Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Как избавиться от дефицита доверия

 
   

В условиях рыночной экономики внешняя политика не может функционировать в отрыве от экономических интересов как государства, так и различных групп бизнеса. Одновременно бизнес, пользуясь поддержкой государства, вынужден учитывать за рубежом внешнеполитические интересы страны.

 

 
 

Ирина АКИМОВА,
экономист-международник, Институт экономики РАН, к.э.н.

 
 
Характерным примером сочетания интересов транснациональных компаний и государства являются США. Все последние администрации (как демократические, так и республиканские) уделяли в своей внешнеполитической стратегии пристальное внимание обеспечению внешнеэкономических интересов национальных компаний.

Для России это еще более актуально. В последнее время попытки продвижения российских компаний на мировые рынки подвергаются необоснованной критике на Западе. Более того, под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самых развитых странах применяется политика протекционизма по отношению к иностранным инвесторам. Завоевание российскими компаниями лидирующих позиций в мире возможно только при активной поддержке государства.

Поэтому нам необходимо разработать Стратегию внешней энергетической политики России. Этот документ должен учитывать не только экономические реалии работы наших компаний на внешних рынках, но и внешнеполитическую составляющую многих последних конфликтов в сфере энергетики.

В стратегии необходимо предусмотреть конкретные меры поддержки экспансии российского бизнеса на внешние рынки. Среди них могут быть:
  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • создание систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организация торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
  • кампании по продвижению российских компаний на мировые рынки.

    Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. Речь идет как об информационном обеспечении самих российских производителей о развитии мировых энергетических рынков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров о возможностях, структуре и конъюнктуре российского рынка.

    В федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" записано, что правительство должно принимать меры по созданию благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств и вступать в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключать международные договоры, а также участвовать в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

    В настоящее время государственная политика содействия экспорту и развитию экспортоориентированных производств находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеэкономической деятельности.

    Формирование системы поддержки экспорта российских энергоресурсов тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. Хотя в модернизации нуждается большинство отраслей реального сектора экономики, с точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей представляется выделение приоритетных экспортоориентированных отраслей (прежде всего ТЭК) и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике. Государственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций.

    В мировой практике главными инструментами продвижения экспорта являются кредитование, в том числе льготное, страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов. В России система долгосрочного кредитования экспорта и страхования внешнеторговых рисков только складывается. В прошлом году на базе Внешэкономбанка был создан Банк развития, в число основных функций которого вошла поддержка российских экспортеров. Еще в 1996 г. было образовано Российское экспортно-импортное страховое общество - контрольный пакет принадлежит Росэксимбанку. Функции этого общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.

    Важное место в государственной поддержке экспорта российских энергоресурсов должно занять создание системы экспертного сопровождения российских компаний. Государство, в том числе на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению интересов российских компаний на новые рынки, например АТР, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Монголии, Ирака. Необходима поддержка российских компаний по участию в тендерах на строительство энергетических объектов за рубежом, приобретению долей в разработке действующих месторождений и инфраструктурных проектах.

    Что касается географических направлений внешней энергетической политики России, то приоритетными должны быть взаимоотношения со странами постсоветского пространства. Энергетический фактор, в силу специфики постсоветской экономики, играет ключевую роль в интеграции. Между тем состояние в энергетической сфере на постсоветском пространстве можно охарактеризовать лишь как неустойчивое равновесие. Россия является монополистом на транзит газа из Центральной Азии и соответственно "окном" для среднеазиатского газа в Европу, но, в свою очередь, сама зависит от стран "западного фланга СНГ" в возможностях поставки газа в страны Европы. В экономике давно известны основные подходы к ликвидации дефицита доверия. Например, достичь газового баланса можно за счет следующих мер.

    Во-первых, целесообразно создавать совместные консорциумы российских и центрально-азиатских компаний. Когда один из участников сделки зависит от другого, велика угроза злоупотреблений доминирующим положением - одностороннего пересмотра цен, тарифов, условий транспортировки. Своеобразной гарантией от таких злоупотреблений является интеграция: объединение партнеров в рамках единой структуры, где односторонние манипуляции невозможны. То же можно сказать об интеграции географической - объединения компаний стран добычи, транзита и потребления газа.

    Во-вторых, необходимо создание институциональной среды, являющейся необходимым элементом обеспечения устойчивости энергетического равновесия и эффективности инвестиционной политики в энергетическом секторе. В сферу деятельности наднациональных координирующих органов могут быть включены следующие задачи:
  • создание условий для привлечения инвестиций в инфраструктурные энергетические проекты,
  • контроль над рациональным использованием природных ресурсов,
  • унификация таможенных процедур, норм и правил технического регулирования,
  • координация политики взимания налогов.

    Другим ключевым направлением внешней энергетической политики России должно быть сотрудничество с ЕС. Стратегическое партнерство России и Европы в энергетической сфере подтверждено годами успешной работы. Эта взаимозависимость является гарантией прочного делового партнерства и стабильных поставок на протяжении многих лет.

    Один из самых непростых вопросов в отношениях России и ЕС последнего времени, осложняющий в том числе и двусторонние отношения России со странами-членами Евросоюза, - укрепление правовой базы сотрудничества. Основным международным договором между Россией и ЕС, определяющим принципы инвестиционного сотрудничества, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (далее - СПС). Сейчас соглашение автоматически пролонгировано на год.

    Во избежание разногласий в дальнейшем в новой редакции СПС необходимо отразить следующее:
  • Долгосрочное прогнозирование спроса на энергоносители в ЕС. Оно необходимо для координации российских мощностей по добыче и развития новых инфраструктурных проектов для удовлетворения спроса, в том числе транзитных мощностей.
  • Взаимные инвестиции -определение правового механизма взаимных инвестиций и разработка критериев отбора проектов.

    Базовое условие торговли - правовое закрепление системы долгосрочных контрактов, основы стабильного газоснабжения по прогнозируемым ценам для потребителя и залога возврата инвестиций для производителя. Помимо традиционного межгосударственного взаимодействия России и ЕС необходимо развивать новые формы сотрудничества на уровне хозяйствующих субъектов. В первую очередь это реализация совместных инфраструктурных, энерготранспортных проектов, таких как газопроводы Северный и Южный поток, нефтепровод Бургас - Александруполис. Кроме того, нам следует активнее развивать научно-техническое сотрудничество. Положительным примером является создание СП французской компанией Alstom и российским Атомэнергомашем. В результате сделки Россия получила доступ к технологиям Alstom. Это позволит активно проводить эффективную энергетическую политику, основанную на строительстве новых атомных станций, диверсифицировать производство, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос на электроэнергию.

    Важным фактором повышения конкурентоспособности российских компаний на европейском рынке должно стать кардинальное изменение структуры экспорта российских нефтепродуктов в ЕС. Большую часть должны составлять товары высокой степени переработки, а не сырье (нефть) и самое дешевое топливо (мазут).

    Для укрепления позиций лидера мировой энергетики России следует диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов. Поэтому следующим важнейшим направлением внешней энергетической политики РФ являются страны АТР. Его выбор определяется как высокими темпами роста потребления энергетических ресурсов, так и географической близостью к крупной ресурсной базе Восточной Сибири и Дальнего Востока. Строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" даст возможность создать транспортную инфраструктуру, необходимую для начала активной разработки месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, и обеспечить выход российской нефти на быстро-развивающийся рынок АТР. В газовой сфере приоритетным является проект газопровода "Алтай", а зоной основных интересов России в этом регионе будут Китай, Япония, Южная Корея, Индия.

    Помимо трех указанных ключевых направлений внешней энергетической политики России традиционными рынками для российских энергетических технологий и оборудования для ТЭК являются страны Ближнего Востока, Южной Америки и Африки. Многие из них обладают значительной сырьевой базой. Для России интерес могут представлять добычные проекты. В условиях обостряющейся конкурентной борьбы на международном нефтегазовом рынке деятельность российских компаний в таких направлениях, как участие в тендерах, геологоразведка, приобретение долей в разработке действующих месторождений и инфраструктурных проектах, может осуществляться как самостоятельно, так и в партнерстве с международными корпорациями.

    В заключение хочется отметить, что результатом проведения эффективной внешней энергетической политики станет динамично развивающийся топливно-энергетический комплекс, способный занять лидирующие позиции в мире. Именно обновленный ТЭК России станет важнейшим звеном Программы социально-экономического развития России до 2020 года.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru