Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Решительным действиям предпочли полумеры

 
   

Давно ожидавшуюся административную реформу энергетики Китая провозгласили на прошедшем 11 марта очередном заседании В СНП. В первую очередь она направлена на изменение структуры управления нефтегазовой отраслью.

 

 
 

Антон АБДИН,
аспирант МИТЭК, МГИМО (У) МИД России

 
 
Для этого создаются два новых правительственных органа: Государственная энергетическая комиссия и Государственное энергетическое управление вместо единого министерства энергетики. Государственную энергетическую комиссию наделят консультационными и координационными функциями, она будет отвечать за изучение и разработку энергетической стратегии, рассматривать вопросы энергетической безопасности и общего развития отрасли. Новая комиссия заменит ныне существующую Государственную руководящую группу по энергетике, которую возглавлял премьер Госсовета Вень Цзябао. Ее работа была малоэффективной еще и в силу того, что всякий раз требовалось немало времени на то, чтобы собрать всех необходимых высших должностных лиц даже на одно совместное заседание.

Второй новый орган - Государственное энергетическое управление - будет заниматься текущими вопросами, подчиняясь Агентству экономического планирования Госкомитета КНР по делам развития и реформ. Эксперты полагают, что такое надминистерское положение управления несколько затруднит ее работу. Сложившийся статус-кво в энергетической политике государства не очень изменится после такой небольшой "встряски", так как по-прежнему рычаги управления отраслью останутся рассредоточенными среди различных правительственных органов. Очевидно, что, не создав единого министерства энергетики, правительство пошло на компромисс в условиях подковерной борьбы разных групп интересов.

Однако несмотря на внешне незначительные изменения, правительство КНР дало понять, что энергетическая реформа будет происходить постепенно и неуклонно. В правительстве считают, что время для радикального реформирования еще не настало, так как не прояснен главный вопрос интегрирования полноты административной власти в одном министерстве.

Если даже сейчас решат все-таки создать министерство энергетики, оно может быть распущено из-за отсутствия реальной власти, как это уже было в 1993 году.

Новая административная модель управления ТЭК будет базироваться на подходе - "проверка и баланс" или "семь раз отмерь и один раз отрежь", когда принятие решений, исполнение и надзор будут отделены друг от друга. Полномочия Госкомитета по делам развития и реформ и Государственного энергетического управления будут разграничены: первый выступит как разработчик, а второй как исполнитель решений. Кроме того, надзорными функциями наделяются такие органы, как Государственная управляющая комиссия электричества и Комиссия по контролю нефтегазовой отрасли, хотя последняя на данный момент еще не создана. Столь незначительные изменения в административном управлении энергетики могут оказаться полумерами в реформировании и развитии газовой отрасли Китая, которая пока формируется. Нынешний рынок газа сильно фрагментирован, большая часть природного газа потребляется поблизости от мест производства. Действующие газопроводы часто соединяют одного производителя с одним потребителем. Только одна треть произведенного газа используется в коммерческих целях, а остальные две трети - в нефтегазовом секторе или как сырье для производства удобрений.

Эффективный рынок газа как коммерческого топлива ограничен. Это также относится и к использованию природного газа для электростанций, всего 3% продаж PetroChina в 2006 году. Тем не менее газовая промышленность Китая готова к резкому системному росту в последующие десятилетия. Реализация некоторых основных проектов (газопровод "Восток - Запад", строительство терминалов по приему СПГ на юго-востоке Китая) стали символом того, что для КНР газ - путь к претворению в жизнь "газовой паузы", которая предусматривает замену угля природным газом. Учитывая большое население, высокие темпы экономического роста и возрастающую потребность в экологически чистой энергии, восточные провинции Китая, без сомнения, представляют большой коммерческий рынок природного газа. Но этот потенциал может остаться теоретическим, если правительство не будет принимать во внимание низкую конкурентоспособность природного газа относительно альтернативных источников энергии, не осознает необходимость в маркетинговых исследованиях и реалистичной оценке вызовов и проблем, которые неизбежно появятся при росте спроса на природный газ.

Ожидается, что сбытовые газораспределительные сети, а также производство тепловой и электрической энергии должны стать локомотивами спроса на природный газ в краткосрочной перспективе. И здесь на первый план выходят малые и средние потребители, большая часть которых должна сделать ставку на природный газ, оплатив переход на него с привычного угля.

Главный конкурент природного газа - дешевый и имеющийся в изобилии уголь, особенно в секторе производства тепло - и электроэнергии. В условиях доступности дешевого угля и малой разницы между издержками угольных электростанций отечественного производства и импортных газовых турбин с комбинированным циклом трудно достичь высококачественного производства энергии на природном газе. И это несмотря на то, что правительство ввело административные запреты и ограничения на строительство угольных электростанций в конкретных контрольных зонах (провинции Гуичжоу, Гуандун и города Лиучжоу, Нанкин, Гуилинь, Нанчжоу, Циндао, Чунцин, Чанша, Ичан и Ибинь).

А уголь, который обеспечивает 80% всей тепло - и электроэнергии Китая, остается принципиально важным энергоносителем в стране. Даже если природному газу не придется конкурировать с углем в двух контрольных зонах, ему придется соперничать с "углем по проводам" - угольные электростанции, находящиеся вне контрольных зон, передают электроэнергию по высоковольтным линиям. Природному газу также придется остро конкурировать с углем в промышленности, где котельные и паровые установки могут производить энергию в три раза дешевле парогазовых установок. Только с введением административных мер, которое уже началось в Пекине, Шанхае и других главных городах по запрету использования угля и замены его на природный газ, можно будет вывести промышленное производство в пригородные зоны, где нет таких жестких ограничений на потребление угля.

Однако одни административные меры вряд ли смогут поддержать высокую конкурентоспособность китайской промышленности. Главная движущая сила повышения потребления природного газа - растущее понимание преимуществ этого топлива перед другими видами энергоносителей. И в первую очередь понимание, что природный газ может заменить уголь для эффективного снижения экологического загрязнения в стране.

Например, применение газовых турбин нового поколения и турбин комбинированного цикла обладает рядом преимуществ по сравнению с угольными. Капитальные затраты обычно несколько ниже, строительство соответствующих предприятий идет почти вдвое быстрее, к тому же уменьшение использования угля высвобождает железнодорожные пути, которые в Китае чрезвычайно перегружены именно из-за круглосуточных перевозок угля, наконец, КПД газовых турбин значительно выше, чем угольных. Но самое главное - экологические преимущества. Поэтому для того, чтобы заменить уголь природным газом в системе городского тепло - и электроснабжения и промышленности, нужны административные меры.

Так, правительству необходимо сделать защиту окружающей среды реальной движущей силой в деле развития чистой энергии. Здесь важен фактор, который должен сказаться на конкуренции природного газа и угля в понимании экологических выгод от использования газа и необходимости введения в практику принципа "загрязнитель платит". Но идущая медленными темпами административная реформа всей энергетики страны может оказаться малоэффективной в решении актуальных проблем газовой отрасли.

Развитие газовой промышленности и рынка сбыта природного газа должно помочь решению острых экологических проблем. Для этого Китаю необходимо подняться над подходом "от проекта к проекту" и разработать программу развития газовой отрасли, возможно, отдельно, в рамках всеобъемлющей энергетической реформы. Выстроить правовую структуру развития отрасли, сделать защиту окружающей среды реальной движущей силой в производстве чистой энергии. Для этого необходимо единое министерство энергетики, которое не будет создано до тех пор, пока осуществляемая модель реформы энергетики "проверка и баланс" не заработает с полной эффективностью.

Главный вызов в реформировании газовой отрасли Китая - достижение современного уровня развития газовой промышленности, которое у России и США заняло 100 лет, а у Европы примерно 50, за существенно более короткий промежуток времени в условиях небольших собственных газовых ресурсов. Но это достижимо и за гораздо меньшее время, если Китай сможет провести эффективные реформы, применяя лучший зарубежный опыт.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru