|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Совет рынка проведет квалификацию
|
|
|
В № 12 "Мировой энергетики" за 2007 г. мы опубликовали материал "Возобновляемые оказались в законе", анализирующий принятые Государственной Думой поправки к Федеральному закону "Об электроэнергетике", касающиеся возобновляемых источников энергии. Разговор продолжает человек, непосредственно участвовавший в подготовке законодательной инициативы, - советник председателя правления Федеральной гидрогенерирующей компании ОАО "ГидроОГК" Анатолий КОПЫЛОВ.
|
|
|
Анатолий КОПЫЛОВ, советник председателя правления ОАО ГидроОГК
|
|
|
Новый Федеральный закон N 250 с внесенными в него отдельными положениями,
касающимися возобновляемых источников энергии, впервые в истории страны
устанавливает основы национальной системы поддержки развития энергетики на
основе ВИЭ.
Предыдущая попытка принять законодательный акт, обеспечивающий экономическую
поддержку возобновляемой энергетике, закончилась неудачно. Разработанный в 1997
г., закон, пройдя Госдуму и Совет Федерации, был в конечном итоге отклонен
Президентом РФ.
Может для кого-то это и прозвучит кощунственно, но хорошо, что тогда его не
приняли. За прошедшее десятилетие роль и место возобновляемой энергетики в мире
принципиально изменились, так же, как и понимание этого в нашей стране. Поначалу
разработчикам положений законопроекта о ВИЭ, работа над которыми началась в
недрах РАО "ЕЭС России" в конце 2004 г., приходилось слышать скептические слова
в свой адрес, напоминания о "безбрежных" запасах ископаемого топлива в России.
Сейчас же актуальность развития возобновляемой энергетики в стране не вызывает
сомнения ни у специалистов, ни у власти. Новое отношение к ВИЭ и получило
отражение в законе, стимулирующем развитие возобновляемой энергетики.
Прежде всего законодательно определяется (ст. 3) набор источников энергии,
относящихся к возобновляемым. Это: энергия солнца; энергия ветра; энергия вод (в
том числе сточных вод), за исключением энергии гидроаккумулирующих станций;
энергия приливов; энергия волн водных объектов; геотермальная энергия с
использованием природных подземных теплоносителей; низкопотенциальная тепловая
энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей;
биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии
растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за
исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и
топлива; биогаз; газ на свалках, шахтный газ.
Такой набор практически не отличается от используемого, например, в Евросоюзе.
При подготовке проекта российского закона было два принципиальных вопроса,
касающихся перечня ВИЭ: статус большой гидроэнергетики и статус торфа.
Часто приходится слышать, что только малая гидроэнергетика является
возобновляемой, а большие станции наносят ущерб природе и поэтому к таковым
относиться не могут. На этом основании некоторые российские специалисты для
отнесения гидростанций к возобновляемым и имеющим право на государственную
поддержку предлагали ввести в проект закона ограничение мощности.
Рассмотрим, как решают этот вопрос в других странах.
Формальный статус гидроэнергетики в европейских государствах определяется
директивой Европейского парламента и совета 2001/77, которая относит энергию
водных потоков к возобновляемым источникам энергии независимо от размеров
гидростанций. При подготовке документа, по утверждению европейских специалистов,
были серьезные дебаты, которые привели к включению Еврокомиссией в
первоначальный вариант текста директивы ограничения на мощность станций в 10
МВт. В дальнейшем в результате переговоров по проекту документа это ограничение
было снято и в окончательный текст не вошло.
Аргументировалось это тем, что в Европе большие гидростанции давно не строились
и большинство из существующих давно амортизировали свой капитал полностью или в
значительной мере. В силу этого они имеют уровень затрат на производство
электроэнергии, который позволяет им спокойно и с прибылью работать на
конкурентных рынках. Стимулирование развития большой гидроэнергетики в Европе не
имеет особого смысла, так как высокий уровень использования ее потенциала и
ограничения при создании значительных водохранилищ не позволяют строить большие
ГЭС в подавляющем числе европейских стран.
Однако важность и значение больших ГЭС для Европы не снижаются. Подтверждением,
в частности, стало принятие Германией в 2004 г. новой версии закона -
Erneuerbare-Energien-Gesetz, (EEG), предусматривающего распространение льгот на
гидростанции мощностью до 150 МВт после их реконструкции и при условии
неухудшения экологической ситуации около них. Недавно Ирландия объявила о
принятии немецкого варианта за основу при разработке своего национального закона
о возобновляемой энергетике. Это уже двенадцатая из европейских стран, принявшая
подобное решение, что де-факто означает превращение немецкого закона в
европейский стандарт законодательства на эту тему.
Потенциал малых ГЭС использован в Европе куда меньше, поэтому большинство
государств - членов ЕС стимулируют строительство именно таких станций, несмотря
на то, что они часто требуют дополнительных мер государственной поддержки для
работы на конкурентном рынке электроэнергии. Именно по этой причине в
законодательных актах многих европейских стран содержатся положения, касающиеся
поддержки малых ГЭС. Новых больших ГЭС в Европе, по сути, строить уже не могут.
В России с колоссальным потенциалом гидроэнергетики и сложившимся уровнем его
использования ситуация отличается от европейской, предполагая к использованию
разнообразные меры стимулирования развития этой отрасли энергетики без
ограничения мощности новых и существующих станций. Именно эта позиция нашла
отражение в тексте закона, относящем все ГЭС к возобновляемым источникам энергии
без ограничения мощности. В то же время при рассмотрении вопроса поддержки
необходимо установить порог мощности (25 МВт), но характер энергии, производимой
большими станциями, при этом не меняется.
В мире отсутствует единая позиция относительно необходимости стимулировать
использование торфа в качестве источника энергии. Вместе с тем в упоминавшейся
выше директиве Европейского парламента и совета прямо говорится о требовании "неископаемого
(non-fossil)" характера источника энергии для отнесения его к категории
возобновляемых. На этом основании мы не относим торф к возобновляемым источникам
энергии, и он не был включен в перечень ВИЭ в законе в отличие от первой версии
закона конца 90-х. Что отнюдь не означает отказ от стимулирования использования
торфа, но уже в качестве местного топлива.
С нашей точки зрения, важным является положение закона (ст. 3), которое напрямую
соотносит расширение использования ВИЭ с категорией энергоэффективности. Теперь,
видимо, стоит ожидать конкретных шагов правительства по реализации такого
подхода.
В законе устанавливается (ст. 21, п. 1) требование к правительству разработать и
утвердить основные направления государственной политики в сфере
энергоэффективности и ВИЭ с установлением показателей доли возобновляемой
энергии в балансах производства и потребления энергии по годам. Прямо указано,
что индикаторами, следовательно, и мерой реализации такой политики должны стать
"показатели объема производства и потребления электрической энергии с
использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе
производства и потребления электрической энергии". Причем кроме основных
направлений от правительства требуется разработка соответствующего плана или
программы мероприятий по достижению указанных целевых показателей.
Соответственно к этим целям привязывается вся система мер финансовой поддержки
развития возобновляемой энергетики. Меры поддержки возобновляемой энергетики
разрабатывались и формулировались в законе на основе нескольких базовых
принципов:
механизм поддержки должен быть встроен в реформу электроэнергетики, структуру и правила рынков, действующий механизм их администрирования;
поддержка генерирующих мощностей начинаться не до, а после запуска проекта и должна быть привязана к объемам произведенной энергии ВИЭ;
стимулируется не все производство энергии ВИЭ, а только идущее на удовлетворение общественных потребностей. Критерием удовлетворения общественных потребностей является продажа такой энергии на рынке;
кроме поддержки генерации, использующей исключительно ВИЭ, поддержке подлежит также и традиционная энергетика при использовании ею ВИЭ. Речь идет о производстве электроэнергии на основе возобновляемых и не возобновляемых
источников энергии (сжигание угля и древесных пеллет, природного газа и биогаза и др.). То же касается комбинированного производства электрической и тепловой энергии на станциях.
Новая редакция закона устанавливает следующие основные механизмы поддержки
производства энергии на основе ВИЭ:
субсидирование затрат на подключение к сетям для генераторов мощностью до 25 МВт
и возможность покрытия других расходов из федерального бюджета (ст. 21, п. 1);
возложение на сетевые организации обязательства покупки энергии ВИЭ по
фиксированному тарифу, устанавливаемому правительством, для компенсации своих
технологических потерь (ст. 32, п. 3); введение механизма надбавок к цене
энергии ВИЭ сверх цены оптового рынка (ст. 32, п. 2).
Поддержка по закону может оказываться только предприятиям, которые будут
признаны Советом рынка "квалифицированными". Правила, критерии и порядок
квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ
и имеющего право на поддержку, должны быть разработаны правительством (ст. 21,
п. 1). Проверять соответствие им будет Совет рынка (ст. 33, п. 3), являющийся
национальным регулятором по новому закону. Соответствие генераторов на основе
ВИЭ требованиям "квалификации" является необходимым при использовании всех
перечисленных мер поддержки.
Другим важным элементом системы поддержки, вводимой новым законом, станут
выпуски специальных сертификатов возобновляемой энергии (ст. 21, п. 1) по
аналогии с системой "зеленых" сертификатов, использующихся во многих странах
мира. Сертификат не является мерой поддержки ВИЭ, но без этого элемента система
не заработает эффективно.
Основные функции сертификата возобновляемой энергии:
гарантия возобновляемого характера произведенной и проданной на рынке энергии;
оценка объемов производства и потребления электрической энергии на основе ВИЭ на уровне отдельного предприятия, региона, страны (в том числе для мониторинга степени достижения целевых показателей ВИЭ, установленных правительством);
подтверждение права участников рынка претендовать на поддержку. Погашенные сертификаты, которые предъявляют контролирующему органу, подтверждают выполнение добровольных обязательств корпораций.
Конечно, все эти положения закона смогут заработать только после того, как будут
установлены порядок выплаты надбавок к цене энергии на рынке и их уровень, тариф
и порядок покупки этой энергии сетевыми организациями, разработаны дополнения в
правила электроэнергетических рынков, утверждено положение о национальном органе
сертификации энергии ВИЭ. Соответствующие подзаконные акты и решения и предстоит
принять правительству. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|