Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Электроэнергетика — стратегически важная отрасль.

 
   

В конце февраля этого года Правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. О Генеральной схеме и дальнейшем развитии электроэнергетики рассказал руководитель Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Дмитрий АХАНОВ.

 

 
 

 
  — Дмитрий Сергеевич, схема — системный документ межотраслевого планирования. Чем вызвана необходимость ее появления?

— Появление генеральной схемы вызвано необходимостью конкретизировать приоритеты и параметры развития электроэнергетики с учетом оптимального использования топливно-энергетических ресурсов и передовых технологий. Этот документ предусматривает рациональную, экономически эффективную структуру размещения объектов электроэнергетики на долгосрочный период.

Главная задача генеральной схемы — сформировать на основе существующего потенциала рациональную структуру генерирующих мощностей и электросетевых объектов и создать условия для предотвращения прогнозируемого дефицита электроэнергии и мощности.

— Будет генсхема в процессе ее реализации корректироваться, или она достаточно хорошо проработана?

— Генеральная схема определяет общее направление развития и является «живым» документом, а не четкой директивой, которая требует стопроцентного выполнения любой ценой и при любых внешних условиях. Иными словами, она — часть системы планирования и, естественно, подлежит корректировке при изменении внешних факторов.

Федеральное агентство по энергетике разработало проект приказа, утверждающего многоуровневую систему прогнозирования и планирования в электроэнергетике, которая обеспечит гибкое реагирование отрасли на происходящие внешние изменения.

— Как повлияет генсхема на энергобаланс страны?

— Основная задача генеральной схемы заключается в оптимизации топливного баланса электроэнергетики. Это будет происходить как за счет максимально возможного использования потенциала развития атомных и гидравлических станций, а также тепловых станций, работающих на угле, так и за счет уменьшения доли газа в топливно-энергетическом балансе страны. При этом хочу подчеркнуть, что создание сетевой инфраструктуры необходимо осуществлять опережающими темпами по сравнению с развитием электростанций.

— Каков объем инвестиций, необходимых для реализации генеральной схемы?

— Планируемый объем инвестиций в электроэнергетику к 2010 году составляет гигантскую сумму — 3 триллиона рублей. А на перспективу до 2012 года, по предварительным оценкам, объем необходимых капиталовложений составит 4,4 триллиона рублей.

— Какие регионы России наиболее энергозависимы и как будет обеспечиваться их надежное энергоснабжение?

— Из мегаполисов — это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Что касается регионов, то в числе первых я бы назвал Свердловскую и Калужскую области.

С учетом того обстоятельства, что спрос на электроэнергию с каждым годом будет возрастать, в 2006 г. была начата разработка региональных программ обеспечения надежности и развития электроэнергетики. Первыми были подготовлены программы развития энергосистем Москвы, Санкт-Петербурга и Тюменской области до 2010 г., разработанные специалистами РАО «ЕЭС России» совместно с администраций регионов и дочерними энергокомпаниями холдинга. Затем по ним были подписаны трехсторонние соглашения. Всего же к 1 апреля 2008 года заключены Соглашения о развитии региональных энергосистем на пятилетний период с 20 субъектами Российской Федерации.

Согласно достигнутой договоренности между Федеральным агентством по энергетике и РАО «ЕЭС России», с 1 апреля 2008 года Росэнерго взяло на себя исполнение функций по формированию региональных программ обеспечения надежности и развития электроэнергетики, а также по мониторингу реализации уже подписанных соглашений.

В настоящее время в стадии завершения находится разработка программ с администрациями Республик Коми и Северной Осетии — Алании, Волгоградской, Самарской, Ростовской, Калужской, Омской областей, Красноярского края, а также регионами Дальневосточного федерального округа. Уверен, что своевременное исполнение программ обеспечения надежности и развития энергосистем регионов позволит существенно повысить надежность энергоснабжения существующих потребителей и обеспечить подключение новых.

— При базовом варианте схемы, структура потребления топлива на тепловых станциях существенно трансформируется. Будет снижаться доля газа и мазута при интенсивном росте доли угля. Какие угольные бассейны обеспечат электростанции топливом?

— Для обеспечения тепловых станций будут использоваться угли Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов, а также месторождений Восточной Сибири и Бурятии. Кроме того, после ввода Эльгинского угольного месторождения в Якутии у металлургов и энергетиков появится возможность использовать отсевы и продукты обогащения угля. При этом следует иметь в виду, что для перевозки этих углей потребуется увеличение вагонного парка.

— Какие новые технологии будут внедряться на угольных ТЭС?

— В соответствии с общемировыми тенденциями главной задачей современной энергетики является переход на сверхкритические параметры пара, развитие технологий сжигания твердого топлива (ЦКС, ВИР) при одновременном обеспечении более высоких экологических стандартов.

— Какое место в генеральной схеме отведено атомным и гидравлическим станциям? Какие из них будут сооружаться в первую очередь?

— Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики предполагает увеличение доли атомных станций в установленной мощности до 15—16%, при динамичном развитии гидроэнергетики и уровне вводов ГЭС и ГАЭС в объеме около 27 ГВт.

В первую очередь планируются вводы Загорской ГАЭС-2, новые агрегаты на строящейся Богучанской ГЭС. В секторе атомных станций запланировано строительство Северодвинской ПАТЭС, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2.

— Планируется ли сооружение новых линий электропередачи (110, 220, 330, 500 и 750 кВ) и межсистемных связей и в каких регионах?

— Безусловно. Развитие электросетей, в том числе Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), является основным приоритетом генеральной схемы размещения объектов электросетевого комплекса. Строительство новых электросетевых мощностей охватывает практически все регионы Российской Федерации.

Планируется строительство линий постоянного тока, обеспечивающих существенное увеличение передаваемой мощности в объединенных энергосистемах Сибири и Центра, развитие энергосистем Дальнего Востока и Юга России.

Предусматривается сооружение второго кольца линий электропередачи напряжением 500 кВ вокруг Москвы.

— Какие новые генерирующие мощности и электрические сети будут введены для обеспечения экспортных поставок электроэнергии в Китай, Финляндию и так далее?

— В генсхеме предусмотрены мероприятия по реализации экспортной политики России в сфере электроэнергетики, в том числе позволяющие увеличить экспорт электроэнергии в Финляндию и Китай. Это прежде всего сооружение на площадке подстанции Княжегубская напряжением 330 кВ вставки постоянного тока (ВПТ) мощностью 500 МВт и линии электропередачи от вставки постоянного тока до Пирттикоски (Финляндия) напряжением 400 кВ и протяженностью 175 километров.

Широкомасштабный экспорт электроэнергии и мощности в Китай запланирован при вводе в действие в Хабаровской энергосистеме новой Ургальской ТЭС (4х900 МВт), а также при участии в экспортных операциях электростанций Сибири: Харанорской ТЭС (3х800 МВт), Татауровской ТЭС (2х600 МВт) и Олонь-Шибирской ТЭС (4х900 МВт). Начало широкомасштабного экспорта электроэнергии и мощности из Сибири предусматривается в 2015 году в объеме 6 ГВт и 36 млрд кBт•ч в год.

— Будет ли Россия импортировать электроэнергию и в каких объемах?

— Импорт электроэнергии планируется в регионах с обособленными от ЕНЭС России энергосистемами. Прежде всего мы планируем наладить поставку электроэнергии в Калининградскую энергосистему из энергосистемы Литвы в период 2007—2009 годов до вывода из работы второго блока Игналинской АЭС в размере от 1,9 до 0,6 млрд кВт•ч и 600 МВт.

В условиях возможного объединения энергосистем Литвы и Польши для обеспечения надежного электроснабжения потребителей Калининградской энергосистемы предусмотрено сооружение двухцепной линии электропередачи Калининградская энергосистема — энергосистема Польши напряжением 400 кВ, которая позволит обмениваться электроэнергией между ними, а также передавать ее избытки в европейские страны.

В связи с прогнозируемым увеличением спроса на электроэнергию в России и невозможностью в период до 2010 года быстрого развертывания энергетического строительства из-за его большой капиталоемкости мы планируем импортировать электроэнергию из Казахстана и Украины. После 2010 года, с учетом намечаемых вводов генерирующих мощностей, импорт электроэнергии из этих стран будет практически прекращен.

— Кто возьмет на себя риски реализации генеральной схемы? Ведь, как считают аналитики, есть большой риск в части востребованности вводимых мощностей, если окажется, что потребление электроэнергии не будет столь большим, как это прогнозирует Минпромэнерго?

— Действительно, в последнее время многие поднимают вопрос о рисках, связанных с реализацией генеральной схемы. Высказываются мнения о преувеличенных прогнозах потребления электроэнергии, недооценке потенциала энергоэффективности и проблемах с обеспечением адекватных темпов роста смежных отраслей. Хочу напомнить, что уровень, на котором работает генеральная схема, — уровень трендов, тенденций. За конкретику отвечает сводная инвестиционная программа электроэнергетики, определяющая развитие на ближайшую пятилетку и корректирующаяся ежегодно.

В части электрических сетей, гидроэнергетики и атомной энергетики риски будет нести государство. Они будут минимизироваться через мониторинг и корректировку генеральной схемы и инвестиционных программ государственных энергокомпаний (ФСК, ГидроОГК, корпорации «Росатом»). В части тепловой генерации риски будут нести либо потребители, под заявку которых через рынок мощности был дан старт строительству тех или иных мощностей, либо инвестор, который, не выходя на рынок мощности, реализует проект строительства генерирующего объекта.

— Электроэнергетика — стратегически важная отрасль с точки зрения государственных приоритетов. Однако в июле помимо государственных компаний в отрасли появятся частные — вся тепловая генерация и сбытовая деятельность. Как будет выстроена система управления и регулирования электроэнергетики с учетом государственных приоритетов?

— На сегодняшний день основными субъектами управления электроэнергетикой являются Росэнерго, Минпромэнерго, ФСТ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), ФАС. Минпромэнерго и Росэнерго решают общесистемные отраслевые вопросы, в том числе связанные с развитием рынка электроэнергетики и мощности, разработкой нормативов по реформированию отрасли, ФСТ отвечает за тарифную политику, ФАС осуществляет антимонопольный надзор, а ФАУФИ — функции управления государственным имуществом в электроэнергетике.

В связи с коренными изменениями в отрасли, в том числе ликвидацией РАО «ЕЭС России», выполнение большинства общесистемных функций будет возложено на отраслевой регулятор — Росэнерго. К числу важнейших относятся государственное прогнозирование развития отрасли, формирование позиции государства по вопросам управления государственной собственностью в электроэнергетике, разработка новых методик регулирования цен (тарифов), контроль над функционированием НП «Совет рынка», управление надежностью работы электроэнергетики, осуществляемое во взаимодействии с СО ЦДУ ЕЭС.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru