 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
«Восьмерка» делает ставку на чистые технологии
|
|
|
Как известно, одним из приоритетов японского председательства в "восьмерке" в 2008 году станет экологическая проблематика. И связано это с несколькими обстоятельствами.
|
|
|
Николай МИРОНОВ, советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н
|
|
|
С этого года вступают в силу обязательства по сокращению выбросов парниковых
газов, принятые странами - участницами Киотского протокола. Повышенный интерес к
этой теме также связан с наблюдаемым ускорением климатических изменений и
необходимостью разработки соответствующих адаптационных мероприятий.
В "Группе восьми" уже в ходе германского председательства в прошлом году
наметилась определенная переоценка приоритетов по сравнению с саммитом в
Санкт-Петербурге 2006 года. Перестала упоминаться необходимость увеличения
инвестиций во все звенья энергетической цепочки, выпали из поля обсуждения
вопросы соблюдения баланса безопасности спроса и предложения на энергоресурсы и
долгосрочных контрактов. Вместо этого акценты сместились в пользу таких тем, как
энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.
"Восьмерка", конечно, ясно осознает, что при любых условиях, по крайней мере в
тридцатилетней перспективе, ведущую роль в энергобалансах будут продолжать
играть традиционные источники - нефть, газ и уголь. Вместе с тем усиливаются
опасения, что в полной мере достичь целей удовлетворения потребностей в энергии
с учетом нынешних темпов развития экономики и энерготехнологий в среднесрочной
перспективе будет затруднительно.
В этой связи большое внимание уделяется обсуждению потенциала новых
энерготехнологий, в том числе в контексте борьбы с изменениями климата. В целом
субстантивная составляющая и тематика обсуждения демонстрируют своеобразное
возвращение к проблематике саммита 2005 г. в Глениглсе (Великобритания). Вновь
появляются формулировки, связанные с внедрением энергоэффективных технологий в
промышленность и транспорт, необходимостью обязательств стран "восьмерки" по
увеличению доли альтернативных источников энергии в национальных энергобалансах
и пропорциональному сокращению энергопотребления, корректировкой экономической
политики и прогнозирования с учетом вызовов и угроз изменения климата и т.д.
В ходе германского председательства в 2007 г. приоритетное внимание "восьмерки"
уделялось выработке общих подходов "Группы восьми" к преодолению негативных
последствий глобальных климатических изменений и развитию экологически чистой
энергетики. Принятые в Хайлигендамме документы определяют практические шаги по
таким приоритетным направлениям, как внедрение энерго- и ресурсосберегающих
технологий, повышение эффективности энергопотребления, в т.ч. в промышленности,
на транспорте и в бытовой сфере, развитие необходимой научно-технической базы.
"Восьмерка" предлагает широко задействовать механизмы повышения
энергоэффективности в различных секторах экономики (промышленности, транспорте,
строительстве, ЖКХ). В целом подобный подход, направленный на повышение роли
эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий в экономическом развитии,
соответствует стратегическим интересам России, хотя потенциально может привести
к снижению спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и
природный газ. Для России вопросы повышения энергоэффективности, а
следовательно, и доступа к новым энергосберегающим технологиям, материалам и
оборудованию являются одними из самых важных. По данному показателю российская
экономика имеет очень существенный запас роста. По оценкам Минпромэнерго России,
наша страна обладаетуникальным потенциалом энергосбережения в 30 - 40% от
существующего годового потребления энергии. В последние годы удельная
энергоемкость экономики России достаточно устойчиво снижается на 3 - 4% в год,
но тем не менее она все еще в разы выше, чем у партнеров по "Группе восьми".
Уже очевидно, что дискуссия в ходе японского председательства в целом продолжит
традицию обсуждения энергетической проблематики и вопросов изменения климата на
саммитах в Глениглсе, Санкт-Петербурге и Хайлигендамме. Япония подготовила и
представила на рассмотрение партнеров по "Группе восьми" предварительную
повестку действий на этих направлениях.
Как известно, встреча лидеров "Группы восьми" состоится в этом году с 7 по 9
июля в городе Тояко на острове Хоккайдо, на севере Японии. Ровно за месяц до
начала саммита в Аомори пройдет очередная, уже четвертая по счету встреча
министров энергетики "восьмерки" (предыдущие были в 1998 г. в Москве, в 2002 г.
в Детройте и в 2006 г. - вновь в Москве).
Повестка дня встречи министров уже практически определена и, как ожидается,
будет включать в себя два основных мероприятия.
7 июня пройдет вторая встреча глав энергетических ведомств "пятерки" ведущих
стран АТР - США, Японии, КНР, Южной Кореи и Индии (предыдущая прошла в прошлом
году в Китае). На ней предлагается проанализировать основные вызовы глобальной
энергетической безопасности, обсудить ситуацию на мировом рынке нефти и вопросы
развития стратегических резервов нефти в регионе, изучить перспективы
сотрудничества в целях повышения эффективности потребления энергии и
диверсификации источников энергоснабжения. Министрам предстоит изучить
препятствия для осуществления инвестиций на основных энергетических рынках и с
учетом рекомендаций МЭА обсудить пути и способы улучшения ситуации в этой
области.
Итоги этой встречи на следующий день будут доложены японцами участникам
министерской встречи "восьмерки", заседания которой частично пройдут в
"восьмерочном формате", а в основном с приглашением Индии, Китая и Южной Кореи.
На министерской встрече "восьмерки" будут заслушаны доклад МЭА и краткие отчеты
стран о выполнении решений Санкт-Петербургского саммита в области глобальной
энергетической безопасности, а также доклад МЭА о вкладе энергетики в
предотвращение климатических изменений и результаты выполнения решений, принятых
в Глениглсе.
Будет продолжен поиск ответов на современные глобальные вызовы в области
энергетики и изменения климата с прицелом на определение временных рамок
перевода экономики на низкоуглеродную энергетику. Запланировано обсуждение
итогов реализации принятого на саммите в Глениглсе документа "Изменение климата,
чистая энергия и устойчивое развитие" и санкт-петербургского плана действий по
глобальной энергетической безопасности. Итоги конференции, несомненно, лягут в
основу документов саммита "Группы восьми" по энергетической проблематике.
В качестве возможной инициативы рассматривается предложение странам "восьмерки"
добровольно установить для себя целевые показатели внедрения "чистых"
энергоресурсов и сформулировать планы действий по их достижению. Помощь в
осуществлении взаимного мониторинга выполнения соответствующих обязательств, по
мнению японского председательства, могло бы взять на себя МЭА.
В итоговых документах саммита, вероятно, получат развитие и так называемые
двенадцать рекомендаций в области энергоэффективности, обнародованные МЭА
накануне саммита в Хайлигендамме, результаты выполнения которых должны быть
заслушаны в Японии. По мнению Агентства, их внедрение потенциально может
привести к снижению мирового потребления энергии к 2030 г. на 1160 млн т н.э. в
год.
В целом, по мнению МЭА, не существует какой-то универсальной для всех стран
стратегии в области энергоэффективности. Предложения МЭА скорее включают некое
меню решений, из которых члены "восьмерки" должны выбрать наиболее подходящие
для них с учетом специфики экономических, социальных и политических фа КТОРОВ.
Объектом этих рекомендаций являются здания, транспорт, промышленность и
электроприборы. Кроме того, часть рекомендаций имеет межотраслевой характер.
Т.е. фактически они имеют отношение ко всем отраслям экономики и базируются на
существующих технологиях, что, по мнению разработчиков, позволит за счет их
быстрого внедрения в странах "Группы восьми" привести кзначительному снижению
потребления энергоресурсов.
Одно из ключевых мест в предложениях МЭА отводится зданиям, на которые
приходится около 40% энергии, потребляемой в странах ОЭСР. Проведенный МЭА
анализ выявил весьма значительный потенциал энергосбережения в результате
улучшения систем обогрева, кондиционирования, вентиляции и снабжения горячей
водой, который оценивается величиной не менее 500 млн т н.э. в год к 2030 году.
Следующим важным направлением энергосбережения являются электрические приборы и
оборудование, а также осветительные приборы. На бытовые домашние электроприборы
приходится до 30% потребления электроэнергии, до 40% расходуется в
промышленности и около 19% - на освещение. Потенциал энергосбережения в этих
трех сферах к 2030 г. составляет 33, 25 и 38% соответственно. Одна только
массовая замена традиционных ламп накаливания современными компактными
флуоресцентными лампами могла бы привести к экономии затрат на освещение в сумме
1, 3 трлн долл. за период с 2008 по 2030 год.
Весьма значителен потенциал экономии энергии на транспорте. Например, только за
счет внедрения современных шин потребление топлива может сократиться на 5%.
Усилия лидеров "восьмерки" будут содействовать возрастанию заинтересованности и
вовлеченности в проблематику изменения климата и чистой энергетики деловых
кругов, которые все больше рассматривают ее не только как вызов в плане
конкурентоспособности, но и как возможность для технического перевооружения и
продвижения на рынки чистых технологий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|