Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Указ подписан. Сомнения остаются

 
   

Решив строить первую АЭС в республике, Минск поставил политику впереди экономики

 

 
 

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ

 
 
Замминистра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк не оставил и тени сомнения участникам и гостям, пришедшим на открытие выставки "Атомная энергия-2008" в Минске: "Решение о строительстве АЭС в нашей стране продиктовано экономическими факторами. Сегодня мы изучаем потенциальных партнеров по реализации этого проекта. Наша задача - построить современную, надежную атомную электростанцию."

Президент Национальной академии наук Михаил Мясникович, в свою очередь, заявил, что "атомную энергетику Беларусь давно бы освоила, если б не чернобыльская беда. Но это и плохо, и хорошо".

Из общего контекста угадывалось: еще неизвестно, какой реактор и какие технологии могли в то время подбросить белорусам.

- А сегодня главный для нас вопрос - надежность, - резюмировал оратор. - Это имеет первостепенное значение. Стоимостные и прочие характеристики - на втором плане...

СВЕТ В ОКОНЦЕ

Многие в Минске сейчас в один голос твердят: только современная АЭС мощностью до 2000 МВт способна ослабить чрезмерную зависимость Белоруссии от поставок российского газа. То, что еще пятнадцать и даже десять лет назад казалось абсолютно неприемлемым на земле, больше всех натерпевшейся от "мирного атома", сегодня воспринимается как панацея.

По словам министра экономики Николая Зайченко, в республике почти 96% энергии вырабатывается на тепловых станциях, где в качестве топлива используется газ. А если ввести в действие два блока типа российских ВВЭР-1000, доля атомной генерации в энергобалансе страны сразу поднимется до 14-15%. Кроме того, по оценкам специалистов Минэнерго, электричество, вырабатываемое на АЭС к моменту ее предполагаемого пуска, будет на 25-30% дешевле средней цены за киловатт-час, прогнозируемой на этот период.

Словом, пока экологи и политики обеспокоенно взвешивают "за" и "против" АЭС, ученые и чиновники их поторапливают. При этом кивают на соседние Украину, Болгарию, Венгрию, Чехию и даже Армению, где не отказались от эксплуатации атомных станций, построенных еще в советские времена, а напротив, продлевают их срок службы, проектируют и начинают строить новые блоки.

Поворотным пунктом в спорах о целесообразности строительства в республике атомной электростанции стало постановление Совмина Белоруссии от 18 ноября 2005 года. А еще раньше, в августе того же года, президент Александр Лукашенко своим указом утвердил Концепцию энергетической безопасности республики. Из нее следует, что до 2020 г. необходим ввод в эксплуатацию новых генерирующих мощностей в пределах 1500-2000 МВт. Покрыть такие объемы за счет солнечной, ветровой и прочих видов возобновляемой энергии в условиях современной Белоруссии невозможно. При всем богатстве выбора реальной альтернативой газовой генерации могла стать только атомная.

В Объединенном институте энергетических и ядерных исследований "Сосны" НАН Белоруссии, как утверждает заместитель директора, доктор технических наук Анатолий Якушев, провели анализ различных сценариев развития энергетической системы страны до 2020 года. Они показывают, что развитие ядерной энергетики в республике экономически целесообразно. Даже при том, что строительство АЭС мощностью 2000 МВт потребует дополнительно в сравнении с другими источниками аналогичной мощности вложить около 1 млрд долларов. Возрастут и эксплуатационные расходы на производство электроэнергии - по расчетам, до 65-70 млн долл. в год.

Однако все это, убеждены сторонники АЭС, с лихвой окупится. И главным образом за счет снижения затрат на топливо. По разным оценкам, экономия к 2020 г. может составить 250-300 млн долл. в год. Кроме того, сократятся выбросы парниковых газов в атмосферу ориентировочно на 7-10 млн т, что даст республике дополнительные экономические выгоды в связи с подписанием Киотского протокола.

Это плюсы. А минусы?

ПРИСМОТРИСЬ К СОСЕДУ

Еще в сентябре 2006-го российские атомщики организовали в Минске презентацию своих возможностей в проектировании и строительстве АЭС. Февральская выставка этого года, организованная российским Атомэкспо и компанией "Белинтерэкспо" под эгидой Росатома и Белорусской торгово-промышленной палаты, была нацелена на то, чтобы расширить и закрепить взаимовыгодные контакты. Объединенная российская экспозиция представила всех основных разработчиков и производителей оборудования для ядерной энергетики.

- Этой выставкой мы приветствуем решения, принятые политическим руководством в отношении первой белорусской АЭС, - сказал исполнительный директор Атомэкспо Николай Шингарев. - Разумеется, не забываем и о той печати, которую оставила в людских сердцах чернобыльская катастрофа. И потому одно из важнейших условий - максимум объективной информации обо всем, что связано с безопасностью предлагаемых технологий.
Украина на выставке ограничилась почетным представительством киевского института "Энергопроект" - его специалисты помогают Минску в выборе площадки и подготовке технико-экономического обоснования инвестиций для первой АЭС. Президент НАН Белоруссии Михаил Мясникович, оказавшись у стенда киевлян, их по-отечески приободрил и поторопил: пора уже сводить все плюсы и минусы на чистый лист бумаги. И принимать решение...

Первый вице-президент Атомстройэкспорта Александр Глухов, предвосхищая мой вопрос, заявил, что его компания будет участвовать в белорусском тендере. Более того, готова выступить и в качестве стратегического партнера на всех этапах проектирования и строительства АЭС. Для этого, по словам Глухова, есть два немаловажных условия: между Белоруссией и Россией еще действует единая энергосистема и сохраняется фактически единая нормативная база.

Между тем у самого Атомстройэкспорта с учетом уже существующего и перспективного портфеля заказов появилась возможность выбирать из нескольких предложений, а не хвататься за всякий зарубежный проект. При этом большое значение имеет платежеспособность заказчика и предлагаемая схема финансирования, условия и порядок расчетов. Готов ли Атомстройэкспорт идти на белорусскую площадку со своей схемой кредитования?

- Можно заложить в условия тендера схему взаимного кредитования строительства АЭС, - полагает Александр Глухов. - Это распространенная практика, и такие механизмы нам хорошо знакомы. Может быть и прямое выделение государственного кредита, и предоставление государственных гарантий под привлечение кредита. Обязательным условием в отношениях между заказчиком и подрядчиком должно быть предоставление суверенных гарантий правительства той страны, которая заказывает строительство атомной станции.
Серьезными конкурентами Атомстройэкспорта в ожидаемом белорусском тендере считаются еще два крупных мировых игрока на ядерно-энергетическом рынке - франко-германская группа AREVA-Siemens и японо-американский альянс Toshiba-Westinghouse. Но если немцы и французы вполне могут вступить в соперничество с российскими атомщиками, то участие в тендере американцев (с японцами или без) вряд ли возможно из-за особой политики Вашингтона в отношении Минска.

Однако наиболее вероятным и предсказуемым исходом тендера может оказаться компромиссное решение, когда сильные стороны российского проекта (реактор и все оборудование так называемого ядерного острова) будут дополнены АСУ ТП и некоторыми другими разработками компании Siemens или тандема AREVA-Siemens. Элементы такой кооперации уже реализованы в Китае и намечаются при строительстве АЭС Белене в Болгарии.

УПУЩЕННЫЙ ШАНС

Потенциальные площадки для строительства АЭС в Белоруссии были обозначены еще в начале 90-х, когда спала первая волна чернобыльских страхов и пришло понимание, насколько зависит Минск от поставок российского газа. Сначала взоры сосредоточились на Краснополянской площадке, но к 1998 г. было обследовано еще более пятидесяти возможных мест размещения атомной станции. Отобрали шесть, среди них называли Краснополянскую и Кукшиновскую в Могилевской области и Дубровенскую в Витебской.

Однако в мае того же 1998-го в Минске состоялись парламентские слушания по перспективам развития атомной энергетики. Специальная комиссия из ученых и общественных деятелей, созданная по поручению Совета министров, большинством голосов высказалась за введение десятилетнего моратория на строительство АЭС в республике. Правительство к этому мнению прислушалось.

В третий раз к этому вопросу вернулись летом 2005 г., когда обострился спор между Москвой и Минском по поводу цен на энергоносители. В утвержденной президентом страны Концепции энергетической безопасности Белоруссии прямо сказано о необходимости строительства собственной АЭС.

Тем самым был задан политический вектор, определивший генеральное направление поиска для специалистов-энергетиков, ученых, дипломатов и, что особенно грустно, для экономистов. А ведь существовал (и еще сохраняется) альтернативный вариант решения этой энергетической проблемы.

Речь о сооружении в интересах Белоруссии одного или двух энергоблоков (это зависит от текущей и планируемой потребности в электроэнергии) на площадке действующей российской АЭС - например, Смоленской, которая ближе других к границе с Могилевской и Витебской областями. Такой вариант на разных этапах предлагался, он и сейчас не снят с повестки дня.

Уже созданная на Смоленской АЭС инфраструктура, обученный персонал, практически готовая площадка под вторую очередь и существующий энергомост с Белоруссией могли бы на четверть, а по некоторым оценкам, даже на треть сократить издержки на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию блока мощностью в 1000 МВт.

Существенно ниже при таком подходе оказались бы для белорусов и все эксплуатационные издержки (включая расходы на приобретение свежего топлива и затраты на обращение с РАО и ОЯТ). А значит, и отпускная цена киловатт-часа для конечных потребителей могла быть ниже...

Такой шаг, без всякого преувеличения, стал бы прорывом не только в создании союзного образования с единым экономическим пространством, но и явил бы миру пример по-настоящему современного стратегического мышления. Совместные российско-белорусские инвестиции в объект могут быть сопровождены всеобъемлющими международно-правовыми гарантиями с участием МАГАТЭ, Евроатома и даже ООН, при которых политически заостренный вопрос - а по какую сторону границы будет пресловутый рубильник? - теряет свою непреодолимую сущность.

Такой объект мог бы стать как минимум российско-белорусским СП на территории России, благо изменения, внесенные в российское законодательство в связи с созданием госкорпорации Росатом, это допускают и даже приветствуют. При долевом строительстве и совместной эксплуатации такого объекта нашлось бы место и для белорусских национальных кадров, включая научно-образовательные и производственные коллективы.

В перспективе, если атомные электростанции подтвердят свою конкурентоспособность в сравнении с другими видами генерации, можно рассматривать аналогичное СП уже на территории самой Белоруссии - двух - или даже четырех блочную АЭС для замещения выбывающих мощностей (устаревших ТЭЦ, ТЭС и мелких котельных) и, чего тоже нельзя исключать, для экспорта электроэнергии в соседние страны.

И не понадобилось бы ломать голову над подготовкой и проведением тендера (только одна эта процедура на 2,5-3 года относит начало строительства, а значит, и ввод новых мощностей). Не надо создавать в безъядерной Белоруссии дорогостоящую инфраструктуру для обращения с РАО и ОЯТ. Не надо создавать (ради одного-двух энергоблоков!) специально уполномоченный национальный надзорный орган, как того требует МАГАТЭ. Да и много чего еще не надо было бы создавать с нуля и дублировать...

Ведь что такое, если вдуматься, один-два работающих энергоблока АЭС? Их нужно лицензировать и где-то покупать для них топливо. Причем по рыночным ценам, которые имеют тенденцию только возрастать. Нужно в масштабах страны организовывать государственную систему контроля над ядерной и радиационной безопасностью. А парламент должен принять законы о присоединении ко всем международным договорам в атомной сфере, в том числе к Венской конвенции о возмещении ядерного вреда.

Еще одно обязательное условие - отработанное ядерное топливо придется возвратить тому, кто его произвел. Возвратить и заплатить при этом немалую сумму за его переработку, а также за хранение высокоактивных отходов. И тут, увы, не может быть фиксированной цены - затраты год от года станут увеличиваться по мере того, как будут возрастать экологические стандарты и требования к охране окружающей среды...

ТОЧКА ВОЗВРАТА УЖЕ ПОЗАДИ?

На выставке в Минске даже непосвященному становилось ясно, как велико и многогранно хозяйство, которое требуется для обеспечения атомной энергетики. Ничего этого в Белоруссии нет. Создавать с нуля ради одного-двух энергоблоков - долго и разорительно. Но и покупать услуги по рыночным ценам - удовольствие не из дешевых.

Казалось бы, самый разумный путь - кооперироваться с Россией, использовать ее возможности, технологии и существующую инфраструктуру, подтягивать свои научные и производственные коллективы, находить финансовые ресурсы. И создавать СП для строительства, а затем совместной эксплуатации АЭС.

Но в Минске в окружении президента Лукашенко, видимо, возобладали иные соображения. Свой долгоиграющий проект стоимостью два, этой все четыре миллиарда евро (если вести речь сразу о двух блоках-миллионниках) невольно захватывает воображение и сулит многие выгоды всем, кто с ним соприкоснется. У большого огня да не погреться?! Похоже, чьи-то личные интересы и политические амбиции под флагом национальной независимости превозмогли экономическую целесообразность.

Точку возврата Минск, похоже, прошел или проходит в эти дни. А если так, то ничего не значат и рассуждения белорусских политиков о возможном строительстве современной АЭС в кооперации со странами Балтии и Польшей. Такой поворот событий и саму тенденцию к объединению европейских государств в вопросах энергообеспечения первый вице-президент Атомстройэкспорта Александр Глухов оценивает без видимого оптимизма: "Пока мы к этому присматриваемся и анализируем. Участие Белоруссии в совместном энергопроекте с Польшей и прибалтами - один из вариантов, который может рассматриваться белорусским руководством. Самое главное здесь - вопрос об инвестициях или гарантиях под инвестиции в проект. Поскольку существует договоренность между четырьмя государствами, Минск теоретически может подать заявку на участие в строительстве двухблочной АЭС на площадке Игналинской атомной станции. И вполне возможно, что такая заявка будет рассмотрена. Но лично мне кажется, что Белоруссия вполне может развивать свою собственную атомную энергетику..."

Минск - Москва

Официально
Белоруссия приступит к строительству объектов инфраструктуры атомной электростанции в начале 2009 г., заявил первый заместитель премьер-министра республики Владимир Семашко на заседании президиума Совета министров Белоруссии в Могилеве. Окончательный выбор площадки для строительства АЭС, по его словам, будет сделан до конца 2008-го. Согласно графику, который разработан в Минэнерго, предусматривается "одновременное строительство двух блоков с вводом первого в 2018 г. и со смещением пуска второго на 1-2 года". С выходом станции на проектную мощность республика сможет снизить потребление природного газа на 5 млрд. м3.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru