Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Евразию объединит электроэнергетика

 
   

Эффективная электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная основа устойчивого роста. В свою очередь, развитые механизмы трансграничной торговли и инвестиций способны значительно повысить общую эффективность и надежность электроэнергетической отрасли. Работа по внедрению таких механизмов проводится в рамках создания Общего электроэнергетического рынка (ОЭР) СНГ. Что уже у далось сделать? Какие препятствия возникают?

 

 
 

Евгений ВИНОКУРОВ,
начальник отдела экономического анализа Аналитического управления Евразийского банка развития

 
 
1990-е годы не прошли бесследно, и в настоящее время взаимная торговля и инвестиции стран СНГ находятся на низком уровне. Перетоки электроэнергии между странами упали в 3 - 4 раза по сравнению с уровнем 1980-х годов. И сегодня статистика указывает на стагнацию энергоперетоков. Объем экспорта-импорта между странами составляет 5 - 6% от внутреннего потребления электроэнергии. В целом СНГ является нетто-экспортером электроэнергии, но абсолютные объемы как экспорта, так и импорта невелики. Они не соответствуют имеющемуся потенциалу: обладая крупнейшими запасами угля и газа, огромным гидроэнергетическим потенциалом, а также конкурентными преимуществами в энергетическом машиностроении, страны СНГ способны увеличить объемы поставок в несколько раз.

НУЖЕН РЫНОК С ЕДИНЫМИ ПРАВИЛАМИ

Ситуация на постсоветском пространстве во многом уникальна. В отличие от ЕС, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и других макрорегионов, стремящихся к созданию общих электроэнергетических рынков, единая система - построенная, впрочем, на административных отношениях, - уже существовала в СССР. От Советского Союза страны СНГ унаследовали как единые технические стандарты, так и развитые трансграничные мощности по передаче электроэнергии. Сейчас речь идет о создании эффективного общего рынка электроэнергии, основанного на рыночных принципах.

Анализ зарубежного опыта создания объединенных энергетических рынков показывает, что параметры и эффективность ОЭР определяются тремя основными направлениями развития. Во-первых, развитием энергетической инфраструктуры, то есть физическим наличием генерирующих и передающих мощностей между национальными рынками. Во-вторых, механизмами регулирования энергетических рынков, наличием общих стандартов, облегчающих взаимную торговлю таким специфическим товаром, как электроэнергия. В-третьих, развитием экономической интеграции в целом. В своем формировании ОЭР может пройти четыре стадии: от индивидуальных национальных энергетических рынков к рынку, на котором трансграничная торговля играет существенную роль, региональному рынку с едиными правилами и региональному вторичному или фьючерсному рынку.

В настоящее время, благодаря серьезным мерам по обеспечению бесперебойной работы в параллельном режиме и по наращиванию взаимных энергоперетоков, страны СНГ переходят ко второй стадии, причем Россия и Казахстан выступают локомотивами интеграции. Однако ОЭР можно считать сформированным только по достижении третьей стадии - регионального спотового рынка с едиными правилами. Создание такого рынка странами СНГ потребует преодоления ряда препятствий.

На наш взгляд, важнейшим барьером является незавершенная либерализация крупнейшего, системообразующего для СНГ, российского рынка. Именно полная либерализация энергорынка РФ, ожидаемая к 2011 г., позволит существенно продвинуться в формировании общего электроэнергетического рынка СНГ. Конечно, должен быть решен и ряд других вопросов. Так, целый комплекс проблем связан с эффективным функционированием водно-энергетической системы Центрально-Азиатского региона. Без их решения немыслимо полноценное участие в ОЭР. Другие проблемы связаны с транзитными тарифами, таможенным контролем и техническими стандартами.

ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ И ИНВЕСТИЦИИ

Интенсивность формирования ОЭР характеризуется динамикой объемов торговли электроэнергией и уровнем взаимных (трансграничных) инвестиций в этой отрасли. По этим показателям можно количественно отследить уровень региональной интеграции в электроэнергетике. При этом взаимные инвестиции выступают более значимым и устойчивым индикатором в силу своей долгосрочности, а также того обстоятельства, что трансграничные инвестиции в генерацию и дистрибуцию часто создают устойчивые товаропотоки между странами.

Примером может служить Экибастузская ГРЭС-2, 50% акций которой принадлежит Интер РАО. Значительный объем вырабатываемой этой станцией энергии экспортируется в Россию. Неслучайно ее модернизацию финансировал Евразийский банк развития, призванный способствовать расширению торгово-экономических связей между странами региона.

Статистика 2004-2006 гг. отражает снижение как общих показателей экспорта, так и экспорта в страны СНГ и ЕврАзЭС. Этому есть два объяснения. Во-первых, за последние годы быстрый рост экономики государств - членов этих организаций привел к увеличению внутреннего потребления электроэнергии, что, в свою очередь, привело к снижению экспорта. В то же время длительный инвестиционный цикл и недоинвестированность электроэнергетики не позволяют быстро нарастить объемы производимой и экспортируемой электроэнергии. Во-вторых, увеличению экспорта препятствуют слабые механизмы межгосударственной торговли электроэнергией, а также неурегулированность проблем водно-энергетического комплекса и барьеры на пути транзита электроэнергии в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР).

"Чемпионами" ОЭР СНГ являются Казахстан и Россия. В рамках параллельной работы с 2001 г. организованы поставки электроэнергии в Россию из Казахстана. В 2007 г. Казахстан импортировал из России 1,3 млрд кВт*ч для удовлетворения нужд западного региона страны, одновременно направив в Россию 3 млрд кВт*ч с тепловых станций Экибастуза.

Структурные дисбалансы производства и потребления электроэнергии в Казахстане подталкивают страну к интенсификации международной торговли. Конечно, запланированное строительство Балхашской ТЭС с четырьмя блоками по 660 МВт, а также строительство внутренних ЛЭП на направлениях "Север - Юг" решает часть проблем, но не менее целесообразно и международное сотрудничество по следующим направлениям: оптимизация энергоперетоков с Россией (импорт из РФ в Западный регион и экспорт из Северного региона в РФ); участие в развитии водно-энергетического комплекса ЦАР с перспективой покрытия дефицита Южного региона за счет гидроэнергии Таджикистана и Киргизии; наращивание транзитного потенциала из этих стран в РФ по территории Казахстана и Узбекистана. Экономическая целесообразность этих направлений делает их перспективными в долгосрочном плане.

После практически "выпавших" 1990-х годов взаимные инвестиции в электроэнергетике стран СНГ стали реальностью в 2000-х. Однако фактически речь идет только об инвестициях России в странах СНГ. В последние годы РАО ЕЭС приобрело активы в Армении, Грузии, Казахстане и Молдавии. Одним из крупнейших проектов является строительство Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане мощностью 670 МВт. Первый энергоблок был успешно запущен в январе 2008 г., второй планируется ввести в действие в июне этого года.

Интересным проектом может стать участие Интер РАО в строительстве каскада Камбаратинских ГЭС в Киргизии. 29 декабря 2007 г. были объявлены результаты конкурса на подготовку ТЭО проекта строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. Победившей признана совместная заявка компаний Electricite de France и PriceWaterHouseCoopers. Для его организации было образовано простое товарищество, в которое вошли российское Интер РАО, киргизское ОАО "Электрические станции" и казахстанское АО "КазКуат".

Из крупных инициатив других игроков отметим предпринятую РУСАЛом попытку строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. В рамках проекта предполагались инвестиции в размере 1,5-2 млрд долларов. РУСАЛ, не достигнув взаимопонимания с правительством республики по технико-экономическим параметрам станции, был вынужден выйти из проекта.

В целом, несмотря на заметное оживление в течение последних лет, взаимные инвестиции находятся на низком уровне и характеризуются односторонней структурой. Практически все инвестиции осуществлены российской стороной. Незначительные объемы взаимной торговли электроэнергией и низкий уровень взаимных инвестиций с одной стороны - не соответствуют огромному потенциалу сектора, с другой - являются объективным препятствием к созданию ОЭР.

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ К ОБЩЕМУ РЫНКУ

Датой начала процессов реинтеграции в электроэнергетике стран СНГ стало 14 февраля 1992 г., когда на Совете глав правительств было подписано Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ. Первым юридическим документом, заложившим правовые основы взаимодействия государств и хозяйствующих субъектов при вхождении энергосистем в параллельную работу, стал Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ, подписанный на заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 1998 года. В настоящее время в параллельном режиме работают энергосистемы 11 из 12 стран - членов СНГ.

В рамках СНГ активную работу ведет Электроэнергетический совет (ЭЭС) СНГ, председателем которого с 2000 г. является Анатолий Чубайс. Электроэнергетический совет заслуженно считается наиболее эффективно действующим из всех отраслевых советов СНГ.

Евразийское экономическое сообщество стало заниматься активизацией интеграционных процессов в энергетике позднее СНГ. Его усилия сосредоточены на разработке Концепции формирования ОЭР государств-участников ЕврАзЭС и последующем ее развитии в реальные интеграционные проекты.

Создание общего электроэнергетического рынка сталкивается с рядом проблем. На наш взгляд, основным барьером является незавершенная либерализация на крупнейшем, системообразующем для СНГ, российском рынке.

В странах СНГ сформировались различные модели рынков электроэнергии, находящиеся на разных уровнях либерализации. Создание ОЭР возможно только после либерализации цен, по крайней мере на системообразующем рынке России. Либерализация цен на электроэнергию в РФ, ожидаемая к 2011 г., является базовой предпосылкой ОЭР.

Барьером к созданию единых рынков является специфическая структура электроэнергетической отрасли, а именно: наличие естественных монополий, а также преобладающее регулирование отрасли в политических целях. Если государство владеет передающими сетями и основными генерирующими мощностями, оно будет препятствовать импорту дешевой электроэнергии, чтобы отечественные электростанции не простаивали - вне зависимости от их реальной конкурентоспособности. Поэтому развитие региональной торговли электроэнергией требует разделения коммерческих интересов генерирующих и распределительных компаний.

В то же время опыт NordPool - интегрированного рынка электроэнергии скандинавских стран - показывает, что доминирование национальных компаний не является непреодолимым препятствием. Электроэнергетический рынок Скандинавии является самым эффективным интегрированным региональным рынком электроэнергии в мире, обеспечивая операции по спотовой и фьючерсной торговле. Его опыт доказывает, что при внедрении оптимальной регулятивной среды региональный общий рынок может быть создан даже при сохранении заметного присутствия государственных компаний в генерации и распределении электроэнергии.

Представляется также, что членство в ВТО могло бы облегчить создание ОЭР, предоставив общий правовой фундамент для стран-участниц. Вступление РФ и РК во Всемирную торговую организацию станет позитивным фактором. Киргизия, Грузия и Украина являются членами ВТО; прогресс Белоруссии, Таджикистана и Узбекистана минимален. Пока же разработка правовой базы ОЭР проводится, принимая во внимание требования ВТО.

Существует и ряд технологических барьеров к развитию ОЭР. В частности, сложно разработать общую методологию расчета стоимости транзита электроэнергии, актуальную не только для электроэнергетики, но и для других энергетических рынков. Вместе с тем, благодаря общему технологическому фундаменту, заложенному в Советском Союзе, значение подобных барьеров может быть не столь существенно, как в других регионах.

Сравним СНГ, например, с Центральной Европой, где создание ОЭР не менее актуально. Эксперты указывают на различные технические барьеры к построению эффективной системы трансграничной торговли в регионе. Среди них выделяются недостаточные мощности трансграничной передачи электроэнергии, первоначальное создание сетей по принципу "локальная генерация - локальное потребление"; отсутствие общей методологии координации и планирования, отсутствие регионального координирующего центра, а также технические сложности торговли энергией, производимой станциями на газе (дорогая электроэнергия) и ветропарками (непредсказуемые объемы генерации).

"Примерив" эти барьеры к постсоветским реалиям, мы видим более обнадеживающую ситуацию, связанную с тем, что существующая электроэнергетическая система первоначально создавалась как единая, предусматривающая возможность крупных перетоков энергии между союзными республиками. Это создает предпосылки для быстрого расширения торговли электроэнергией в СНГ.
Тем не менее для эффективной работы ОЭР должен быть устранен ряд технических барьеров и препятствий легального характера, в том числе: порядок таможенного контроля межгосударственных перетоков электроэнергии, не соответствующий требованиям параллельного режима; отсутствие единой методологии при расчете тарифов на транзит электроэнергии; несоответствие ряда положений национальных налоговых законодательств принятым двух - и многосторонним договорам и соглашениям по развитию интеграционного сотрудничества государств в области электроэнергетики.

В качестве отдельной проблемы выделим "гордиев узел" центральноазиатского водно-энергетического комплекса. Органической частью формирования ОЭР центральноазиатских государств и России является развитие водно-энергетического комплекса Центральной Азии, что включает в себя возведение гидроэнергетических каскадов в Таджикистане и Киргизии, строительство передающих мощностей и обязательное предоставление эффективного водного режима всем странам ЦАР. Клубок противоречий водно-энергетического комплекса Центральной Азии стремится распутать, в частности, ЕврАзЭС. Ключ к решению этой очень сложной проблемы видится в привлечении крупных источников финансирования для строительства дополнительных генерирующих мощностей, водохранилищ и эффективной инфраструктуры энерготранзита в сочетании с созданием эффективных механизмов регионального сотрудничества, что позволит учесть интересы всех стран региона.

ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Обсуждение перспектив общего электроэнергетического рынка, как правило, ограничивается рамками постсоветского пространства. Между тем экономическая логика ОЭР настойчиво подталкивает к выходу за его пределы.

Коротко обозначим некоторые перспективные направления, в развитии которых заинтересованы отдельные страны СНГ:
Азербайджан - выход на Иран;
Армения - экспорт электроэнергии в Иран;
Туркменистан и Узбекистан - Иран, Афганистан, другие страны Южной Азии;
Киргизия и Таджикистан - сотрудничество с Китаем, Ираном, Индией в освоении гидроэнергетического потенциала; экспорт электроэнергии в Пакистан, Индию, Иран, Китай, Афганистан (помимо стран СНГ);
Россия планирует осуществить в ближайшие восемь лет гигантский проект на востоке страны с использованием угольных месторождений, итогом которого может стать ежегодный экспорт 60 млрд кВт*ч в Китай;
для России, Украины, Белоруссии и Молдавии огромное значение может иметь объединение энергосистем со странами ЕС с перспективой создания общего рынка от Лиссабона до Владивостока.

За осуществление гигантского проекта экспорта электроэнергии из России в Китай будет отвечать Интер РАО. Проект распадается на три стадии, первая из которых должна начаться уже в 2008 году. Используя избыточные мощности электростанций Дальнего Востока, планируется нарастить экспорт в КНР до 4,5 млрд кВт*ч/год, для чего потребуется около 450 млн долл. инвестиций в передающие мощности. Следующие две стадии (до 2015 г.) потребуют существенно больших инвестиций. Общая сумма достигнет 17 млрд долл. только в самой России. Сначала будут созданы дополнительные генерирующие мощности, с объемом экспорта 18 млрд кВт*ч/год в основном с Ургальской ТЭС мощностью 3600 МВт, которая получит уголь с одноименного месторождения. Впоследствии экспорт будет расширен до 60 млрд кВт*ч за счет строительства трех новых станций в Бурятии и Чите (3600, 1200, 2400 МВт). Денежный поток по этому проекту может составить к 2015 г. 1,2 - 1,7 млрд долл./год - в зависимости от динамики цен на электроэнергию.

На "западном" направлении ведущую роль играет проект синхронного объединения энергосистем стран СНГ и Балтии с энергосистемами Центральной и Западной Европы, представленными Союзом по координации, производству и передаче электроэнергии (UCTE). К III кв. 2008 г. РАО ЕЭС планирует окончательно разработать ТЭО объединения энергосистем СНГ и Европы.

В числе перспективных направлений расширения UCTE рассматривает несколько вариантов. Во-первых, включение Турции; во-вторых, выход на Тунис и Ливию, что предполагает дальнейший выход на страны Ближнего Востока; в-третьих, интерес к работе по синхронному объединению энергосистем со странами СНГ и Балтии (IPS/UPS), которое может стать самым масштабным проектом для Западной Европы.

В силу своего географического положения и национальных экономических интересов, Россия и другие страны СНГ прямо заинтересованы в евразийской интеграции, выходящей за пределы постсоветского пространства. Непосредственным союзником России в создании институтов экономической и политической евразийской интеграции может стать Казахстан - государство, экономическое будущее которого напрямую связано с общими евразийскими рынками, транспортными коридорами и системой безопасности. Помимо этого, Казахстан, на наш взгляд, наиболее "евразийское" по духу государство на всем континенте. Ключевыми партнерами стран СНГ по созданию поистине евразийского ОЭР могут стать ЕС, Китай, Индия, Иран.

Одним из самых ценных уроков, который можно извлечь из мирового опыта региональной интеграции, является понимание того, что ее надежной основой становятся не масштабные геополитические инициативы, а конкретные интеграционные проекты в отдельно взятых отраслях и секторах. Региональная экономическая интеграция может начаться с ключевых секторов и потом перейти на уровень институциональной интеграции. Такими секторами в евразийском контексте могут стать электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации и сельское хозяйство.

Электроэнергетика, несомненно, относится к числу наиболее перспективных интеграционных проектов в силу экономической целесообразности создания ОЭР в масштабах Евразии. Более того, общий рынок электроэнергии может стать одной из основ континентальной системы безопасности.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru