 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Энергобалансу не хватает равновесия
|
|
|
На протяжении нескольких десятилетий в Северной Африке бессменным лидером по импорту энергоносителей является Марокко. Это первенство закрепилось за североафриканским королевством вскоре после обретения им независимости по окончании французского протектората в 1956 году.
|
|
|
Владимир КУКУШКИН, Институт Африки РАН
|
|
|
До начала 2000-х объем марокканского энергосырьевого импорта долго колебался в
пределах 1 - 1,5 млрд долларов. Однако впоследствии удорожание жидкого, а затем
и большинства других видов топлива в мировой торговле неуклонно увеличивало эту
статью валютных расходов, которые после 2005 г. превысили уже 2 млрд долл. в
год. Национальные и зарубежные эксперты почти единодушно относили финансовую
нагрузку от импорта энергоносителей к главному фактору, замедлившему
среднегодовые темпы прироста марокканского ВВП с 6,1% в 2003 г. до 2,4% в 2005
году.
Неблагоприятная финансовая ситуация отражает прежде всего бедность наличных
доказанных запасов ископаемого топлива, пригодных для рентабельного развития
национальной энергетики. В 2006 г. Американский нефтяной институт оценивал эти
запасы Марокко применительно к жидким углеводородам до 1,07 млн барр. (около 150
тыс. т) и к газообразным - до 60 млрд фут3 (менее 1,7 млрд м3). Одновременно
подчеркивается, что перспективы роста этих показателей далеко не исчерпаны, хотя
и весьма неопределенны ввиду слабой геологической изученности как страны в
целом, так и конкретных ее структур, уже известных потенциальным наличием
углеводородных ресурсов.
Если бы в стране удалось существенно активизировать геологопоисковые и
разведочные работы на нефть и газ, тогда наиболее результативными могли бы стать
морские и океанские акватории над марокканским континентальным шельфом. На
больших площадях Марокко давно известна и угленосность, которая представлена
многочисленными, но маломощными пластами антрацита, каменного и бурого угля,
имеющими пока ограниченное промышленное значение. Наконец, эта страна долго и
прочно занимает одну из лидирующих позиций на Африканском континенте по запасам
битуминозных пород (делит 2 - 3-е места с ЮАР в пересчете этих ресурсов по
содержанию в них сланцевой смолы). Однако и относительно создания сланцевой
промышленности, даже при современной высокой конъюнктуре энергосырьевых рынков,
в королевстве не обнародовано никаких конкретных планов.
Марокко пока не удается предотвратить углубление хронического дисбаланса между
отстающим энергопроизводством и опережающим энергопотреблением. В 2006 г.
производство марокканской нефти составило лишь 0,5 тыс. барр./сут. (25 тыс.
т/год), а всех жидких углеводородов (включая газовый конденсат и другие) - 3,8
тыс. барр./сут. (190 тыс. т/год). Тогда как потребление жидкого топлива -
соответственно 179,7 тыс. барр./сут. (8985 тыс. т/год). Разрыв покрывался
нетто-импортом нефти и нефтепродуктов в объеме 176 тыс. барр./сут. (8800 тыс.
т/год). Именно эти товарные группы и формируют главную статью марокканского
пассива во внешней торговле энергоресурсами.
Практически идентична ситуация с твердым топливом, хотя финансовое напряжение
здесь слабее ввиду относительно меньшей дороговизны импортного угля, главным
образом южноафриканского и отчасти - польского. Но все же при почти
прекратившейся собственной угледобыче потребление в 2005 - 2006 гг. составляло
7441 и 5098 тыс. коротких тонн (для каменного угля среднего качества это
соответствовало 6697 и 4588 тыс. метрических тонн условного топлива) целиком за
счет ввоза из зарубежья.
Только по природному газу и электричеству марокканский энергобаланс формально
полностью уравновешен. В первом случае незначительное производство (2 млрд фут3,
или 57 млн м3, в 2006 г.) соответствовало столь же скромному внутреннему
потреблению. Во втором - даже немного превышало потребности: в 2005 г. выработка
достигла 21,37 млрд, а потребление - 20,67 млрд кВт*ч. Но столь малая разница
почти не выходила за рамки потерь при транспортировке.
Энергетическая самообеспеченность - один из давних приоритетов экономической
стратегии Марокко - становится все более актуальной. В последнее время решение
этой задачи сосредоточено преимущественно на программе всемерной либерализации
отраслей энергосырьевого комплекса, разработанной для периода 2000-2007 гг. и
охватывающей как внутренний рынок, так и внешнеэкономические связи. Причем
главное внимание уделяется формированию благоприятного инвестиционного климата
для привлечения иностранного капитала во все сферы нефтяной и газовой
промышленности. Например, еще в 2000 г. соответствующие разделы марокканского
законодательства были модифицированы, предусмотрев десятилетние налоговые
каникулы для компаний, приступающих к разработке морских нефтяных месторождений.
Была также ограничена на 25% доля госучастия в совместных нефтепромысловых
предприятиях, создаваемых с начала 2000-х годов.
Принятые организационные и законодательные меры дали некоторые положительные
результаты. К началу 2006 г. в Марокко действовали, занимаясь преимущественно
геологической разведкой, почти два десятка иностранных нефтяных фирм -
держателей концессионных лицензий. В их числе компании КНР (China National
Offshore Oil Corp. - CNOOC), Норвегии (Norsk Hydro), Бразилии (Petronas),
Франции (Total), Канады (Stratic Energy), Дании, США и других стран, включая
мировых транснациональных лидеров отрасли типа корпорации Shell.
Главное препятствие наращиванию этой активности - проблемы Западной Сахары, на
протяжении нескольких десятилетий так и не находящие общепризнанного
международно-правового урегулирования. Так, формально провозгласившее
независимость этой бывшей испанской колонии, но находящееся в изгнании
правительство Polisario принципиально отказывается признавать марокканскую
юрисдикцию над Западной Сахарой. Считает ее оккупированной территорией и потому
проводит собственные аукционы ресурсных концессий, включая международные
конкурсы на участие в разведочных работах на нефть и газ. В результате среди
нефтегазовых ТНК образовались две конфликтующие группы претендентов на разведку
и разработку углеводородных ресурсов этого перспективного региона, которые
приобрели концессионные полномочия соответственно у правительств Марокко либо
Polisario.
Не располагая экспортными ресурсами углеводородного сырья, Марокко является
одним из важнейших транзитных государств на маршрутах поставок алжирского
природного газа в Западную Европу. По марокканской территории проходит
магистральный газопровод Магриб - Европа из Алжира в Испанию и Португалию через
Гибралтарский пролив (Maghreb-Europe Gas - MEG) пропускной способностью 300-350
млрд фут3 (8,5 - 9,9 млрд м3) в год.
Нефтеперерабатывающая промышленность Марокко представлена двумя предприятиями в
городах Мухаммадия и Сиди-Касем общей мощностью 155 тыс. барр./сут. (7,75 млн т
в год). Обоими владеют совместно саудовская фирма Corral Holdings и марокканская
Societe Marocaine d'lndustrie de Raffinage (Samir). В 2005-2008 гг. они
находятся в процессе расширения и реконструкции по контракту с итальянской
фирмой Snamprogetti SpA и турецкой Tekefen Company.
Марокканская электроэнергетика продолжает в значительной степени
контролироваться государством, представленным его предприятием Office National
de I'Electricite (ONE), хотя с 1995 г. находится в длительном процессе
либерализации. Согласно действующим программам доля государственных предприятий
должна сократиться до 40% от общего производства электроэнергии, хотя
предполагается сохранить фактическую монополию ONE на ее транспортировку и
распределение. Электрогенерирующие мощности страны - всего около 4,8 млн кВт -
представлены почти исключительно тепловыми станциями, работающими на каменном
угле, за исключением двух ТЭС: на природном газе мощностью 800 МВт и
комбинированного цикла - 350-400 МВт в г. Тахаддарте. Мощности гидростанций
невелики, а их производительность сильно зависит от непостоянства стока местных
рек.
По программам развития электроэнергетики только за период 2004-2011 гг.
предполагалось освоить не менее 3,4 млрд долл. инвестиций. Особенно пристальное
внимание уделяется перспективам освоения возобновляемых источников энергии -
прежде всего ветровой и солнечной, а также расширению гидростанций и сети линий
электропередачи. Последнее критически важно для страны, где 45% сельских
населенных пунктов оставались не охваченными электроснабжением до 2006 года.
Оживляется также интерес к развитию в Марокко ядерной энергетики.
Вместе с другими странами Магриба, особенно Алжиром и Тунисом, Марокко активно
обсуждает планы создания единой электроэнергетической системы регионального
масштаба с перспективами последующего подключения к объединенному рынку
электроэнергии ЕС.
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|