Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Розничный рынок появится не скоро

 
   

Несмотря на заканчивающуюся "наверху" реформу электроэнергетики, потребитель "внизу" до сих пор пребывает в почти первобытной стихии.

 

 
 

Михаил КЛАССОН

 
 
Такой вывод можно было сделать на прошедшей в Москве конференции "Электроэнергетика. Перспективы работы энергокомпаний и промпредприятий в условиях реформирования".

Доклад начальника управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Александра Пироженко был посвящен в основном развитию конкуренции на оптовом рынке (НОРЭМ), однако автор затронул аналогичную тему и для розничных рынков. На НОРЭМ для полноценной конкуренции должно быть достаточное число поставщиков. Сейчас процесс появления и становления генкомпаний идет полным ходом, вплоть до реорганизации РАО "ЕЭС России" 1 июля 2008 года.

По инициативе ФАС в законодательство были внесены серьезные изменения по ограничению доли доминирующих поставщиков на рынке. Теперь этот критерий выглядит так: не более 20% от суммарной генерируемой мощности в зоне ее свободных перетоков. А таких зон будет 15-20, в том числе 3-5 в Сибири, остальные - в европейской части РФ. А за злостное манипулирование ценами доминирующего игрока ждет штраф в 2-4% от годового оборота.

В случае установления манипулирования ценами более мелким поставщиком законодательство теперь позволяет регулирующим органам ограничить его в свободной подаче заявок на продажу электроэнергии, вплоть до введения полного госрегулирования. Правительство в ближайшие полгода должно принять новые правила работы оптового рынка с учетом жестких подходов к манипулированию ценами. Осталось сформулировать и принять такие "мелочи", как новые, более полные показатели раскрытия информации. Сейчас потребитель, в частности, не владеет данными о наличии у сетевой компании свободных мощностей и соответственно о диапазоне цен на услуги по подключению к сетям. Должна быть также доступна информация о факторах изменения цен у поставщика электроэнергии. При этом предполагается ввести ответственность продавца за сокрытие информации.

Что касается розничных рынков, то здесь тоже предстоит проделать большую работу. В частности, сформулировать и ввести стимулы, понуждающие гарантирующих поставщиков (ГП) снижать свои издержки при перепродаже электроэнергии мелким и средним потребителям (крупные вправе уйти на НОРЭМ или заключить договор с другими, устраивающими их сбытовыми компаниями). Возможно, в этом благородном намерении поможет почасовая трансляция оптовых цен в розничные. Однако действенных механизмов здесь пока, по словам г-на Пироженко, придумать не удалось. Поэтому ГП до сих пор не заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности.

Руководитель дирекции РАО ЕЭС по управлению нефинансовыми рисками и социальной отчетности Марина Либоракина продолжила тему функционирования розничных рынков. По ее мнению, конкуренция поставщиков на них до сих пор не создана, а качество обслуживания потребителей оставляет желать лучшего. В том числе и потому, что до сих пор отсутствуют действенные стимулы по улучшению обслуживания. Поэтому РАО ЕЭС вынуждено было создать Штаб по работе с потребителями - с административным преследованием нерадивых энергосбытов. Потребители за 9 месяцев 2007 г. направили 2, 5 тыс. жалоб на соответствующий раздел на сайте энергохолдинга (непрозрачность и недоступность для них правил и регламентов компаний, отсутствие одного окна и единой системы стандартов для работы с одним и тем же клиентом и др.). При этом 35% жалоб было решено в пользу потребителей.

В то же время г-жа Либоракина в качестве положительного примера привела Партизанск (Приморский кр.) и Белгород, где уже функционируют центры комплексного обслуживания клиентов. Сейчас все дочерние и зависимые организации (ДЗО) обязаны на своих сайтах поддерживать раздел "Работа с потребителями" и разбираться с их жалобами. РАО ЕЭС приняло также концепцию клиентоориентированной политики и стандарт обслуживания клиентов. Последний должен быть внедрен в ДЗО в январе 2008 года.

Кроме того, Штаб РАО ЕЭС по работе с потребителями проверил качество клиентского обслуживания во всех ДЗО. Вроде бы вполне благородный почин - резко повысить это качество. Известно, как много времени занимает, например, у населения попытка разобраться в своих отношениях с энергосбытами: как правило, надо отстоять огромную очередь, потому что их рядовые сотрудницы преклонного возраста плохо владеют компьютерными программами и данными по клиентам, а компьютеры постоянно зависают. По телефону же элементарный вопрос решить нельзя - номера энергосбытов, по крайней мере московских отделений, все время заняты.

В то же время попытка автора разрешить конфликтную, условно говоря, ситуацию с Мосэнергосбытом через соответствующий раздел на сайте РАО ЕЭС закончилась конфузом. История эта началась в 2005-м, когда моя жена решила возложить на Сбербанк оплату электроэнергии. Каждый месяц банк стал снимать с ее счета сумму, соответствующую расходу 100 кВт*ч. Примерно через год она скорректировала расход до 80 кВт*ч/мес. (поскольку заменили в квартире лампы накаливания на энергоэффективные). Тем не менее оказалось, что мы переплатили около 1 тыс. руб. Приславший соответствующее "корректирующее извещение", Мосэнергосбыт сопроводил его стандартной фразой: "оплатить в течение 5 дней после его получения, злостным неплательщикам (т.е. тем, кто не платит более 3 месяцев) будет прекращена подача электроэнергии".

Автора такое форменное издевательство задело, и он обратился в Штаб РАО ЕЭС по работе с потребителями: "объявленная Анатолием Чубайсом инициатива - "Мы повернулись лицом к потребителю" оказалась пустым звуком, возможно, ее испоганили рядовые недалекие исполнители, которых я предлагаю уволить, заменив их молодыми инициативными менеджерами". Жалобу спустили в Мосэнергосбыт, которому велели "поработать" с жалобщиком. Его сотрудница стала слезливо названивать последнему. Тогда мягкосердечная жена сказала, что претензий у нас больше нет... Штаб тут же прислал автору письмо: "рады, что вам удалось получить все необходимые разъяснения по вопросам оплаты электроэнергии и образованию переплаты" и, по-видимому, поставил у себя "галочку": "работа с потребителем проведена, претензий больше нет".

По мнению г-жи Либоракиной, в стандарте обслуживания будут и такие ключевые темы, как правила подключения к сетям и компенсации потребителям за поврежденную бытовую технику из-за скачков напряжения. По поводу скандальной темы - платы за подсоединение к сетям, введенной в 2006-м, позицию ФАС, отвечая на вопрос "МЭ", разъяснил, перед выступлением представительницы РАО ЕЭС, Александр Пироженко. Действительно, введение фиксированной платы, достигающей в отдельных регионах 30-40 тыс. руб./кВт (в Италии ENEL взимает около 2 тыс. руб./кВт), было вынужденной мерой. Однако она позволила резко повысить прозрачность принятия решений и тем самым снизить их "взяткоемкость". Тем не менее ФАС разрабатывает более цивилизованный механизм: установление платы через нормируемый возврат вложенных в сети инвестиций. И в 2008-м предполагается запустить пилотный проект по внедрению такого подхода (и снижению тарифа).

РАО ЕЭС предполагает начать разработку и национального стандарта по обслуживанию потребителей. Правда, г-жа Либоракина предполагает, что власти смогут принять его не ранее 2015-го, когда энергохолдинга уже давно не будет. Но она рассчитывает на оперативное подключение к этой работе обновленного Росэнерго, а также недавно созданного Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК).

Выступивший следом заместитель председателя НП ГП и ЭСК Сергей Анисимов рассказал о своей организации, призванной защищать интересы ее членов в постреформенный период. Тем не менее некоммерческое партнерство ставит своими целями и содействие в создании эффективного розничного рынка электроэнергии, формирование предложений по энергосбытовой деятельности, а также досудебное рассмотрение споров между участниками этого рынка (включая субъекты ЖКХ). Г-н Анисимов посетовал на то, что его структура пока не имеет статуса саморегулируемой организации, которая обязана выполнять определенные госстандарты. Такой статус могут присвоить федеральные власти по итогам представления-ходатайства. А могут и не присвоить.

По мнению представителя НП ГП и ЭСК, продажа региональных ЭСК приведет к их монополизму, если они окажутся аффилированными с окружением губернаторов. Поэтому некоммерческое партнерство пытается бороться с проводимой сейчас РАО ЕЭС продажей своих "внучек" (забавная ситуация - ведь энергохолдинг является соучредителем партнерства). В то же время после недавней реализации "третьей волны" ЭСК недополученный РАО ЕЭС доход составил 2, 7 млрд руб. - к этим активам инвесторы проявляют весьма низкий интерес. Возможно потому, что через три года последует очередной конкурс - на подтверждение статуса ГП. И многие ЭСК по разным, но объективным причинам могут его потерять.

Сергей Анисимов в заключение сделал неутешительные выводы: модель оптового рынка не закончена, розничный рынок отсутствует, ценовые сигналы слабы или их просто нет, рынок поделен между несколькими собственниками сбытовых активов, отсутствуют законченное правовое поле и полноценные постреформенные институты, правительство никак не определится с механизмом ликвидации перекрестного субсидирования (оно составляет 70 млрд руб./год). В результате конкуренция на розничном рынке существует только среди поставщиков - на уровне маржинальных (предельно высоких) цен на электроэнергию.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru