Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

«Почти поражение» дополнила «почти победа»

 
   

Во время февральской поездки Сергея Кириенко в Ереван госкорпорацию "Росатом" пообещали пригласить для участия в тендере на строительство в Армении новой АЭС. Еще более важной новостью стало достижение договоренности о присоединении закавказской республики к международному центру по обогащению урана в российском Ангарске. Однако упрямые факты подсказывают, что говорить приходится об одной "почти победе" и одном "почти поражении".

 

 
 

Александр УВАРОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
ПОЧТИ ПОРАЖЕНИЕ

Армянская АЭС близ города Мецамор дала первый свет во второй половине 70-х годов. На единственной в закавказском регионе атомной станции работали два блока с корпусными водяными реакторами ВВЭР-440. Для армянских реакторов был разработан отдельный проект под названием В-270. Причиной этому послужила высокая сейсмичность выбранной площадки - до восьми баллов по 12-бальной шкале Медведева-Шпонхойера-Карника (МСК-64).

С первых дней существования Армянская АЭС породила для отечественного атома немало "городских легенд" - от благостных историй о конфузиях при разгрузке свежего ядерного топлива до слухов о массовом бегстве персонала с рабочих мест при возникновении любых нештатных ситуаций. Местное население относилось к станции с большой опаской, и после спитакского землетрясения в 1988 г. Ереван добился от Совета Министров СССР решения о закрытии АЭС.

Самое удивительное, что станция как раз от удара стихии не пострадала, блоки оставались в работе. Проектанты-горьковчане со всей ответственностью подошли к возложенной на них задаче и сумели обеспечить надежную защиту основного оборудования АЭС от землетрясений. Но политические резоны, как это нередко случается, перевесили доводы специалистов, и реакторы были выведены из эксплуатации. На церемонии закрытия местный партийный босс в буквальном смысле слова плясал от радости под мрачные предостережения атомщиков: "Зимой ты запляшешь от холода! "

Ожидать подтверждения прогноза пришлось недолго. Независимая Армения попала в условия энергетической блокады и, проведя несколько лет при свечах и без отопления, обратилась к России с просьбой о помощи в расконсервации второго блока АЭС. Станция была частично возвращена к работе (пущен второй блок), и проведенная на ней модернизация позволяла надеяться, что АЭС благополучно доживет до конца проектного срока службы (2016 год).

Но беды армянского мирного атома на этом не закончились. Против реактора в Мецаморе выступил Евросоюз. В объединенной Европе считают, что технологии, применявшиеся на Армянской АЭС, устарели и не соответствуют современным стандартам безопасности. Брюссель настаивает на закрытии станции и готов выделить на эти цели определенные средства - по разным оценкам, от 100 до 200 млн. евро. В Ереване, в свою очередь, с этим почти согласились и даже разработали стратегию вывода АЭС из эксплуатации с демонтажем до "зеленой лужайки", но реализовывать эту стратегию готовы только после строительства в стране "альтернативных мощностей", то есть новой атомной станции.

Вероятным партнером при сооружении армянских атомных блоков с самого начала называлась Россия, и поездка Кириенко в Ереван стала очередным подтверждением этому. Однако никаких твердых гарантий заказа именно российских реакторов армянская сторона не дает. Участие Росатома в тендере не будет означать его обязательной победы. Напротив, практически одновременно в СМИ появилась информация об интересе к армянским торгам французской государственной группы AREVA, располагающей реакторными технологиями третьего поколения (проект EPR-1600). Так что на самом деле рапортовать об успехе и подсчитывать барыши от будущей сделки отечественным атомщикам пока рановато.

Армянская новейшая история поражает своей типичностью для постсоциалистического пространства. Те из государств бывшего СЭВ и республик экс-СССР, кто создал в советские времена развитый ядерный сектор, хотели бы сегодня сохранять и развивать атомную энергетику. Но одновременно сильные мира сего требуют от них скорейшего и полного отказа от технологий советского происхождения и их замены на новые реакторы, не обязательно российские.

Хорошая иллюстрация к вышесказанному - Болгария. В договоре о вступлении этой страны в ЕС по настоянию европейских бюрократов было записано в качестве обязательного условия закрытие четырех так называемых малых блоков АЭС "Козлодуй" с реакторами ВВЭР-440. Техническая безопасность остановленных блоков не вызывала особого беспокойства у международных компетентных атомных органов, вследствие чего в Софии требования европейцев считают исключительно политическими.

Нанесенный энергетике Болгарии ущерб - а после остановки блоков государство фактически утратило статус экспортера электроэнергии, лишившись важного источника валютных поступлений в казну, - призвана компенсировать новая АЭС "Белене". Экономическая целесообразность подобной замены оспаривается многими. В конце концов Болгарии придется изыскивать деньги дважды - сначала сотни миллионов евро на вывод козлодуйских реакторов, а затем до 6 млрд. евро на строительство беленских.

Атомстройэкспорт официально объявил, что строительство АЭС "Белене" обойдется в 4 млрд. евро. Но тем не менее говорить надо именно о 6 миллиардах, поскольку, помимо оплаты собственно АЭС, болгарам придется вложить до 2 млрд. евро в создание инфраструктуры (автодороги, жилые дома, социальные учреждения для нового города атомщиков и т.д.).

Схожая ситуация наблюдается в Словакии, где последовательно закрываются блоки первой очереди АЭС "Богунице" с предполагаемой заменой их мощностей на новые блоки на АЭС "Моховце".

Самый свежий пример реакторной замены - Литва. В республике вместо консервируемой Игналинской АЭС должна появиться новая атомная станция. На первый взгляд наблюдающаяся тенденция должна представляться позитивной для госкорпорации "Росатом". Действительно, закрытие советских реакторов увеличивает объем рынка и создает потенциальные заказы в регионе, который справедливо считают входящим в сферу интересов российских атомщиков. Может быть, именно поэтому Росатом предпочитает хранить молчание и не вступаться за выводимые реакторы, строившиеся силами легендарного Средмаша. Репутационные издержки с лихвой должны перекрываться будущими миллиардами долларов и евро от поставок оборудования и услуг на станции замещения.

С подобной политикой стоило бы смириться, если бы не еще одна неприятная тенденция. Год за годом действия конкурентов россиян в Восточной Европе и республиках бывшего СССР становятся все успешнее. Так, в Болгарии на АЭС "Белене" отечественным атомщикам пришлось заплатить своего рода отступные французским и германским коллегам и отдать альянсу AREVA/Siemens контракты на создание АСУ ТП.

Вокруг сравнения систем управления реактором, предлагаемых западноевропейцами и россиянами, сломано немало копий, но в общем и целом большинство специалистов сходится на преимуществе первых. И каждый новый заказ будет только увеличивать разрыв в пользу европейцев, закрепляя наше технологическое отставание, ведь в атомной энергетике лидерства добиваются через опыт и практику.

В Словакии события развиваются по еще более удивительному сценарию. Строить новые блоки на АЭС "Моховце" будет многонациональный альянс, во главе которого встанут чешские компании, а роль российского Атомстройэкспорта сведется к минимуму. Но если в Словакии хотя бы сохраняется выбор в пользу блоков с ВВЭР, то в Литве все более отчетливо вырисовывается перспектива появления французских аппаратов EPR-1600.

Исходя из этого ситуацию вокруг АЭС в Армении стоит записать Росатому в пассив. Пока можно с уверенностью сказать лишь то, что старая станция близ Мецамора с отечественными реакторами будет закрыта, а отдавать России заказ на новую АЭС еще никто не собирается. И февральская поездка Кириенко в этой связи ничего не изменила.

ПОЧТИ ПОБЕДА

Зато продекларированная готовность Армении присоединиться к Международному центру по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске может быть почти безоговорочно названа крупной победой Москвы. Почти - потому что и в этом случае сохраняется повод для раздумий.

Идея о создании ангарского МЦОУ плавно вытекает из инициативы Владимира Путина об организации глобальной инфраструктуры атомной энергетики, выдвинутой российским президентом в январе 2006 г. в Санкт-Петербурге на саммите ЕврАзЭС. Правда, международный атомный "план Путина" оказался настолько глобальным, что породил огромное количество интерпретаций и толкований.

С точки зрения Росатома - по крайней мере, если верить официальному документу, распространенному от имени российского представительства в МАГАТЭ в июне 2007 г., - "существо и ход реализации" сводится к созданию МЦОУ в Ангарске и формированию при нем "гарантированного запаса обогащенного уранового продукта" из расчета на 1 - 2 полные загрузки активной зоны.

Международных инициатив, направленных на интернационализацию ядерного топливного цикла, существует в наши дни не меньше десятка. И как минимум двум из них - американской GNEP и германской MESP - российское предложение в интерпретации Росатома проигрывает по всем статьям.

Россияне предлагают сотрудничество в деле обогащения урана, не слишком задумываясь над тем, а зачем, собственно, обогащенный уран может потребоваться таким государствам, как Армения. Легко догадаться, что той же Армении нужно в первую очередь свежее ядерное топливо, а по прошествии нескольких десятков лет-избавление от ядерных отходов. Все это обеспечивает американская инициатива GNEP, и все это напрочь отсутствует в плане по созданию МЦОУ.

В американской инициативе GNEP (Global Nuclear Energy Partnership) предусматривается создание международных центров по переработке выгоревшего ядерного топлива с извлечением из него делящихся материалов (уран, плутоний) и долгоживущих тяжелых металлов (нептуний, америций и кюрий), которые представляют опасность как с точки зрения воздействия на окружающую среду, так и нераспространения ядерных технологий. Извлеченные материалы подлежат выжиганию в реакторах на быстрых нейтронах, что позволит снизить общие объемы ядерных отходов и уменьшить удельный расход урана на генерацию электроэнергии.

Кроме этого, на первом заседании руководящего комитета GNEP, прошедшего 11 - 12 декабря 2007 г. в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене, была создана рабочая группа по обеспечению надежных поставок ядерного топлива. На конец февраля 2008-го в состав партнерской программы GNEP входит уже 20 государств, и прогнозируется дальнейший рост числа участников.

Но даже на собственном поле - международном сотрудничестве при обогащении урана - МЦОУ выглядит намного хуже, чем его германский аналог MESP (Multilateral Enrichment Sanctuary Project), или проект по созданию многонационального убежища для обогащения урана.

Центр в Ангарске исходно позиционируется как коммерческое совместное предприятие, не пользующееся государственной поддержкой. Странам предлагается входить в него на правах совладельца акций при сохранении за Россией контрольного пакета и доступа к собственно технологии обогащения. Международным органам в лице МАГАТЭ отводится вспомогательная роль - сертификация условий поставок урана, выдача советов и проведение консультаций.

В отличие от россиян Германия подготовила для MESP куда более привлекательные условия. Прежде всего германский центр будет построен на нейтральной территории - в стране, не имеющей и не планирующей обзаводиться собственными ядерными амбициями. Для оперативного управления центром будет нанят независимый консорциум. Однако все решения по перемещению делящихся материалов - будь то закупка сырья или продажа обогащенного урана - будут приниматься в МАГАТЭ, причем общим голосованием всех входящих в атомное агентство стран, а не его политическим органом (советом управляющих). Проработка всех необходимых для создания MESP документов идет полным ходом и может быть закончена уже в текущем году, а техническую сторону функционирования центра готов обеспечивать европейский обогатительный концерн URENCO, обладающий собственными центрифужными мощностями по обогащению урана.

Германский проект MESP превосходит российский проект по созданию МЦОУ в Ангарске, и в первую очередь в плане гарантированности исполнения контрактов. Для российского центра всегда будет сохраняться опасность того, что в его деятельность вмешается Кремль с очередной попыткой перевести геополитические разногласия в плоскость спора хозяйствующих субъектов. В германском варианте это полностью исключено - клиент рискует лишиться своего урана только в том случае, если восстановит против себя одновременно несколько десятков государств.

Сухая статистика доказывает, что ангарский центр пользуется в мире существенно меньшим спросом, чем предложения США и Германии. Готовность войти в состав МЦОУ пока что подтвердили всего три страны - кроме России и Армении, еще и Казахстан. В то же время для участия в партнерской программе GNEP записалось 20 государств, в том числе, кстати, и Россия. Официальный старт германскому проекту пока не дан, но, судя по бурным обсуждениям в МАГАТЭ, желание присоединиться к нему есть у немалого количества стран.

А это означает, что февральская поездка Кириенко увенчалась триумфом, ибо главе Росатома удалось сбыть Армении не самый ходовой "товар". Подключение Еревана к деятельности МЦОУ без обиняков можно назвать крупной победой России. Но все-таки темпы роста международного участия в ангарском центре по-прежнему не впечатляют - особенно на фоне массового приема в американскую программу GNEP - и поэтому значимость ереванской победы не может оцениваться слишком высоко.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru