Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Быть "мостом" между Европой и Азией очень выгодно

 
   

Значение Турции для мировой энергетики определяется ее географическим положением. Она находится на пересечении торговых путей из Европы, России, Каспийского региона и Ближнего Востока. В эпоху глобализации и развития транспорта ее роль будет неизменно возрастать, и прежде всего в энергетике.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
По данным Министерства энергетики США, на начало 2008 г. запасы нефти в Турции составляют 300 млн барр., добывается 43 тыс. барр./день. Между тем потребление гораздо выше - примерно 620 тыс. барр./ день. Следовательно, страна находится в сильной зависимости от импорта.

В энергетике в целом и нефтедобыче в частности велика роль госсектора. Можно сказать, что в недавнем прошлом все вопросы снабжения страны нефтью входили исключительно в компетенцию государства. И лишь постепенно стал появляться частный капитал, а также иностранные компании. Практически 2/3 добычи нефти осуществляется государственной компанией - Турецкой нефтяной корпорацией - ТРАО. Планирование и разработка перспективных планов являются сферой деятельности Министерства энергетики и природных ресурсов. Это ведомство действует в тесном контакте с Государственной организацией планирования.

Переработка нефти входит в обязанности компании Tupras. Ей принадлежит львиная доля, 85%, всех перерабатывающих предприятий и хранилищ. Раньше это была госкомпания, но около трех лет назад контрольный пакет акций был продан СП с участием турецкой фирмы и транснациональной компании Shell. Тем не менее добыча и переработка нефти по-прежнему находятся в значительной степени под госконтролем.

За газовую инфраструктуру и трубопроводы отвечает государственная компания Botas.

Под воздействием различных факторов, в том числе из-за стремления войти в ЕС и доказать свою "рыночную ориентацию", в 2004 г. был принят новый закон о реформировании нефтяного сектора экономики. Его целью было стремление ослабить госконтроль, установить рыночные принципы ценообразования на нефтепродукты, снять ограничения на вертикальную интеграцию предприятий нефтяного сектора и сконцентрироваться на переработке, транспортировке и реализации нефтепродуктов.

НЕФТЬ И ПЕРЕРАБОТКА

Собственные месторождения Турции расположены в двух частях страны - на юго-востоке и северо-западе. Они достаточно истощены, поэтому стоимость добычи высока. В последние годы шли активные поиски месторождений в шельфовой зоне всех морей, омывающих Турцию. Особых результатов они не дали, однако работы не прекращаются. По сообщениям, Турция совместно с некоторыми крупными западными компаниями будет искать нефть и на шельфе Черного моря.

Видимо, надежнее будет участвовать в разработках месторождений за границей. Так поступают очень многие страны, не располагающие собственными значимыми запасами нефти. Так, Турция участвует в освоении нефтяных запасов Азербайджана. Это месторождения Азери-Чираг и Гюнешли. Доля турецкой компании в проекте около 7%. Вообще все, что связано с каспийскими месторождениями, подается в Турции как прорыв, естественно, с учетом географической близости и особым характером отношений с Азербайджаном. Правда, пока нефтяных потоков, на которые рассчитывала Анкара, нет.

Филиал турецкой компании ТРАО имеет соглашения с Ливией. На территории этой страны компания разрабатывает несколько блоков на нефтяных месторождениях. Сообщалось и о намерении приступить к поиску нефти в Сирии, но пока все ограничивается намерениями.

Перерабатывающие мощности НПЗ Турции составляют более 700 тыс. барр./ день. В стране функционируют шесть предприятий. Из них самые крупные принадлежат компании Tupras. Это заводы в Измире, Изымите и Кириккале. Их совокупная мощность - почти 630 тыс. барр./день. Функционирует и частное предприятие, действующее совместно с иностранными компаниями.

В прессе постоянно появляются сообщения о намерении ряда иностранных компаний построить в Турции новые НПЗ. Естественно, такие сообщения стали появляться после начала функционирования нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Так, якобы индийцы намеревались построить в Джейхане НПЗ, вложив более 4 млрд долларов. Сообщалось и о намерении российского ЛУКОЙЛа построить перерабатывающий завод на черноморском побережье Турции. Однако на данный момент никаких конкретных планов строительства новых предприятий нет. Одна из причин - нехватка сырья, поскольку надежды на большую нефть из Каспийского региона пока не оправдываются.

Продажей нефтепродуктов в Турции занимаются частные компании. Их несколько, и действуют они в виде СП с иностранцами.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Геостратегическое положение Турции делает ее важным транзитным пунктом в мировой торговле углеводородами. Это, естественно, приносит несомненные выгоды, однако сопряжено с некоторыми неудобствами и даже рисками. Прежде всего это проход танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. Босфор действительно очень извилистый, в отдельных местах очень узкий - едва больше километра. Иногда судам приходится поворачивать на ограниченном пространстве на 45 градусов, что чревато авариями.

Поток танкеров, проходящих через пролив, постоянно нарастал - их количество доходило до 5,5 тыс. в год, а всего судов разных типов проходит за год более 50 тысяч. В основном танкеры перевозили нефть из Новороссийска и Туапсе в Европу. После распада СССР грузопоток в этом направлении усилился, поскольку нефть из Каспийского региона устремилась по этому же маршруту. С другой стороны, невозможно отрицать и то, что Турция самостоятельно или по подсказке извне сама создавала трудности для прохода судов, установив уж очень строгие правила. В результате на рейде скапливалось огромное количество судов, что приводило к немалым потерям экспортеров нефти.

Поэтому неудивительно, что Россия нашла способ обойти Босфор, заключив соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис и транспортном коридоре на Черном море между побережьями России и Болгарии.

Что касается собственно Турции, то для нее особое значение имеет нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Хотя всем понятны цели этого проекта - не только обезопасить Босфор, но и выполнить пожелание США вывести нефть прикаспийского региона на мировые рынки, минуя Россию. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан стал первой артерией, соединившей промыслы Каспия с портом на Средиземном море. Стоимость проекта примерно 4 млрд долл., протяженность трубопровода более 2 тыс. километров. Ясно, что без мощной политической поддержки США на это строительство никто не решился бы, поскольку нефти на Каспии не так много и с наполнением трубы будут проблемы.

Нефтепровод Киркук-Джейхан соединяет Северный Ирак и Турцию. Длина - более 1 тыс. км, действуют две параллельные ветки. После начала иракской войны нефтепровод был сильно разрушен в результате диверсий. Постоянно появляются сообщения о восстановлении перекачки нефти, правда, за этим следуют новые диверсии. Так что в настоящее время статус этой артерии остается не совсем определенным. Так, по данным компании Botas, отвечающей в Турции за трубопроводы, в 2007 г. по нефтепроводу Ирак -Турция перекачивалось 10 тыс. барр./день (для примера: в 2002-м -175 тыс. барр./день).

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

По данным на начало нынешнего года, которые приводит Министерство энергетики США, запасы газа в Турции оцениваются в 8,5 млрд м3. Вместе с тем в мировом энергетическом бизнесе, особенно в том, что касается газа, Турция играет заметную роль. Это важный транзитный пункт нескольких крупных газопроводов, которые имеют большое значение для снабжения стран Европы и Ближнего Востока.

Потребление газа собственно в Турции постоянно растет и оценивается в 27 млрд м3/год. Добыча равна 0,9 млрд м3. И здесь Турция зависит от импортных поставок.

Газоснабжение также контролируется государством, правда, в отличие от нефти есть нюансы. В 2001 г. был принят закон о газе, цель которого - либерализация внутреннего рынка и привлечение в отрасль иностранного капитала. Закон предполагает к 2009 г. покончить с монопольным положением компании Botas, разделив ее на несколько частей. Новые структуры должны иметь четкое разделение функций: импорт, реализация, транспортировка и т.д. Закон предусматривает, что к этому времени должна завершиться и приватизации отрасли. Однако эксперты сомневаются в том, что все намеченное будет выполнено в срок.

Добыча ведется в основном на нефтяных месторождениях, самое крупное чисто газовое месторождение расположено на шельфовой части Мраморного моря. Добывает газ государственная компания ТРАО, хотя без иностранных компаний дело, естественно, не обходится.

Много внимания в Турции уделяется поискам месторождений газа на побережье Черного моря. Еще несколько лет назад появились сообщения, что сейсмические данные вселяют надежду на обнаружение крупных запасов в западной части побережья. Даже СП создали на перспективу, но пока страна по-прежнему зависит от газового импорта.

Ввозить приходится в том числе и СПГ из Алжира и Нигерии. Единственное предприятие по дегазификации находится недалеко от Стамбула. Есть планы строительства новых специализированных терминалов, в частности, в Измире. Мотив появления этих проектов тоже не секрет. В начале 2000-х Турция пережила серьезный экономический спад, а газа закупила больше, чем может переварить внутренний рынок. По этой причине возникли разногласия с некоторыми поставщиками обычного газа в Турцию (например, с Газпромом). Поэтому в последнее время стали рассматриваться и неожиданные варианты, например, строительство в Джейхане заводов по сжижению излишнего газа. Поэтому Турция в перспективе может стать и транзитным центром по продаже СПГ.

ГАЗОПРОВОДНАЯ СЕТЬ

Она достаточно развита и насчитывает несколько тысяч километров. По данным Botas, дополнительно разработано восемь проектов внутренних газопроводов протяженностью около 2 тыс. км. Планируется также создать несколько новых хранилищ.

Кроме того, Турция уже соединена газопроводами с несколькими странами - Россией, Азербайджаном, Ираном, Грецией. На повестке дня стоит вопрос о превращении Турции в транзитера газа для Европы из Каспийского региона, Ближнего Востока, возможно, и России.

Крупнейшим газопроводом является, конечно, "Голубой поток" протяженностью около 1,5 тыс. км и мощностью 16 млрд м3/год. Газопровод частично проложен по дну Черного моря. Газ поступает в Самсун, затем ветка идет до Анкары. Сооружен нашим Газпромом и итальянской Eni. В целом доля российского газа на рынке Турции достигает около 70%. Поставляется газ и через сухопутный маршрут (Украина - Молдавия - Румыния - Болгария - Турция).

В 2002 г. открыт для эксплуатации газопровод Иран - Турция. Его протяженность также около 1,5 тыс. км. Он соединяет Тебриз (Иран) и Анкару. Его мощность примерно сопоставима с "Голубым потоком" - под 14 млрд м3 в год. Ясно, что при изменении международной обстановки торговля иранским газом через территорию Турции может возрасти. Правда, случится это не скоро.

В Европе возлагают большие надежды на газопроводы из Турции в Грецию и затем Италию. Это часть грандиозного замысла ЕС "Газовое кольцо Южной Европы", согласно которому газ будет поступать из различных источников на европейский континент (Каспий, Ближний Восток, Россия). Соглашение с Грецией подписано в 2003 году. Газопровод длиной в 300 км был открыт в ноябре 2007 г., его максимальная мощность - 750 млн м3 в год. Продолжением станет газопровод Турция - Греция - Италия. Он должен войти в строй в 2012 году.

Пущен в строй и газопровод Азербайджан - Турция. Он идет параллельно нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (правда, не по всей длине). Ветка длиной 225 км от грузинской границы до турецкого города Эрзерум вошла в строй в июле 2007 год. Стоимость проекта 1,3 млрд долларов.

Дискутируется вопрос относительно газопровода Египет - Турция с участием других арабских государств. Пока существует лишь меморандум о взаимопонимании. В стадии обсуждения находится и вопрос о газопроводе Ирак - Турция. Видимо, до окончания иракской войны все останется в таком же неопределенном состоянии.

Невозможно не упомянуть и планы сооружения газопровода Nabucco с участием Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. По планам, его хотели ввести в строй в 2012 г., но после известных договоренностей России с Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном проект оказался в подвешенном состоянии, поскольку наполнять трубы Nabucco будет нечем. Правда, не исключено, что появится немало новых проектов по транспортировке газа через турецкую территорию.

УГОЛЬ

Его запасы составляют 4,2 млрд тонн. Ценных видов (антрацит) очень мало - примерно 280 млн тонн. Тем не менее уголь играет важную роль в энергетике страны - его доля в энергобалансе достигает 25%. В основном уголь идет на выработку электричества. По американским данным, добыча оценивается в 60 млн, а потребности - в 80 млн тонн. Разница восполняется за счет импорта.

Основные запасы располагаются на юго-востоке страны. Добычу ведут государственные и частные компании. Хотя добычей, транспортировкой и продажей ценных видов угля практически монопольно занимается государственная компания ТТК. Провозглашена задача в перспективе приватизировать государственные компании и перевести всю отрасль в частный сектор.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Мощности по выработке электроэнергии в Турции составляют 37 млн кВт. Годовая выработка -154 млрд, потребление - 129 млрд кВт*час. На тепловые станции приходится около 70% всего вырабатываемого электричества. Сохраняется роль тепловых станций, работающих на угле. В то же время значение природного газа в электроэнергетике, скорее всего, будет возрастать, поскольку Турция имеет контракты на закупку большого количества газа.

В электроэнергетике происходят процессы либерализации. Еще в 2001 г. на этот счет был принят соответствующий закон. Государственная компания - Турецкая корпорация по выработке и передаче электроэнергии - TEAS была разделена на несколько частей. Так, появились три новые компании - генерирующая, передающая и сбытовая. Было заявлено, что передачей электроэнергии по-прежнему будет заниматься государство в лице новой уполномоченной компании. Остальные со временем будут приватизированы.

Как и в других отраслях турецкой энергетики, приватизация идет с трудом. Видимо, частные компании не располагают нужными средствами, а инвесторов нет. Но самое главное, в стране не все в восторге от распродажи госимущества, особенно в таких областях, как энергетика. Многие не совсем понимают, что будет дальше. Иными словами, приватизация идет, но чем она завершится и когда - сказать трудно. По последним сообщениям, приватизация завершится в 2009-2012 годах. Вообще складывается впечатление, что Турцию словно вынуждают приватизировать энергетику. Возможно, Анкара идет на это, поскольку надеется когда-нибудь стать членом ЕС.

Гидроэнергетика развита неплохо. Мощности ГЭС - 12,6 млн кВт. В стране более 100 станций, использующих гидроресурсы. Однако, несмотря на это, существует план строительства еще 22 плотин, 19 ГЭС и вспомогательных сооружений для нужд ирригации. Это является частью плана по экономическому развитию юго-востока Анатолии, который реализуется уже много лет.

Нельзя не упомянуть о планах в области атомной энергетики. В Турции нет АЭС, но правительство намеревается соорудить первую станцию на побережье Черного моря в районе Синопа к 2014 году. Стоимость проекта-2,7 млрд долларов. Первоначально планы были более грандиозными и предусматривали строительство трех станций. В нынешнем году Турция намеревается провести конкурс, среди участников должна быть и Россия.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru