Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

"Альтернатива российскому газу" - американское изобретение

 
   

Европейский обыватель полагает, что Иран и Турция дают Европе газ. Однако у этих двух стран две принципиально разные роли. Газ идет из Ирана транзитом через Турцию. Конечный пункт - австрийский Баумгартен. Министр нефти Ирана Голям-Хоссейн Нозари во время визита в Анкару обсуждал с министром энергетики и природных ресурсов Турции Хилми Гюлером застоявшийся проект-экспорт иранского газа через Турцию на европейские рынки. Был затронут также вопрос экспорта туркменского газа в Европу. Визит министра Ирана в евро-азиатскую Турцию важен по ряду причин, главная из которых- оправдание надежд по ту сторону западных границ Турции.

 

 
 

Вахид ДЖИДДИ,
независимый эксперт

 
 
Недавно в иранских СМИ прошла незаметная на первый взгляд информация. "В целях обеспечения западных районов страны газом частный сектор сооружает газопровод длиной 1800 км с 17 компрессорными станциями (стоимостью 5 млрд долларов). Это девятая магистральная ветка диаметром 56 дюймов с ежедневной транспортировкой 110 млн м3 газа". Как гласит мудрая иранская поговорка, "сядем криво, но скажем прямо". Видимо, речь идет о будущей транспортировке газа из Ассалуйе (Южный Парс) до границы Турции (г. Базарган) и далее в Южную Европу.

Огромный европейский рынок с растущей экономикой остро нуждается в энергоресурсах, особенно в газе. Об этом красноречиво свидетельствует статистика. Согласно данным европейских агентств спрос ЕС на газ в 2005 г. составил 500 млрд м3, а к 2015 г. речь пойдет уже о 720 млрд м3. Многие эксперты склоняются к тому, что потребление газа в ЕС к 2020 г. по сравнению с 2005 г. утроится. Такой скачок потребления на европейском континенте, по мнению экспертов, будет сопровождаться ожидаемым с 2010 года резким сокращением производства газа в Норвегии, постепенным увеличением монопольного положения России по прокачке туркменского и узбекского газа в Европу. Очевидно и то, что с увеличением поставок российского газа в Европу диверсифицируются маршруты этих поставок. В ближайшие 15-20 лет значительная доля российского газа будет поставляться в Европу через Украину (120-150 млрд м3) и Северо-Европейский газопровод (50- 70 млрд м3), а из-за уменьшения добычи газа Норвегией будут использованы также ее газотранспортные системы.

В настоящее время Алжир обеспечивает 60% потребности в газе Испании, поставляя ежегодно 8 млрд м3. По завершении сооружения подводных газопроводов в Италию (Сардиния) и Испанию соответственно в 2008 и 2009 гг. поставки алжирского газа достигнут 85 млрд м3 в год. С учетом алжирского и увеличения поставок российского газа в ЕС прогнозируемый дефицит к 2025 году может достигнуть 100 млрд м3, причем наиболее остро он будет ощущаться на южном фланге ЕС. В поисках "недостающего газа" Европа, помимо российского "Южного потока" и Nabucco, сравнительно недавно остановилась на проекте разработки Южного Парса, крупнейшего газового месторождения в мире, которое можно связать с Европой упомянутым девятым газопроводом. Какой из этих газовых потоков быстрее найдет нишу на южноевропейском рынке? Возможны ли между ними тактические компромиссы или нас ждут "газовые войны"?

Ответы на эти вопросы приобретают актуальность и важность даже в краткосрочной перспективе, к примеру, к2010 г., когда придется выдать на-гора свыше 500 млрд м3 газа! Как здесь не вспомнить известный грузинский тост: "Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями"...

Чтобы обеспечить потребителям необходимые объемы газа, следует убедиться в том, возможно ли это в принципе. Любопытную статистику приводит по этому поводу Мохаммад-Джавад Асемипур, заместитель директора Иранской национальной нефтяной компании: "С 2005 по 2030 г. нефтегазовой отрасли мира потребуется 9 триллионов долларов! При этом 50% мировых финансовых вливаний придется на долю стран-производителей. Конкретно Ирану в нефте- и газодобычу нужно инвестировать 161 млрд долларов".

Неопределенность и растянутость во времени проекта Nabucco усугубляются тем, что, с одной стороны, не существует единой региональной цены на газ, а с другой - сказываются политическое воздействие друг на друга сторон сделки и значимость географического нахождения страны-производителя газа. Первый раз ЕС заговорил о необходимости получать альтернативное сырье из Центральной Азии, Кавказа и Ирана в 2002 г. в Вене. Ответственность за изучение этого проекта - будущего Nabucco - взяла на себя энергетическая комиссия ЕС. По проекту эта "труба" возьмет начало на Каспии и через участников консорциума Турцию (Botas), Болгарию (Болгаргаз), Румынию (Transgaz), Венгрию (UML), Австрию (OMV) должна выйти к австрийскому пограничному пункту сдачи-приемки Баумгартену В феврале к проекту подключился RWE (Германия).

Хотя страны ЕС намного раньше первых сигналов нарушений бесперебойной подачи российского газа задумывались над его альтернативой, возникшие позднее трения по ценообразованию поступающего российского газа только укрепили решение ЕС о реализации проекта. Вместе с тем ряд причин препятствовали началу переговоров. Прежде всего влияние политического вектора на окончательное принятие экономического решения. Однако обеспечение безопасности энергетического спроса не является темой, значимостью которой можно пренебречь. Это прекрасно знают и в ЕС, куда стучится Турция...

КАКУЮ ИГРУ ВЕДЕТ ТУРЦИЯ

Визит министра нефти Ирана в Анкару связан прежде всего с транзитными поставками иранского газа в Южную Европу. Появилась также информация о намерении Турции приостановить или затормозить реализацию этой договоренности. Она объявила, что не согласна быть "только транзитером". Международные исследовательские центры называют Турцию лучшим, близким и надежным маршрутом транспортировки газа по суше в Южную Европу. Понимая зависимость от нее стран-производителей, Турция выступает за совместное сотрудничество и инвестиции в этом проекте, заявляет, что "не возражает также против покупки газа у этих стран и перепродажи". Долгие уговоры изменили позицию Турции, хотя намерение о сотрудничестве не предполагает 50% ее участия в экспорте иранского газа. Оно, скорее всего, будет шире "транзитных функций" с соответствующими финансовыми преференциями. Почему после громких заявлений Турция изменила свою позицию, понять несложно.

Во-первых, для Турции, имеющей 25-летний договор с Ираном на поставку газа, крайне важна предсказуемость двусторонних отношений. Лучше стабильно получать 9 млрд м3 газа, чем пересматривать диспозицию "журавля в небе". К тому же на просьбу Турции довести объем поставок до 10 млрд м3 Иран ответил пониманием и согласием.

Во-вторых, имеет значение и политическая сторона вопроса. Известно, что уже много лет Турция безуспешно стучится в двери ЕС. Чтобы быть принятой, ей надо доказать и показать рост экономики, поступательное развитие которой находится в прямой зависимости от энергоресурсов. Для справки: Турция импортировала российского газа (по суше через Болгарию и по дну Черного моря через "Голубой поток") в 2004 г. 5,14 млрд м3, в 2005 г. - свыше 18, в 2006 г. - около 20. В 2007 г. ожидаемый объем - 23 млрд м3. Согласно прогнозам международных экспертных центров общая потребность газа в Турции в 2010 г. достигнет 51 млрд м3. Сегодня она имеет 9 млрд м3 ирано-туркменского, 6,6 млрд м3 азербайджанского газа плюс 23 млрд м3 российского. Следует отметить, что в случае переориентировки Турции на туркменский и российский газ тот же шантаж может вновь повториться.

В-третьих, серьезнее двух упомянутых выше факторов является пересмотр Россией газовой политики в этом регионе, а именно строительство трубопровода в обход территории Турции. В этом случае, чтобы не остаться у разбитого корыта, Турции ничего, кроме как броситься в объятия Ирана, не остается. Правда, в последнем уравнении появилось еще одно неизвестное. По словам эксперта по связям с Европой Международного центра изучения энергии Шарифа Аннаби, в последнее время Турция не оставляет попыток самостоятельно переправлять туркменский газ в Европу. Однако реализовать этот проект можно лишь при участии Ирана, так как часть газа Каспия (туркменский) только через территорию Ирана может с выгодой попасть в Турцию.

Эксперты центра убеждены, что Иран не имеет коммерческого интереса в транзите туркменского газа. Следовательно, Иран, как и Турция, должен лишь участвовать в совместном проекте вплоть до согласия на перепродажу этого газа. Однако турки не были бы турками, если бы не вырвали "хоть клок шерсти". За согласие транзита иранского газа малоизвестные турецкие компании получили доступ к газу Южного Парса. По мнению Шарифа Аннаби, видимо, турки блефовали, и у иранской стороны сдали нервы, так как после решения России обойти стороной Турцию ей ничего, кроме сотрудничества с Ираном, не оставалось. Кстати, по непроверенной информации, за преференции Турции поплатился министр нефти Ирана Хамане Вазири, лишившись своей должности.

НА ЭТОТ РАЗ РОССИЯ БЕЗ ТУРЦИИ

Сотрудничество России и Турции в сфере энергоресурсов возвращает нас на долгие годы назад. Знаменитый трубопровод "Голубой поток" проектной мощностью

16 млрд м3 газа, который по дну Черного моря доставляет газ в Турцию, остается единственным совместным проектом двух стран (и он пока не получил продолжения до турецкого Джейхана и далее, по дну Средиземного моря, до Израиля и юга Европы). Известно, что Россия предложила оригинальный проект - "Южный поток", который также проходит по дну Черного моря, однако выходит не на турецкие берега, а на болгарские.

С появлением "Южного потока" Шариф Аннаби так оценивает потенциальные возможности Nabucco: "Дальнейшее инвестирование проекта консорциумом Nabucco по причине того, что неясен окончательный покупатель, стоит под жирным вопросом, отсюда и финансовые трудности". Несмотря на то что в самом начале этот проект задумывался в русле противостояния России, г-н Аннаби считает, что без подключения иранского газа он нереален. Следовательно, Иран должен занять принципиальную позицию, попытаться доказать свои потенциальные возможности покупателям, получить их добро на равноправное участие в консорциуме. Только таким образом, а не продавая газ Болгарии на турецкой границе, можно по максимуму извлечь выгоду из проекта Nabucco.

Европейцы делят проект стоимостью 6,2 млрд долл. и длиной 3300 км на две фазы. Первая предусматривает поставку 10 млрд м3 газа, вторая - постепенное удвоение объема. Вместе с тем рост цен на металл не исключает удорожание и появление новых финансовых проблем. Последний меморандум о намерениях, подписанный руководством консорциума Nabucco в отношении купли и транспортировки иранского газа в объеме 18 млрд м3, можно считать началом сотрудничества с Европой в области энергоресурсов. Представитель австрийской OMV Томас Хумер недавно заявил, что ЕС в 2013 г. начнет полную эксплуатацию Nabucco, a бывший замминистра энергетики Турции Ю. Игитгуден считает наиболее вероятной эксплуатацию газопровода в 2014-2015 годах.

В круговороте визитов, переговоров и заявлений производителей и потребителей газа дальнейшая судьба Nabucco представляется туман ной. Чем больше тумана, тем больше шансов у Ирана добиться своих стратегических задач в этом проекте. Иран их и не скрывает - он предпочитает европейский рынок, так как страны ЕС готовы покупать газ по европейским ценам. В отличие от Пакистана и Индии, которые предпочитают долгосрочные контракты по фиксированной цене, Ирану может помочь и то, что энергетические стратегии США и ЕС в корне отличаются - это наглядно продемонстрировал американский путь решения иракской проблемы. США выгоднее, чтобы Европа питалась российским газом, нежели иранским.

- Основная цель США - не допустить иранский газ в Индию. Именно с этим можно связать американо-индийское соглашение по строительству ядерных реакторов, что призвано уменьшить потребности Индии в углеводородах, - так считает эксперт Севак Саруханян. Третий плюс Ирана - Южный Парс с огромными запасами газа высокого качества, которые пока находятся вне контроля США, России и Китая. Такими кладовыми не могут похвастаться Азербайджан и Туркмения.
Министерство энергетики Турции объявило, что в начале 2008 г. вложит в одно из газовых месторождений Ирана 3,5 млрд долларов. Заявлено, что ирано-турецкое сотрудничество даст важный импульс проекту Nabucco и станет альтернативой российскому газу в Европе. В феврале этого года турецкая газета "Туркиш дейли" опубликовала статью Фарука Демира, эксперта в области энергетической безопасности: "Тегеран и Анкара могут изменить мировой энергобаланс". Только Иран, по словам эксперта, "может уменьшить господство России над еврорынком, и иранский газ должен транспортироваться только через Турцию. Обе стороны должны осознать, что любой энергетический проект в регионе невозможен без их участия".

Министр энергетики Турции надеется, что "его страна будет надежным коридором транспортировки энергоресурсов между Востоком и Западом". Стороны должны согласовать дату транспортировки иранского и туркменского газа.

Объем ежегодной совместной поставки в Nabucco должен составлять примерно 30 млрд м3, из которых не менее 14 млрд м3 должны быть туркменскими. Экспертная оценка проекта согласно достигнутой договоренности будет завершена к середине текущего года, затем на очереди переговоры о структуре проекта и долевом участии сторон.

Кроме того, в течение шести месяцев Турция должна представить бизнес-план развития 22-24 газовых фаз Южного Парса. Несмотря на то что администрация США пытается остановить или изменить планы Турции, высокопоставленные лица в Анкаре неоднократно подчеркивали значение проекта для страны и то, что они не пойдут на поводу у США. По словам руководителя института Facts Global Energy Ф. Фешаруки, "турецкий рынок выгоден Ирану, так как имеет идентичную ценовую политику с европейским рынком". К примеру, Иран продает газ на границе сТурцией по 7 долл. за каждый миллион британских тепловых единиц, в то время как предлагаемая цена газа в Индию и Пакистан ниже. По газопроводу Иран - Турция при пропускной способности 13-14 млрд м3 должно согласно обязательствам Ирана поступать 9 млрд м3, однако фактические поставки - около 6 млрд м3. Таким образом, при исполнении своих обязательств Иран может транспортировать "лишние" 3-4 млрд м3 в Южную Европу.

Какие выводы можно сделать, проанализировав вышесказанное?

- Несмотря на то что Турция, как и Украина, не брезгует махинациями с транзитным газом и посему утрачивает кредит доверия сообщества стран-производителей, она остается единственным "коротким плечом" транспортировки иранского и туркменского газа.
- Возможное присоединение на последующих этапах к проекту Nabucco газовых артерий Ирака и Египта увеличит в разы стратегическое положение Турции какстраны-транзитера.
- Без ирано-туркменского газа дожимные компрессоры газопровода Nabucco будут работать в режиме холостой компрессии.
- США продолжат использовать инструменты дипломатического и экономического давления на участников консорциума с целью лишить иранский газ доступа на юг Европы и в Азию.
- Дипломатия "альтернативы российскому газу" является фактически попыткой США столкнуть лбами две крупнейшие газовые страны - Россию и Иран.
- Без активного развития рынка СПГ Южная Европа будет испытывать дефицит газа.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru