Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

А все-таки она зеленеет!

 
   

Российская нефтянка начинает учитывать международные стандарты экологической ответственности. Совместный проект "Мировой энергетики", Всемирного фонда дикой природы и консалтинговой фирмы ICF/ECO

 

 
 

Нина ПУСЕНКОВА,
старший научный сотрудник ИМЭМО РАН,
старший советник WWF,
Елена СОЛНЦЕВА,
эксперт WWF

 
 
Мы решили посмотреть, насколько изменился российский бизнес (прежде всего его нефтегазовый и ресурсный секторы), вынужденный встраиваться в интернациональную систему экологической и социальной ответственности. Изменился он, нельзя не заметить, к лучшему. По словам одного из ведущих российских экологов, директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, "озабоченность российских компаний экологическими проблемами существенно больше той, чем обычно это пытаются представить. Господствующее мнение таково, что российский бизнес мало заинтересован в решении природоохранных проблем производства. Практика показывает, что это не так".

О том, какие побудительные причины заставляют отечественный бизнес подтягиваться к высокой планке, мы будем рассказывать в каждом номере.

РУССКИЕ ИДУТ!

Российские нефтегазовые компании постепенно превращаются в глобальных игроков. В 2005 г. только Газпром, ЛУКОЙЛ и РАО ЕЭС входили в список Fortune-500, а в 2006 г. к ним добавились Роснефть и Сургутнефтегаз. К тому же в своей деятельности они выходят за пределы России. Газпром стремится к конечному потребителю в Европе и пробивается в Азию. Роснефть добывает нефть в Казахстане и Алжире, планирует построить НПЗ в Китае, а также получить долю в НПЗ Miro в Германии.

Глобальное сообщество не особо радует такая международная экспансия наших нефтяников и газовиков. С одной стороны, их не жалуют по политическим мотивам. С другой - боятся, что они перенесут на мировую арену не самые цивилизованные методы ведения бизнеса, распространенные у нас на родине. На Западе бытует представление о варварском отношении российских компании к окружающей среде.

Дабы проверить, стоит ли мировому сообществу опасаться, что "русские идут", WWF России провел опрос крупнейших корпораций России из всех отраслей на предмет их экологической ответственности. Откликнулись 67 компаний из 315. Из них 54 ведут международную деятельность.

"ОТКАЗНИКИ" В МЕНЬШИНСТВЕ

Нефтяники и газовики порадовали своей активностью - отвечать отказались только Русснефть, Московская нефтегазовая компания, Башнефть и Транснефть.

Сразу оговоримся - без экологического аудита, проведенного независимой организацией, WWF России воспринимает ответы на вопросы анкеты как декларацию компаний их намерения вести экологически ответственный бизнес. Но ответы сами по себе являются важным показателем того, что передовые российские предприятия четко осознают необходимость активной природоохранной политики.

38 компаний указали, что экологические факторы имеют для них очень высокий приоритет. Лишь четыре респондента заявили, что экология их не волнует - показательно, что они не ведут международной деятельности. Остальные учитывали этот аспект при принятии деловых решений.

Но почему бизнес уделяет внимание охране среды? На этот вопрос можно было дать несколько ответов. Самые распространенные мотивы: природоохранная деятельность - "элемент основных ценностей и корпоративных принципов компании" (41 ответ); "аспект региональной или социальной политики, которой придерживается компания" (34) и "расширяет возможности экспорта и выхода на важные зарубежные рынки" (39).

55 респондентов описали, что делают для уменьшения негативного воздействия на природу. Нефтегазовые компании увеличивают использование попутного газа вместо его сжигания в факелах; занимаются регенерацией почв, загрязненных нефтью; проводят лесную рекультивацию шламовых амбаров; прекращают выпуск этилированного бензина; проводят капитальный ремонт трубопроводов. Они консультируются с населением и природоохранными НПО; ведут экологический мониторинг объектов до, во время и после завершения строительства; внедряют лучшие имеющиеся технологии; применяют международные стандарты при морской транспортировке нефти.

23 компании указали, что производят товары или услуги, которые вносят вклад в охрану среды. Нефтяники выпускают нефтепродукты, соответствующие стандартам Евро-3 и Евро-4; производят стеклопластиковые трубы; разрабатывают системы управления окружающей средой по стандартам ISO 14001:2004.

ДАРОМ ЧИСТО НЕ БЫВАЕТ

53 респондента ответили, что имеют конкретный бюджет под природоохранные мероприятия. Все нефтегазовые компании даже назвали свои расходы на экологию (у Сургутнефтегаза, например, они составили 10 млрд руб. за два года), что весьма обнадеживает - ведь в целом наш бизнес не отличается информационной открытостью. Сейчас много говорят об экологической сертификации. Является ли она данью моде или дает преимущества компаниям? Ответы компаний, получающих и не получающих преимущества, распределились почти поровну (29/30).

Выгоды от нее состоят в повышении конкурентоспособности, укреплении отношений с потребителями и поставщиками, улучшении имиджа, усилении мотивации кадров. Она облегчают выход на важные рынки, позволяя при этом устанавливать более высокие цены на сертифицированную продукцию.

А какой должна быть сертификация - национальной или международной? 48 респондентов считают, что международной и лишь 18 склоняются к национальной. Компании понимают: международная сертификация поможет им в сбыте продукции на мировых рынках.

Принято считать, что российские компании воспринимают расходы на природоохранные цели как тяжелое финансовое бремя. Но ответ на вопрос, "ведет ли использование экологически дружественного оборудования к повышению или снижению производительности и затрат вашей компании", внушил оптимизм. Никто не указал, что это снижает производительность, тогда как 24 компании считают, что повышает. 23 респондента признали, что такое оборудование увеличивает их затраты, тогда как 18 ответили, что уменьшает.

ОТКРЫВАЕМСЯ МИРУ

56 компаний описали свои экологические ценности. Во многом они придерживаются технических и инженерных принципов, которые в развитых странах применялись на ранних стадиях развития природоохранной политики. Тогда там стремились снизить воздействие производственной деятельности на среду, используя так называемое оборудование "на конце трубы".

Но некоторые российские компании готовы перейти к природоохранной политике, сочетающей экономические, социальные и экологические аспекты, которая сейчас проводится на Западе: развивать "человеческий капитал", экологическую культуру, сотрудничать со всеми заинтересованными лицами.

Например, ЛУКОЙЛ указывает: "Стратегическая цель компании в XXI веке - обеспечивать устойчивое развитие и стать одной из ведущих нефтяных компаний мира. Достижение поставленной цели осуществляется сбалансированным решением социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды".

Для Татнефти "бережное отношение к Земле - это охрана окружающей среды, использование экологобезопасных технологий, наша ответственность перед будущими поколениями за землю Татарстана". Стройтрансгаз называет "искренность, реалистичность целей; неукоснительное выполнение задач; преемственность природоохранной деятельности".

ТНК-ВР "будет требовать от всех руководящих работников выполнения цели по охране окружающей среды путем демонстрации надлежащей поведенческой культуры... Компания будет открыто предоставлять информацию о положительных и отрицательных результатах своей деятельности".

И даже считающийся скрытным "Сургутнефтегаз" называет открытость информации в качестве одной из своих важнейших экологических ценностей.

ДО ЭКВАТОРА ПОКА ДАЛЕКО

Реализуя свои экологические принципы, респонденты используют современные природоохранные подходы: 52 компании применяют оценку воздействия на окружающую среду, а 16 ведут регулярный экологический аудит.

Бизнес хорошо знаком с сертификацией ISO 14001 - с ней сталкивался 31 респондент. Финансирование ЕБРР или группы Всемирного банка, которое предоставляется с учетом экологических параметров, получали 11 компаний. Шесть выполняют задачи социальной ответственности корпораций. Например, в КТК действует программа благотворительной поддержки ветеранов, помощи детским и медицинским учреждениям. Зато "Принципы экватора", разработанные международными финансовыми институтами (финансирование только тех проектов, которые реализуются социально и экологически ответственным образом, в особенности в развивающихся странах), пока экзотика для российского бизнеса: из всех опрошенных их приняла только ТНК-ВР Украина.

На вопрос: "Какие наиболее эффективные меры по охране среды может принять ваша компания?" - нефтяники отвечают: "Недопущение аварий, применение безопасных технологий, утилизация и обезвреживание опасных отходов, сокращение выбросов и сбросов на всех этапах разведки, добычи и переработки нефти". То есть российские нефтегазовые компании хорошо осознают важность охраны природы, в том числе и для их международного имиджа. И глобальному сообществу следует не ставить препоны российским нефтяникам и газовикам, пытающимся закрепиться на мировой арене, а развивать с ними сотрудничество, например, через обмен активами в сфере нефтепереработки и сбыта в развитых странах на российские активы в сфере геологоразведки и нефтедобычи. Так наш бизнес начнет встраиваться в систему цивилизованных международных отношений, и это вынудит его соблюдать общепринятые правила игры, включая природоохранные.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru