Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Как будут делить иракскую нефть.

 
   

Измученный войной Ирак на пороге очередных испытаний. С принятием новой Конституции неизбежно возникнет проблема передела нефтяных доходов. Сколько в стране "черного золота"? Как оно распределено по провинциям? Возможен ли честный передел?

 

 
 

Вахид ДЖИДДИ,
независимый эксперт

 
 


В период правления Саддама, когда существовала строго вертикальная и централизованная система управления нефтяным сектором, не было смысла точно определять административные границы провинций и месторождений нефти и газа. Однако сегодня, когда новая конституция на стадии ратификации, остро стоит проблема размежевания провинций - и как будущих недропользователей, и как заинтересованных сторон геолого-разведочных работ, управления добычей и воспроизводством минерально-сырьевой базы. Дело в том, что новая Конституция передает управление поиском, оценкой и добычей новых нефтяных месторождений регионам и провинциям. Позднее к ним перейдет и право принимать участие в разработке действующих месторождений (далее ДМ) нефти.

Чтобы понять масштаб проблемы, рассмотрим географию нефтяных и газовых месторождений и попробуем показать, насколько "желания" федерального правительства "не совпадают с возможностями" нового Основного закона страны.

ЦЕНА ВОПРОСА

Согласно новой Конституции нефть и газ всех провинций и регионов являются достоянием иракского народа, а федеральное правительство совместно с регионами призвано управлять ДМ, честно и пропорционально распределять доходы от добычи в соответствии с численностью населения провинций. Более того, ст. 112 новой Конституции гласит, что другие месторождения (вновь открытые, неосвоенные) переходят под юрисдикцию провинций и основные политические движения (шииты, сунниты и курды) примут участие в разработке стратегии развития добычи нефти и газа.

Внешне все демократично. Однако с принятием Конституции Ирак окажется в совершенно новой социально-экономической ситуации. Нефтяная индустрия также переидет из одного состояния в принципиально иное: от сильного централизованного управления со слабыми региональными представительствами к децентрализованному управлению с сильными региональными представительствами (читай: слабым центром).

Новая Конституция предоставляет право нефтегазоносным регионам и провинциям не только участвовать в управлении ДМ, но и полностью контролировать новые, еще неразработанные месторождения. Почему эту задачу чрезвычайно сложно выполнить? Некоторые месторождения расположены в межграничной зоне провинций и даже простираются на территорию третьей провинции. Поэтому для установления права собственности необходимо произвести дополнительную демаркацию границ.

Вопрос столь серьезен, что механическое совмещение административных границ провинций с границами ДМ или месторождений, открытых на сегодняшний день, чревато серьезными политическими последствиями. Весьма важно четко определиться с термином "действующие месторождения", о которых идет речь в конституции. Включены ли в это понятие только те месторождения, на которых уже идет добыча, или входят и другие? Нуждается в ответе и следующий вопрос: включены ли в состав "действующих" частично освоенные месторождения?

ЧТО ПРЕДСТОИТ ПОДЕЛИТЬ

На сегодняшний день нефтедобыча в Ираке выглядит следующим образом.

Потенциальная добыча нефти на ДМ составляет 2, 5 млн барр./день, или 125 млн т/год. Наибольшие запасы извлекаемой нефти приходятся на провинции Басра и Киркук. Однако фактически в Ираке добывается лишь 2 млн барр./день. В провинции Киркук ежедневно теряется до полумиллиона баррелей экспортной нефти из-за актов саботажа, отсутствия безопасности на двух крупных месторождениях - Киркук и Румейла. Сюда же следует добавить не обновлявшееся два десятилетия нефтяное оборудование, дефицит высококлассных инженеров.

Для увеличения нефтеотдачи необходимо переоценить эти два месторождения. Министр нефти Аш-Шахристани подписал соглашения по ревизии Киркука с компанией Shell, а Румейла - с ВР. Иракские эксперты считают, что эти месторождения должны управляться министерством нефти строго централизованно, с правом вмешательства во все детали. Эксперты единодушны в том, что нефтяная индустрия при Саддаме хотя и не развивалась стремительно, но и не отставала так заметно от соседних стран. В силу того, что статьи новой Конституции, касающиеся углеводородного сырья, дублируют друг друга и порой двусмысленны, есть мнение, что она не улучшит ситуацию, а наоборот, помешает созданию эффективной нефтяной индустрии.

Геополитическое, с одной стороны, и жизненно важное для населения Ирака - с другой, имеют значение месторождения, которые разведаны, но еще не освоены. Они могут стать основой будущей нефтяной индустрии. Если здесь внедрять новые технологии бурения, добычи и разработки, то, по оценкам специалистов, за пять лет производительность нефтяной отрасли

Ирака достигнет 3, 5 - 4 млн барр./день. Если к этой цифре добавить остаточные запасы ДМ, потенциальный выход сырья может достигнуть 5 - 6 млн барр./день.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЯНЫХ ЗАПАСОВ ПО ПРОВИНЦИЯМ

Действующие месторождения сконцентрированы в провинциях Басра и Киркук. На один-два порядка меньше добывается нефти в провинциях Мейсан, Багдад, Салахеддин, Диала и Мосул. Другие провинции также имеют разведанные, но не разрабатываемые месторождения, которые разбросаны по всей стране. За исключением четырех провинций, где на сегодня не обнаружены нефть или газ, - это Дивания, Бабель, АН бар и Дахук.

Как видно из табл. 3, в провинции Басра сосредоточены основные нефтяные запасы. Из пятнадцати месторождений десять работают, а пять ожидают бурения, разработки и эксплуатации. Изучение пластов этих полей подтвердило запасы более 65 млрд баррелей.

В провинции Мейсан одиннадцать месторождений, из которых три уже считаются продуктивными и восемь ожидают бурения и разработки. Суммарные запасы могут составить 8, 5 млрд баррелей. Если к этому добавить 5, 1 млрд барр. запасов месторождений провинции Насирия, потенциал провинций Басра, Мейсан и Насирия составит 79, 4 млрд баррелей.

Ки ркук имеет шесть месторождений, из которых только четыре дают продукцию. Запасы этой провинции оцениваются в 13, 5 млрд баррелей, включая 12, 4 млрд в разработанных месторождениях. Освоение месторождений Киркука началось в 1934 г., по статистике министерства нефти добыча составляет 470 тыс. барр./день. Одна ко это половина того, что добывалось десять лет назад и на 100 тыс. барр. меньше показателей 25-летней давности.

Курдистан в его нынешних границах имеет пять месторождений, включая Хурмалу, которая является северным продолжением месторождения Киркук. Они содержат 3, 1 млрд барр., а добыча составляет 375 тыс. барр./день. Запасы Курдистана составляют 3% от общих, к тому же провинция Сулей мания имеет два больших газовых месторождения Чемчемал и Кормор(*).

Несмотря на нестабильную внутриполитическую обстановку, ряд компаний на свой страх и риск продолжают геологические изыскания в Ираке. Видимо, по их завершении "нефтегазовая карта" может претерпеть существенные изменения. В авангарде нефтянки идет провинция Басра. Вместе с тем, по заявлению специалистов иностранных компаний, геологические изыскания свидетельствуют о том, что провинции, в которых до настоящего времени не были обнаружены нефтеносные пласты, не считаются безнадежными. Прежде всего это касается АНбара и Мосула.

СОВМЕСТНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Наиболее острой проблемой при передаче прав регионам являются общие, межграничные месторождения. Беглое изучение нефтяной и административной карт свидетельствует о том, что он и явно не "калькируются" с новой Конституцией. Среди месторождений этого типа есть несколько наиболее конфликтных.

Киркук. Это огромное месторождение состоит из трех частей, которые простираются на 100 км с юго-востока до северо-запада. Две главных (Баба и Авана) расположены в Киркуке, а третья часть (Хурмала) - частично в Эрбиле. Поэтому последняя провинция также имеет право на разработку месторождения, без доброй воли политических партий эту проблему не решить.

Восточный Багдад. Месторождение лежит между двумя провинциями Багдад и Салахеддин и, вероятно, простирается на юг, в пределы провинции Васит. Следовательно, должно управляться совместно провинциями Багдад и Салахеддин и, может быть, также провинцией Васит.

Кифл. Состоит из двух частей: южная расположена в провинции Наджаф, а западная - между Наджафом и Кербелой. Здесь, видимо, также без соглашения и доброй воли сторон при совместном управлении не обойтись.

Ажил. Месторождение (бывшее Саддам) находится в провинции Салахеддин и граничит с Киркуком. Границу между двумя провинциями следует аккуратно определить, дабы удостовериться, что месторождение не проходит вдоль границ провинций. Список продолжают Рафидейн в Насирии, а также в Анжане, Гелабате и Чемчемал, которые могут простираться и на территории соседних провинций.

НЕРАЗВЕДАННЫЕ ГЕОСТРУКТУРЫ

Поисковые работы свидетельствуют о том, что имеется около 530 геологических структур с хорошей нефтяной перспективой. На сегодня проведены разведочные работы и пробное бурение лишь четверти этих структур. В перспективе эксперты не исключают возможность открытия новых месторождений, особен но в "обделенных нефтью" провинциях.

В чем разница между совместными месторождениями и теми, которые таковыми не являются? С точки зрения специалистов, последние могут быть объединены в единое управление, в то время как совместные месторождения требу ют соглашения сторон. Если такого соглашения не будет, рентабельность разработки останется под вопросом, что в итоге приведет к уменьшению уровня добычи.

Не менее сложным при создавшейся ситуации будет проведение научно-исследовательских работ, эффективное управление инфраструктурой, в том числе региональными и стратегическими нефтепроводами, которые практически пересекают все иракские провинции. Этими объектами невозможно управлять эффективно, если они будут существовать отдельно.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

"Нефтяному сообществу" непонятно определение "действующие месторождения" (ДМ) в статье 112 (часть 1) новой Конституции. Считать ли ДМ только разработанные и продуктивные месторождения или ими являются все месторождения, открытые на сегодня? Если речь идет только о разработанных ДМ, тогда куда относить те месторождения, которые освоены частично? Ясно, что кроме необходимости идентифицировать совместные поля целесообразно полнее раскрыть смысл ДМ и отделить их от "новых месторождений". В проекте Конституции записано, что центральное правительство будет совместно с провинциями управлять продукцией ДМ. Включены частично разработанные месторождения в нынешний реестр ДМ или нет? Если включены, вопрос снимается. Если нет, появляется настоятельная необходимость довести до конца дискуссию относительно некоторых гигантских месторождений, которые освоены частично. Среди них выделяются несколько очень перспективных.
Мажнун. Это огромное месторождение расположено в провинции Басра. Недавно сооруженные временные установки позволили довести добычу до 100 тыс. барр./день. Если месторождение будет полностью освоено, она составит 600 тыс. барр./день. Добыча здесь началась давно с пласта, именуемого Нахр Омар, со скромного уровня в 1 тыс. барр./день. Однако основные залежи этого месторождения, среди которых Ямама, Зубайр и Мишриф, еще не освоены. В перспективе добыча на этих трех объектах может составить 400 - 500 тыс. барр./день. Таким образом, месторождение Мажнун является наглядным примером того, что оно может быть классифицировано как ДМ, так и частично разработанное.

Восточный Багдад. Находится в провинциях Багдад и Салахеддин и, возможно, на юге, в провинции Васит. Выход продукции на багдадской части в среднем 20 тыс. барр./день, а общий - 120 тыс. баррелей. В Салахеддине нет других месторождений. Поэтому как квалифицировать существующее - как автономное, принадлежащее только провинции Салахеддин, или это часть Восточного Багдада, который должен управляться совместно с центральным правительством?

Западная Курна. Месторождение на севере плавно соединяется с Северной Румайлой. Одно из самых нефтеносных и рентабельных месторождений, где добыча составляет 300 тыс. барр./день, а полное освоение позволит довести добычу до 800 тыс. баррелей. Некоторые эксперты считают их ДМ.

Если месторождения Мажнун, Нахр Омар, Западная Курна и Восточный Багдад будут считаться ДМ, то общий выход продукции ДМ может составить 78% против 22% новых месторождений. Однако если эти месторождения войдут в число новых, то запасы ДМ составят 36% против 64% новых месторождений.

Таким образом, если парламент включит четыре огромных месторождения (Мажнун, Нахр Омар, Западная Курна, Восточный Багдад) в состав ДМ, то в соответствии со статьей 112 (часть 1) новой Конституции 78% распределятся между всеми иракцами, а 22% останутся в руках продуктивных провинций. В противном случае "общеиракский доход" от нефти будет понижен до 36%, соответственно 64% останутся у продуктивных провинций. Эта огромная разница второго "сценария" по мнению иракских экспертов, может разжечь военный конфликт и длительное противостояние между продуктивными и "обделенными нефтью" провинциями.

КАК РАЗДЕЛИТЬ НЕФТЯНОЙ "ПИРОГ"

Ясно, что следует избежать любой ценой гражданской войны. В таком случае оптимальное решение - считать все месторождения, открытые на сегодняшний день, ДМ, а сверхприбыль от продажи нефти распределять между продуктивными провинциями.

В сфере управления избранникам народа также придется выбирать одну из двух альтернатив. Разница между ними в том, что первая разделяет права и обязанности управления нефтегазовым сектором между федеральным правительством, с одной стороны, продуктивными провинциями и регионами - с другой, но под общим контролем федерального правительства.

Вторая альтернатива - создание национальной нефтяной холдинговой компании, которая будет надзирать над региональными нефтяными компаниями. Министерство нефти разрабатывает общую концепцию развития отрасли и координирует деятельность холдинга и регионов.

Выбор второго варианта позволит осуществлять совместное квалифицированное техническое управление не только ДМ, но и будущими месторождениями, как в провинциях, так и в центре национальными техническими кадрами.

Сколь долго другие провинции и регионы будут получать дотации, субсидии за счет таких продуктивных провинций, как Басра, Киркук и Мейсан, сказать трудно. Но в историческом плане это довольно короткий срок. Когда добыча ДМ снизится, куда пойдут с протянутой рукой или с оружием в руках "обделенные нефтью" провинции?

Вот что получается в "сухом остатке":

  • Нефтяные запасы Ирака оцениваются в 111, 3 млрд баррелей. Диапазон запасов и добычи с минимального уровня, включая нулевые, Дахук, Анбар, Бабель и Дивания, до максимума, около 59% - в провинции Басра. Между двумя экстремальными значениями располагаются с 12% Киркук, с 7, 6% Мейсан и с 4, 5% Насирия. Курдистан в нынешних границах имеет около 3% иракской нефти.
  • Головной болью являются совместные месторождения между провинциями. Для предотвращения новых конфликтов, эффективного управления залежами и обеспечения максимального выхода продукции их следует унифицировать.
  • Месторождения могут быть разделены на действующие, частично действующие и другие или новые. Необходимо дать однозначное определение термину "действующие месторождения", доход от которых по Конституции должен быть распределен между всеми иракцами, и новым месторождениям, которые не будут включены в общегосударственное распределение. Известно: то, что будет распределено между основными политическими партиями, колеблется между 78 и 36 процентами. Однако в случае, если в реестр ДМ войдут и открытые на сегодня месторождения, тогда в соответствии с Конституцией 78% будут гарантированно распределены между партиями.
  • Так как финансовая составляющая управления имеет политическую окраску, по мнению иракских юристов, желательно техническое управление представить специальным законом. Такая административная ясность даст дополнительные стимулы эффективной работе нефтянки, перекроет возможное дублирование в распределении функций и ответственности заинтересованных провинций. В этом же законе иракские эксперты рекомендуют консолидированное управление ДМ и новыми месторождениями или министерством нефти, или учреждением национальной нефтяной компании с отделениями в регионах и провинциях. Центральное правительство будет надзирать над всей нефтянкой.

  • Так как статья 111 предоставляет федеральному правительству главную роль в управлении этим богатством и одновременно противоречит последующим статьям Конституции, по мнению экспертов, представляются целесообразными следующие поправки:

    Статья 111.
    Нефть и газ должны быть достоянием всего иракского народа во всех регионах и провинциях. Федеральное правительство осуществляет надзор над распределением дохода.

    Статья 112.
    Часть 1. Федеральное правительство надзирает (контролирует) все фазы нефтяного процесса и совместно с правительствами продуктивных регионов и провинций управляет процессами разведки и добычи на всех месторождениях. При этом обязанности и права сторон не должны дублироваться.
    Часть 2. Принимая во внимание сбалансированное развитие различных регионов, доход со всех иракских месторождений должен распределяться честно и пропорционально численности населения провинций.
    Часть 3. Федеральное правительство согласовывает и координирует с правительствами регионов и провинций стратегическую политику развития нефтегазового сектора, основанную на применении современной техники, рыночных принципов и инвестиций для достижения максимальной пользы для иракского народа.


    (*) Эксперты-иракцы, не курды, считают, что последним достаточно Эрбиля с ее 2, 9% запасов, где границы Курдистана - знает только всевышний. Курды же считают, что, начиная от Мосула, далее - Эрбиль, Киркук и до самой Сулеймании. Поэтому иракские эксперты считают потерянными для себя отмеченные газовые месторождения, которые находятся между городами Киркук и Сулеймания.
     
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru