Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Электростанция и завод в одном флаконе

 
   

Вхождение производства в энергопромышленный союз не гарантирует, что оно всегда будет пользоваться преференциями.

 

 
 

Владимир КНЯГИНИН,
директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад"

 
 
Идея создания в России энергопромышленных комплексов не нова. Например, два года назад с подобными инициативами выступало Минпромэнерго. Предусматривалась возможность получения преференций частными инвесторами, которые участвуют в строительстве новых генерирующих мощностей, с последующим использованием ими электроэнергии на льготных условиях.

Еще один пример такого рода взаимодействия отраслей - недавнее соглашение между РАО ЕЭС и РУСАЛом, по которому ГидроОГК на основе долгосрочных контрактов будет поставлять электроэнергию с принадлежащих ей сибирских ГЭС на три алюминиевых завода РУСАЛа по специальным, низким, а не рыночным ценам.

И это не сугубо российская практика: во всем мире отдельные секторы и отрасли экономики стремятся к гарантированному поставщику электроэнергии. Весьма желательно при этом, чтобы она была еще и дешевой. В любой стране, когда принимается решение, развивать или нет энергетику, возводить ли новые дорогостоящие генерирующие объекты, каждый раз решается, кто и на каких условиях будет потреблять вырабатываемую электроэнергию.

Так, большинство заявленных проектов в алюминиевой промышленности, предприятия которой являются крупнейшими покупателями электроэнергии, сконцентрировано ныне в странах Ближнего Востока, Исландии, Китае. Похожая тенденция наблюдается и в других энергоемких отраслях: нефтепереработке, химической промышленности.

Предприятия массово вводятся в энергоизбыточных регионах. Характерен пример стран Ближнего Востока, где много дешевого природного газа и нет достаточно высокого уровня внутреннего потребления в энергетике. Вы возить же газ пока тяжело, поскольку в регионе мало заводов СПГ. Поэтому природный газ активно используется на газотурбинных станциях, которые могут обеспечивать большие объемы дешевой электроэнергии для создаваемых рядом предприятий.

Ближний Восток интересен химической промышленности еще и избытком сырья, поступающего с мощнейших в мире комплексов по очистке нефти: попутным нефтяным газом, богатым примесями газовым конденсатом. Для алюминиевых заводов же важным фактором является обилие в регионе портовой и логистической инфраструктуры, ключевое расположение на береговой линии, куда легко можно доставить глинозем или бокситы.

В Китае ситуация иная. Однако, несмотря на энергодефицит, государство, стремясь к наращиванию индустриальной мощи страны и привлечению серьезных промышленных инвесторов, опережающими темпами развивает у себя электроэнергетику. Сейчас КНР вводит около 110 млн кВт новых мощностей в год, еще большие планы на будущее.

Инициатива двухлетней давности российского Минпромэнерго тоже появилась в условиях надвигающегося электродефицита. Вообще-то создавать специальные энергопромышленные комплексы у нас в стране предлагалось еще в конце 90-х. Это должно было служить обоснованием получения электроэнергии по льготным тарифам. В частности, Красноярской алюминиевый завод хотел работать на таких условиях с Красноярской ГЭС.

Сейчас же в стране реализуется целая серия подобных проектов в металлургии, и прежде всего цветной, химической отрасли. Суть их такова: идет строительство крупной электростанции, а параллельно проектируется энергоемкий промышленный объект или несколько предприятий, которые и станут основными потребителями электроэнергии. То есть все делается комплексно. Сроки завершения строительства, создания необходимой инфраструктуры, поэтапного приращения мощностей увязываются.

Такие проекты есть, например, у того же РУСАЛа. В Саратовской области недалеко от Балаковской АЭС компания предполагает строительство одного из крупнейших в мире алюминиевых заводов производительностью более 1 млн т первичного алюминия в год. Для этого требуется ввод второй очереди станции. Правда, в "дорожную карту" развития атомных мощностей и в принятую недавно Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. БАЭС не попала, но лоббирование необходимости строительства пятого и шестого блоков продолжается.

Недавно РУСАЛ построил новый алюминиевый завод на площадке рядом с Саяно-Шушенской ГЭС.

А на северо-востоке Красноярского края РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ инвестируют в Богучанский энергометаллургический комплекс: после завершения строительства Богучанской ГЭС там будет пущен и новый алюминиевый завод.

Изначально с учетом возможных крупных потребителей энергии намечает строительство новых АЭС или дополнительных блоков на уже действующих станциях Атомэнергопром. При этом

атомная компания может рассчитывать на привлечение частных инвестиций. После завершения строительства часть инфраструктуры строительной зоны может быть использована под разворачивание производств - тем самым одновременно минимизируются затраты на формирование промышленной площадки для смежных производств и частично компенсируются затраты Атомэнергопрома.

Также заинтересован в создании энергопромышленных комплексов ГидроОГК. Дело в том, что значительная часть неиспользуемых ныне российских гидроресурсов находится в зоне нового промышленного освоения в Сибири и на Дальнем Востоке. Там планируется построить несколько мощных ГЭС. Между тем ввести ГЭС сложно, дорого, и решение о строительстве ГидроОГК стремится увязывать с гарантиями сбыта электроэнергии. В реализации таких масштабных проектов партнерами для энергетиков становятся металлурги, химики, предприятия лесопромышленного комплекса.

В формировании энергопромышленных комплексов заинтересованы не только энергетики, которые избавляются от головной боли: крупный потребитель обеспечивает устойчивую работу станции и дает возможность заниматься долгосрочным планированием их деятельности. У потребителей электроэнергии тоже появляется уверенность, что они гарантированно получат необходимые объемы не только сегодня, но и в перспективе, и по наименьшей цене. Кроме того, создание комплексов облегчает получение бюджетного финансирования и кредитного ресурса на строительство энергообъектов, поскольку гарантирует загрузку мощностей и расчетную окупаемость. Снимается и напряженность в отношениях с Федеральной сетевой компанией и операторами распределительных сетей, которые не всегда готовы транспортировать большие мощности с нового объекта в полном объеме и имеют достаточно скромные инвестиционные возможности.

Однако если, к примеру, в советское время в 30-километровой зоне от АЭС действовали льготные тарифы на электроэнергию, то сегодня инициативы, призванные придать энергопромышленным кластерам какой-то особый статус, на государственном уровне не практикуются. Речь и дет скорее об инициативах отдельных компаний. Время от времени металлурги, химики и лесопромышленники подписывают с энергетиками в рамках конкретного кластера соглашения об установлении долгосрочных тарифов на электроэнергию, формировании скоординированной политики в сфере ее использования.

В России реализация схемы энергопромышленного кластера возможна в рамках государственно-частного партнерства или долгосрочного сотрудничества энергетических и промышленно-производственных компаний. Одно время наиболее крупные потребители электроэнергии начали активно приобретать генерирующие мощности, включая их в свои структуры и создавая более тесные организационные схемы. Так, в энергоактивы вкладываются некоторые корпорации в черной металлургии на Урале. Фактически так же поступает Газпром, но "со знаком наоборот". Компания получает контроль над генерирующими мощностями, то есть конечными потребителями своей продукции.

Между тем в целом оценивать путь корпоративного поглощения производителей энергии как эффективный пока не приходится. Это связано с тем, что, за исключением, может быть, алюминиевой промышленности, доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции других видов производств не столь определяющая, а сами по себе активы являются все же непрофильными. Более перспективным представляется формирование разного рода альянсов, консорциумов, площадок. Именно так поступают атомщики.

Гипотетически возможна и другая ситуация: энергетики входят в собственность и покупают потребителей электроэнергии, которые расположены вблизи их объектов. Эта практика не столь распространена, но, думается, если далее у энергетиков будут возникать проблемы со сбытом, то вполне может применяться.

Основная проблема развития энергопромышленных комплексов заключается в том, что российский энергорынок при всей его монополизации все же конкурентный. Электроэнергия не распределяется, а продается. И приобретает ее тот, кто предлагает наилучшую цену и обеспечивает достаточно большой объем потребления. В городах основными потребителями электроэнергии уже давно выступают не промышленные предприятия, а чисто коммерческие объекты.

Наводится порядок с расчетами за электричество населением и коммунальной сферой - это тоже нормальный предсказуемый потребитель, при том, что перекрестное субсидирование уже практически ушло с рынка. Поэтому вхождение какого-то производства в энергопромышленный союз не дает гарантии, что оно будет вечно пользоваться преференциями и получать энергию в необходимых количествах. Электроэнергия в нашей стране в обозримом будущем - дефицитный товар. И есть основание считать, что в большинстве случаев, особенно если перетоки электроэнергии в пределах зоны достаточно свободные, на нее всегда найдется покупатель. Следовательно, энергетикам есть из кого выбирать.

Да, существуют станции и с "запертыми" мощностями, но их в России ограниченное количество. И развивать рядом с ними промышленность, как правило, трудно. Чаще всего из-за отсутствия человеческого потенциала или других ресурсов, обеспечивающих рост производства.

Планы по развитию энергетики, наращиванию генерирующих мощностей в России гигантские. С потенциальной энергообеспеченностью вроде пока все в порядке. Казалось бы, это дает возможность размещать в стране большое число новых энергоемких производств. Однако если сравнивать энергоемкость российского ВВП с другими странами, мы и без того вы глядим запредельным и транжирами. Заниматься энергосбережением, внедрением передовых, энергоэффективных технологий придется неизбежно. Тем более в скором будущем цены на газ и соответственно на электроэнергию на внутреннем рынке выйдут на мировой уровень. В России средняя внутренняя цена на газ повысится с 50,4 долл. за тыс. м3 в 2007 г. до 114-125 долл. в 2011 году. В соседней Украине битва металлургических и химических предприятий за снижение энергоемкости производства уже началась.

Региональные власти могут стимулировать размещение на подведомственных территориях энергоемких производств, способствуя тем самым созданию энергопромышленных комплексов, предоставлять площадки для строительства электростанций. Но в конечном счете все решает экономика. Так, в конце 2006 г. администрация Мурманской области заключила с заинтересованными сторонами соглашение о сооружении Кольской АЭС-2 в связке со второй очередью Кандалакшского алюминиевого завода. Начинание предполагалось реализовать как единый атомно-алюминиевый комплекс. Однако это оказалось не выгодно ни атомщикам, ни алюминщикам, и руководству региона пришлось проект разделить.

Отнюдь не гарантировано сооружение алюминиевого завода и в Приморском крае, даже если там будет построена за государственный счет АЭС. У глобальных алюминиевых компаний, в число которых входит и РУСАЛ, есть альтернатива: строить завод в Приморье и затем возить сырье в Россию, а алюминий - в Китай, который станет его основным потребителем, либо наладить производство непосредственно в Китае, у которого есть свои энергогенерирующие мощности.

Всегда ли стоит регионам биться за создание у себя на территории энергопромышленных комплексов? Для ряда российских регионов ввод комплексов с жесткой связкой между генерирующими мощностями и крупным промышленным предприятием, несомненно, будет шагом вперед: это наращивание объемов производства, новые рабочие места, занятость с более высокой оплатой труда. Для других же регионов риски, например, экологические, могут перевесить все предполагаемые выгоды. И это необходимо учитывать.

Центр стратегических разработок "Северо-Запад" - независимый общественный институт. Действует с 2000 года. На основе проводимых им стратегических исследований вырабатывает экспертные рекомендации по широкому кругу социально-экономических вопросов. В настоящее время имеет опыт исследовательской и консультационной работы более чем в 20 регионах России. В сфере интересов центра, в числе прочего, разработка стратегий развития отдельных регионов и проблемы энергетики.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru