Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Следуем мировым курсом, но с отставанием

 
   

В прошлом году темпы прироста потребления компримированного природного газа (КПГ) в нашей стране снова замедлились, тогда как на мировом рынке он no-прежнему остается самым динамично "развивающимся" видом альтернативного моторного топлива.

 

 
 

Денис КИРИЛЛОВ,
заместитель директора Института национальной энергетики

 
 
Главная причина - отсутствие в России законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование "альтернативы". Результат - недостаток сбытовых мощностей и, как следствие, невысокий уровень перевода автомобилей на газ. Участники рынка КПГ надеются, что анализ этой ситуации заставит законодательные и контролирующие органы страны серьезно задуматься над создавшимся положением. И все барьеры, сдерживающие развитие альтернативного сектора моторного топлива, будут сняты, причем в самое ближайшее время.

ДИНАМИКА РОСТА

Рынок газомоторного топлива нашей страны в прошлом году в целом показал очень неплохие результаты. По данным Национальной газомоторной ассоциации (НГА), объем реализации КПГ в России увеличился в 2007 г. на 11,5%, с 287 млн до 320 млн м3. Парк техники на компримированном газе вырос на 11,8% - до 95 тыс., а число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) - на 3,2%, до 225 единиц.

В минувшем году появились семь новых станций, три из которых ввел в строй Газпром, увеличивший свою сеть АГНКС до 194. Наиболее активно сектор "газомоторки" развивался на Кавказе, в Башкирии, Томской, Кемеровской и Ростовской областях. Лидерами продаж КПГ традиционно стали "дочки" Газпрома - Кавказтрансгаз, Уралтрансгаз и Мострансгаз, каждая из которых реализовала за год около 60 млн м3 компримированного газа.

В то же время темпы роста отечественного рынка КПГ, если отталкиваться от объемов реализации газа, сократились практически вдвое. Напомню, этот показатель в 2006 г. составил 21,1%, годом ранее - около 27%. Следует очень серьезно задуматься над таким изменением динамики. Это становится особенно очевидным, если проанализировать итоги работы международного газомоторного рынка.

В 2007 г. мировой парк автомобилей на компримированном газе вырос на 36% и превысил 7,5 млн единиц. Это составляет около 1%от общего количества транспортных средств. При этом число АГНКС достигло почти 12 тыс., а учтенное потребление компримированного метана - 15 млрд м3, увеличившись на 30% по сравнению с показателями предыдущего года. Эти данные свидетельствуют, что КПГ остается самым динамично развивающимся видом альтернативного моторного топлива в мире. Для сравнения: рынок автомобильного пропана, который сегодня включает 11 млн машин и более 36 тыс. газозаправочных станций, растет гораздо медленнее. Так, в 2007 г. глобальное потребление сжиженного углеводородного газа (СУГ) на транспорте увеличилось лишь на 6%.

После такого сопоставления напрашивается однозначный вывод: развитие отечественного сектора КПГ хотя и соответствует мировым тенденциям, но следует им с достаточно серьезным отставанием. Причины этого лежат на поверхности - в России практически отсутствуют меры стимуляции развития рынка альтернативного моторного топлива и КПГ в том числе. Поэтому в стране нет сери иного производства газовых автомобилей, а развивается сеть АГНКС крайне медленно. Естественно, что и на переоборудование "нефтепродуктового" транспорта потенциальные потребители идут крайне неохотно.

СИСТЕМА СТИМУЛОВ

Во многих странах мира сегодня действуют различные меры государственного стимулирования использования альтернативных видов моторного топлива - от создания систем преференций до введения обязательных правил. Например, в США законодательно за креплено, что федеральные министерства и ведомства при обновлении своего автопарка обязаны закупать не менее 10% техники на альтернативном топливе. В некоторых итальянских городах строить АЗС можно только с блоком заправки КПГ. Запрет на использование нефтепродуктов муниципальными автобусами и мусороуборочными машинами действует во Франции. А президент Перу Алан Гарсия недавно заявил, что вскоре весь городской транспорт этой страны будет переведен на КПГ.

В целом ряде государств перевод автомобилей на природный газ сопровождается снижением налогов и акцизов, льготным кредитованием и даже частичной компенсацией затрат его участникам. Так, в Малайзии дорожный налог для двухтопливных автомобилей сокращается на 25%, а для тех, что работают только на газе - на 50%. При этом газобаллонное оборудование освобождено от импортных пошлин и налога с продаж. Правительство Австралии реализует две программы - развития газозаправочной инфраструктуры и перевода автомашин на альтернативные виды топлива. Участникам первой из них компенсируется до половины суммы, затраченной на строительство АГНКС общего пользования, второй - до 50% расходов на переоборудование автомобиля.

ПОПУЛЯРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Европейская экономическая комиссия ООН разработала стратегию замещения к 2020 г. пятой части потребляемых в регионе бензина и дизеля альтернативными видами топлива, в том числе метаном. Осуществлению этих планов будет способствовать реализация в Европе концепции развития "голубых коридоров", которая предполагает организацию международных перевозок с преимущественным использованием КПГ. Создание таких маршрутов планируется также в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, но в Европе эта идея к настоящему времени трансформировалась в конкретный проект, который приближается к стадии реализации.

В частности, в 2007 г. Европейский деловой конгресс решил выделить финансовые средства на подготовку технико-экономического обоснования международного проекта "Голубой коридор", который предусматривает "газификацию" автотрасс на маршрутах Хельсинки -Санкт-Петербург -Москва, Москва - Минск - Варшава - Берлин и Берлин - Рим. Уже до конца текущего года могут быть определены страны-участницы. Скорее всего, среди них окажутся Россия, Германия, Белоруссия, Украина и Болгария.

Для материализации проекта предполагается создание консорциума "Евроавтогаз". Правовая форма и акционеры нового предприятия пока не определены, но ожидается, что его учредителями ста нут крупные европейские компании - энергетические, транспортные, машиностроительные и другие.

Кстати, еще одним реальным проектом Евроавтогаза может стать газификация Черноморской кольцевой дороги. Напомним, меморандум о ее строительстве был подписан в апреле 2007 г. на белградской встрече министров иностранных дел стран - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Идея создания метанового маршрута на трассе, протяженность которой составляет 7,25 тыс. км, была поддержана государствами, входящими в ОЧЭС.

Очевидно, что страны, потерриториям которых пройдут "голубые коридоры", создадут Евроавтогазу благоприятные условия для работы, например, в виде налоговых и таможенных льгот, преференций при выделении земельных участков под АГНКС и т.д. Благодаря этому серийное производство машин на "голубом топливе", которое уже освоено практически всеми крупными автомобильными компаниями, будет расти, число газовых за правок, причем не только построенных новым консорциумом, увеличиваться.

Скорее всего, отечественные корпорации станут одними из самых активных участников проектов газификации европейского транспорта. А вот какое место в мире займет рынок газомоторного топлива России, будет во многом зависеть от создания у нас стимулов для его развития. Пока же основной движущей силой в процессе является, к сожалению, не государство, а Газпром.

ОДИН В ПОЛЕ - ВОИН

Уже более 14 лет Газпром выступает с различными инициативами, способными стимулировать в России замещение нефтепродуктов "альтернативой", но безуспешно. Ни одна из них долго не находила отклика, а тем более поддержки в органах государственной власти. Но полтора года назад совместные предложения Газпрома и Российского газового общества о необходимости развития рынка газомоторного топлива страны были наконец одобрены правительством. Ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.

Сегодня есть надежда, что в ближайшее время в России будут приняты закон "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и другие правовые акты, которые откроют дорогу широкомасштабной "метанизации" автомобилей при активном участии федеральных, региональных и муниципальных властей, а также государственных и частных компаний. Впрочем, не дожидаясь этого, Газпром продолжает развивать газомоторный рынок, опираясь на собственные силы, а также вовлекая в процесс не только бизнес-сообщество, но и администрации отдельных городов и субъектов Федерации.

В апреле 2006 г. совет директоров Газпрома дал поручение разработать "Целевую комплексную программу развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007-2015 годы". В марте прошлого года она была утверждена председателем правления компании Алексеем Миллером. Программа предполагает строительство 200 новых АГНКС, увеличение метанового автопарка в районах их размещения на 50 тыс. единиц, а также ликвидацию негазифицированных участков автотрасс федерального и регионального значения.

Подготовка к ее реализации продолжалась в течение всего 2007 года. Это связаностем, что руководство Газпрома решило развивать сеть АГНКС с учетом финансового лизинга и нужно было время для разработки механизма строительства на такой основе. Сегодня все необходимые документы согласованы и утверждены, и уже в 2008 г. корпорация должна начать сооружение первых 20 станций в зонах ответственности Лентрансгаза, Кавказтрансгаза и Урал-трансгаза. Лизинговая программа будет осуществляться через 000 "Газтехлизинг", готовые АГНКС станут передавать "дочкам" корпорации в лизинг.

Реальное количество станций, которые появятся в России, может оказаться больше двухсот. Это базовая цифра и она будет меняться по мере активизации Газпрома в новых регионах. Дело в том, что при определении их числа разработчики документа ориентировались на размещение АГНКС на тех рынках, где уже есть газобаллонный транспорт и спрос на компримированный газ. Но в связи с интенсивным движением Газпрома на восток страны рассматриваются варианты расширения заправочной сети с охватом Иркутской и Сахалинской областей, Якутии, Красноярского, Хабаровского и Камчатского краев, Еврейской автономной области. Первый шаг к этому был сделан в минувшем году -в декабре введена в эксплуатацию АГНКС в Братске.

Значительные изменения в газомоторную программу корпорации может внести комплексная газификация сочинского транспортного узла с учетом зимней Олимпиады 2014 года. Сегодня Газпром готовит предложения поэтому проекту. По словам начальника Управления по газификации и использованию газа ОАО "Газпром", исполнительного директора Национальной газомоторной ассоциации Евгения Пронина, в этом регионе есть большой потенциал для расширения рынка КПГ.

Кроме того, сеть АГНКС корпорации дополнительно увеличится, если будет решено создать многотопливные автозаправочные станции (МАЗС) совместно с предприятиями Группы "Газпром", которые занимаются сбытом СУГ, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ). Предварительные проработки этого вопроса ведутся, в частности, с Газэнергосетью и "Газпром нефтью".

Развитию газомоторного рынка будет способствовать и предложенный Газпромом проект создания метановой автодороги ("Голубое кольцо"), которая свяжет не только 14 городов Центральной России на удалении 150-200 км от столицы, но и основные радиальные трассы федерального значения. Правда, сроки и успешность его реализации будут в значительной степени зависеть от снятия барьеров, сдерживающих расширение альтернативного сектора моторного топлива. Впрочем, заниматься воплощением в жизнь всех перечисленных проектов будут уже не те "дочки" Газпрома, которым сегодня принадлежат АГНКС, а новая специализированная компания - "Газпром автогаз".

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ

Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции сегодня входят в состав 20 различных предприятий Газпрома - добывающих, транспортных и даже перерабатывающих. Очевидно, что производство и сбыт КПГ, а также обслуживание оборудования в этом сегменте являются для них попутным бизнесом. Поэтому данный вид деятельности будет выделен и обособлен в рамках совершенствования внутрикорпоративной структуры. Все газомоторные активы (АГНКС, передвижные автогазозаправщики, пункты по переоборудованию транспорта и т.д.) планируется консолидировать в новой стопроцентной "дочке" Газпрома, в 000 "Газпром автогаз".

Сейчас на предприятиях компании завершается создание газомоторных филиалов (например, в Мострансгазе это Центравтогаз, в Лентрансгазе - Ленавтогаз и т.д.), которые затем будут преобразованы в дочерние общества Газпрома и переданы в "Газпром автогаз". Именно эта структура в перспективе займется развитием сети АГНКС в стране и, возможно, за ее пределами, представляя интересы России и Газпрома в проектах компании "Евроавтогаз".

Таким образом, отечественный рынок газомоторного топлива в любом случае будет расширяться, даже только благодаря политике, проводимой Газпромом. Но насколько велики окажутся темпы его роста, во многом зависит от тех условий, которые создаст государство. В первую очередь для их улучшения требуется принять закон "Об использовании альтернативных видов моторного топлива".
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru