 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Декабрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
И на краю света можно жить припеваючи.
|
|
|
Новая Зеландия в мировой энергетике играет весьма незаметную роль. Она не располагает значительными запасами энергоресурсов, однако демонстрирует умение использовать то, что есть, причем у спешно.
|
|
|
Николай ХУДЯКОВ, эксперт "Мировой энергетики"
|
|
|
Оказывается, даже "на краю света" можно неплохо себя чувствовать и не испытывать
перебоев со снабжением бензином, мазутом или электроэнергией, несмотря на
малочисленное население и географическую удаленность. Более того, Новая Зеландия
берет на себя серьезные обязательства по защите окружающей среды и снижению
выбросов С02.
Основа энергетического потенциала страны - уголь, природный газ, гидроресурсы и
геотермальная энергия. Использование гидро- и геотермальных источников позволяет
иметь достаточно электроэнергии по ценам, существенно ниже мировых. Так что
природа отчасти компенсировала новозеландцам нехватку, например, собственной
нефти.
Серьезных запасов нефти в Новой Зеландии нет. В 30-х годах прошлого века
началась ее промышленная добыча, но вскоре стала сокращаться. По оценке
Министерства энергетики США, в настоящий момент запасы не превышают 0, 1 млрд
барр., или 14 млн тонн. Добыча составляет 26 тыс. барр./день, потребление - 150
тыс. барр./день (или 7, 5 млн т/год). Поэтому 127 тыс. барр./ день приходится
импортировать.
Конечно, разведано далеко не все, и поиски новых месторождений продолжаются. По
данным Министерства экономического развития Новой Зеландии, в стране имеются
восемь нефтяных полей, запасы которых на начало 2007 г. составляли 600
петаджоулей (или те же 14 млн т)(*). Правда, учитывая численность населения страны - 4 млн человек,
трудно ожидать, что на эти цели будут выделены значительные средства.
Уголь долгие годы был основным источником энергии в Новой Зеландии, но
достоверных данных относительно общих его запасов пока нет. Правда, в одном из
исследований МЭА говорится, что совокупные запасы угля могут достигать
15 млрд т, но экономически оправданные могут быть меньше - 8, 6 млрд. Запасы
угля, пожалуй, одно из главных богатств страны. Добыча составляет около 6 млн т
при собственных потребностях в 3 млн т в год. Не менее 40% добываемого угля идет
на экспорт.
Запасы природного газа - около 70 млрд м3. По американским данным за 2005 год -
1178 млрд фут3 (или 33 млрд м3). Добыча составляет 145 млрд фут3 (около 4 млрд
м3). Основное месторождение - Мауи. Однако в последние годы оно стало
истощаться, и добыча в целом по стране упала. О степени истощения запасов можно
спорить. Так, по новозеландским данным, на начало 2007 г. запасы газа на десяти
месторождениях составляли
1952 петаджоулей (58 млрд м3), а добыча - 149 петаджоулей (4, 4 млрд м3).
Новая Зеландия славится использованием геотермальных источников для получения
электроэнергии. Кроме того, она достаточно эффективно использует
гидроэнергетику. Примерно 56% вырабатываемого электричества приходится на
гидростанции.
По данным МЭА, энергетический баланс Новой Зеландии складывается так. В 2004 г.
добыча угля составляла 3, 10 млн т н.э., нефти - 1, 15 млн, газа - 3, 45 млн,
гидроэнергетика давала 2, 32 млн т н.э., геотермальные источники - 064 млн,
возобновляемые (без гидростанций) - 0, 88 млн. Итого собственная приходная часть
баланса - 13 млн т н.э. При этом импорт энергоносителей составил 7, 47 млн т
н.э, в том числе нефти - 4, 41 миллиона.
Все вопросы энергетики находятся в ведении Министерства экономического развития.
Государство регулирует различные аспекты энергетики, а также содействует поиску
партнеров среди иностранных компаний. В то же время в электроэнергетике
действуют рыночные принципы ценообразования. Правда, введены они были не так
давно - всего несколько лет назад.
Долгосрочные планы и видение энергетики страны изложены в "Энергетической
стратегии Новой Зеландии до 2050 г." (октябрь 2007-го), подготовленной
Министерством экономического развития. Основная задача, стоящая перед страной, -
обеспечить бесперебойное снабжение доступной энергией и снизить выбросы
парниковых газов. Вторая задача становится особо актуальной, поскольку Новая
Зеландия взяла на себя серьезные обязательства в рамках Киотского протокола.
Примерно до 2012 г. она должна сократить выбросы С02 и довести их до уровня 1990
года.
Дело в том, что Новая Зеландия занимает 12-е место в мире по количеству вредных
выбросов на душу населения. Это происходит не оттого, что в стране полно грязных
производств, как, к примеру, в Китае, а во многом от высокого уровня развития
сельского хозяйства. (Развитое сельское хозяйство - источник мощных выбросов в
атмосферу тепличных газов. В Новой Зеландии почти половину выбросов дает как раз
сельское хозяйство.) Однако транспорт и электроэнергетика тоже вносят ощутимый
вклад - около 43%. Поэтому модернизация транспортных средств и энергомощностей -
необходимое условие выполнения Новой Зеландией поставленной цели. Подсчитано,
что если не предпринять дополнительных мер, вредные выбросы на транспорте
возрастут в Новой Зеландии к 2030 г. на 30 - 40%. Необходимо учитывать, что в
стране много иностранных подержанных автомобилей, и это также ведет к росту
вредных выбросов. В конечном счете такое положение помимо удара по престижу
страны может сказаться и на туристической отрасли.
Энергетическая безопасность будет находиться в центре внимания правительства,
отмечается далее в документе, несмотря на достаточно благоприятную ситуацию на
внутреннем энергетическом рынке. Зависимость от импорта нефти остается высокой,
и эта тенденция сохранится.
Правительство намерено продолжить геологические изыскания, поскольку территория
страны изучена недостаточно, а открытие крупных месторождении газа типа Мауи
вполне возможно. Да и стимулов для проведения таких работ достаточно.
Ставится и более глобальная задача - повысить эффективность национальной
энергетики. Усилий в этом направлении пока прилагается недостаточно, считает
правительство. Необходимо, например, наращивать запасы нефти на случай перебоев
с поставками и довести их до уровня, рекомендованного МЭА. Это актуально ввиду
заметной доли нефти в функционировании транспортной системы.
Особую роль в реализации таких планов может сыграть гидроэнергетика и
использование возобновляемых источников. Проблем в этой области в ближайшие годы
правительство не видит.
Надо сказать, что конкретные меры в этом направлении принимаются достаточно
решительные и смелые. Важнейшим шагом можно считать решение довести уже к 2025
г. долю электроэнергии, получаемой с использованием возобновляемых источников,
прежде всего гидроресурсов, до 90%. Это очень смелое решение. Правительство
считает, что если 90% электричества будет вырабатываться на основе
возобновляемых источников, то при некоторых технических усовершенствованиях на
транспорте и в энергетике легко можно будет обеспечить выполнение обязательств в
рамках Киотского протокола.
Еще один смелый шаг - намерение в обязательном порядке ввести систему продажи
биотоплива. Это предлагается сделать с апреля 2008 года. Правда, как
представляется, это напрямую будет связано не столько с энергетической политикой
Новой Зеландии, сколько с сельскохозяйственной. Думается, окончательное решение
будет приниматься исходя из этих соображений.
Правительство Новой Зеландии заявило о намерении ввести систему торговли квотами
на выброс вредных веществ. Это позволит действовать гибко и снижать выбросы без
создания серьезных проблем для некоторых отраслей экономики.
Принципиально решено, что правительству будут докладывать обо всех выбросах
вредных веществ. Для этого потребуется надежная система контроля и мониторинга.
Кроме того, систему торговли квотами на выбросы предполагается распространить
поэтапно на все отрасли национальной экономики. Это должно быть сделано так,
чтобы к 2013 г. все отрасли экономики знали о расценках на выбросы и квоты в
мире. В квоты на торговлю выбросами должны включаться все шесть видов газов,
упомянутых в Киотском протоколе. Важная деталь: каждый год будет выпускаться
ограниченное количество квот на выбросы, а вся схема должна функционировать в
рамках, установленных Протоколом. Квоты можно будет не только продавать на
мировом рынке, но и покупать.
Атомная отрасль развиваться не будет. Похоже, безъядерный статус Новой Зеландии
здесь ни при чем. Просто потребности в АЭС на сегодняшний день нет. Авторы
правительственного документа напрямую заявляют, что с учетом стоимости работ,
обеспечения уровня безопасности, хранения ядерных отходов и прочих проблем
развитие атомной энергетики в стране не намечается.
Россия пока ограничена в торговых связях с Новой Зеландией в основном закупками
продовольствия. Возможно, стоит приобретать и еще кое-что не материальное -
умение использовать в энергетике то, что дала природа. Это актуально для
регионов, в чем-то схожих с Новой Зеландией отдаленностью, небольшим населением,
геотермальными источниками. Например, для Камчатки.
(*) В Новой Зеландии официальная статистика энергоресурсов дается в джоулях, 1 петаджоуль = 24 тыс. т н.э.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|