Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Таежный тупик

 
   

К 15-летию радиационной аварии в Томске-7. История, уроки, последствия.

 

 
 

Владимир КУЗНЕЦОВ,
ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники
им. С.И. Вавилова, д.т.н., академик РАЕН

 
 
В ГОРОДЕ ПОЧТОВОМ

Старожилы по привычке называют его Почтовым. Это имя, однако, за пределы региона не вышло - стране он был известен как Томск-7. И в самом деле, от Томска номерного (он же - Почтовый ящик № 5) до Томска областного рукой подать, рейсовый автобус довозит за полчаса. Два города разделяет лишь охраняемая зона. 6 апреля 1993 г. такое соседство могло дорого обойтись полумиллионному университетскому центру. Смени ветер направление, и мало не показалось бы никому. Но всевышний был в тот день в добром расположении духа: радионуклиды выпали в тайге, почти не задев человеческого жилья.

А случилось вот что. 6 апреля в 12 часов 58 минут по местному времени на радиохимическом заводе, наиболее грязном производстве СХК, произошел объемный взрыв парогазовой смеси. Взрыв сопровождался разрушениями с повреждением оборудования и подводящих коммуникаций. К счастью, основная масса урана и плутония осталась внутри здания, но часть радиоактивных веществ (в том числе 0, 6% плутония-239) была выброшена в атмосферу через проломы в стенах и кровле здания.

По международной семибалльной шкале ядерных событий авария на СХК однозначно квалифицируется третьим уровнем, то есть серьезным инцидентом без переоблучения персонала.

В результате происшествия образовалась зона радиоактивного загрязнения местности, вытянутая в северо-восточном направлении на 25 км, площадью около 100 км2. По данным Росгидромета, суммарное количество радиоактивных веществ, выброшенных из аварийного аппарата СХК на эту территорию, составило от 530 до 590 Кюри. В отдельных точках мощность дозы гамма-излучения достигала 400 мкР/час* (* Как известно, естественный фон радиоактивного излучения находится в диапазоне 5 - 20 мкР/ч.).

НЕКУДА БЕЖАТЬ

Официальной информации не было, поползли слухи. Достойно внимания, что десять дней спустя, 16 апреля, глава МЧС Сергей Шойгу в письме Правительству РФ отметил, что вновь, как и при чернобыльской катастрофе, информация об аварии (как на месте, так и в центре) появилась с большой задержкой, что могло привести к тяжелым последствиям. Кроме того, последствия не были своевременно локализованы. Дело кончилось разносом фонящей грязи по дороге Томск - Самусь. Пострадал и сам поселок Самусь.

Повторю: и Томск, и Северск в тот день избежали тяжелых последствий благодаря метеорологической случайности. Но ведь ветер мог быть и "неправильным". Что тогда? Тогда эвакуация, но в каком направлении, если полумиллионный областной центр - по существу таежный тупик: поезд входит - и дальше никуда, потому что рельсы кончаются. До Транссиба - два часа в южном направлении по одной колее. Шоссейные дороги - тоже проблема, потому что кругом тайга и топь. Вот почему рискну утверждать, что главная опасность состоит в невероятной, беспрецедентной для мировой практики близости Сибирского химкомбината к большому городу, жителей которого невозможно в случае необходимости быстро вывезти.

И С ГЛАЗ ДОЛОЙ

Производственная деятельность комбината сопровождается образованием большого количества радиоактивных отходов (РАО) - жидких, твердых и газоаэрозольных. Их суммарная активность оценивается в 1, 13 млрд. Ku.

На территории СХК расположены полсотни хранилищ жидких и твердых радиоактивных отходов. В атмосферу выбрасываются инертные радиоактивные газы, тритий (изотоп водорода), углерод-14, стронций-90, йод-131, цезий-137, альфа-излучающие радионуклиды (уран, плутоний, америций и др.). Загрязнение территории атмосферными выбросами СХК зафиксировано на расстоянии 30 - 40 км от промзоны комбината. Почва заметно загрязнена долгоживущими радионуклидами, что фиксировалось Росгидрометом и до аварии 6 апреля 1993 года. В образцах почвы и растительности обнаружены аномальные концентрации плутония, значительно (в 10 раз и более) превышающие уровни глобального загрязнения. При этом достоверная открытая информация о степени загрязнения территории плутонием отсутствует.

На СХК до сих пор работают два промышленных реактора (на территории РФ их всего пять), основное назначение которых - наработка оружейного плутония. Внутри реакторов находятся облученные блочки, используемые в качестве топлива. Выбывшие из употребления блочки не перерабатываются, а складируются, хотя нельзя делать это до бесконечности. К сожалению, за 15 лет в этом отношении мало что изменилось.

По недоброй отечественной традиции жидкие РАО закачивают в подземные пласты на глубину от 280 до 400 метров.

Поначалу о таком способе избавления от отходов говорили как об эксперименте, опытно-промышленной эксплуатации. На СХК этой практике без малого 50 лет. Научное обоснование ее отсутствует. В чем опасность такого хранения РАО? Район имеет сейсмическую опасность, и подвижка пластов может привести к проникновению радиации в водоносные слои.

ПЕРЕМЕНЫ НАМ НЕ ГРОЗЯТ

За 15 лет, миновавших с того памятного апрельского дня (кстати, фундаментального радиационного мониторинга по результатам аварии до сих пор нет), каких только предложений относительно дальнейшей судьбы комбината не звучало!

Лет десять назад тогдашний глава атомного ведомства Александр Румянцев подписал приказ о создании на СХК мощностей по производству смешанного уран-плутониевого ядерного топлива. Эта инициатива увяла, нынешний руководитель Росатома Сергей Кириенко такую перспективу даже не рассматривает. Но сейчас витает новая идея: взамен выбывающих мощностей построить атомную станцию. Хотелось бы понять, зачем дополнительный риск, если по соседству - богатая газом Тюмень? Чем газовая ТЭЦ хуже? Сергей Кириенко не устает повторять: мы должны сокращать количество проблем в атомной энергетике. Если в Северске предпочтение будет отдано не газу, а атому, количество проблем только увеличится.

А на старых производствах аварии будут продолжаться, так как не решены узловые вопросы. В самом деле, что изменилось за эти 15 лет? Технологии? Нет. Люди? Тоже нет. Вспомним прошлогоднюю аварию на "Маяке": информацию о ней местные начальники пытались скрыть даже от ведомства. То есть сколько бы времени ни проходило (с Чернобыля, Томска-7, etc.), ситуация не меняется, потому что не меняется мышление.

ПАРАЛЛЕЛИ

За пятьдесят лет деятельности СХК произошло более 30 инцидентов, пять из которых, включая аварию 6 апреля 1993 г., квалифицируются согласно Международной шкале событий (INES) как серьезные происшествия.
В мировой практике было четыре инцидента, схожих с аварией 6 апреля 1993 г. на СХК.

Январь 1953 г. На предприятии Саванна-Ривер (США) по небрежности персонала во время выпаривания раствора уранилнитрата в азотной кислоте произошел взрыв, разрушивший установку и повредивший конструкцию здания.

Июль 1953 г. На Хэнфордском заводе (США) из-за повреждения насоса произошла авария при выпаривании смеси уранилнитрата и азотной кислоты. Авария сопровождалась выбросом окислов азота в атмосферу.

Февраль 1975 г. Снова Саванна-Ривер, и снова небрежность персонала. В результате - взрыв и пожар с незначительными повреждениями.

Июль 1980 года. Авария на урановом очистном производстве в Порт-Хоуп (Канада), аналогичная случаю в Саванна-Ривер (1953 г.). Взрыв разрушил выпариватель и повредил трубопровод.

Сибирский химический комбинат (СКХ) был создан как единый комплекс ядерного технологического цикла, включающий в себя практически все виды производств, за исключением добычи и переработки радиоактивного сырья. В августе 1953 г. здесь была получена первая партия обогащенного урана "промежуточной концентрации", а в июне 1955-го выпущена первая партия урана оружейной кондиции. По своим масштабам ядерное производство СХК является одним из мощнейших в мире, близкими его аналогами можно назвать южноуральский "Маяк", Хэнфорд в США и Селлафилд в Англии.

Радиохимический завод является одним из ведущих звеньев технологической цепочки комбината. Основное его назначение - переработка облученных стандартных урановых блоков, а также хранение, утилизация и захоронение радиоактивных отходов.

ЗАТО Северск - закрытое административно-территориальное образование в Томской области. Это самый большой город в системе Росатома, где расположен крупнейший комбинат, связанный с ядерными технологиями.
Строительство города началось одновременно с возведением Сибирского химического комбината (СХК) в 1949 году. Первоначальное кодовое название - Почтовый ящик N 5 (или Почтовый). Позже Томск-7. Рассекречен в 1989 г., но сохранил пропускной режим и вооруженную охрану. С 1990 года официально именуется Северском.

Население - 119 тыс. человек (11% населения области). В городе работают 46 дошкольных учреждений, 22 школы, два профессиональных училища, один вуз, три профессиональных театра, шесть поликлиник, два больничных комплекса.

Сегодня Северск добивается присвоения статуса наукограда, и база для этого есть: здесь расположены технологический институт, институт гастроэнтерологии, биофизический научный центр, научно-исследовательский и конструкторский институт Сибирского химкомбината.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

info@worldenergy.ru