 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Апрель 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Не так высоки цены, как их малюют...
|
|
|
При оценке влияния на экономику той или иной страны мировых цен на энергоносители будем исходить из того, что благополучие экономики в целом складывается из состояния отдельных ее субъектов, которые в своем большинстве являются конечными потребителями энергоносителей. И для их эффективной экономической деятельности имеют значение не мировые цены на нефть, уголь или газ, а внутренние цены на нефтепродукты, электроэнергию и потребляемый природный газ.
|
|
|
Игорь ПРОКОФЬЕВ, заместитель директора Российского института стратегических исследований
|
|
|
Первоначально при подготовке статьи очень хотелось дать в качестве эпиграфа
несколько цитат из выступлений высокопоставленных политиков индустриальных стран
о том, что экстремально высокие цены на энергоносители крайне негативно влияют
на развитие экономики их стран, а выгоду от высоких цен на нефть получают только
страны-экспортеры. Но затем в силу высокой близости суждений/оценок показалось
нецелесообразным акцентировать внимание на двух-трех политиках. В конце концов
дело не в именах, а в проводимой индустриальными странами целенаправленной и во
многом скоординированной на межгосударственном уровне тактике поведения по
отношению к странам - экспортерам энергии.
Поэтому сделаем акцент на динамике внутренних цен для конечного потребителя,
хотя весьма соблазнительно рассмотреть структуру внутренней цены, особенно в
европейских странах ОЭСР, проявляющих повышенную обеспокоенность по поводу
поставок энергоносителей из России. Однако напомним, что только налоговая
составляющая без учета услуг НПЗ и посредников как минимум в два раза
увеличивает цену бензина для конечного потребителя в европейских странах. Данные
за 2006 г. показывают, что средняя цена бытового газа в ЕС-25 составляла 500
евро/тыс, м3, а Россия в то время продавала газ Европе по 230-250, причем
долларов. Так что вполне можно говорить о том, что у руководителей европейских
стран есть определенные возможности для снижения внутренних цен на энергию для
конечных потребителей, но такие действия не являются для них приоритетными. В
число причин "нежелания" правительственных структур ЕС активно действовать в
этом направлении входит вопрос о том, так ли уж высоки реальные цены на энергию
для конечного потребителя (о чем пойдет речь ниже), а также относительно низкая
энергоемкость экономик большинства европейских стран.
По последним данным МЭА (Международное энергетическое агентство), общее
потребление первичных энергоносителей в европейских странах ОЭСР на 1000 долл.
ВВП (с учетом паритета покупательной способности) равно 0,154 т н.э. Т.е. с
небольшой долей упрощения можно сказать, что на производство ВВП в 1 тыс. долл.
Европе достаточно одного барреля нефти. И уже в силу этого, даже ориентируясь на
современные мировые цены, сложно говорить о "критическом" влиянии энергетических
затрат на экономику этих стран.
Напомним, уже достаточно давно ОПЕК в своих ежегодных статистических бюллетенях
приводит динамику цен на нефть и нефтепродукты как в текущих долларовых ценах,
так и в "реальных". В расчетах ОПЕК за "базовый" уровень принят 1973 г., и по их
оценкам получается, что в настоящее время "реальная" цена на нефть с учетом
инфляции и изменения курса доллара к "корзине" мировой валюты как минимум в 6
раз ниже текущей "долларовой" цены.
У МЭА, как организации стран - импортеров энергии, нет такой заинтересованности,
как у ОПЕК, доказывать, что современные "высокие" цены на нефть в ретроспективе
выглядят достаточно умеренными, она в своих оценках использует несколько другие
критерии и временной интервал. Методика МЭА расчета реальных цен на энергию
также учитывает изменения курса валют, покупательной способности национальной
валюты и цен на другие группы товаров, но за базовый уровень в 100 единиц
приняты показатели 2000 года. Некоторые выводы, содержащиеся в статистическом
сборнике МЭА Energy Price and Taxes. Fourth Quarter, 2007, весьма интересны.
Начнем с цен на нефть и нефтепродукты. Средняя цена нефти, импортируемой
европейскими странами МЭА, увеличилась с 27,89 долл./барр. в 2000 г. до 74,63 в
сентябре 2007 г., или в 2,68 раза (цена нефти Urals увеличилась с 26,73 до 72,68
долл./барр.).
В это же время, по оценкам МЭА, индекс реальных цен на нефтепродукты для
конечных потребителей европейских стран ОЭСР увеличился со 100 в 2000 г. до 114
в III квартале 2007 г. (в том числе для населения - до 111 и для промышленного
сектора - до 117).
Таким образом, за восемь лет цена импортируемой Европой нефти в долларах
увеличилась в 2,7 раза, а реальная цена нефтепродуктов для европейских
потребителей - всего на 14%.
Природный газ. С 2000 г. по сентябрь 2007 г. средняя цена импортируемого
трубопроводного газа в Европе увеличилась с 2,79 до 6,91 долл. за 1 млн
британских тепловых единиц, или в 2,47 раза. За тот же период его средняя цена,
выраженная в национальной валюте стран ЕС, увеличилась в 1,65 раза, а рост
реальной цены природного газа для конечного потребителя европейских стран ОЭСР
составил около 35%.
Если посмотреть на динамику цен в национальной валюте (при явном доминировании
евро) на трубопроводный газ, импортируемый Европой, можно отметить, что за
последнее десятилетие пик цен пришелся на октябрь 2006 г., а к сентябрю 2007 г.
текущие цены снизились на 23,5%. Отметим также, что летом 2007 г. средняя цена
импортируемого странами ЕС трубопроводного газа была на 15-20% ниже стоимости
СПГ.
Уголь. В рассматриваемый период увеличение реальной цены угля для
конечного потребителя в Европе оценивается в 33%. При этом цена импортируемого
странами ЕС энергетического угля изменилась с 35,22 долл. за тонну в 2000 г. до
76,76 во И кв. 2007 г., т.е. увеличилась в 2,18 раза. Интересно отметить, что
Россия в последние годы резко увеличила поставки энергетического угля в ЕС,
обеспечив себе долю свыше 28% в европейском импорте. В известной степени можно
сказать, что к нам перешла доля европейского рынка энергетического угля, ранее
принадлежавшая США: доля этой страны в европейском импорте энергетического угля
снизилась с 29,5% в 1991 г. до 2,5% в 2007 г., а России увеличилась с 2-5 до
28%.
Цены на импортный коксующийся уголь в ЕС увеличились более заметно, с 47,88 до
124,02 долл./т, или в 2,6 раза. Причем этот рост в значительной степени был
инициирован партнерами ЕС по МЭА: США, Австралией и Канадой, доля которых в
европейском импорте коксующегося угля составляет свыше 2/3. Присутствие России
на европейском рынке коксующегося угля ограниченное, около 5% в импорте ЕС.
Таким образом, с 2000 по 2007 г. импортные цены на основные виды углеводородного
топлива увеличились в 2,2-2,7 раза, а изменение реальных цен для конечного
потребителя в Европе было в диапазоне от 14 до 35%.
В заключение отметим, что реальные цены на электроэнергию выросли в европейских
странах ОЭСР на 17,4%, а обобщенный индекс реальных цен на энергию для конечного
потребителя - на 17,1%. Вероятно, в данном случае вполне можно сказать: всего на
17% за восемь лет.
Произошедший в конце февраля 2008 г. "исторический" обвал курса доллара по
отношению к евро окажет еще более позитивное влияние на динамику реальных цен
для европейских потребителей, но одновременно усилит желание стран - экспортеров
энергоносителей уйти от привязки мировых цен к доллару. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|