Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Кто кому должен?

 
   

Юридические схемы реализации проектов совместного осуществления в России: анализ и рекомендации.

 

 
 

Сергей СИТНИКОВ,
Макс ГУТБРОД,
Игорь КУЗНЕЦ,
юридическая фирма Baker&McKenzie - CIS Ltd

 
 
Все острее перед российскими и иностранными компаниями, планирующими реализацию в России проектов, которые нацелены на сокращение выбросов парниковых газов (либо ставящими такую цель в качестве одной из составляющих более комплексного проекта), встает вопрос договорного регулирования между участниками таких проектов. Это нужно для того, чтобы одновременно достичь следующих целей: 1) реализации проекта в форме его совместного осуществления по ст. 6 Киотского протокола; 2) четкое закрепление прав конкретных участников проекта на его результаты (в особенности единицы сокращения выбросов (ЕСВ), являющиеся, по сути, целью реализации проекта совместного осуществления); а также 3) достижение оптимального налогового регулирования соответствующих операций.

Предлагаемые ниже выводы являются результатом обобщения широкого практического опыта авторов по созданию договорных схем и структур. Это анализ наиболее часто встречающихся на практике вопросов, которые возникают в связи с реализацией соответствующих схем.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Основными документами, регулирующими реализацию в России проектов совместного осуществления (ПСО) в рамках ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее "Киотский протокол"), а также содержащими специфические для России правила, являются:
1. Постановление Правительства РФ N 332 "О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата";

2. Положение "Об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" (далее "Положение о ПСО").

Описываемые ниже схемы возможного структурирования проекта, реализуемого в рамках ст. 6 Киотского протокола, основываются на указанных нормативных актах и учитывают соответствующее регулирование для снижения рисков участников проекта.

ВОЗМОЖНЫЕ УЧАСТНИКИ И СХЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Лица, привлекаемые к реализации ПСО, чаще всего определяются в зависимости от интересов и целей сторон. Тем не менее перечень "необходимых и достаточных" участников уже определен.

Возможные участники

Возможными участниками каждой из описанных ниже схем могут являться:
  • владелец источника компания, владеющая объектом (источником парниковых газов), на котором планируется реализовывать проект;
  • резидент контрагент по проекту, являющийся резидентом РФ и намеревающийся приобрести определенное количество ЕСВ в результате реализации проекта;
  • внешний инвестор иностранная компания, предоставляющая основное финансирование для целей реализации проекта.

    При этом на практике часто не учитывается, что основными критериями выбора конкретной компании для реализации проекта, как представляется, должны являться следующие:
    а) вхождение страны инкорпорации соответствующей компании в число стран, перечисленных в Приложении В к Киотскому протоколу, а также наличие у нее утвержденных правил одобрения ПСО и органа, ответственного за выдачу такого одобрения (совместно - "Основные критерии"), а также б) применимый налоговый режим, являющийся, с точки зрения участников проекта, оптимальным для избранной схемы реализации; покупатели ЕСВ приобретатели ЕСВ, полученных в результате реализации проекта.

    Возможные схемы

    1. Нежелательный вариант

    Наиболее часто встречается на практике следующая схема:
    1) Схематическое описание.

    2) Суть схемы.

    Резидент и внешний инвестор выступают соинвесторами, используя собственные или привлекаемые средства для инвестирования в оборудование, катализаторы и т.п. (в рамках заключенного инвестиционного договора с владельцем источника).

    Оборудование, приобретаемое за счет внесенных соинвесторами средств, ставится на баланс владельца источника. В результате проведенных модернизаций на предприятиях получают ЕСВ. По инвестиционному договору ЕСВ зачисляются на счета владельца источника, а потом переводятся с его счета на счет внешнего инвестора. Внешний инвестор имеет право продавать эти ЕСВ. Он продает их покупателям ЕСВ и затем перечисляет согласованную часть полученных средств на счет резидента.

    Резидент является заявителем проекта, он отвечает за весь проектный цикл, отчитывается перед государственными органами и инвестирует в проект в случае необходимости.

    3) Сопутствующие риски.

    Представляется, что такая схема вовлекает многочисленные риски, наиболее существенными из которых являются следующие:

    Общие риски. Положение о ПСО сегодня не предусматривает напрямую наличие нескольких лиц на стороне заявителя (инвестора по проекту совместного осуществления), что не только влечет риск неутверждения проекта в качестве ПСО, но и создает неясность распределения обязательств, возлагаемых на инвестора по проекту в силу положения о ПСО.

    Согласно положению о ПСО заявителем по проекту является лицо, предоставляющее необходимые инвестиции. При этом из описанной схемы вытекает, что именно резидент является компанией, финансирующей реализацию проекта. Но по замыслу контрагентов именно на резидента по такой схеме возлагаются обязательства по мониторингу, в том числе по составлению и представлению годовых отчетов и итогового отчета о ходе реализации проекта (которые согласно положению о ПСО лежат исключительно на инвесторе по проекту/заявителю). При этом обычно контрагенты, использующие данную схему, не учитывают такое требование положения о ПСО, как обязательство заявителя предоставить документы, подтверждающие наличие у него средств в размере, превышающем затраты на реализацию проекта.

    Предполагается, что ЕСВ, полученные в результате реализации проекта, будут изначально зачислены на счет владельца источника и уже с них - на счета инвестора (что само по себе свидетельствует о том, что подобная структура не в полной мере защищает интересы резидента, а равно инвестора).

    "Процедурная оговорка". Согласно положению о ПСО инвестор по проекту должен предоставить документы, подтверждающие согласие другой страны, включенной в Приложение В к Киотскому протоколу, на реализацию проекта. Таким образом, для реализации проекта по описанной схеме резиденту в любом случае придется прямо или косвенно привлекать иностранную компанию, которая могла бы получить такое согласие на реализацию проекта у уполномоченных органов иностранного государства. Если реализуется классическая схема ПСО, где инвестором является компания, которая зарегистрирована в соответствующей стране, включенной в Приложение В к Киотскому протоколу, то такая иностранная компания должна получить согласие у уполномоченных органов страны своей инкорпорации. Тем не менее из описанной схемы с очевидностью не следует, кто именно из предполагаемых участников обеспечит получение такого согласия от иностранного государства. Подобная неопределенность, может, в частности, привести к вовлечению в схему третьего лица, что изначально могло быть не предусмотрено участниками проекта, б) Налоговые риски
    При реализации схемы владелец источника получает от внешнего инвестора денежные средства для переоборудования производственной базы. Помимо этих средств владелец источника также получает финансирование от резидента.

    Согласно п.п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится в том числе имущество в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

    Таким образом, средства, полученные владельцем источника от внешнего инвестора, по нашему мнению, могут быть освобождены от обложения налогом на прибыль. Однако НК РФ не устанавливает аналогичного освобождения для инвестиций, полученных от российских инвесторов. Следовательно, существует риск того, что средства, полученные владельцем источника от резидента, будут расценены российскими налоговыми органами в качестве внереализационного дохода владельца источника и обложены по ставке 24%.

    Кроме этого, российское налоговое законодательство не устанавливает специальных правил в отношении ЕСВ, также в РФ отсутствует сложившаяся практика по данному вопросу. Следовательно, существует риск того, что российские налоговые органы могут посчитать, что сумма ЕСВ, переданная владельцем источника внешнему инвестору, является доходом последнего от источника в РФ. А это уже подлежит налогообложению в России. Вместе с тем, по нашему мнению, этот риск является незначительным, поскольку такой вид дохода, как ЕСВ, не отнесен НКРФ к доходам иностранной компании, подлежащим налогообложению в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Следовательно, такой доход должен быть освобожден от налогообложения в России на основании п. 2 ст. 309 НК РФ. Более того, для целей соглашений об избежании двойного налогообложения такой вид дохода, как ЕСВ, скорее всего, будет отнесен к категории "иные доходы", которые в большинстве случаев освобождены в стране получения (т.е. в России) от налогообложения у источника.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru