|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Торф еще послужит топливом
|
|
|
Сегодня одной из наиболее важных проблем развития российских регионов является реализация проектов в сфере энергообеспечения и энергосбережения. Для Ярославской области, не располагающей существенными запасами ресурсов, это особенно актуально.
|
|
|
Андрей ЛУКАШОВ, первый заместитель директора Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
|
|
|
Ускоренное развитие экономики и улучшение качества жизни требуют значительных
затрат топливно-энергетических ресурсов. Спрос на энергоносители внутри страны
сталкивается с невозможностью роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все
более актуальным становится необходимость опережающего развития энергетической
инфраструктуры. При этом энергетика должна развиваться на современной
технической, технологической и организационной основе.
В силу исторических особенностей создания российской энергосистемы как единой
централизованной и управляемой из одного центра, уже накоплен опыт строительства
и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Сегодня
в стране есть перспективная техника, проектные решения, технологии, опыт
планирования, развития и реализации схем строительства и эксплуатации крупных
энергетических объектов и пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие
задачи.
Подтверждением является одобренная правительством Генеральная схема размещения
объектов электроэнергетики до 2020 г., в которую включены тепловые станции
мощностью выше 500 МВт, гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты
атомной генерации, независимо от их мощности. Кроме этого в схеме указаны
объекты электросетевого хозяйства - сети напряжением от 220 кВ и выше, а также
межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.
Развитие же объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно
утверждаться на региональном и межрегиональном уровнях. И здесь вопросов гораздо
больше.
Опыта развития региональной электроэнергетики средней и малой мощности в стране
сегодня практически нет. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует
достаточное количество примеров использования отечественных
электроэнергетических установок средней и малой мощности в основном военного
назначения и создания на их базе локальных систем энергоснабжения закрытых
(изолированных), по оборонным соображениям или природно-географическим условиям,
территорий или объектов.
Но для нормального развития электроэнергетики регионального уровня, опирающегося
на рыночные механизмы, этого явно недостаточно. Отсутствует нормативно-правовая
база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой
электроэнергетики, не проработаны механизмы их интеграции в существующую Единую
энергосистему. Нет инвестиционных схем финансирования, взаимодействия с сетевыми
и сбытовыми компаниями и, конечно, велики рыночные риски реализации этих
проектов.
Развитие федерального оптового рынка электроэнергии должно повысить
эффективность производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии,
а также способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм
несовершенен, один из основных его недостатков - непредсказуемость рынка.
В регионах - лидерах экономического развития, прежде всего в Москве и Московской
обл., Санкт-Петербурге, нефтегазодобывающих регионах, есть опережающий спрос на
электричество. Как правило, это платежеспособный спрос, когда энергия и другие
ресурсы могут приобретаться по любым предложенным ценам. В этих условиях
возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке по ценам, доступным
предприятиям из других регионов страны.
В результате до момента насыщения рынка, то есть до появления на нем
достаточного предложения энергии, многие регионы столкнутся с ее дефицитом.
Насыщение рынка произойдет только после завершения строительства и ввода в
эксплуатацию новых энергетических мощностей.
Как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального
уровня составляют в лучшем случае несколько лет. Да и затраты на начало
производства продукции (барьеры входа) на рынке электроэнергетики также
достаточно высоки.
Грядущий дефицит электроэнергии делает все более актуальным задачу обеспечения
энергетической безопасности региона. И в этом случае очень важно, какой вид
топлива может быть использован для увеличения производства энергии и обеспечения
энергетической безопасности региона.
Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в этом вопросе весьма
ограничена. Как известно, по Конституции использование ядерной энергии относится
к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Регулирование газовой
отрасли по российскому законодательству также сосредоточено на федеральном
уровне. Ситуация с крупномасштабным использованием гидроэнергетических ресурсов
мало чем отличается от ситуации с газом.
Для центральных районов России основными видами топливно-энергетических ресурсов
являются ядерная энергия и гидроресурсы, которые находятся вне компетенции
региональных органов. Таким образом, существующий правовой механизм и
сложившаяся система отношений с крупными участниками топливного рынка
практически исключает для большинства субъектов РФ возможность самостоятельно
определять энергоресурсы для выработки энергии.
В этих условиях энергообеспечение регионов может идти только за счет развития
объектов средней и малой мощности, которые составляют основу региональной
энергетики и используют местные и альтернативные виды топлива. В большинстве
регионов Центрального федерального округа это прежде всего торф, древесные
отходы, энергия ветра, тепла земли, а также малая гидроэнергетика.
Но развитие региональной энергетики сегодня, к сожалению, не подкреплено
достаточными научно-техническими разработками, организационно-правовыми,
финансовыми механизмами и ресурсами. Необходимы согласованные действия органов
государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений,
бизнес-структур, направленные по техническому, технологическому, топливному,
территориальному, организационному, нормативно-правовому и научному
сопровождению развития энергетической инфраструктуры.
Второй, не менее важной, темой является энергосбережение. В Послании президента
было сказано о необходимости "кардинально повысить эффективность потребления
энергии. Это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую
экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности".
Разработка и реализация региональной политики энергосбережения Ярославской
области. Регион располагает ограниченными запасами собственных топливно-энергетических
ресурсов, основной для области вид топлива - природный газ - на ее территории не
добывается. Газификация Ярославской обл. по сельским районам составляет 18-20%,
а в целом по области - 67%. Доля газа в топливном балансе превышает 70
процентов.
Потребление электроэнергии не обеспечивается имеющейся генерацией. За счет ее
производства на территории области покрывается 55% электропотребления региона.
Возможности по увеличению генерирующих мощностей с использованием традиционных
ресурсов и технологий в области весьма ограничены.
Потребление электричества в регионе превышает 7,5 млрд кВт*ч, тепла - около 15
млн гигакалорий. Всего на нужды электро- и теплоснабжения и транспорта в области
расходуется ежегодно 8 млн т условного топлива.
В результате решений правительства по увеличению стоимости газа на внутреннем
рынке и либерализации оптовых рынков электроэнергии и газа в период до 2012 г.
стоимость основных для Ярославской обл. топливно-энергетических и коммунальных
ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию.
Такое увеличение стоимости энергоносителей при стабилизирующейся экономике
области является беспрецедентным.
Прогноз затрат организаций бюджетной сферы области на основные виды топлива
показал, что к 2012 г. расходы на оплату этих ресурсов вырастут по сравнению с
2007 г. в 3-4 раза. При этом основной экономический эффект и доходы от роста цен
на энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры,
расположенные за пределами Ярославской области.
Администрация области активно занимается разработкой и реализацией политики
повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом
на этом пути стало принятие в 2002 г. концепции политики энергосбережения на
2002-2005 гг., а продолжением - принятие в октябре 2006 г. закона "Об
энергосбережении в Ярославской области", а в сентябре 2007-го - комплексной
целевой программы "Энергосбережение в Ярославской области" на 2008-2009 годы.
Снижение энергоемкости - это не только экономия энергоресурсов, уменьшение
негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение
конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечения ускоренного
развития экономики региона и сокращения потребности во вводе новых
энергетических мощностей.
Администрация Ярославской обл. поддерживает внедрение энергосберегающих
мероприятий и технологий в экономику региона, оказывая организационную,
нормативно-правовую и экономическую поддержку реализации энергоэффективных
проектов на территории области.
В марте этого года в Ярославле состоялась Международная научно-практическая
конференция "Энергообеспечение и энергосбережение - региональный аспект", по
итогам которой были приняты рекомендации. В них изложены представления о путях
развития региональной энергетики и энергосбережения. Кроме того, записано
решение сделать конференцию о развитии региональной энергетики и
энергосбережения в Ярославле ежегодной и традиционной.
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ И
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ -РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ", Ярославль, март 2008 г.
В целях обеспечения устойчивого развития региональной энергетики и выработки
научно обоснованной региональной энергетической политики предлагается:
развивать региональную электроэнергетику, прежде всего средней и малой мощности, на основе диверсификации топливно-энергетических ресурсов, использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;
создавать условия для инвестиционной активности организаций коммунального комплекса, считая приоритетной задачей обеспечение требований надежности и безопасности энергоснабжения, а также обеспечения доступности энергии для потребителей при разработке и согласовании инвестиционных программ энергоснабжающих организаций;
создать базу данных современных технологий и образцов техники по добыче, переработке, хранению и сжиганию торфа, дров, другим видам ресурсов, включая биогаз. Для этого необходимы проведение обследований имеющихся месторождений, оценка запасов и потенциала использования торфа, других видов возобновляемых ресурсов на территории ЦФО и возможности использования торфа и других видов возобновляемых ресурсов для развития региональной электро - и теплоэнергетики;
разработать предложения по управлению энергетикой на региональном уровне, включая ведение топливно-энергетического баланса территории, а также мониторинг технического состояния и энергетической эффективности основных производственных фондов энергоснабжающих организаций;
создать условия для привлечения инвестиций в разработку и строительство энергетических мощностей, в том числе использующих возобновляемые источники энергии. Считать необходимыми разработку и реализацию целевых программ по энергетическому и сырьевому использованию геотермальных ресурсов регионов, прежде всего ЦФО;
разработать механизм контроля и мониторинга энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП), принимать меры по снижению энергоемкости ВРП на основе современных подходов к энергообеспечению регионов и энергосбережению.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|