Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2008 г.

 
   return_links(1); ?>  return_links(1); ?>  return_links(); ?>  
     
 

«Восьмерка» делает ставку на чистые технологии

 
   

Как известно, одним из приоритетов японского председательства в "восьмерке" в 2008 году станет экологическая проблематика. И связано это с несколькими обстоятельствами.

 
 

Николай МИРОНОВ,
советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н

 
 
С этого года вступают в силу обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, принятые странами - участницами Киотского протокола. Повышенный интерес к этой теме также связан с наблюдаемым ускорением климатических изменений и необходимостью разработки соответствующих адаптационных мероприятий.

В "Группе восьми" уже в ходе германского председательства в прошлом году наметилась определенная переоценка приоритетов по сравнению с саммитом в Санкт-Петербурге 2006 года. Перестала упоминаться необходимость увеличения инвестиций во все звенья энергетической цепочки, выпали из поля обсуждения вопросы соблюдения баланса безопасности спроса и предложения на энергоресурсы и долгосрочных контрактов. Вместо этого акценты сместились в пользу таких тем, как энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.

"Восьмерка", конечно, ясно осознает, что при любых условиях, по крайней мере в тридцатилетней перспективе, ведущую роль в энергобалансах будут продолжать играть традиционные источники - нефть, газ и уголь. Вместе с тем усиливаются опасения, что в полной мере достичь целей удовлетворения потребностей в энергии с учетом нынешних темпов развития экономики и энерготехнологий в среднесрочной перспективе будет затруднительно.
В этой связи большое внимание уделяется обсуждению потенциала новых энерготехнологий, в том числе в контексте борьбы с изменениями климата. В целом субстантивная составляющая и тематика обсуждения демонстрируют своеобразное возвращение к проблематике саммита 2005 г. в Глениглсе (Великобритания). Вновь появляются формулировки, связанные с внедрением энергоэффективных технологий в промышленность и транспорт, необходимостью обязательств стран "восьмерки" по увеличению доли альтернативных источников энергии в национальных энергобалансах и пропорциональному сокращению энергопотребления, корректировкой экономической политики и прогнозирования с учетом вызовов и угроз изменения климата и т.д.

В ходе германского председательства в 2007 г. приоритетное внимание "восьмерки" уделялось выработке общих подходов "Группы восьми" к преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений и развитию экологически чистой энергетики. Принятые в Хайлигендамме документы определяют практические шаги по таким приоритетным направлениям, как внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности энергопотребления, в т.ч. в промышленности, на транспорте и в бытовой сфере, развитие необходимой научно-технической базы.

"Восьмерка" предлагает широко задействовать механизмы повышения энергоэффективности в различных секторах экономики (промышленности, транспорте, строительстве, ЖКХ). В целом подобный подход, направленный на повышение роли эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий в экономическом развитии, соответствует стратегическим интересам России, хотя потенциально может привести к снижению спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и природный газ. Для России вопросы повышения энергоэффективности, а следовательно, и доступа к новым энергосберегающим технологиям, материалам и оборудованию являются одними из самых важных. По данному показателю российская экономика имеет очень существенный запас роста. По оценкам Минпромэнерго России, наша страна обладаетуникальным потенциалом энергосбережения в 30 - 40% от существующего годового потребления энергии. В последние годы удельная энергоемкость экономики России достаточно устойчиво снижается на 3 - 4% в год, но тем не менее она все еще в разы выше, чем у партнеров по "Группе восьми".
Уже очевидно, что дискуссия в ходе японского председательства в целом продолжит традицию обсуждения энергетической проблематики и вопросов изменения климата на саммитах в Глениглсе, Санкт-Петербурге и Хайлигендамме. Япония подготовила и представила на рассмотрение партнеров по "Группе восьми" предварительную повестку действий на этих направлениях.

Как известно, встреча лидеров "Группы восьми" состоится в этом году с 7 по 9 июля в городе Тояко на острове Хоккайдо, на севере Японии. Ровно за месяц до начала саммита в Аомори пройдет очередная, уже четвертая по счету встреча министров энергетики "восьмерки" (предыдущие были в 1998 г. в Москве, в 2002 г. в Детройте и в 2006 г. - вновь в Москве).

Повестка дня встречи министров уже практически определена и, как ожидается, будет включать в себя два основных мероприятия.

7 июня пройдет вторая встреча глав энергетических ведомств "пятерки" ведущих стран АТР - США, Японии, КНР, Южной Кореи и Индии (предыдущая прошла в прошлом году в Китае). На ней предлагается проанализировать основные вызовы глобальной энергетической безопасности, обсудить ситуацию на мировом рынке нефти и вопросы развития стратегических резервов нефти в регионе, изучить перспективы сотрудничества в целях повышения эффективности потребления энергии и диверсификации источников энергоснабжения. Министрам предстоит изучить препятствия для осуществления инвестиций на основных энергетических рынках и с учетом рекомендаций МЭА обсудить пути и способы улучшения ситуации в этой области.

Итоги этой встречи на следующий день будут доложены японцами участникам министерской встречи "восьмерки", заседания которой частично пройдут в "восьмерочном формате", а в основном с приглашением Индии, Китая и Южной Кореи.

На министерской встрече "восьмерки" будут заслушаны доклад МЭА и краткие отчеты стран о выполнении решений Санкт-Петербургского саммита в области глобальной энергетической безопасности, а также доклад МЭА о вкладе энергетики в предотвращение климатических изменений и результаты выполнения решений, принятых в Глениглсе.

Будет продолжен поиск ответов на современные глобальные вызовы в области энергетики и изменения климата с прицелом на определение временных рамок перевода экономики на низкоуглеродную энергетику. Запланировано обсуждение итогов реализации принятого на саммите в Глениглсе документа "Изменение климата, чистая энергия и устойчивое развитие" и санкт-петербургского плана действий по глобальной энергетической безопасности. Итоги конференции, несомненно, лягут в основу документов саммита "Группы восьми" по энергетической проблематике.

В качестве возможной инициативы рассматривается предложение странам "восьмерки" добровольно установить для себя целевые показатели внедрения "чистых" энергоресурсов и сформулировать планы действий по их достижению. Помощь в осуществлении взаимного мониторинга выполнения соответствующих обязательств, по мнению японского председательства, могло бы взять на себя МЭА.

В итоговых документах саммита, вероятно, получат развитие и так называемые двенадцать рекомендаций в области энергоэффективности, обнародованные МЭА накануне саммита в Хайлигендамме, результаты выполнения которых должны быть заслушаны в Японии. По мнению Агентства, их внедрение потенциально может привести к снижению мирового потребления энергии к 2030 г. на 1160 млн т н.э. в год.

В целом, по мнению МЭА, не существует какой-то универсальной для всех стран стратегии в области энергоэффективности. Предложения МЭА скорее включают некое меню решений, из которых члены "восьмерки" должны выбрать наиболее подходящие для них с учетом специфики экономических, социальных и политических фа КТОРОВ.

Объектом этих рекомендаций являются здания, транспорт, промышленность и электроприборы. Кроме того, часть рекомендаций имеет межотраслевой характер. Т.е. фактически они имеют отношение ко всем отраслям экономики и базируются на существующих технологиях, что, по мнению разработчиков, позволит за счет их быстрого внедрения в странах "Группы восьми" привести кзначительному снижению потребления энергоресурсов.

Одно из ключевых мест в предложениях МЭА отводится зданиям, на которые приходится около 40% энергии, потребляемой в странах ОЭСР. Проведенный МЭА анализ выявил весьма значительный потенциал энергосбережения в результате улучшения систем обогрева, кондиционирования, вентиляции и снабжения горячей водой, который оценивается величиной не менее 500 млн т н.э. в год к 2030 году.

Следующим важным направлением энергосбережения являются электрические приборы и оборудование, а также осветительные приборы. На бытовые домашние электроприборы приходится до 30% потребления электроэнергии, до 40% расходуется в промышленности и около 19% - на освещение. Потенциал энергосбережения в этих трех сферах к 2030 г. составляет 33, 25 и 38% соответственно. Одна только массовая замена традиционных ламп накаливания современными компактными флуоресцентными лампами могла бы привести к экономии затрат на освещение в сумме 1, 3 трлн долл. за период с 2008 по 2030 год.

Весьма значителен потенциал экономии энергии на транспорте. Например, только за счет внедрения современных шин потребление топлива может сократиться на 5%.

Усилия лидеров "восьмерки" будут содействовать возрастанию заинтересованности и вовлеченности в проблематику изменения климата и чистой энергетики деловых кругов, которые все больше рассматривают ее не только как вызов в плане конкурентоспособности, но и как возможность для технического перевооружения и продвижения на рынки чистых технологий.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru