 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Апрель 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Сотрудничество в сфере ТЭК очень перспективно
|
|
|
Международная выставка "Нефть и газ Узбекистана" посвящена новейшим мировым технологиям в разведке, добыче и использовании нефти и газа и ориентирует
на формирование новых подходов к развитию нефтегазового комплекса Узбекистана.
|
|
|
Юрий ШАФРАНИК, Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, Председатель Российско-Узбекского Делового Совета
|
|
|
Представители нефтегазового бизнеса разных стран придают особую значимость
Международной выставке "Нефть и газ Узбекистана", которая в этом году будет
проходить уже в двенадцатый раз. Деловым кругам всего мира хорошо известно, что
нефтегазовый сектор для Республики Узбекистан является одной из базовых отраслей
экономики. Страна занимает третье место в СНГ после России и Туркменистана по
уровню добычи газа, 5-е место в СНГ по производству топливно-энергетических
ресурсов и входит в десятку основных газодобывающих стран мира. И это далеко не
предел.
Узбекские специалисты определили на территории страны пять нефтегазоносных
регионов: Устюртский (площадь перспективных залежей - 105100 км2),
Бухаро-Хивинский - 44400 км2, Юго-Западно-Гиссарский - 4100 км2,
Сурхандарьинский - 14000 км2, и Ферганский - 17000 км2. Общий потенциальный
ресурс составляет более 5300 млн т нефти, 480 млн т конденсата, 5095 млрд м3
газа. В денежном эквиваленте по ныне действующим ценам величина прогнозных
ресурсов нефти и газа составляет более 1 трлн долларов.
Поэтому открывающаяся международная выставка вполне может стать не только
смотром новых и новейших мировых технологий в разведке, добыче и использовании
нефти и газа, но и будет ориентировать на формирование новых подходов к развитию
нефтегазового комплекса Узбекистана.
На нынешнем этапе развития ТЭК республики основной задачей является привлечение
иностранных инвестиций. Действует указ президента "О мерах по привлечению прямых
иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа", в котором определены
дополнительные льготы и преференции иностранным компаниям, изъявившим желание
работать в нефтегазовом секторе страны. Способствует привлечению прямых
иностранных инвестиций и закон "О соглашениях о разделе продукции", который
предоставляет иностранным инвесторам значительные льготы и гарантии стабильности
условий соглашения. Закон предусматривает три вида сотрудничества - соглашение о
разделе продукции, концессионный договор и договор о совместной деятельности.
Законодательно подтверждено эксклюзивное право инвестора на проведение
поисково-разведочных работ, право первоочередной переработки сырья, экспорта
нефти, газа и продуктов их переработки. Инвесторам эти нормы обеспечивают защиту
и возможность получения компенсации возможных экономических и геологических
рисков при реализации узбекских проектов.
Результатом дальновидного подхода руководства республики в инвестиционной
политике стало успешное развитие взаимовыгодного сотрудничества с такими
известными в мире компаниями, как российские ОАО "НК "Лукойл", ОАО "Газпром",
ОАО "Стройтрансгаз", МГНК "Союзнефтегаз" и зарубежные Dresser-Rand (Голландия),
Zeromax (Швейцария), CNPC, CPTDC и CINOPEC (Китай), NPC (Иран), Petronas
Carigali (Малайзия), KNOC (Республика Корея), Baker Hughes (США), Bumar
(Польша). Общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в нефтегазовый сектор
Узбекистана за годы независимого развития, превысил 4 млрд долларов.
Более 60% инвестиций в нефтегазовый сектор страны пришло из России. За
предыдущие три года экспорт газа из Узбекистана в Россию практически удвоился.
Только с начала 2007 г. подписано несколько крупных соглашений по отраслевым
проектам с российским участием.
Но у российского бизнеса есть возможности более активного участия в экономике
Узбекистана. Это касается, прежде всего, отечественных нефтегазовых компаний,
которые могли бы приобретать здесь профильные активы, смелее инвестировать в ТЭК
Узбекистана. Это обеспечит не только выход на внутренний рынок, минуя
многочисленных посредников, но и высокую окупаемость инвестиций. Такая задача
вполне реальна и отвечает интересам как России, так и Узбекистана. Это позволит
не только перейти от конкуренции к партнерству, но и совместно решать более
крупные задачи.
В заключение считаю необходимым подчеркнуть, что двусторонние
российско-узбекские отношения находятся в постоянном развитии во многом
благодаря вниманию и личной роли руководителей обеих стран. В ходе официального
визита в Россию Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в феврале этого
года Президент РФ Владимир Путин отметил, что российско-узбекские отношения
развиваются поступательно, а топливно-энергетический комплекс является наиболее
динамичной сферой экономического взаимодействия России и Узбекистана.
Но наши совместные возможности позволяют одновременно расширять и углублять
сотрудничество. В этом отношении важную роль играет Межправительственная
комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и
Республикой Узбекистан и работающие под ее эгидой Российско-Узбекский и
Узбекско-Российский Деловые Советы. По существу мы имеем полный набор
необходимых условий для сотрудничества по всем направлениям. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|