 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2008 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
"Наступление" на проблему повышения энергоэффективности
|
|
|
Для России повышение энергоэффективности особенно актуально, поскольку наша страна имеет очень высокую удельную энергоемкость экономики, которая (по паритету покупательной способности) превышает вдвое аналогичный показатель в США, в 2, 3 раза - в целом по миру ив 3 раза - в развитых странах Европы и Японии.
|
|
|
Сергей МИХАИЛОВ, директор Департамента государственной энергетической политики Минпромэнерго России, к.т.н., Анатолий ГОРДУКАЛОВ, заместитель начальника отдела Департамента государственной энергетической политики Минпромэнерго России, к.э.н.
|
|
|
Прежде всего эта проблема важна для России по ряду объективных причин:
низкие среднегодовые температуры приводят к значительным затратам ТЭР для обеспечения энергоснабжения потребителей;
структура экономики отличается высокой долей энергоемких производств (более 60% промышленности) и относительно малой долей сферы услуг, имеющей низкую энергоемкость;
большая протяженность транспортных потоков энергоресурсов.
Наряду с этим есть и субъективные причины высокой энергоемкости. Основными из них являются
ослабление государственных и неразвитость рыночных механизмов энергосбережения;
относительно низкая стоимость энергоресурсов; значительный объем устаревшего
энерготехнологического оборудования и технологий. В настоящее время работа по устранению этих причин является основой повышения
энергоэффективности в России.
Существующий потенциал энергосбережения сегодня составляет 360- 430 млн тонн у.т.,
или 40-45% текущего потребления, из них: 33% - сосредоточены в ТЭК (в том числе
треть в электроэнергетике и теплоснабжении); 32% - в промышленности; 26% - в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" задача повышения
энергоэффективности отнесена к перечню стратегических, без решения которой
невозможно дальнейшее развитие экономики нашей страны.
ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ
Основные механизмы реализации энергостратегии предусматривают формирование
рациональной рыночной среды, поддержку стратегических инициатив хозяйствующих
субъектов и техническое регулирование.
Использование указанных механизмов позволяет осуществлять государственную
политику в сфере энергоэффективности, базовые принципы которой включают
системность, стратегическую направленность, создание необходимого
нормативно-правового обеспечения, использование механизма
частно-государственного партнерства и создание информационной поддержки.
Рациональная рыночная среда непосредственно влияет на реализацию политики
энергосбережения в стране и включает следующие приоритетные направления:
ценовую политику и создание институтов торговли топливно-энергетическими ресурсами;
развитие конкурентных отношений в электроэнергетике;
создание институтов ресурсо- и энергосбережения.
При этом главным результатом должно стать формирование новых субъектов рынка и
новых стимулов их хозяйственной деятельности, которые приведут к экономически
целесообразному использованию существенного потенциала роста
энергоэффективности. По сути, для России должно начаться новое вхождение в
рынок, на этот раз - в рынок энергосбережения. В последнее время происходит достаточно активное продвижение по всем указанным
направлениям.
Прежде всего надо отметить решения правительства о повышении цен на газ до
уровня равнодоходности его поставок на внутренний (с заключением долгосрочных
пятилетних договоров с энергетиками и другими потребителями) и внешний рынки и
об увеличении доли электроэнергии, продаваемой по не регулируемым государством
ценам. Поэтапная их реализация должна быть полностью завершена к 2011 году.
Осуществляются меры по ликвидации перекрестного субсидирования в
электроэнергетике, а также по развитию биржевой торговли газом (в настоящее
время в объеме 10 млрд м3 в год, в перспективе - до 40-45 млрд м3 в год) и
нефтепродуктами. Правительство РФ приняло решение о фактическом начале
реализации механизмов Киотского протокола.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В рамках развития институтов ресурсо- и энергосбережения происходит, но
недостаточно высокими темпами, создание управляющих компаний по предоставлению
коммунальных услуг (в том числе по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению), а
также энергосервисных и энергоаудиторских компаний. Новый импульс данному
направлению должно придать завершение разработки и принятие проектов федеральных
законов о теплоснабжении и поддержке использования возобновляемой энергетики, а
также принятие изменений и дополнений к Федеральному закону "Об
энергосбережении".
Действующий Федеральный закон "Об энергосбережении" был принят в 1996-м, для его
реализации до 2000 г. были утверждены несколько государственных стандартов по
энергосбережению и начата работа по энергоаудиту потребления ТЭР на
предприятиях, составлению энергетических паспортов.
В настоящее время в стадии согласования находится проект Федерального закона "О
внесении изменений в ФЗ "Об энергосбережении". Основной идеей новой редакции проекта закона является создание Государственного
энергетического реестра на основе обследований предприятий и организаций,
который представляет собой свод документированной информации об энергетических
паспортах организаций, уровне потребления энергетических ресурсов, показателях
эффективности их использования и энергосберегающих мероприятиях.
Государственный энергетический реестр будет содержать информацию о потреблении и
эффективности использования ТЭР; мероприятиях по энергосбережению и повышению
эффективности их использования; о зафиксированных при обследовании потребителя
фактах непроизводительных расходов ТЭР с указанием их размера в стоимостном и
натуральном выражении; направлениях повышения эффективности использования ТЭР с
оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием
затрат, сроков внедрения и окупаемости, а также о снижении уровня
непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, будет обеспечен государственный мониторинг и контроль над
эффективным использованием энергоресурсов. Кроме этого, для задействования
дополнительных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу
бизнеса, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть еще ряд вопросов.
В частности, это предоставление государственных гарантий и прямой финансовой
поддержки энергосберегающим проектам, страхование рисков; введение нулевой
ставки таможенных пошлин для энергоэффективного оборудования, ввозимого из-за
рубежа и не производимого в России; создание действенной системы материального
стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии; ускоренная
амортизация энергосберегающего оборудования.
Как и во всем мире, большое значение для роста энергоэффективности российской
экономики имеют разработка и введение перспективных норм, стандартов и
регламентов. В проекте Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об
энергосбережении" предусматривается совершенствование и развитие нормирования
энергопотребления и энергоэффективности, стандартизации (как общих национальных,
так и базовых национальных стандартов по энергоэффективности), а также учета и
контроля энергопотребления.
При создании в стране государственного энергетического реестра с учетом
требований нормативных документов в этих сферах появится возможность адресного
воздействия на хозяйствующих субъектов, расточительно использующих ТЭР.
КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЭР
Но всех этих мер пока недостаточно. В рамках системы учета и контроля
энергопотребления необходимо широко привлечь саморегулируемые организации к
контролю над рациональным и эффективным расходованием ТЭР, развить институт
добровольной сертификации (сертификация энергопотребляющих приборов и
оборудования массового применения на соответствие нормам расхода энергии) и
государственной экспертизы проектов по энергоэффективности. Также следует и
далее совершенствовать строительные нормы и правила в части энергоэффективности.
Этот комплекс мероприятий способен обеспечить сокращение потребления ТЭР на
10-15%.
Значительную роль в повышении энергоэффективности с учетом развития механизма
частно-государственного партнерства играет поддержка стратегических инициатив
хозяйствующих субъектов в рамках разработки и реализации федеральных целевых,
отраслевых и региональных программ, а также национального проекта "Доступное и
комфортабельное жилье".
На смену предыдущей ФЦП "Энергоэффективная экономика" (срок реализации 2002-2006
гг.) должна прийти новая программа -"Повышение эффективности энергопотребления в
РФ" (на 2009-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.). Проект концепции уже
разработан, согласован с соответствующими министерствами и ведомствами и
находится на согласовании в Минэкономразвития.
Регулярно проводятся научно-исследовательские работы по Приоритетным
направлениям развития науки, технологий и техники РФ и Перечню критических
технологий, непосредственно относящихся к повышению энергоэффективности (в том
числе технологии атомной и водородной энергетики, возобновляемых источников
энергии, создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и
потребления тепла и электроэнергии, создания энергоэффективных двигателей и
движителей для транспортных систем, внедрение нанотехнологий и наноматериалов и
т.д.).
Очень важно, что разделы по ресурсо- и энергосбережению напрямую либо
опосредованно присутствуют в разрабатываемом и реализуемом широком перечне
стратегий развития отраслей российской промышленности, программ и генеральных
схем развития отраслей ТЭК, инвестиционных программ энергетических компаний.
Значительная работа в рассматриваемой сфере ведется и на региональном уровне.
Региональные законы "Об энергосбережении" приняты в 45 субъектах РФ; на
территории 47 российских субъектов реализуется более 600 программ, действуют 80
центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения.
С учетом уже задействованных механизмов можно сказать, что "наступление" на
проблему повышения энергоэффективности российской экономики ведется достаточно
широким фронтом. В результате энергоемкость экономики снижается даже более
высокими темпами, чем это намечалось действующей Энергетической стратегией.
Качественных изменений в повышении эффективности использования энергоресурсов
следует ожидать в ближайшие два-три года, когда сформируется новая конкурентная
среда, активно начнут функционировать новые субъекты рынка и новые механизмы
частно-государственного партнерства.
Для этого прежде всего необходимо:
сформировать вертикально интегрированную систему управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях;
создать систему статистического учета энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях;
широко популяризировать экономию энергии среди населения, массово обучать персонал, формировать доступные информационные банки энергосберегающих
мероприятий, технологий и оборудования, банки данных по нормативно-технической документации, проводить конференции и семинары по обмену опытом, пропаганде
энергосбережения в средствах массовой информации, ввести специальные курсы по энергосбережению в учебных программах вузов и школ.
В настоящее время подготовлена первая редакция проекта уточненной Энергетической
стратегии России на период до 2020 г. с пролонгацией до 2030 года. В ней
предложен комплекс мер и по реализации политики энергосбережения в стране,
учитывающий в том числе и опыт в данной сфере развитых стран мира с рыночной
экономикой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|