Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Торф еще послужит топливом

 
   

Сегодня одной из наиболее важных проблем развития российских регионов является реализация проектов в сфере энергообеспечения и энергосбережения. Для Ярославской области, не располагающей существенными запасами ресурсов, это особенно актуально.

 

 
 

Андрей ЛУКАШОВ,
первый заместитель директора Департамента топлива,
энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

 
 
Ускоренное развитие экономики и улучшение качества жизни требуют значительных затрат топливно-энергетических ресурсов. Спрос на энергоносители внутри страны сталкивается с невозможностью роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все более актуальным становится необходимость опережающего развития энергетической инфраструктуры. При этом энергетика должна развиваться на современной технической, технологической и организационной основе.

В силу исторических особенностей создания российской энергосистемы как единой централизованной и управляемой из одного центра, уже накоплен опыт строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Сегодня в стране есть перспективная техника, проектные решения, технологии, опыт планирования, развития и реализации схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов и пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие задачи.

Подтверждением является одобренная правительством Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., в которую включены тепловые станции мощностью выше 500 МВт, гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты атомной генерации, независимо от их мощности. Кроме этого в схеме указаны объекты электросетевого хозяйства - сети напряжением от 220 кВ и выше, а также межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.

Развитие же объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно утверждаться на региональном и межрегиональном уровнях. И здесь вопросов гораздо больше.

Опыта развития региональной электроэнергетики средней и малой мощности в стране сегодня практически нет. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует достаточное количество примеров использования отечественных электроэнергетических установок средней и малой мощности в основном военного назначения и создания на их базе локальных систем энергоснабжения закрытых (изолированных), по оборонным соображениям или природно-географическим условиям, территорий или объектов.

Но для нормального развития электроэнергетики регионального уровня, опирающегося на рыночные механизмы, этого явно недостаточно. Отсутствует нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой электроэнергетики, не проработаны механизмы их интеграции в существующую Единую энергосистему. Нет инвестиционных схем финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями и, конечно, велики рыночные риски реализации этих проектов.

Развитие федерального оптового рынка электроэнергии должно повысить эффективность производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии, а также способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм несовершенен, один из основных его недостатков - непредсказуемость рынка.

В регионах - лидерах экономического развития, прежде всего в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге, нефтегазодобывающих регионах, есть опережающий спрос на электричество. Как правило, это платежеспособный спрос, когда энергия и другие ресурсы могут приобретаться по любым предложенным ценам. В этих условиях возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке по ценам, доступным предприятиям из других регионов страны.

В результате до момента насыщения рынка, то есть до появления на нем достаточного предложения энергии, многие регионы столкнутся с ее дефицитом. Насыщение рынка произойдет только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей.

Как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае несколько лет. Да и затраты на начало производства продукции (барьеры входа) на рынке электроэнергетики также достаточно высоки.

Грядущий дефицит электроэнергии делает все более актуальным задачу обеспечения энергетической безопасности региона. И в этом случае очень важно, какой вид топлива может быть использован для увеличения производства энергии и обеспечения энергетической безопасности региона.

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в этом вопросе весьма ограничена. Как известно, по Конституции использование ядерной энергии относится к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Регулирование газовой отрасли по российскому законодательству также сосредоточено на федеральном уровне. Ситуация с крупномасштабным использованием гидроэнергетических ресурсов мало чем отличается от ситуации с газом.

Для центральных районов России основными видами топливно-энергетических ресурсов являются ядерная энергия и гидроресурсы, которые находятся вне компетенции региональных органов. Таким образом, существующий правовой механизм и сложившаяся система отношений с крупными участниками топливного рынка практически исключает для большинства субъектов РФ возможность самостоятельно определять энергоресурсы для выработки энергии.

В этих условиях энергообеспечение регионов может идти только за счет развития объектов средней и малой мощности, которые составляют основу региональной энергетики и используют местные и альтернативные виды топлива. В большинстве регионов Центрального федерального округа это прежде всего торф, древесные отходы, энергия ветра, тепла земли, а также малая гидроэнергетика.

Но развитие региональной энергетики сегодня, к сожалению, не подкреплено достаточными научно-техническими разработками, организационно-правовыми, финансовыми механизмами и ресурсами. Необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, бизнес-структур, направленные по техническому, технологическому, топливному, территориальному, организационному, нормативно-правовому и научному сопровождению развития энергетической инфраструктуры.

Второй, не менее важной, темой является энергосбережение. В Послании президента было сказано о необходимости "кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности".

Разработка и реализация региональной политики энергосбережения Ярославской области. Регион располагает ограниченными запасами собственных топливно-энергетических ресурсов, основной для области вид топлива - природный газ - на ее территории не добывается. Газификация Ярославской обл. по сельским районам составляет 18-20%, а в целом по области - 67%. Доля газа в топливном балансе превышает 70 процентов.

Потребление электроэнергии не обеспечивается имеющейся генерацией. За счет ее производства на территории области покрывается 55% электропотребления региона. Возможности по увеличению генерирующих мощностей с использованием традиционных ресурсов и технологий в области весьма ограничены.

Потребление электричества в регионе превышает 7,5 млрд кВт*ч, тепла - около 15 млн гигакалорий. Всего на нужды электро- и теплоснабжения и транспорта в области расходуется ежегодно 8 млн т условного топлива.

В результате решений правительства по увеличению стоимости газа на внутреннем рынке и либерализации оптовых рынков электроэнергии и газа в период до 2012 г. стоимость основных для Ярославской обл. топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое увеличение стоимости энергоносителей при стабилизирующейся экономике области является беспрецедентным.

Прогноз затрат организаций бюджетной сферы области на основные виды топлива показал, что к 2012 г. расходы на оплату этих ресурсов вырастут по сравнению с 2007 г. в 3-4 раза. При этом основной экономический эффект и доходы от роста цен на энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры, расположенные за пределами Ярославской области.

Администрация области активно занимается разработкой и реализацией политики повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. концепции политики энергосбережения на 2002-2005 гг., а продолжением - принятие в октябре 2006 г. закона "Об энергосбережении в Ярославской области", а в сентябре 2007-го - комплексной целевой программы "Энергосбережение в Ярославской области" на 2008-2009 годы.

Снижение энергоемкости - это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечения ускоренного развития экономики региона и сокращения потребности во вводе новых энергетических мощностей.

Администрация Ярославской обл. поддерживает внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий в экономику региона, оказывая организационную, нормативно-правовую и экономическую поддержку реализации энергоэффективных проектов на территории области.

В марте этого года в Ярославле состоялась Международная научно-практическая конференция "Энергообеспечение и энергосбережение - региональный аспект", по итогам которой были приняты рекомендации. В них изложены представления о путях развития региональной энергетики и энергосбережения. Кроме того, записано решение сделать конференцию о развитии региональной энергетики и энергосбережения в Ярославле ежегодной и традиционной.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ -РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ", Ярославль, март 2008 г.
В целях обеспечения устойчивого развития региональной энергетики и выработки научно обоснованной региональной энергетической политики предлагается:
  • развивать региональную электроэнергетику, прежде всего средней и малой мощности, на основе диверсификации топливно-энергетических ресурсов, использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;
  • создавать условия для инвестиционной активности организаций коммунального комплекса, считая приоритетной задачей обеспечение требований надежности и безопасности энергоснабжения, а также обеспечения доступности энергии для потребителей при разработке и согласовании инвестиционных программ энергоснабжающих организаций;
  • создать базу данных современных технологий и образцов техники по добыче, переработке, хранению и сжиганию торфа, дров, другим видам ресурсов, включая биогаз. Для этого необходимы проведение обследований имеющихся месторождений, оценка запасов и потенциала использования торфа, других видов возобновляемых ресурсов на территории ЦФО и возможности использования торфа и других видов возобновляемых ресурсов для развития региональной электро - и теплоэнергетики;
  • разработать предложения по управлению энергетикой на региональном уровне, включая ведение топливно-энергетического баланса территории, а также мониторинг технического состояния и энергетической эффективности основных производственных фондов энергоснабжающих организаций;
  • создать условия для привлечения инвестиций в разработку и строительство энергетических мощностей, в том числе использующих возобновляемые источники энергии. Считать необходимыми разработку и реализацию целевых программ по энергетическому и сырьевому использованию геотермальных ресурсов регионов, прежде всего ЦФО;
  • разработать механизм контроля и мониторинга энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП), принимать меры по снижению энергоемкости ВРП на основе современных подходов к энергообеспечению регионов и энергосбережению.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru