|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июнь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Нужна прочная законодательная база
|
|
|
Основные направления развития государственно-частного партнерства, которые могут оказать исключительно позитивное воздействие на структуру экономики России.
|
|
|
Григорий ТОМЧИН, президент Фонда поддержки законодательных инициатив
|
|
|
Вопрос "Как изменит государственно-частное партнерство экономику России?"
правомерно задавать в нашей стране. Российская экономика, образ жизни россиян,
наш сегодняшний общественный строй находятся на стадии развития. Полным ходом
идет процесс создания различных государственных институтов, институтов общества
и бизнеса.
Несмотря на то, что в большинстве государств с рыночной экономикой в обществе
превалируют схожие ценности, государственное устройство, устройство бизнеса и
общества в каждой стране разное. Исключение не составляют даже страны Евросоюза.
Очевидно, что жизнь бизнеса в Швейцарии отличается от жизни бизнеса в Австрии, а
жизнь бизнеса в Австрии отличается от жизни бизнеса, например, в Германии или
Англии.
Различия в государственном устройстве, организации бизнес-процессов обусловлены
традициями, сложившимися за годы становления общественных институтов в этих
странах. Так как наша страна на 80 лет была исключена из эволюционной системы
построения общества, налаживание взаимоотношений государства и бизнеса началось
всего несколько десятков лет назад. Учитывая это обстоятельство, нам за
несколько лет придется проделать тот путь, на который другие страны потратили
сотни лет.
Говоря о том, что государственные, общественные и бизнес-институты в России
находятся еще на стадии развития, надо понимать, что первый этап этого
непростого пути уже завершен, первоначальная работа по слому старой системы
практически завершена. Сегодня мы вступаем в новый этап - пришло время строить,
используя те инструменты, которые наиболее подходят именно для нашей страны и
нашей ментальности. Очевидно, что сегодня можно говорить о том, что Россия
ставит перед собой те же цели, к которым стремятся развитые западные общества:
хорошо жить и иметь приличный достаток. Однако у нас эти традиционные для
западной цивилизации ценности, безусловно, сочетаются с ментальными
особенностями страны, которые обязательно необходимо учитывать при выборе
инструментов дальнейшего развития. Одним из эффективных механизмов является
государственно-частное партнерство (ГЧП).
Безусловно, мода на него сейчас существует во всем мире, однако в разных уголках
планеты по-разному понимают эти слова. На мой взгляд, важно корректно
обозначить, что такое государственно-частное партнерство и как этот инструмент
можно эффективно использовать, чтобы изменить структуру экономики России.
Для нашей страны государственное партнерство будет правильным и эффективным
механизмом в том случае, когда государство выступает регулятором рынка. В тех же
случаях, когда оно выступает субъектом рынка и когда этот субъект имеет
преимущества перед другими, негосударственными, субъектами, а также теми
компаниями, которые не вошли в государственно-частное партнерство - механизм ГЧП
уродует и искажает экономику страны.
Сегодня наиболее эффективно применение механизмов ГЧП в сфере концессионных
соглашений, в тех областях, где государство стимулирует создание крупных, в
основном инфраструктурных проектов. Почему в данном случае механизм
государственно-частного партнерства оказывается эффективным? Частный бизнес
вкладывает деньги в значимый для государства проект, а государство помогает ему
его реализовать. Прежде чем потратить средства, бизнес проводит экспертизу
проекта. Некоторые чиновники могут сетовать на то, что бизнес не идет на их
проект! Ответ прост: если государство предложило проект, а частный бизнес не
хочет его поддерживать - значит, либо проект не эффективен, либо не было создано
достаточно условий для его реализации.
С другой стороны, недальновидные бизнесмены задаются вопросом: зачем нужно
государство в таких проектах? Не отдать ли все на волю рыночной стихии?
Инфраструктурные проекты требуют вложения очень большого количества денег и без
создания государством особых условий для их реализации малоприбыльны. Кроме
того, это "длинные" деньги - вложенные в инфраструктуру средства дадут прибыль
лишь в долгосрочной перспективе. В данном случае степень риска и сами риски
бизнесу может компенсировать государство. Государственно-частное партнерство в
инфраструктурных проектах - это страхование рисков. Какие это проекты? В первую
очередь, строительство дорог - железных, крупных федеральных автомобильных
трасс, нефтепроводов. Создание концессии, одной из самых проработанных форм
государственно-частного партнерства, для строительства 25 тысяч федеральных
дорог, безусловно, повлияет на структуру экономики России, а также на ее
возможности не только в традиционной индустриальной сфере, но и в инновационной
экономике.
Еще одна область, в которой применение государственно-частного партнерства может
оказать решающее влияние на структуру экономики России - это развитие
инновационной экономики. В данном случае наиболее эффективное, но юридически
менее проработанное, - это создание технопарков, где государство на определенных
территориях стимулирует инновационную деятельность.
Идеальная модель технопарка представляет собой сочетание одной-двух новых
компаний, бизнес которых связан с новыми технологиями. В случае создания на
территории технопарка новых технологий этим компаниям обеспечиваются
преференции.
Например, создание технопарка на базе учебного института, который, благодаря
своим передовым специалистам, оптимизирует проверку и разработку идей и создание
бизнес-инкубатора, где собираются изобретатели новых идей по вполне определенной
тематике. Такая модель является типовой для Европы и дает очень хороший
результат. Если мы создадим законодательство по технопаркам, причем задействуем
в процессе его создания государственные и негосударственные венчурные фонды,
которые будут финансировать как сам технопарк, так и отдельные его части,
например, бизнес-инкубатор, тогда мы совершим прорыв в инновационной экономике.
На маленькую четырехмиллионную Финляндию приходится двадцать технопарков - в
России их нужнее не менее пятидесяти-восьмидесяти.
Неправильно создавать их только в "силиконовой долине" - кому нужны 100 "долин"?
Очень важен предварительный анализ - какой вид рынка наиболее интересен в данном
регионе. Какие есть кадры в учебных институтах, какие инвесторы,
заинтересованные в новых технологиях - этот конгломерат факторов и определит
тематику того или иного технопарка. Именно это второе направление развития
государственно-частного партнерства может серьезно изменить структуру экономики
страны.
Третье направление ГЧП тесно связано с первыми двумя - это выделение
государственных денег на развитие из Инвестиционного фонда, Фонда будущих
поколений. Хотелось бы предостеречь тех, кто готов просто взять эти деньги и
направить на развитие той или иной отрасли. Необходимо продумать механизмы
контроля над государственными средствами. Сегодня в России очень модно создавать
государственные корпорации, но они будут эффективны тогда и только тогда, когда
госкорпорацию с предоставленными ей большими капиталами отдадут в управление
частным управляющим компаниям, которые по определенному бизнес-плану, при
собственной финансовой ответственности и стимулировании результата будут
управлять этой корпорацией. Причем также эффективно будет, если через пять-семь
лет работы эта управляющая компания получит бонус на выкуп части пакета данной
госкорпорации. Например, бонус на владение, чтобы в процессе значительно
увеличить ее капитализацию и вывести компанию на IPO. Такие госкорпорации в
прорывных отраслях являются отдельным видом государственно-частного партнерства.
Механизм ГЧП может эффективно использоваться и в социальных проектах, когда
государство дает права и деньги, а бизнес управляет. Либо бизнес дает деньги и
управляет, а государство предоставляет права. Например, стимулирование создания
эндаумент-фондов для благотворительности, которые сегодня находятся в каких-то
ненормальных с правовой точки зрения условиях. Сам меценат может открыто давать
деньги на благотворительность (это закон об эндаумент-фондах, закон о целевом
капитале), но благополучатель практически запрещен сегодня налоговым и
имущественным законодательством. Между тем, это еще один вид
государственно-частного партнерства.
Все перечисленные направления могут, а значит - должны быть в ближайшее время
реализованы в России. Однако необходимо понимать, что только при создании
достаточного законодательного обеспечения, а также в том случае, когда
государство не будет пытаться выторговывать себе более благоприятные условия
работы на рынке по отношению к другим его субъектам, государственно-частное
партнерство сможет оказывать исключительно позитивное воздействие на структуру
экономики России. |
|
|
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|