Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Газовые резервисты

 
   

Независимых производителей газа призывают на передовую. Но вот на каких условиях?

 

 
 

Михаил СУББОТИН,
старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, к.э.н.

 
 
Замедление темпов роста добычи газа Газпромом, рост экспортных обязательств и резкое увеличение потребления газа растущей российской экономикой заставляют правительство пересмотреть систему взаимоотношений с независимыми производителями. В сущности, энергосбережение, утилизация попутного газа и потенциал независимых от Газпрома газовых компаний - это своего рода "внутренняя Туркмения", которая позволяет решать газовой монополии нарастающие проблемы за "чужой" счет, а не за счет наращивания собственных производственных мощностей.

ГОСУДАРСТВО, НЕЗАВИСИМЫЕ... И ГАЗПРОМ

Во время поездки в Ноябрьск(Ямало-Ненецкий автономный округ) министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил журналистам, что независимые газовые компании (НГК) в перспективе к 2015 - 2020 гг. будут занимать на внутреннем рынке поставок газа доминирующие позиции. Если в настоящее время НГК поставляют для энергетики около 30% газа, то для промышленности "эта цифра еще больше". Означает ли это, что впереди у независимых газовых компаний безоблачное будущее?

Прежде всего нужно уточнить структуру клана так называемых независимых. Обычно их принято делить на газодобывающие подразделения ВИНК и собственно независимые неинтегрированные газовые компании. Корректнее было бы разделить последние еще надвое: на тех, чьими блокирующими или контрольными пакетами владеет Газпром (самостоятельно или за компанию с другими госкомпаниями), и уже совсем независимые. А если быть еще более точным, то нужно было бы отделить и независимые иностранные нефтегазовые компании, которые выступают в России инвесторами при разработке газовых или нефтегазовых месторождений. В частности, прежде всего иностранцы обеспечивают России прорыв на газовый рынок Юго-Восточной Азии - ExxonMobil, Shell и другие.

К каждой группе компаний нужен свой подход. Российские ВИНК обладают влиянием в федеральных и региональных элитах, строят двусторонние отношения сотрудничества с монополией. Независимые, в акционерном капитале которых есть доля Газпрома, имеют благодаря этому "личную унию" с ним и общий коммерческий интерес. У иностранцев имеется внешнеполитический ресурс, но зато они "поражены в правах" на российском рынке и т.п.

В "Энергетической стратегии России до 2020 г." было определено, что Газпром - крупнейший в мире производитель газа - будет добывать 590 млрд. м3. К независимым производителям Стратегия относила газодобывающие компании (Нортгаз, НОВАТЭК, ИТЕРА, Роспан и др)., а также нефтяные (Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, ЮКОС, Сургутнефтегаз и пр.), для которых газовая составляющая с каждым годом становится все более существенной. По оценкам, нефтяники и газовики в состоянии без Газпрома уже сегодня выйти на уровень добычи в 100 млрд. м3 в год. Заявленные еще три года назад запасы у независимых компаний превышали 13 трлн м3, то есть примерно в 2, 5 раза меньше, чем у Газпрома.

Впрочем, пока ориентиры для газодобычи России не выглядят четко очерченными: МЭРТ и Минпромэнерго не могут согласовать прогнозы добычи и экспорта газа ни с Газпромом, ни между собой. Тем временем Газпром уделяет огромное внимание диверсификации своего бизнеса. Компания скупает активы в нефтяной и электроэнергетической отраслях, создает СП с производителем угля, инвестирует в медийную и спортивную сферы. В краткосрочной перспективе корпоративная стратегия, направленная на покупку все еще недооцененных по мировым меркам активов в смежных областях, может быть вполне успешной. Но ведь и газ кому-то надо добывать...

Независимые компании давно готовы принять участие в финансировании и строительстве трубопроводов, лишь бы для них были установлены ясные правила доступа к национальной газотранспортной системе (ГТС) и обеспечена возможность заключения долгосрочных контрактов на поставку газа. Формы участия независимых в финансировании трубопроводных проектов хорошо известны в мировой практике: прежде всего это ВОТ (Build-Operate-Transfer). Принятый в 2005 г. закон "О концессионных соглашениях" обеспечивает возможность реализации подобных трубопроводных проектов.

Если мировые цены на нефть и производные от нее - на нефтепродукты и газ - сохранятся на высоком уровне, то сохранится и нынешняя система государственного управления. Как следствие, продолжится постепенное сужение потенциального поля для бизнеса. Отложенные "на потом" проекты - это реальные (и действительно огромные) потери и бюджета, и всех потенциальных подрядчиков, которые в результате рискуют на долгие годы остаться без заказов. А ведь, помнится, еще совсем недавно частные компании обвинялись первыми лицами государства как раз в том, что они "набрали лицензий" и сидят на них, как собака на сене...

В этом случае рано или поздно возникнет ситуация, когда государство в той или иной степени будет вынуждено через бюджет финансировать отрасль. Сегодня об этом говорится уже открыто: мол, давайте мы сделаем доброе дело для наших компаний, построим за счет государственного бюджета необходимую инфраструктуру для освоения ими трудных и дорогих месторождений. Вот только обычно государство проводит национализацию бизнеса нерентабельного, но который нужен в общественных интересах, а в России государство берет то, что ему приглянулось на рынке.

НА ПУТИ К МИРНОМУ СОСУЩЕСТВОВАНИЮ

Пока Газпром расширяет свое присутствие в других секторах экономики, страна уже в этом году столкнулась с дефицитом газа в объеме около 4 млрдм3. По оценке Международного энергетического агентства, с задержками в разработке новых капиталоемких месторождений (таких, как на Ямале) дефицит будет расти. Решение проблем газовой отрасли может быть обеспечено только в случае разумного сочетания интересов Газпрома и независимых производителей.

В свою очередь, для того, чтобы у НПГ был смысл наращивать добычу, инвестировать в газо- и нефтехимию, в геологоразведку, необходимо незамедлительно решить правовые и организационные проблемы в отрасли. Устранить дискриминацию в доступе к национальной ГТС, собственником которой является Газпром. Обеспечить свободу экспорта или хотя бы справедливые рыночные цены при закупке газа у независимых компаний. Устранить барьеры в утверждении проектов разработки своих месторождений и налоговую уравниловку в добыче "сухого" - сеноманского и "жирного" газа. Назрело закрепление четких правил игры в области услуг по транспортировке газа по ГТС, включая наведение порядка с газотранспортными тарифами, регулярное повышение которых для Газпрома является сугубо "внутренним" делом - перекладыванием средств из правого кармана в левый...

За последние годы Газпром не раз обвиняли в нарушении антимонопольного законодательства, а компания тем временем только увеличивалась в размерах и влиянии. ФАС неоднократно заявляла, что монополизм Газпрома растет, российское газовое хозяйство "можно охарактеризовать как полуфеодальное", когда монополия позволяет работать лишь на ее условиях, а от остальных игроков "требуется вассальная клятва", у Газпрома есть возможность так распределять свой газ, что "в трубе никогда не найдется места для независимых поставщиков". И это, по данным ФАС, приводит к сокращению платежеспособности независимых компаний на газовом рынке. "Мы на этом рынке движемся не к конкуренции, а в прямо противоположном направлении", - говорил глава ФАС Игорь Артемьев.

ФАС предлагает разработать новую версию закона "О естественных монополиях". Базовые положения проекта, как предполагают, включат в себя перевод всех закупок госмонополий в режим, предусмотренный законом "О госзакупках", рамочные правила недискриминационного доступа к их инфраструктуре и, возможно, распространение режима госмонополии на госкорпорации. Новая редакция закона "О естественных монополиях" (ныне действует версия 1995 года) может быть разработана и принята уже в 2008-м. Сейчас Газпром (как и Транснефть, РЖД, федеральные сетевые компании в статусе ОАО) определяет процедуры закупок самостоятельно: заказы размещаются среди своих дочерних структур, а деньги перераспределяются внутри группы. Новые правила могли бы подорвать эту схему.

За последние годы Газпром получил от государства буквально все, что просил. Отложена реформа компании, которая предполагала как минимум выделение транспортной составляющей. Отсрочено ужесточение налогового бремени. Облегчен доступ к лицензиям. Фактически переданы права на континентальный шельф (вместе с Роснефтью). Монополизирован экспорт.

Интересы Газпрома за границей лоббируются первыми лицами государства. Подчас - ценой серьезных имиджевых потерь. Смыслом энергетической политики страны стало наращивание капитализации двух нефтегазовых госкомпаний. При этом Газпром является государственным наполовину, а Роснефть прошла этап "народного IPO". To есть на частных собственников этих компаний работает вся государственная машина (создание спецпроцедур, которые позволяют убрать ненужных конкурентов, и наращивание запасов).

Но тем самым на Газпром оказалась возложена и вся ответственность за управляемость отрасли, за газификацию страны, на кону оказалась ее репутация как надежного международного поставщика энергоресурсов. Поэтому сегодня газовый монополист должен думать и за себя, и за независимые компании. В этом смысле - чем дальше, тем больше они оказываются "скованные одной цепью, связанные одной целью"...

Отдушину для НГК может представлять развитие торговли газом на бирже. Так, по решению правительства в Москве еще 22 ноября 2006 г. прошли первые электронные торги газом. Это было началом эксперимента по биржевой торговле этим энергетическим сырьем в стране.

Газовые биржи функционируют в США, Великобритании, Бельгии. В России несколько лет назад пытались торговать газом по свободным ценам: в 2003 г. на торги было выставлено 40 млн. м3 газа. Для проведения торгов в 2006-м был выделен объем уже в 250 раз больше. Половину должен был обеспечивать Газпром, а остальное - независимые производители. Отсюда и формула проведения биржевых торгов: "5+5". Речь шла примерно о 10% газа, поставляемого на внутренний рынок. Среди покупателей были в основном энергетики, металлурги, компании по реализации газа в регионах и дочки Межрегионгаза, а также свободные трейдеры. Ожидалось, что среди продавцов будут ИТЕРА, НОВАТЭК, ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, Роснефть и другие, но в газовом аукционе участие приняли только Газпром и НОВАТЭК.

К настоящему моменту прогресс налицо: 11 февраля с.г. на электронной торговой площадке (ЭТП) Межрегионгаза состоялись декадные торги газом с поставкой 21 - 29 февраля. Средневзвешенная цена газа на ГРС потребителей составила 3364 руб. (137 долл.) за тысячу м3, а самые удаленные потребители заплатили по 3947 руб. (160 долл.) за тысячу м3, что на 211% выше регулируемых цен. Покупателем, платившим 160 долл., оказалась Каширская ГРЭС.

Уровень цен был обусловлен сезонным ростом спроса и сокращением предложения - уже 23 января Газпром выставил на продажу всего 18 млн. м3 газа, а затем и вовсе перестал принимать участие в торгах. Как объясняли в Газпроме, сокращение предложения газа на ЭТП было вызвано ростом его несанкционированного отбора из ГТС, а также сезонным ростом потребления газа из-за морозов в Поволжье, Сибири и на Урале. В качестве продавцов выступали независимые производители: более половины объемов газа, или около 15 млн. м3, продал ЛУКОЙЛ, СИБУР - 5, 4 млн, Роснефть - 4, 5 млн. м3. В комментариях прозвучала мысль, что если Газпром и дальше будет игнорировать торговые сессии, то выход внутренних цен на уровень мировых, чего доброго, может случиться гораздо раньше планируемого правительством 2011 года. Однако не исключено, что как раз после либерализации цен на газ у Газпрома может пропасть интерес к ЭТП - в зависимости от ценовой конъюнктуры на европейском рынке природного газа и уровня межтопливной конкуренции, которая сложится к тому времени (в том числе из-за перевода части газовых электростанций на уголь). Зато может существенно вырасти спрос на услуги ЭТП со стороны независимых производителей. Как следствие, увеличится и их доля в общероссийском газовом балансе, которая ныне составляет лишь 15%.

ТАМ, ГДЕ ПАХНЕТ ГАЗОМ И НЕФТЬЮ

Зарубежные государства, даже прибегающие к антизападной риторике, стремятся привлечь к разведке и разработке своих газовых месторождений самые разные иностранные компании, сбить их в пул - из разных стран, крупные и мелкие, разной специализации. Неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила. Это позволяет сделать предельно жестким конкурс среди соискателей на разработку национальных богатств и в результате обеспечить эффективность разработки. Более того, обычно сами же добывающие компании непосредственно участвуют и в регулировании экспорта. В России, наоборот, создана монополия одной госкомпании, доступ иностранцев к соответствующим проектам предельно затруднен, но и сам Газпром добычу не наращивает.

Недавно правительство направило на второе чтение в Госдуму новую версию законопроекта "О доступе иностранцев в стратегические отрасли", к которым в очередной раз отнесли недра. Для стратегических, в том числе крупных месторождений нефти, газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди, предлагается особый режим регулирования: иностранцы должны будут получать разрешение на покупку более 5 - 10% акций компаний, занятых в этой сфере, тогда как для всех остальных отраслей пороговое значение составляет 25 - 50%. При этом ограничения коснутся и офшоров.

Иностранцы, желающие приобрести более 10% акций компании из списка "стратегических", должны будут обратиться за разрешением на покупку в некий "уполномоченный орган". Более жесткие условия - для иностранных компаний с государственным капиталом. Разрешение или отказ иностранцам в течение трех месяцев (в исключительных случаях - полугода) должна будет дать правительственная комиссия, а окончательное слово останется за ее председателем - премьер-министром. Пока что критерии принятия решения в законопроекте не прописаны.

Особые правила для компаний-недропользователей неожиданно ударили по самому Газпрому, который лоббировал включение месторождений в список "стратегических" отраслей. У него на начало 2008 г. почти 21% акций значились за Bank of New York, банком-депозитарием ADR на акции компании, которые обращаются на за рубежных биржах.

Газовая составляющая и подчиненное положение иностранцев на российском рынке - два направления заявленной энергетической политики. То есть при доступе к лицензиям, определении рынков сбыта и внешнеполитических партнеров России особое внимание уделяется учету интересов Газпрома. Любопытно, что именно в России сначала назначается преемником, а потом и избирается президентом страны председатель совета директоров Газпрома, а Виктор Зубков становится, в свою очередь, кандидатом занять освободившуюся вакансию в совете директоров газового монополиста. Получается, руководитель Газпрома занимает в негласной иерархии место где-то между президентом страны и ее премьером?!

При этом Россия ограничивает свою свободу выбора иностранных партнеров, настаивая на своеобразном бартере: активы на Западе - в обмен на доступ к российским месторождениям. Высшее руководство страны исходит из того, что за проводимой Западом в отношении России "политикой сдерживания" кроются попытки навязать РФ нечестную конкуренцию и обеспечить доступ к нашим ресурсам. На заключительной в качестве президента России пресс-конференции Владимир Путин заявил: "Мы наблюдаем, как под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самых разных экономиках и странах мира усиливается политика протекционизма, разворачивается и ожесточенная борьба за ресурсы... И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях и дипломатических демаршах пахнет газом и нефтью".

Власти предприняли огромные усилия с тем, чтобы перераспределить в пользу государственных, полугосударственных или прогосударственных компаний активы иностранцев, полученные ими в 90-е: давление было оказано и на "Сахалин-2" (изначально это был на 100% иностранный проект), и на ТНК-ВР - единственную на сегодняшний день энергосырьевую компанию России с частным иностранным контролем. Таким образом, было наглядно продемонстрировано, что доминирование иностранцев как в проекте, так и в акционерном капитале ведущих компаний страны является недопустимым.

Вопреки многочисленным официальным заявлениям эти действия мало связаны с тем, насколько выгодны были экономические условия тех или иных проектов. Точкой отсчета "выдавливания" иностранцев из нефтегазового сектора России, видимо, следует считать "Сахалин-3" (Киринский блок), а укрепление госмонополии в ТЭК - "дело ЮКОСа". Затем последовал "Сахалин-2" - точка пересечения этих двух направлений передела рынка в России (газ и иностранцы), а Ковыкта стала продолжением заявленной темы. Стало понятно, что передел рынка в стране не завершен. Потому иностранцы, как и в начале приватизации, нужны только на тот крайний случай, когда у российских компаний нет денег, технологий, опыта организации уникальных проектов, знания рынков сбыта и т.п. В результате на одной стороне концентрируются огромные запасы углеводородов, на другой - сумасшедшие свободные денежные средства.

Очевидно, что правила взаимодействия российских и иностранных компаний, Газпрома с другими производителями газа на российском рынке еще только формируются.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

info@worldenergy.ru