 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Газификация уже приносит стране солидные дивиденды
|
|
|
Развитие системы газоснабжения регионов России - важная часть Энергетической стратегии страны. Впрочем, до последнего времени эффективность газификации оставляла желать лучшего. Ситуация изменилась только после того, как контроль над этим процессом был поручен Газпрому.
|
|
|
Денис КИРИЛЛОВ, заместитель директора Института национальной энергетики
|
|
|
В советские времена добыча газа, магистральный транспорт и распределение
развивались практически независимо друг от друга. Госплан собирал заявки на
реализацию программ газификации в регионах и принимал соответствующие решения.
Как правило, эффективности проектов, как и процесса газификации в целом, не
придавалось большого значения. Главными показателями считались протянутые
километры трубопроводов, отводов от них и распределительных сетей. Появлявшиеся
в ходе такого строительства объекты отличались заложенными в них неоправданно
высокими резервами по пропускной способности, из-за чего их загрузка была крайне
низка и зачастую составляла не более 1- 5 процентов.
Переход от плановой экономики к рыночной в нашей стране кардинально изменил
структуру потребления газа. Спрос со стороны жилищно-коммунального сектора и
населения увеличился более чем в три раза, а нужды промышленности в газе
сократились вдвое. Это привело к недопустимым перекосам в загрузке
существовавших сетей низкого давления:
там, где газ был крайне необходим, его не было, и наоборот. В итоге многие
газопроводы-отводы просто прекратили работу. Кроме недогрузки распределительных
мощностей появились еще и неплатежи за потребляемое топливо. Тем не менее
строительство системы газоснабжения продолжалось, но шло оно еще более хаотично
и с еще худшей координацией, чем в советское время.
В законе "О газоснабжении" определено, что государство должно поддерживать
проекты газификации на основе формирования и реализации федеральных,
межрегиональных и областных программ. Однако общенациональной стратегии в этой
сфере так и не появилось, поэтому система газоснабжения строилась главным
образом за счет средств Газпрома, региональных бюджетов и потребителей. Теперь
все зависело от воли конкретного губернатора. Если он считал газификацию региона
общественным благом, то ее уровень постоянно рос. Если же чиновник усматривал
только свою выгоду, то строительство отводов и создание распределительной
системы хоть и велись по указаниям свыше, но к ним подключались лишь отдельные
объекты, а не все потенциальные потребители (если, конечно, таковые вообще
существовали в данном регионе). Процесс шел бесконтрольно. Соответственно,
эффективность проектов газификации оставалась неудовлетворительной. Определяющим
показателем, как и прежде, был объем выполняемых работ.
В результате Газпром построил множество газопроводов-отводов и распределительных
станций, которые, по сути, оказались впоследствии никому не нужны, поскольку
региональные власти не спешили вкладывать средства в развитие мощностей системы
газоснабжения, которые позволили бы подключиться к ней конечным потребителям. Не
исправила ситуацию и так называемая "президентская" Федеральная целевая
программа "Газификация России", которую инициировал Борис Ельцин в 1996-2000
годах. Она также осуществлялась без координации с основными участниками рынка.
Впрочем, когда Владимир Путин в 2005 г. дал поручение Газпрому активизировать
работы на этом направлении, все изменилось кардинальным образом. Корпорация
стала не только ответственной за газификацию, но и впервые получила возможность
от начала и до конца контролировать этот процесс. Положение быстро изменилось в
лучшую сторону.
ГАЗПРОМ МЕНЯЕТ ПОДХОДЫ
Выполнение широкомасштабной программы газификации регионов Газпром начал в 2005
году. На тот момент обеспечение природным газом в России составляло 54%, в том
числе в городах - 61%, в сельской местности - 36%. Согласно первоначальным
планам в 2005 г. в развитие распределительных сетей планировалось направить
почти 4 млрд рублей. Однако после поручения президента сумма вложений
увеличилась до 9,2 млрд рублей. Дополнительные финансовые средства были выделены
уже в рамках программы газификации регионов в 2005-2007 гг., которая
предполагала освоение в общей сложности 35 млрд рублей. Первые деньги были
использованы для начала строительства 131 объекта в 25 субъектах Федерации.
Вместе со столь серьезным увеличением финансовых вложений в развитие ЕСГ Газпром
выдвинул ряд условий своего участия в проектах газификации регионов. Главными из
них стали полная оплата текущих поставок, погашение потребителями дебиторской
задолженности, готовность покупателей к приему газа, максимальная загрузка
строящихся отводов и газораспределительных станций, содействие региональных
властей внедрению энергосберегающих технологий. Естественно, в первую очередь
все проекты оценивались на предмет окупаемости.
Газпром начал разрабатывать генеральные схемы газификации регионов, в которых
определялись наиболее эффективные проекты и очередность ввода в эксплуатацию
планируемых к строительству объектов. Ответственность за реализацию программы
была четко распределена между Газпромом и субъектами Федерации. Компания
полностью взяла на себя расходы по созданию системы газоснабжения, вплоть до
сооружения межпоселковых газопроводов. А финансирование строительства уличных и
внутридворовых распределительных сетей, приобретения и установки оборудования
для приема потребителями за счет средств бюджетов всех уровней и населения легло
на плечи региональных администраций.
В 2006 г. Газпром направил на осуществление проектов программы 17,6 млрд рублей.
Было завершено строительство 122 объектов, которые обеспечили повышение уровня
газификации России природным газом до 58%, в том числе до 64% в городах и до 40%
- в сельской местности.
Следующий год оказался не менее результативным. Изначально Газпром планировал
освоить 12,2 млрд руб., но успешная реализация проектов в некоторых регионах
позволила увеличить объем инвестиций до 20,2 млрд рублей. Это дало возможность
направить 19,7 млрд руб. на активизацию строительства 309 уже возводимых
объектов, а также приступить к проектированию и сооружению 257 новых. На
реконструкцию и техническое перевооружение существующих сетей было выделено 1,5
млрд рублей. Кстати, количество вовлеченных в программу регионов выросло в
минувшем году до 58. В итоге завершено строительство 421 объекта.
Таким образом, Газпром полностью выполнил свои обязательства и успешно завершил
трехлетнюю программу газификации, инвестировав в ее проекты свыше 43 млрд
рублей. Благодаря этому построено 543 объекта (в частности, протяженность новых
распределительных сетей составила 8,4 тыс. км). К ЕСГ России подключено 1,2 тыс.
населенных пунктов, 4,4 млн квартир и домовладений (3 млн в городах и 1,4 млн в
сельской местности). На природный газ переведено 23,5 тыс. коммунально-бытовых
предприятий, 5 тыс. сельских котельных и 570 аграрных предприятий. Программой за
три года охвачено около 13 млн россиян в 58 регионах страны. Все это позволило
повысить уровень газификации природным газом до 62% (67% в городах и 44% в
сельской местности). В то же время в ходе работы над программой возникли
проблемы, которые снизили эффект от освоения инвестиций.
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Для выполнения своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа
администрации субъектов Федерации обязаны предусматривать в бюджетах средства,
объем которых должен быть не ниже уровня вложений Газпрома в проекты
газификации. Успешно справились с этой задачей власти 42 регионов, среди которых
можно особо выделить Белгородскую и Смоленскую области, Республику Марий Эл и
Калмыкию. Недавно, но очень активно включился в работу Дагестан.
Однако руководство целого ряда территорий не выполнило свои обязательства, что
привело к срыву планов-графиков ввода в строй объектов газификации. В 2007 г. в
Новосибирской области и Краснодарском крае по сравнению с предыдущим годом
положение только ухудшилось. Также на крайне низком уровне в прошлом году велась
подготовка к приему газа потребителей Астраханской, Костромской, Курганской,
Тверской, Тульской, Челябинской и Ивановской областей. Причины возникновения
проблем вполне очевидны, что позволяет надеяться на их скорое решение.
Службы администраций субъектов Федерации при подготовке планов-графиков
синхронизации дают гарантии на приобретение объемов газа, которые оказываются
выше реальных потребностей или возможностей покупателей. Например, когда в
минувшем году Газпром ввел в строй новые мощности в Курганской и Тульской
областях, в первой из них на газ перевели лишь четверть котельных, во второй -
подключили чуть более трети изначально заявленных квартир и домовладений. Другая
причина, влияющая на темпы газификации, заключается в том, что зачастую власти
расходы на подключение к распределительным системам стараются полностью
переложить на плечи населения, хотя для большинства сельских жителей они просто
неподъемны.
Поэтому на 2008 г. Газпром включил в обязательства администраций пункт об
обеспечении строительства внутрипоселковых распределительных газопроводов и
отводов от них к цоколям домовладений за счет региональных бюджетов и иных
источников финансирования без привлечения средств населения. При этом в текущем
году инвестиции в газификацию субъектов Федерации, которые не выполняют своих
обязательств, будут направлены исключительно на завершение уже начатого
строительства. Выделение денег на новые проекты предусматривается только после
окончания работ по программе 2005-2007 годов.
ГАЗПРОМ ВИДИТ ПЕРСПЕКТИВУ
В текущем году компания планирует инвестировать в газификацию регионов 23,05
млрд руб., а участниками процесса станут уже 64 субъекта Федерации. В результате
освоения этой суммы предполагается повысить уровень газоснабжения страны до
64-69% в городах и до 46% в сельской местности.
Приоритетом компании на ближайшую перспективу останутся традиционные территории
газификации, по которым проходит транспортная система Газпрома, либо
расположенные недалеко от нее. Эти регионы планируется довести до максимально
возможного с технической и экономической точек зрения уровня обеспечения сетевым
газом. Речь идет не только о его поставках населению, коммунально-бытовым,
сельскохозяйственным или промышленным предприятиям. Большое внимание будет
уделено и развитию рынка использования метана в качестве моторного топлива путем
строительства в городах, на трассах и в сельской местности станций для
компримирования газа (АГНКС), а также расширению работающего на нем парка
техники и автотранспорта.
Стратегические интересы Газпрома в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке требуют
активизировать газификацию в этих регионах. Так, в минувшем году первый сетевой
газ получили жители Иркутской обл., в нынешнем году начнутся работы в этом
направлении в Красноярском и Хабаровском краях, Сахалинской обл. и Якутии. Все
они уже включены в программу Газпрома. В ближайшее время компания должна
приступить и к развитию системы газоснабжения Камчатки. А в долгосрочной
перспективе восточная часть нашей страны станет главным приоритетом корпорации в
рамках программы газификации регионов России, которая будет вестись все
энергичней, правда, переместившись на новые территории.
Пока еще рано судить о результатах работы Газпрома по газификации регионов
России, но положительный эффект от деятельности компании не вызывает сомнений.
Судить об этом можно по уже реализованным проектам, например, в соседней
Армении.
АРМЯНСКИЙ ПРОРЫВ
Стремясь вывести страну из жесточайшего энергетического кризиса 1992-1995 гг.,
правительство Армении сосредоточило усилия на двух стратегических направлениях:
повторном запуске Армянской АЭС и обеспечении непрерывных и надежных поставок
газа. Если первую задачу удалось решить уже в 1995 г., то вторая требовала
системных подходов и масштабных инвестиций.
Учреждение в 1997 г. Министерством энергетики республики, Газпромом и компанией
"ИТЕРА" совместного армяно-российского ЗАО "АрмРосгазпром" с уставным капиталом
270 млн долл. позволило привлечь прямые инвестиции в газовый сектор.
В первые годы деятельности АрмРосгазпром стоял перед необходимостью решения двух
тесно взаимосвязанных задач: повысить финансовую устойчивость и добиться
качественных изменений в производственно-хозяйственной сфере. Актуальность этих
проблем в основном определялась превышением норм потерь газа, низким уровнем
сбора платежей за реализованное топливо, ежегодным уменьшением мощностей станции
подземного хранения газа, значительными долгами перед госбюджетом и поставщиками
сырья, растущей кредиторской задолженностью на внутреннем рынке. Уровень
газификации Армении в 2001 г. составлял всего 21 процент.
В 2002 г. АрмРосгазпром инициировал беспрецедентную газификацию всех регионов
страны. Эффективность работ наглядно отражают следующие цифры. В 2002-2007 гг.
на реализацию программы было направлено около 82 млн долл., что позволило
довести уровень газификации до 90%. Сегодня природный газ в Армении получают 464
населенных пункта, из которых 98 ранее не были газифицированы.
Протяженность эксплуатируемых в настоящее время компанией газораспределительных
сетей составляет 11,8 тыс. километров. Намеченную программу предусматривается
завершить в 2008 г., но уже сегодня показатели уровня газификации выводят
Армению на лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и в мире. Динамика
роста количества абонентов ЗАО "АрмРосгазпром" в 2002-2007 гг. приведена на
рисунке 1.
Газификация практически решила проблему теплоснабжения населения. Достаточно
отметить, что 420 млн м3 природного газа, идущих исключительно на отопление,
эквивалентны 950 млн кВт*ч, которые энергосистема Армении была бы вынуждена
дополнительно выработать для потребителей с целью компенсации недостатка в
энергоресурсах. Для сравнения: это примерно 15% годового производства
электроэнергии в республике.
Как известно, одним из важнейших факторов, влияющих на степень энергетической
безопасности страны, является надежность энергоснабжения потребителей. С этой
точки зрения представляет интерес эффект от газификации, выражаемый в снижении
пиковой нагрузки на энергосистему страны, особенно в зимний период. Так,
например, пиковая нагрузка в энергосистеме Армении в самый холодный месяц в 2007
г. составила 1180 МВт против 1230 МВт в 2006 году. Другим косвенным показателем
такого эффекта является снижение количества аварийных отключений в системе
электроснабжения потребителей, динамика которого реально совпадает с динамикой
газификации республики. Иными словами, поставки природного газа потребителям
Армении позволили в значительной мере снизить имевшую ранее место
сверхнормативную нагрузку на электрические сети, что, безусловно, благоприятно
сказалось и продолжает сказываться на режимах эксплуатации энергохозяйства.
Расширение рынка газопотребления принесло также ощутимый социальный эффект.
Данные за 2007 г. говорят о том, что переход с других энергоносителей не привел
к ожидаемой экономии финансовых средств в транспортном секторе в пределах
180-200 млн долл. за счет замещения автобензина компримированным природным
газом. В то же время население сократило расходы на 250- 300 млн долл. в год
благодаря замене газом электроэнергии, древесного топлива и прочих
энергоносителей. Согласно вполне обоснованным прогнозам в 2008 г. эти цифры
возрастут еще больше.
Что ждет газовый рынок Армении в ближайшем будущем? Сегодня в энергетическом
балансе республики природный газ занимает довольно большую долю - 53%. На рис. 4
приведена современная структура потребления первичных топливно-энергетических
ресурсов в республике.
Анализ текущих планов ЗАО "АрмРосгазпром" по завершению широкомасштабной
программы газификации в 2008 г. и участию на рынке генерации электроэнергии
позволяет сделать вывод о сохранении на ближайшую перспективу высоких темпов
роста потребления газа в Армении, включая бытовой сектор.
Очевидно, что реализация Газпромом проектов газификации регионов России должна
принести нашей стране еще более ощутимые дивиденды. Впрочем, это покажет
будущее: пока процесс идет в плановом режиме и распространяется на восток. Но
эффективность осуществляемых проектов теперь будет полностью зависеть от
реальных потребностей рынка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|