Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Сколько стоит газ?

 
   

Торги на газовой бирже должны начаться в России уже в этом году.

 

 
 

Виктор БАРАНОВ,
президент Союза независимых производителей газа

 
 
Организованный рынок газа начал развиваться в России в конце 1990 - начале 2000-х годов. Стали формироваться не входящие в структуры Газпрома компании - ИТЕРА, Новафининвест (сейчас НОВАТЭК) и другие. Появились газовые программы у вертикально интегрированных нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, ТНК, Роснефти. В 2001 г. был создан Союз независимых производителей газа как некий выразитель интересов частного газового бизнеса.

Несколько лет, вплоть до 2006-го, между независимыми производителями газа (НПГ) и Газпромом шли дискуссии о том, как следует организовать газовый рынок, каким образом строить рыночные институты ценообразования. НПГ выступили с инициативой создания биржи газа и организации продаж Газпромом части этого стратегического сырья в стране по нерегулируемым ценам. С этой целью летом 2002-го было организовано Некоммерческое партнерство "Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса" (НП "МБНК"). Однако в Газпроме возобладала идея, что целесообразнее запустить электронные торги газом на площадке своей дочерней структуры - Межрегионгаза.

Противников у начинания было немало. Оппоненты опасались, что поскольку электронная торговая площадка (ЭТП) зависима от Газпрома, там станут нарушать права участников торгов. Дискуссия шла вплоть до момента, когда в июле 2006 г.

был утвержден календарный план развития биржевой торговли газом в РФ. Этот план фактически регламентировал взаимоотношения независимых производителей с Газпромом. Эксперимент решили начать с электронной площадки, а по мере накопления опыта и отработки технологий торговли переходить собственно к бирже.

Первые торги на ЭТП состоялись в ноябре 2006-го. Всего в 2006-2007 гг. из допущенных на продажу 10 млрд. м3 газа половину объемов должны были обеспечить независимые производители, половину - Газпром. В 2008 г. объемы торговли газа было разрешено увеличить до 15 миллиардов. По поручению правительства НПГ готовят сейчас с Газпромом предложения по развитию эксперимента, а также некое совместное видение того, как в России можно организовать биржу газа. Прежде всего она нужна для того, чтобы наконец-то решить важнейшую задачу - ценообразование. Без этого рынок газа не заработает.

Независимые год от года добычу наращивают. Так, ТНК-ВР в прошлом году поставила в Единую газотранспортную систему (ЕГС) 1, 2 млрд. м3 газа, а в этом году подписала с Газпромом контракт уже на 3, 4 миллиарда. Больше газа сдают и НОВАТЭК, Роснефть, ЛУКОЙЛ. В 2000 г. НПГ добыли 61 млрд. м3. Планируется, что в 2020-м добыча "независимых" составит уже 250 миллиардов. Рынок требует все больше газа, и появляются инструменты его реализации. На электронной торговой площадке уже сформированы стандартные правила работы: лоты, потребители, поставки.

Площадка перед торгами определяет, сколько газа Газпром может пропустить по направлениям ЕГС. И независимые производители подают заявку на прокачку предполагаемых к продаже объемов в рамках утвержденного баланса газа.

Спрос на электронной площадке за редким исключением превышает предложение. Вместе с тем ликвидность торгов невысока. Причина в том, что продавец и покупатель не могут сговориться в цене. Да и с обеспеченностью ресурсами газа не все так просто. Был случай, когда Газпром по ряду причин прекратил участие в торгах, предложение газа на ЭТП резко сократилось, и цена взлетела в заоблачные выси, превысив установленную Федеральной службой по тарифам (ФСТ) для внутренних потребителей более чем на 200%.

Ныне доля независимых производителей в общероссийском газовом балансе составляет 15%. Остальные 85% обеспечивает Газпром. Он продает для промышленности и населения 380 - 400 млрд. м3. Из которых по свободной цене с электронной торговой площадки в нынешнем году уйдет не более 7, 5 млрдм3. Это - капля в океане газа, реализуемого по регулируемой ФСТ цене.

По идее, потребитель, не имеющий контракта на поставку газа, должен направить свой взор на ЭТП или обратиться к независимым производителям. Однако подобное происходит далеко не всегда. И очень часто по причине несовершенства так называемых коэффициентов за перебор. Когда начался эксперимент, стало очевидно: переборы - один из тормозов рынка, они явно конкурируют с торговлей газом на ЭТП. Предприятию, нуждающемуся в газе, зачастую выгоднее не купить его по свободной цене, а произвести несанкционированный отбор из ЕГС, заплатив за это фиксируемую стоимость газа плюс штрафной коэффициент. Экономические реалии, по сути, к этому и подталкивают, если называть вещи своими именами.

Рыночный институт образования цены на газ (электронная торговая площадка) начинает конкурировать с нерыночным. Пытаясь противостоять этому, Газпром и участники рынка выступили с инициативой, что систему коэффициентов надо пересматривать - для начала поднять их уровень, а потом дифференцировать.

На бирже газа подобную ситуацию представить сложно. Это обусловлено в первую очередь расширением по сравнению с ЭТП круга участников торгов и увеличением ликвидности рынка. С запуском фьючерсов появятся игроки, которые будут заинтересованы не в реальной поставке газа, а в заключении сделок на изменение его стоимости. Финансовые спекулянты, закупающие фьючерсы, неизбежно будут занимать разные позиции. Одни - страховаться от повышения цены, другие, напротив, от ее понижения.

Финансовые компании, в свою очередь, вроде бы заинтересованы держать ценовую позицию до конца, однако с другой стороны - стремятся постоянно совершать сделки, изменять позицию в зависимости от положения на рынке. Кто-то станет "скальпировать" - ловить колебания средней цены. Но в любом случае деловая активность будет привязана к реальной стоимости газа, никто не станет заключать сделку по непонятной цене.

Сейчас товарные фьючерсы на газ не регулируются, они фактически вообще никак не регламентированы. А на фондовом рынке все очень жестко - контроль над ценообразованием, сделками, аффилированностью сделок и прочее.

Когда будет выстроена такая система, через какое-то время - год, возможно, два - появится четкое понимание того, как меняются цены на газ под воздействием различных факторов. Можно сказать, что деньги будут выкристаллизовывать стоимость газа. Цена долгосрочного договора должна выглядеть приблизительно так: цена фьючерса на такой-то месяц минус или плюс дисконт.

Электронная площадка - это чистый спот: продал - поставил. В то же время на бирже будут преимущественно сконцентрированы финансы, здесь главенствует фьючерс. На крупнейших мировых товарно-сырьевых биржах соотношение реальных поставок от торгового оборота составляет около 5%. Критерий этот достаточно объективный и понятный, опробованный на других видах товаров. Не думаю, что наша биржа станет исключением.

На полученную таким образом объективную цену газа впоследствии можно будет ориентировать и долгосрочные договоры. В перспективе возможно транслировать цену газа и на Европу.

Биржи традиционно формируются там, где сконцентрированы крупные группы потребления. Однако в Европе сегодня нет центра ценообразования газа. И у России, основного мирового производителя газа, а также транзитера туркменского и казахского природного газа в Европу, есть уникальный шанс сформировать биржу на своей территории. Это выгодно и государству, и Газпрому, и независимым производителям.

Как бы там ни было, но в любом случае к 2011 г., который правительство определило рубежом выхода внутренних продаж на уровень равнодоходности с экспортными поставками, все рыночные институты должны быть созданы. Пока в стране есть рынок независимых производителей газа, есть Газпром, который продает газ по фиксированной цене с повышающими коэффициентами, и есть среднее между ними - электронная площадка. Плюс сегмент лимитного газа. Но чтобы наконец-то начал действовать полноценный рынок, а не условно полноценный, форма продаж газа должна быть одна - рыночная. Понятно, население и ЖКХ из-за низкой платежеспособности пока должны остаться за рамками этого рынка.

С учетом информации, которой мы располагаем, и принимая во внимание достигнутые договоренности, считаем, что первые торги газом на бирже состоятся уже в конце этого года. Хотелось бы быстрее, но есть проблемы, которые мешают. В большой степени организационные, технологические проблемы электронная торговая площадка, по сути, решила.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

info@worldenergy.ru