Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергобалансу не хватает равновесия

 
   

На протяжении нескольких десятилетий в Северной Африке бессменным лидером по импорту энергоносителей является Марокко. Это первенство закрепилось за североафриканским королевством вскоре после обретения им независимости по окончании французского протектората в 1956 году.

 

 
 

Владимир КУКУШКИН,
Институт Африки РАН

 
 
До начала 2000-х объем марокканского энергосырьевого импорта долго колебался в пределах 1 - 1,5 млрд долларов. Однако впоследствии удорожание жидкого, а затем и большинства других видов топлива в мировой торговле неуклонно увеличивало эту статью валютных расходов, которые после 2005 г. превысили уже 2 млрд долл. в год. Национальные и зарубежные эксперты почти единодушно относили финансовую нагрузку от импорта энергоносителей к главному фактору, замедлившему среднегодовые темпы прироста марокканского ВВП с 6,1% в 2003 г. до 2,4% в 2005 году.

Неблагоприятная финансовая ситуация отражает прежде всего бедность наличных доказанных запасов ископаемого топлива, пригодных для рентабельного развития национальной энергетики. В 2006 г. Американский нефтяной институт оценивал эти запасы Марокко применительно к жидким углеводородам до 1,07 млн барр. (около 150 тыс. т) и к газообразным - до 60 млрд фут3 (менее 1,7 млрд м3). Одновременно подчеркивается, что перспективы роста этих показателей далеко не исчерпаны, хотя и весьма неопределенны ввиду слабой геологической изученности как страны в целом, так и конкретных ее структур, уже известных потенциальным наличием углеводородных ресурсов.

Если бы в стране удалось существенно активизировать геологопоисковые и разведочные работы на нефть и газ, тогда наиболее результативными могли бы стать морские и океанские акватории над марокканским континентальным шельфом. На больших площадях Марокко давно известна и угленосность, которая представлена многочисленными, но маломощными пластами антрацита, каменного и бурого угля, имеющими пока ограниченное промышленное значение. Наконец, эта страна долго и прочно занимает одну из лидирующих позиций на Африканском континенте по запасам битуминозных пород (делит 2 - 3-е места с ЮАР в пересчете этих ресурсов по содержанию в них сланцевой смолы). Однако и относительно создания сланцевой промышленности, даже при современной высокой конъюнктуре энергосырьевых рынков, в королевстве не обнародовано никаких конкретных планов.

Марокко пока не удается предотвратить углубление хронического дисбаланса между отстающим энергопроизводством и опережающим энергопотреблением. В 2006 г. производство марокканской нефти составило лишь 0,5 тыс. барр./сут. (25 тыс. т/год), а всех жидких углеводородов (включая газовый конденсат и другие) - 3,8 тыс. барр./сут. (190 тыс. т/год). Тогда как потребление жидкого топлива - соответственно 179,7 тыс. барр./сут. (8985 тыс. т/год). Разрыв покрывался нетто-импортом нефти и нефтепродуктов в объеме 176 тыс. барр./сут. (8800 тыс. т/год). Именно эти товарные группы и формируют главную статью марокканского пассива во внешней торговле энергоресурсами.

Практически идентична ситуация с твердым топливом, хотя финансовое напряжение здесь слабее ввиду относительно меньшей дороговизны импортного угля, главным образом южноафриканского и отчасти - польского. Но все же при почти прекратившейся собственной угледобыче потребление в 2005 - 2006 гг. составляло 7441 и 5098 тыс. коротких тонн (для каменного угля среднего качества это соответствовало 6697 и 4588 тыс. метрических тонн условного топлива) целиком за счет ввоза из зарубежья.

Только по природному газу и электричеству марокканский энергобаланс формально полностью уравновешен. В первом случае незначительное производство (2 млрд фут3, или 57 млн м3, в 2006 г.) соответствовало столь же скромному внутреннему потреблению. Во втором - даже немного превышало потребности: в 2005 г. выработка достигла 21,37 млрд, а потребление - 20,67 млрд кВт*ч. Но столь малая разница почти не выходила за рамки потерь при транспортировке.

Энергетическая самообеспеченность - один из давних приоритетов экономической стратегии Марокко - становится все более актуальной. В последнее время решение этой задачи сосредоточено преимущественно на программе всемерной либерализации отраслей энергосырьевого комплекса, разработанной для периода 2000-2007 гг. и охватывающей как внутренний рынок, так и внешнеэкономические связи. Причем главное внимание уделяется формированию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала во все сферы нефтяной и газовой промышленности. Например, еще в 2000 г. соответствующие разделы марокканского законодательства были модифицированы, предусмотрев десятилетние налоговые каникулы для компаний, приступающих к разработке морских нефтяных месторождений. Была также ограничена на 25% доля госучастия в совместных нефтепромысловых предприятиях, создаваемых с начала 2000-х годов.

Принятые организационные и законодательные меры дали некоторые положительные результаты. К началу 2006 г. в Марокко действовали, занимаясь преимущественно геологической разведкой, почти два десятка иностранных нефтяных фирм - держателей концессионных лицензий. В их числе компании КНР (China National Offshore Oil Corp. - CNOOC), Норвегии (Norsk Hydro), Бразилии (Petronas), Франции (Total), Канады (Stratic Energy), Дании, США и других стран, включая мировых транснациональных лидеров отрасли типа корпорации Shell.

Главное препятствие наращиванию этой активности - проблемы Западной Сахары, на протяжении нескольких десятилетий так и не находящие общепризнанного международно-правового урегулирования. Так, формально провозгласившее независимость этой бывшей испанской колонии, но находящееся в изгнании правительство Polisario принципиально отказывается признавать марокканскую юрисдикцию над Западной Сахарой. Считает ее оккупированной территорией и потому проводит собственные аукционы ресурсных концессий, включая международные конкурсы на участие в разведочных работах на нефть и газ. В результате среди нефтегазовых ТНК образовались две конфликтующие группы претендентов на разведку и разработку углеводородных ресурсов этого перспективного региона, которые приобрели концессионные полномочия соответственно у правительств Марокко либо Polisario.

Не располагая экспортными ресурсами углеводородного сырья, Марокко является одним из важнейших транзитных государств на маршрутах поставок алжирского природного газа в Западную Европу. По марокканской территории проходит магистральный газопровод Магриб - Европа из Алжира в Испанию и Португалию через Гибралтарский пролив (Maghreb-Europe Gas - MEG) пропускной способностью 300-350 млрд фут3 (8,5 - 9,9 млрд м3) в год.

Нефтеперерабатывающая промышленность Марокко представлена двумя предприятиями в городах Мухаммадия и Сиди-Касем общей мощностью 155 тыс. барр./сут. (7,75 млн т в год). Обоими владеют совместно саудовская фирма Corral Holdings и марокканская Societe Marocaine d'lndustrie de Raffinage (Samir). В 2005-2008 гг. они находятся в процессе расширения и реконструкции по контракту с итальянской фирмой Snamprogetti SpA и турецкой Tekefen Company.

Марокканская электроэнергетика продолжает в значительной степени контролироваться государством, представленным его предприятием Office National de I'Electricite (ONE), хотя с 1995 г. находится в длительном процессе либерализации. Согласно действующим программам доля государственных предприятий должна сократиться до 40% от общего производства электроэнергии, хотя предполагается сохранить фактическую монополию ONE на ее транспортировку и распределение. Электрогенерирующие мощности страны - всего около 4,8 млн кВт - представлены почти исключительно тепловыми станциями, работающими на каменном угле, за исключением двух ТЭС: на природном газе мощностью 800 МВт и комбинированного цикла - 350-400 МВт в г. Тахаддарте. Мощности гидростанций невелики, а их производительность сильно зависит от непостоянства стока местных рек.

По программам развития электроэнергетики только за период 2004-2011 гг. предполагалось освоить не менее 3,4 млрд долл. инвестиций. Особенно пристальное внимание уделяется перспективам освоения возобновляемых источников энергии - прежде всего ветровой и солнечной, а также расширению гидростанций и сети линий электропередачи. Последнее критически важно для страны, где 45% сельских населенных пунктов оставались не охваченными электроснабжением до 2006 года. Оживляется также интерес к развитию в Марокко ядерной энергетики.

Вместе с другими странами Магриба, особенно Алжиром и Тунисом, Марокко активно обсуждает планы создания единой электроэнергетической системы регионального масштаба с перспективами последующего подключения к объединенному рынку электроэнергии ЕС.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru