновационную деятельность.

Идеальная модель технопарка представляет собой сочетание одной-двух новых компаний, бизнес которых связан с новыми технологиями. В случае создания на территории технопарка новых технологий этим компаниям обеспечиваются преференции.

Например, создание технопарка на базе учебного института, который, благодаря своим передовым специалистам, оптимизирует проверку и разработку идей и создание бизнес-инкубатора, где собираются изобретатели новых идей по вполне определенной тематике. Такая модель является типовой для Европы и дает очень хороший результат. Если мы создадим законодательство по технопаркам, причем задействуем в процессе его создания государственные и негосударственные венчурные фонды, которые будут финансировать как сам технопарк, так и отдельные его части, например, бизнес-инкубатор, тогда мы совершим прорыв в инновационной экономике. На маленькую четырехмиллионную Финляндию приходится двадцать технопарков - в России их нужнее не менее пятидесяти-восьмидесяти.

Неправильно создавать их только в "силиконовой долине" - кому нужны 100 "долин"? Очень важен предварительный анализ - какой вид рынка наиболее интересен в данном регионе. Какие есть кадры в учебных институтах, какие инвесторы, заинтересованные в новых технологиях - этот конгломерат факторов и определит тематику того или иного технопарка. Именно это второе направление развития государственно-частного партнерства может серьезно изменить структуру экономики страны.

Третье направление ГЧП тесно связано с первыми двумя - это выделение государственных денег на развитие из Инвестиционного фонда, Фонда будущих поколений. Хотелось бы предостеречь тех, кто готов просто взять эти деньги и направить на развитие той или иной отрасли. Необходимо продумать механизмы контроля над государственными средствами. Сегодня в России очень модно создавать государственные корпорации, но они будут эффективны тогда и только тогда, когда госкорпорацию с предоставленными ей большими капиталами отдадут в управление частным управляющим компаниям, которые по определенному бизнес-плану, при собственной финансовой ответственности и стимулировании результата будут управлять этой корпорацией. Причем также эффективно будет, если через пять-семь лет работы эта управляющая компания получит бонус на выкуп части пакета данной госкорпорации. Например, бонус на владение, чтобы в процессе значительно увеличить ее капитализацию и вывести компанию на IPO. Такие госкорпорации в прорывных отраслях являются отдельным видом государственно-частного партнерства.

Механизм ГЧП может эффективно использоваться и в социальных проектах, когда государство дает права и деньги, а бизнес управляет. Либо бизнес дает деньги и управляет, а государство предоставляет права. Например, стимулирование создания эндаумент-фондов для благотворительности, которые сегодня находятся в каких-то ненормальных с правовой точки зрения условиях. Сам меценат может открыто давать деньги на благотворительность (это закон об эндаумент-фондах, закон о целевом капитале), но благополучатель практически запрещен сегодня налоговым и имущественным законодательством. Между тем, это еще один вид государственно-частного партнерства.

Все перечисленные направления могут, а значит - должны быть в ближайшее время реализованы в России. Однако необходимо понимать, что только при создании достаточного законодательного обеспечения, а также в том случае, когда государство не будет пытаться выторговывать себе более благоприятные условия работы на рынке по отношению к другим его субъектам, государственно-частное партнерство сможет оказывать исключительно позитивное воздействие на структуру экономики России.
 
     
 
Еще статьи на эту тему:
 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru