 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Март 2008 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Финансовые спекуляции банк не интересуют
|
|
|
|
|
|
Игорь ФИНОГЕНОВ, Председатель правления Евразийского банка развития
|
|
|
- Игорь Валентинович, Евразийский банк развития (ЕАБР) был создан два года
назад. Определились ли уже стратегические направления деятельности банка?
- Банк изначально создавался под вполне определенные стратегические направления.
Когда президенты Казахстана и России только выступили с инициативой его
организации, было понимание того, что новый банк должен содействовать углублению
интеграционных процессов на евразийском пространстве. Исходя из этого и
закладывались определенные идеи деятельности банка. Важнейшей целью ЕАБР
является содействие в реализации программ и инвестиционных проектов, имеющих
межгосударственное и общерегиональное значение. Интеграция подразумевает
выравнивание экономических условий деятельности стран, вовлеченных в этот
процесс. Новейшая история подтвердила, что государствам, находящимся на разных
уровнях экономического развития, интегрироваться сложно. Поэтому с момента
образования Евразийского банка развития его миссией было заявлено содействие
развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому
росту, расширению взаимных торгово-экономических связей.
ЕАБР ориентирован на то, чтобы стимулировать промышленное производство в
странах-участницах. Хочется надеяться, что наша деятельность будет
способствовать воссозданию энергетического машиностроения в России, развитию
энергетического комплекса во всем его многообразии в других странах. С тем,
чтобы регион восстановил утраченное лидерство в сфере электроэнергетики.
- А как происходит выбор проектов, которые инвестирует банк? Это прерогатива
банка или вы рассматриваете предложения государств-участников, компаний? Какие
требования предъявляются к проектам?
- Прежде всего они должны соответствовать миссии банка, быть направлены на
развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, содействовать
экономическому развитию стран, где они станут реализовываться, а также являться
экономически состоятельными. В противном случае проекты, попавшие в банк на
рассмотрение, процедуру отбора не пройдут.
Мы ориентируемся на те проекты, которые считают приоритетными правительства
государств, где их станут претворять в жизнь, тщательно отслеживаем и
анализируем программы по развитию отраслей промышленности, инфраструктуры,
транспорта, социальному развитию стран региона.
Еще одно направление - взаимодействие в рамках межправительственных комиссий, на
которых обсуждаются крупные проекты, имеющие серьезный интеграционный эффект.
Используем полученную информацию опять-таки для того, чтобы инициировать
рассмотрение тех или иных проектов.
Очень плотно сотрудничаем с международными интеграционными объединениями -
ЕврАзЭС, ШОС, структурами СНГ и другими организациями, которые ставят своей
целью развитие взаимодействия между странами евразийского региона.
- И как в этот ряд вписываются соглашения о сотрудничестве, которые ЕАБР уже
имеет с тремя российскими регионами - Новосибирской областью, Татарстаном и
Ханты-Мансийским автономным округом? В чем суть этих соглашений? Какой регион
будет следующим?
- Соглашения предполагают обмен информацией. Отбирая проекты для дальнейшей
работы с ними, как я уже говорил, банк взаимодействует с правительствами стран.
Не менее продуктивно выстраиваем отношения и с региональными властями. Вряд ли
кто-то знает обстановку на местах та к хорошо, как региональные администрации,
может определить приоритеты, охарактеризовать потенциал и возможности, которые
существуют для реализации конкретных проекте в на их территории. Как правило, в
регионах есть и определенный портфель проектов, которые могут представлять для
банка интерес. Мы, как представляется, эффективно пользуемся возможностью
изучить эти проекты. В том числе в рамках соглашений, которые позволяют получать
последнюю информацию о происходящем в регионе.
- В настоящее время Евразийский банк развития рассматривает возможность участия
в реализации проектов общей стоимостью около 5 миллиардов долларов, из них
примерно четверть приходится на энергетику. Какие из них вы считаете наиболее
значимыми?
- Работаем с таким серьезным проектом, как реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 и
сооружение на ней новых энергоблоков. Рассматриваем ряд других проектов по
тепловой генерации. Включились в работу над программой строительства в
Казахстане атомных электростанций, которую готовят Росэнергоатом и Казахатомпром
- казахстанская государственная компания, занимающаяся всем урановым циклом,
начиная от его добычи и заканчивая генерацией электроэнергии.
Одно из центральных направлений - гидроэнергетика. Обладая мощнейшими
гидроэнергетическими ресурсами, Центрально-Азиатский регион использует их пока
не очень эффективно. Так, Киргизия, располагая третьи ми по объемам в СНГ
гидроэнергоресурсами, использует их не более чем на 8%. В Бишкеке существуют
масштабные планы в дополнение к гидростанциям, уже действующим с советских
времен на реке Нарын, по сооружению еще пяти крупных станций Средне- и
Верхненарынского каскада, а также достройке станции Камбара-Ата-1 и -2. Только
своими силами, без привлечения заемного капитала, республика такую гигантскую
программу не осилит. А ведь новые гидростанции обеспечивают перспективу
устойчивого индустриального и социального развития не только Киргизии, но и
сопредельных стран. Создается полный цикл регулирования стока Нарына в
водохозяйственных интересах региона. Решается острейший вопрос водообеспечения и
интенсификации сельскохозяйственного производства в Узбекистане, Казахстане,
Таджикистане.
Рассматриваем сейчас и ряд проектов, касающихся богатейших гидроэнергетических
ресурсов Киргизии и Таджикистана. Есть интересные наработки по гидроэнергетике
Казахстана.
Однако мы вряд ли сможем финансировать те проекты, которые не будут проработаны
с точки зрения взаимоотношений между странами, пользующимися стоками
трансграничных рек. Как известно, водные запасы в регионе распределены крайне
неравномерно. И проблема в том, что действовавшие когда-то механизмы их
взаимного использования работать перестали, а новые еще только создаются. В
настоящее время переток электроэнергии на постсоветском пространстве составляет
3 - 4%, тогда как в советское время доходил до 15%.
Дефицит электроэнергии в Таджикистане и Киргизии в зимнее время составляет до
двух миллиардов киловатт-часов. Поэтому наш банк финансирует в том числе и
экспертные проработки решения сложных задач, связанных с проблемами совместного
использования водно-энергетических ресурсов региона. Мы помогаем вырабатывать
подходы к согласованию вопросов создания общего рынка электроэнергии и
ликвидации ее дефицита, а также разработки эффективных механизмов согласования
интересов стран верхнего и нижнего течения рек. Плотно взаимодействуем с
ЕврАзЭС, на площадке которого обсуждаются эти ключевые для развития экономики
государств Центральной Азии вопросы. Отношу подобное не столько к
организационной деятельности банка, сколько к техническому содействию.
Важное направление, которое будем развивать, касается малой гидроэнергетики.
Сейчас в банке на рассмотрении находятся проекты строительства относительно
небольших электростанций на горных реках Киргизии, Армении и других стран.
- Вы больше говорите о проектах, которые могут заинтересовать Евразийский банк
развития на перспективу. А в каких странах уже реализуются проекты,
инвестируемые банком?
- В Казахстане, России, Таджикистане проекты сегодня, что называется, на
кончиках пальцев. Весьма близко начало реализации проектов в Белоруссии,
Армении, Киргизии. Думаю, они будут объявлены в самое ближайшее время.
- А планирует ли ЕАБР финансировать крупные межгосударственные проекты?
- Безусловно, ведь наш банк призван работать с интеграционными проектами. А они
преимущественно международные, затрагивают интересы многих инвесторов из разных
стран. Та же Экибастузская ГРЭС-2, о которой я уже упоминал, наполовину
принадлежит российской компании "Интер РАО", а наполовину - Казахстану.
Международными являются проекты в атомной отрасли, гидроэнергетике. Масштабные,
дорогостоящие, рассчитанные не на один год проекты по строительству
гидроэлектростанций Киргизии или Таджикистану за счет собственных ресурсов не
поднять. Требуется привлечь к сотрудничеству крупнейшие компании из России и
других стран, располагающие необходимыми инвестиционными ресурсами, проверенными
на практике технологиями строительства в горных условиях объектов энергетики,
производящие энергетическое оборудование, которое соответствует международным
стандартам. Какой проект ни возьми, сегодня они в большей своей части
формируются на международной основе.
- Как влияют на планы банка кризисные явления на мировых финансовых рынках?
Каким образом ЕАБР намерен нивелировать возросшие риски?
- Для того чтобы финансировать многомиллиардные проекты, банку требуется
привлекать средства на финансовых рынках. И негативные процессы, которые там
происходят, игнорировать мы, конечно же, не можем. Чтобы реализовывать планы по
привлечению финансовых ресурсов, необходимо предпринять дополнительные усилия.
Нам очень помогает, что ЕАБР является международной организацией с высоким
рейтингом. Это весьма способствует тому, что мы выходим на рынок и привлекаем
средства значительно легче, чем другие коммерческие банки, на лучших условиях. В
частности, недавно привлекли синдицированный кредит на 400 миллионов долларов.
Сейчас отрабатываем программу выпуска евробондов на 3, 5 миллиарда долларов,
которые будут реализовываться в зависимости от наших потребностей и изменения
ситуации на рынках.
Евразийский банк развития - кредитная организация специфическая, не нацеленная
на финансовые спекуляции. Что, безусловно, учитывается возможными партнерами во
время переговоров о предоставлении средств под наши проекты. Сегодня у нас
открыто кредитных линий со стороны различных финансовых учреждений на миллиард
долларов.
Будем и дальше продолжать политику, нацеленную на то, чтобы обеспечить
финансирование нашего банка на возможно лучших условиях.
- Известно, что ЕАБР планирует создать фонд прямых инвестиций. Банк будет
учреждать его сам или привлечет соинвесторов? И есть ли уже кандидаты?
- Фонд прямых инвестиций рассчитан на долговременные вложения в инфраструктурные
проекты. Рассматриваются различные варианты его создания. В том числе и
возможность замкнуть фонд исключительно на банк. Но все-таки, наверное,
предпочтительнее взаимодействовать с несколькими институтами и партнерами,
которые имеют значительный опыт в реализации серьезных инфраструктурных проектов
и соответствующие позиции в финансовой сфере. Так, возможность создания фонда
прямых инвестиций обсуждаем с Фондом устойчивого развития "Казына", который
объединяет в Казахстане все так называемые институты развития - Банк развития
Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд,
Фонд развития малого предпринимательства и другие. Ведем переговоры и с
российским Внешэкономбанком. Меня привлекает вариант, когда в фонд прямых
инвестиций, помимо нашего банка, вошли бы и эти две организации. Есть и другие
предложения, однако озвучивать их пока рано.
- Насколько успешно проходят переговоры по присоединению к ЕАБР Белоруссии,
Армении, Таджикистана и Киргизии? Какая из этих стран, по вашему мнению, первой
станет полноправным участником банка?
- Вопрос этот очень непростой, межгосударственный, из тех, которые легко не
решаются. Тем не менее о проведении внутригосударственных процедур, которые
необходимы для оформления членства в банке, нас уже официально информировала
Белоруссия. Она планирует обратиться к нам с просьбой об оформлении своего
членства в банке. Межведомственное согласование по вступлению в ЕАБР
осуществляют Армения, Киргизия и Таджикистан. Нам это представляется весьма
продвинутой стадией. Надеемся на скорое оформление этими странами своего
членства в банке. Узбекистан и Украина вопрос изучают, но пока конкретных шагов
по присоединению к ЕАБР не делают.
Беседовал Владимир КИСЕЛЕВ
ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ ФИНОГЕНОВ
Родился в 1959 году.
Образование: Ленинградский кораблестроительный институт, инженер-механик;
Академия внешней торговли СССР; Йоркский Университет (Канада),
менеджер-финансист; Гарвардская школа бизнеса.
Профессиональный опыт: 1994 - 1998 гг. - председатель правления НОМОС-БАНКа;
1998 - 2000 гг. - советник, заместитель генерального директора ФГУП
"Росвооружение"; 2000 - 2005 гг. - президент и председатель правления
НОМОС-БАНКа; 2005 - 2006 гг. - помощник министра финансов РФ; с 2006 года по
настоящее время - председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР).
Женат, имеет дочь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|