Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Итоги прошедшего года -залог успеха будущего

 
   

Прошедший 2007 год, как и предыдущий, был чрезвычайно насыщен событиями в сфере международной энергетики. Это и понятно: обеспечение надежного доступа к энергетическим ресурсам - крайне чувствительный политический фактор, важнейшая составляющая международной, в том числе экономической, безопасности, реальная движущая сила социально-экономического прогресса.

 

 
 

Андрей ДЕНИСОВ,
первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации

 
  По нашему мнению, наиболее эффективным инструментом улучшения сотрудничества в области энергетики является интенсивный диалог всех ключевых стран - членов энергетической цепочки. В 2007 г. проблемы энергетики активно обсуждались на различных международных площадках, в том числе в рамках "Группы восьми" на саммите в Хайлигендамме, в специализированных многосторонних организациях, таких, как Международное энергетическое агентство, Международный энергетический форум, ОПЕК, Конференция по Энергетической Хартии, а также в ООН, ОБСЕ, Евросоюзе, НАТО и даже ЮНЕСКО.

Не секрет, что приоритеты энергетической политики участников международного сотрудничества заметно различаются. Для стран-потребителей важно в первую очередь обеспечение бесперебойных долгосрочных поставок энергоресурсов из внешних источников на приемлемых условиях, а также уменьшение политических, экономических и других рисков. Приоритеты стран-экспортеров нацелены на сохранение суверенитета в этой области, обеспечение стабильных и долговременных поступлений от экспорта ресурсов, активное использование производственно-технического и финансово-экономического потенциала ТЭК в целях содействия экономическому развитию и минимизации ущерба, наносимого окружающей среде в результате эксплуатации углеводородного потенциала.

Россия с ее крупнейшими в мире запасами энергоресурсов и уникальным географическим положением одновременно является одним из ведущих энергопроизводителей и энергоинвесторов, страной транзита и входит в число крупнейших потребителей энергоресурсов.

В ходе дискуссии по энергетической безопасности, состоявшейся по инициативе России при подготовке и в ходе саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в 2006 г., удалось совместно сформулировать фундаментальную формулу баланса интересов и равной ответственности поставщиков, потребителей и транзитных стран. Прошедший после саммита период показал, что этот подход не должен ограничиваться лишь рамками "восьмерки", он достаточно универсален. Готовность к компромиссам, умение прислушаться к мнению партнеров - это и есть выигрышная формула взаимодействия в мировой энергетике.

В 2007 г. "восьмерка" под председательством Германии продолжила начатый нами в 2006 г. многосторонний диалог по энергобезопасности и пригласила присоединиться к нему "пятерку" ведущих развивающихся стран (Китай, Индию, Мексику, Бразилию и ЮАР). Рассчитываем, что и в 2008 г. Япония, принимающая эстафету председательства в "Группе восьми", привнесет что-то новое и продолжит развивать идеи, прозвучавшие на саммитах в Санкт-Петербурге и Хайлигендамме.

К сожалению, в ушедшем году также наметились тенденции, которые не могут не вызывать нашу обеспокоенность. В адрес России звучали необоснованные упреки в том, что государство якобы стремится поставить топливно-энергетический комплекс под свой контроль, вытесняет иностранные компании и создает различные препятствия для иностранных инвесторов. Очень болезненно воспринимается рядом наших партнеров и перевод Россией торговли энергоносителями на рыночные принципы и, в частности, приведение цен на поставляемый природный газ в соответствие с уровнями, складывающимися на основных мировых рынках. При этом недоброжелатели чуть ли не обвиняют Россию в использовании "энергетического оружия".

Вместе с тем энергетическая политика России сегодня базируется на принципах, которые уже устоялись в мировой практике и применяются всеми ее основными конкурентами. Суть их в том, что основные активы в добыче должны контролироваться национальными корпорациями, которые в обмен на предоставление иностранным компаниям миноритарных долей в этих активах получали бы доли в сбытовых и транспортных компаниях за рубежом. Таковы правила игры, по которым живет современный энергетический рынок.

Также нельзя не остановиться на другой негативной тенденции, идущей вразрез с усилиями по укреплению энергетического взаимодействия. В странах Евросоюза и некоторых других усиленно продвигаются законодательные инициативы, характер которых не может нас не беспокоить. Ярким примером подобного поведения являются обсуждающиеся сейчас в ЕС проекты директив, подразумевающие отделение добывающей или генерирующей составляющей от транспортной и ограничение инвестиционной деятельности компаний из третьих стран применительно к газотранспортным сетям в ЕС. Также неоднозначную международную реакцию вызывает и выдвинутый в США так называемый антиОПЕКовский законопроект, предусматривающий законодательное запрещение картельных форм объединений производителей энергоресурсов.

Подобные односторонние шаги лишь снижают уровень взаимного доверия между партнерами. Этого следовало бы избежать, поскольку, на наш взгляд, возможности для конструктивного диалога, поиска компромиссов далеко не исчерпаны, и их поиск должен быть продолжен и в новом году.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть: перспективы мировой энергетики и экономики в целом, всеобщие безопасность и процветание во многом определяются тем, в какой мере все участники энергетической цепочки будут не просто декларировать принципы соблюдения баланса интересов и равной ответственности, но и реально руководствоваться ими. Надо понимать, что в современных условиях энергетические проблемы, как и любые другие, не имеют силового решения. Не следует забывать, что, лишь основываясь на взаимной ответственности производителей и потребителей, можно обеспечить стабильное и устойчивое развитие мировой энергетики. Именно поэтому сейчас крайне важно не раздувать взаимные упреки и обиды, а постараться найти баланс интересов производителей и потребителей энергоресурсов.

В свете вышесказанного Россия предложила модернизировать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), чтобы привести этот уникальный многосторонний международно-правовой документ в области энергетики в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

Для всех очевидно, что после подписания ДЭХ в 1994 г. в мире произошли значительные изменения: страны с переходной экономикой, остро нуждавшиеся в начале 90-х годов в использовании опыта построения рыночной модели, сегодня выступают полноправными партнерами в международном экономическом сотрудничестве. В новых условиях они не могут довольствоваться рамками схемы "энергетические ресурсы в обмен на инвестиции" и заинтересованы, скорее, во взаимных инвестициях, включая применение различных схем обмена активами. В конце 2007 г. нам удалось запустить диалог по всему спектру вопросов модернизации ДЭХ, и мы рассчитываем в новом году на совместную с другими участниками Договора плодотворную работу на этом направлении.

При этом хотелось бы обратить внимание на то, что мы считаем важным не только наращивать свой экспортный энергетический потенциал. Не следует думать, будто рост цен на энергоносители лишь благо для России. Безусловно, существующая динамика цен предоставляет дополнительные возможности для диверсификации нашей экономики, совершенствования инфраструктуры, решения многих социальных проблем. Но также важно учитывать то, что избыточный приток валюты давит на рубль, а повышение его курса ведет к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности российского экспорта. В отдаленной перспективе бесконтрольный рост цен на энергоресурсы может привести к падению платежеспособного спроса с вполне просчитываемыми негативными последствиями для российского бюджета. Наш диалог с партнерами нацелен на разработку мер, способных сдерживать цены на энергоносители.

Подтверждением конструктивного, не подверженного конъюнктурным колебаниям подхода России к обеспечению глобальной энергетической безопасности являются, в частности, предпринимаемые усилия по диверсификации нашей энергетической инфраструктуры как в географическом плане, так и по номенклатуре. Мы планомерно проводим линию на создание новых направлений экспорта энергоресурсов, что минимизирует транзитные риски. Одним из таких проектов, напрямую связывающих Россию и страны ЕС, является газопровод "Северный поток", в реализации которого в равной степени заинтересованы как Россия, так и ЕС. Улучшению газоснабжения Евросоюза призван способствовать также газопровод "Южный поток". Помимо этого, Россия продолжает усилия с целью увеличения в экспорте доли углеводородов с более высокой степенью переработки.

В части, касающейся экспорта нефти, важнейшим проектом для России является строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Ввод в строй этого трубопровода позволит существенно увеличить российские поставки нефти в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако при этом подчеркну, что мы не планируем сокращать объемы поставок на европейский рынок, который и в перспективе останется основным для сбыта нашей углеводородной продукции.

В настоящее время нашими главными приоритетами, помимо прочего, можно считать повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий, экономию энергии в промышленности, на транспорте, в ЖКХ, сельском хозяйстве.

Мы выступаем за широкий обмен современными технологиями между странами, за развитие безопасной атомной энергетики как необходимой предпосылки долгосрочной и экологически приемлемой диверсификации энергоснабжения, а также за развитие новых и возобновляемых видов энергетики. От того насколько успешным будет прогресс в этих областях, зависит стабильность всей мировой экономики.

Энергетическая проблематика неизменно остается в сфере приоритетного внимания МИД России. Это касается энергодиалога сведущими иностранными партнерами по ТЭК и профильными международными организациями, дипломатического сопровождения международных проектов с участием российских нефтяных и газовых компаний, укрепления позиций России в энергетическом сообществе.

Наряду с этим министерство наращивает взаимодействие с российскими деловыми кругами, ориентированными на расширение внешнеэкономических связей. На основе соответствующих соглашений оказываем информационное и организационное содействие Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палате и Союзу нефтегазопромышленников России. Заключены рамочные соглашения о сотрудничестве с ОАО "ЛУКОЙЛ" и РАО "ЕЭС России". Мы стремимся максимально использовать участие России в ведущих международных и региональных организациях для защиты интересов отечественного бизнеса.

Уверены, что в новом, 2008 г. России удастся еще более укрепить свои позиции в энергетической сфере и одновременно внести весомый вклад в повышение глобальной энергетической безопасности и решение проблем, связанных с основными вызовами и угрозами в этой области.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru