 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Розничный рынок появится не скоро
|
|
|
Несмотря на заканчивающуюся "наверху" реформу электроэнергетики, потребитель "внизу" до сих пор пребывает в почти первобытной стихии.
|
|
|
Михаил КЛАССОН
|
|
|
Такой вывод можно было сделать на прошедшей в Москве конференции
"Электроэнергетика. Перспективы работы энергокомпаний и промпредприятий в
условиях реформирования".
Доклад начальника управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
Александра Пироженко был посвящен в основном развитию конкуренции на оптовом
рынке (НОРЭМ), однако автор затронул аналогичную тему и для розничных рынков. На
НОРЭМ для полноценной конкуренции должно быть достаточное число поставщиков.
Сейчас процесс появления и становления генкомпаний идет полным ходом, вплоть до
реорганизации РАО "ЕЭС России" 1 июля 2008 года.
По инициативе ФАС в законодательство были внесены серьезные изменения по
ограничению доли доминирующих поставщиков на рынке. Теперь этот критерий
выглядит так: не более 20% от суммарной генерируемой мощности в зоне ее
свободных перетоков. А таких зон будет 15-20, в том числе 3-5 в Сибири,
остальные - в европейской части РФ. А за злостное манипулирование ценами
доминирующего игрока ждет штраф в 2-4% от годового оборота.
В случае установления манипулирования ценами более мелким поставщиком
законодательство теперь позволяет регулирующим органам ограничить его в
свободной подаче заявок на продажу электроэнергии, вплоть до введения полного
госрегулирования. Правительство в ближайшие полгода должно принять новые правила
работы оптового рынка с учетом жестких подходов к манипулированию ценами.
Осталось сформулировать и принять такие "мелочи", как новые, более полные
показатели раскрытия информации. Сейчас потребитель, в частности, не владеет
данными о наличии у сетевой компании свободных мощностей и соответственно о
диапазоне цен на услуги по подключению к сетям. Должна быть также доступна
информация о факторах изменения цен у поставщика электроэнергии. При этом
предполагается ввести ответственность продавца за сокрытие информации.
Что касается розничных рынков, то здесь тоже предстоит проделать большую работу.
В частности, сформулировать и ввести стимулы, понуждающие гарантирующих
поставщиков (ГП) снижать свои издержки при перепродаже электроэнергии мелким и
средним потребителям (крупные вправе уйти на НОРЭМ или заключить договор с
другими, устраивающими их сбытовыми компаниями). Возможно, в этом благородном
намерении поможет почасовая трансляция оптовых цен в розничные. Однако
действенных механизмов здесь пока, по словам г-на Пироженко, придумать не
удалось. Поэтому ГП до сих пор не заинтересованы в повышении эффективности своей
деятельности.
Руководитель дирекции РАО ЕЭС по управлению нефинансовыми рисками и социальной
отчетности Марина Либоракина продолжила тему функционирования розничных рынков.
По ее мнению, конкуренция поставщиков на них до сих пор не создана, а качество
обслуживания потребителей оставляет желать лучшего. В том числе и потому, что до
сих пор отсутствуют действенные стимулы по улучшению обслуживания. Поэтому РАО
ЕЭС вынуждено было создать Штаб по работе с потребителями - с административным
преследованием нерадивых энергосбытов. Потребители за 9 месяцев 2007 г.
направили 2, 5 тыс. жалоб на соответствующий раздел на сайте энергохолдинга
(непрозрачность и недоступность для них правил и регламентов компаний,
отсутствие одного окна и единой системы стандартов для работы с одним и тем же
клиентом и др.). При этом 35% жалоб было решено в пользу потребителей.
В то же время г-жа Либоракина в качестве положительного примера привела
Партизанск (Приморский кр.) и Белгород, где уже функционируют центры
комплексного обслуживания клиентов. Сейчас все дочерние и зависимые организации
(ДЗО) обязаны на своих сайтах поддерживать раздел "Работа с потребителями" и
разбираться с их жалобами. РАО ЕЭС приняло также концепцию
клиентоориентированной политики и стандарт обслуживания клиентов. Последний
должен быть внедрен в ДЗО в январе 2008 года.
Кроме того, Штаб РАО ЕЭС по работе с потребителями проверил качество клиентского
обслуживания во всех ДЗО. Вроде бы вполне благородный почин - резко повысить это
качество. Известно, как много времени занимает, например, у населения попытка
разобраться в своих отношениях с энергосбытами: как правило, надо отстоять
огромную очередь, потому что их рядовые сотрудницы преклонного возраста плохо
владеют компьютерными программами и данными по клиентам, а компьютеры постоянно
зависают. По телефону же элементарный вопрос решить нельзя - номера
энергосбытов, по крайней мере московских отделений, все время заняты.
В то же время попытка автора разрешить конфликтную, условно говоря, ситуацию с
Мосэнергосбытом через соответствующий раздел на сайте РАО ЕЭС закончилась
конфузом. История эта началась в 2005-м, когда моя жена решила возложить на
Сбербанк оплату электроэнергии. Каждый месяц банк стал снимать с ее счета сумму,
соответствующую расходу 100 кВт*ч. Примерно через год она скорректировала расход
до 80 кВт*ч/мес. (поскольку заменили в квартире лампы накаливания на
энергоэффективные). Тем не менее оказалось, что мы переплатили около 1 тыс. руб.
Приславший соответствующее "корректирующее извещение", Мосэнергосбыт сопроводил
его стандартной фразой: "оплатить в течение 5 дней после его получения, злостным
неплательщикам (т.е. тем, кто не платит более 3 месяцев) будет прекращена подача
электроэнергии".
Автора такое форменное издевательство задело, и он обратился в Штаб РАО ЕЭС по
работе с потребителями: "объявленная Анатолием Чубайсом инициатива - "Мы
повернулись лицом к потребителю" оказалась пустым звуком, возможно, ее
испоганили рядовые недалекие исполнители, которых я предлагаю уволить, заменив
их молодыми инициативными менеджерами". Жалобу спустили в Мосэнергосбыт,
которому велели "поработать" с жалобщиком. Его сотрудница стала слезливо
названивать последнему. Тогда мягкосердечная жена сказала, что претензий у нас
больше нет... Штаб тут же прислал автору письмо: "рады, что вам удалось получить
все необходимые разъяснения по вопросам оплаты электроэнергии и образованию
переплаты" и, по-видимому, поставил у себя "галочку": "работа с потребителем
проведена, претензий больше нет".
По мнению г-жи Либоракиной, в стандарте обслуживания будут и такие ключевые
темы, как правила подключения к сетям и компенсации потребителям за поврежденную
бытовую технику из-за скачков напряжения. По поводу скандальной темы - платы за
подсоединение к сетям, введенной в 2006-м, позицию ФАС, отвечая на вопрос "МЭ",
разъяснил, перед выступлением представительницы РАО ЕЭС, Александр Пироженко.
Действительно, введение фиксированной платы, достигающей в отдельных регионах
30-40 тыс. руб./кВт (в Италии ENEL взимает около 2 тыс. руб./кВт), было
вынужденной мерой. Однако она позволила резко повысить прозрачность принятия
решений и тем самым снизить их "взяткоемкость". Тем не менее ФАС разрабатывает
более цивилизованный механизм: установление платы через нормируемый возврат
вложенных в сети инвестиций. И в 2008-м предполагается запустить пилотный проект
по внедрению такого подхода (и снижению тарифа).
РАО ЕЭС предполагает начать разработку и национального стандарта по обслуживанию
потребителей. Правда, г-жа Либоракина предполагает, что власти смогут принять
его не ранее 2015-го, когда энергохолдинга уже давно не будет. Но она
рассчитывает на оперативное подключение к этой работе обновленного Росэнерго, а
также недавно созданного Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и
Энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК).
Выступивший следом заместитель председателя НП ГП и ЭСК Сергей Анисимов
рассказал о своей организации, призванной защищать интересы ее членов в
постреформенный период. Тем не менее некоммерческое партнерство ставит своими
целями и содействие в создании эффективного розничного рынка электроэнергии,
формирование предложений по энергосбытовой деятельности, а также досудебное
рассмотрение споров между участниками этого рынка (включая субъекты ЖКХ). Г-н
Анисимов посетовал на то, что его структура пока не имеет статуса
саморегулируемой организации, которая обязана выполнять определенные
госстандарты. Такой статус могут присвоить федеральные власти по итогам
представления-ходатайства. А могут и не присвоить.
По мнению представителя НП ГП и ЭСК, продажа региональных ЭСК приведет к их
монополизму, если они окажутся аффилированными с окружением губернаторов.
Поэтому некоммерческое партнерство пытается бороться с проводимой сейчас РАО ЕЭС
продажей своих "внучек" (забавная ситуация - ведь энергохолдинг является
соучредителем партнерства). В то же время после недавней реализации "третьей
волны" ЭСК недополученный РАО ЕЭС доход составил 2, 7 млрд руб. - к этим активам
инвесторы проявляют весьма низкий интерес. Возможно потому, что через три года
последует очередной конкурс - на подтверждение статуса ГП. И многие ЭСК по
разным, но объективным причинам могут его потерять.
Сергей Анисимов в заключение сделал неутешительные выводы: модель оптового рынка
не закончена, розничный рынок отсутствует, ценовые сигналы слабы или их просто
нет, рынок поделен между несколькими собственниками сбытовых активов,
отсутствуют законченное правовое поле и полноценные постреформенные институты,
правительство никак не определится с механизмом ликвидации перекрестного
субсидирования (оно составляет 70 млрд руб./год). В результате конкуренция на
розничном рынке существует только среди поставщиков - на уровне маржинальных
(предельно высоких) цен на электроэнергию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|