 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Схема хороша, но доработки требует
|
|
|
В условиях либерализации электроэнергетики в процесс анализа и принятия решений вовлеченными оказываются участники с несовпадающими интересами: электроэнергетические компании, потребители, инвесторы, общественные организации, федеральные и региональные органы власти. Поэтому сегодня координация их интересов и формирование механизмов согласования становятся основными зад очами развития электроэнергетики, электроэнергетических систем (ЭЭС) и компаний.
|
|
|
Николай ВОРОПАЙ, директор, член-корр. РАН,
Виктор ТРУФАНОВ, ведущий научный сотрудник, к.т.н.,
Галина ШЕВЕЛЕВА, старший научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН
|
|
|
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
С учетом организационных структур электроэнергетики и интересов участников можно
выделить следующие группы задач обоснования развития электроэнергетики, ЭЭС и
электроэнергетических компаний:
государственные стратегии и программы развития электроэнергетики и ЭЭС (федеральный, межрегиональный и региональный уровни, в т.ч. в составе Энергетической стратегии России, программ энергоснабжения регионов и другие);
стратегические планы развития электроэнергетических компаний;
инвестиционные программы комплексов электроэнергетических объектов, инвестиционные проекты конкретных объектов.
Эти группы задач должны решаться при сочетании рыночных механизмов и
государственного регулирования развития электроэнергетики.
ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
На рис. 1 и 2 приведена динамика инвестиций в российскую электроэнергетику за
последние годы. При общей положительной тенденции уровень инвестиций
недостаточен, и требуется разработка обоснованной инвестиционной политики.
Основным принципом ее в электроэнергетике является обеспечение устойчивого и
эффективного развития, удовлетворяющего потребностям страны в электроэнергии при
сохранении Единой электроэнергетической системы и обеспечении энергобезопасности
России.
Устойчивое и эффективное развитие отрасли должно достигаться проведением
государственной политики, направленной на разработку стратегий и программ,
встроенных в систему социально-экономического развития страны и определяющих
масштабы и пропорции электроэнергетики.
Такое прогнозирование и планирование способно четче обозначить перспективы
развития электроэнергетики в условиях рынка и уменьшить риски для инвесторов.
Более того, определяя политику развития отрасли, государство создает
соответствующие механизмы для реализации этой политики - налоговые, кредитные,
экспортно-импортные и др., использование которых облегчает генерирующим
компаниям разработку стратегических планов и собственных инвестиционных
программ.
Кроме того, требуется опережающее формирование соответствующей законодательной
базы, которая бы регламентировала присутствие частных инвесторов в
электроэнергетике и включала экономические механизмы, стимулирующие деятельность
менеджмента компаний в определенных направлениях и предполагающие экономические
санкции при нарушении законодательства.
Важнейшим принципом организации инвестиционного процесса в электроэнергетике
является обеспечение доходности инвестируемого в отрасль капитала. В частности,
закон "Об электроэнергетике" (ст. 23) требует обеспечения уровня доходности
отрасли, сопоставимого со средним по стране. Последний должен соблюдаться и в
рыночных секторах. Попытки администрирования в условиях рынка снижают доходность
и неизбежно ведут к сокращению, если не обвалу, частных инвестиций. Сфера
государственного регулирования цен на конкурентном рынке ограничена, и ее
расширение прямо запрещено указанным законом (п. 2 ст. 23). Административные
меры государства, поддерживающие или повышающие доходность инвесторов (меры
страхования и гарантирования доходности), наоборот, полностью оправданны.
Для разработки инвестиционных проектов и программ необходимо единство
методологической и информационной базы, что позволяет упорядочить
подготовительный процесс и облегчает в дальнейшем мониторинг этих проектов и
программ. Это важно еще и потому, что реформирование электроэнергетики
предполагает демонополизацию и развитие конкуренции не только в сферах
производства и сбыта, но и оказания услуг, в том числе в проектировании.
Следовательно, инвестиционные проекты могут разрабатываться различными
проектными организациями и при отсутствии единой методологической и
информационной основы окажутся несопоставимыми.
Требуется внедрять единые стандарты бухгалтерского учета при формировании и
мониторинге инвестиционных программ, а также повсеместно переходить от
российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам.
Объективность, прозрачность и понятность финансовой отчетности, подготовленной
на основе международных стандартов, позволяет не только легко сопоставлять эти
инвестиционные программы, но и привлекать частных инвесторов, в том числе
иностранных.
Инвестиционная привлекательность российской электроэнергетики зависит от уровня
информационной открытости отрасли, который определяется полнотой,
оперативностью, объективностью и достоверностью информации, обеспечением
свободного доступа к ней заинтересованных лиц на основании федеральных законов,
требований Федеральной службы по финансовым рынкам, а также добровольно принятых
норм раскрытия дополнительной информации.
Необходимо соблюдать принцип дебюрократизации инвестиционного процесса в
электроэнергетике: уменьшать излишнее вмешательство государства в экономическую
деятельность компаний (что отнюдь не означает отсутствия государственного
контроля над частным бизнесом), а также сформировать новый механизм
государственного регулирования и контроля в этом секторе, адекватный условиям и
результатам либерализации в отрасли. Мировой опыт показывает, что участие
государства в развитии электроэнергетики, сведенное до разумного минимума,
увеличивает ее инвестиционную привлекательность.
Потребуется сформировать кадры вновь создаваемых электроэнергетических компаний,
органов управления инвестициями, создать систему подготовки руководителей и
повышения квалификации производственного персонала, разработав совместно с
Министерством образования и науки и ведущими научными и образовательными
учреждениями страны учебные программы, учитывающие специфику отрасли. Оценка
компетентности менеджмента является одним из основных неформальных критериев
оценки инвестиционной привлекательности компаний при определении возможного
риска вложения в нее средств частными инвесторами. Необходима и работа по
расширению базы кадрового резерва, в том числе за счет формирования базы внешних
кандидатов на руководящие должности.
Необходимо создать систему управления развитием электроэнергетики, встроенную в
общую систему прогнозирования развития экономики и энергетики России, включающую
разработку:
стратегических планов развития электроэнергетических компаний;
"схем развития" ЕЭС России и региональных систем;
инвестиционных программ отрасли и региональных энергосистем;
программ энергосбережения страны и ее регионов;
программ для обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики;
системы мониторинга инвестиционных программ.
Это позволит прогнозировать перспективные цены и тарифы на энергоносители,
оценивать объемы платежеспособного спроса на электроэнергию, анализировать
структурные изменения в экономике страны при изменениях цен и тарифов на
энергоносители и другие.
Интеграция России в мировую экономику заставляет соотносить принципы построения
системы управления развитием электроэнергетики с мировыми стандартами - ВТО и
принципами организации рынков электроэнергии, принятыми Европейским парламентом
и Советом.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ
Необходимо соблюдать приоритетность вложений инвестиций в наиболее актуальные
для государства объекты электроэнергетики. Таким образом, государство должно
определить приоритеты и создать систему экономических мер, стимулирующих
движение инвестиций в нужном направлении. Например, предоставить гарантийные
обязательства для снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких
обязательств могут быть долевое финансирование, льготное кредитование,
обеспечение облигационных займов, гарантированные закупки электроэнергии у
сооружаемых электростанций и другие.
Целесообразно создать государственный инвестиционный фонд, средства которого
будут использоваться на бездефицитное развитие электроэнергетики, в первую
очередь на гарантийные обязательства частным инвесторам для стимулирования
вложений в генерацию системного значения.
Идею создания такого фонда в свое время поддержали Госстрой, ФЭК, Мин -
промэнерго и РАО "ЕЭС России". Средства фонда надо направить на:
компенсацию отрицательной разницы между равновесной ценой электроэнергии, сложившейся по завершении строительства генерирующих мощностей, и ценой, предложенной на конкурс;
кгарантийные обязательства инвесторам, реализующим государственные инвестиционные
кпроекты или участвующим в сооружении электростанций по собственным проектам;
кполное финансирование приоритетных для государства инвестиционных проектов в случае отсутствия частных инвесторов.
В качестве потенциальных источников формирования такого фонда могут выступать:
ксредства от продажи госпакетов акций генерирующих компаний;
кбюджетные средства (в рамках целевых инвестиционных программ);
кдивиденды по госпакетам акций;
кплата за услуги по формированию стратегического резерва мощностей или косвенный налог (например, акциз);
ксредства самофинансирования в виде выручки от продажи на рынке готовых объектов или пакетов акций, арендных платежей при передаче в концессию, процентов за льготные кредиты и другие.
На начальном этапе реформирования электроэнергетики средства фонда могут
использоваться преимущественно на прямые инвестиции. Однако впоследствии
основным его назначением должно стать страхование стратегических рисков
инвесторов. В 2005 г. был введен механизм гарантирования инвестиций путем возврата вложенных
средств в виде платы за мощность согласно долгосрочному договору с Системным
оператором. Отбор инвесторов предполагается на конкурсной основе.
Требуется разработать рациональную структуру органов управления инвестиционным
процессом в электроэнергетике России в новых условиях, которые займутся
согласованием инвестиционных программ, включая порядок и условия строительства,
финансирования объектов электроэнергетики, их консервации, вывода из
эксплуатации и другими вопросами. Весьма важно, чтобы в процессе реформирования
отрасли были сохранены проектно-изыскательские институты энергетического
профиля, такие как Энергосетьпроект, занимающиеся проектированием
электроэнергетических систем страны и регионов как технически единой системы.
Необходим постоянный мониторинг выполнения инвестиционных программ развития
электроэнергетики независимо от видов собственности объектов, с определением
"узких мест" и принятием корректирующих мероприятий. Кроме того, государство
должно проводить мониторинг развития электроэнергетики в целом, условий ее
развития, эффективности организации рынка.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года
По инициативе РАО "ЕЭС России" ряд различных энергетических и
научно-исследовательских организаций в рамках проекта, получившего название
"Целевое видение развития электроэнергетики России до 2030 года", выполнили цикл
работ по анализу перспективного развития электроэнергетики России.
Параллельно с "Целевым видением" разрабатывалась масштабная "Генеральная схема
размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года". После обсуждения
и согласования схемы с региональными органами власти и энергетическими
предприятиями и доработки она была одобрена правительством. Схема включает
детальные предложения по развитию всех относительно крупных энергетических
объектов на территории России и дает информацию о перспективных потребностях,
территориальном размещении, экономически эффективных типах генерирующего и
электротехнического оборудования для органов государственной власти,
энергетических компаний, потенциальных инвесторов, потребителей электроэнергии и
другие.
Схема выполнена для базового и повышенного вариантов потребления электроэнергии
в 2020 г. в 1710 и 2000 млрд кВт*ч. Некоторые ее положения, на наш взгляд,
дискуссионны и сомнительны в плане возможностей их реализации.
Например, принятые в схеме темпы роста электропотребления, по-видимому, слишком
велики. В "Целевом видении" уровни потребления электроэнергии в России в 2020 г.
определились в размере 1300-1400 млрд кВт*ч, в схеме они существенно выше -
1710-2000 млрд. Значения потребления в объеме 2000- 3000 млрд кВт*ч в "Целевом
видении" принимались лишь к 2030 г., причем наиболее реальным считалась нижняя
граница диапазона, а верхняя граница рассматривалась как труднодостижимая. Таким
образом, выход электропотребления в России на рубеж 2000 млрд кВт*ч в схеме
предусматривается (в "повышенном" варианте) на 10 лет раньше реальных
предположений "Целевого видения".
Следствием высоких темпов роста электропотребления явились слишком большие
предполагаемые вводы генерирующих мощностей и соответствующие потребности в
капитальных вложениях (20,7 трлн руб. до 2020 г., из них 44% - собственные
средства энергетических компаний).
Недостатком схемы является и отсутствие в ней достаточно детального анализа
источников и механизмов финансирования новых энергетических объектов,
специальных схем стимулирования инвесторов для реализации предлагаемой весьма
интенсивной программы развития.
В определенной степени это компенсируется значительным ростом инвестиционных
ресурсов, полученных в последние годы от реализации акций по завершению процесса
реструктуризации электроэнергетических компаний. Предполагаемый объем таких
заимствований оценивается в 1 трлн рублей. Однако в будущем перспективы
использования этого источника инвестиций могут быть значительно скромнее.
Серьезные дополнительные финансовые ресурсы для развития ЕЭС планируется
привлечь за счет "платы за технологическое присоединение к электрической сети",
введенной на период до 2011 г. и определяемой региональными энергетическими
комиссиями.
В то же время в ряде регионов эта плата несоразмерно велика и даже превышает
стоимость генерирующего оборудования. Кроме того, следует учитывать, что она
берется дважды: с потребителя и с генерирующей компании, хотя уже включена в
тариф на передачу электроэнергии. Все это в результате может привести к
значительному реальному удорожанию генерации и срыву планов сооружения объектов.
Весьма масштабные вводы энергетического оборудования, предусматриваемые в схеме,
не подтверждаются соответствующим обоснованием возможностей отечественной
промышленности. Это касается энергомашиностроения, электротехнической
промышленности, энергостроительной индустрии. При анализе возможностей этих
отраслей следует также учитывать выпуск продукции на экспорт по заключенным и
планируемым контрактам.
Весьма важен и анализ потребности в рабочей силе, подготовке кадров высокой
квалификации, возможностей проектных организаций.
Для существенного наращивания отечественной промышленности, необходимой для
развития электроэнергетики, потребуется разработать и реализовать
соответствующие масштабные отраслевые программы с госучастием.
В целом утвержденная "Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до
2020 года" может служить хорошим ориентиром для всех заинтересованных сторон, но
в то же время требует дальнейшей проработки в части обоснования возможностей,
организационных и экономических механизмов ее реализации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|