 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Декабрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Центральная Азия на экспорт.
|
|
|
За нефтегазовые ресурсы центрально-азиатских стран развернулась ожесточенная конкуренция, приобретающая все более острый характер. И число стран, пытающихся вступить в эту борьбу, только возрастает.
|
|
|
Алексей БЕЛОГОРЬЕВ, эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий
|
|
|
Не удивительно - спрос на газ быстро растет. А Центрально-Азиатский регион -
один из наиболее динамично развивающихся нефтегазодобывающих районов мира,
обеспеченный значительными потенциальными запасами углеводородного сырья.
Основное противостояние ведут пока три игрока: Россия, Китай и ЕС. Последний
выступает единым фронтом с Турцией, а также пользуется массированной поддержкой
со стороны США. В близкой перспективе к тройке "лидеров" присоединится и
четвертый участник - страны Южной Азии (Индия и Пакистан).
На втором плане находятся Украина, Белоруссия, Молдавия и Грузия, которые
рассчитывают в будущем напрямую закупать газ у центрально-азиатских республик с
целью уменьшить свою энергозависимость от России.
И, наконец, на третьих ролях выступает целый ряд стран, для которых
центрально-азиатский газ является прежде всего инструментом политического
влияния в регионе, а также возможным источником топлива в будущем. Среди них
Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. К этой же
группе следует отнести и Иран, хотя последний также сильно зависит от надежных
поставок туркменского газа на север страны.
Борьба за экспорт газа осуществляется целым комплексом методов. Среди них:
вхождение в национальные газодобывающие проекты, в том числе на стадии первичной разведки;
финансирование и политическая поддержка строительства новых экспортных газопроводов и иной газотранспортной инфраструктуры;
заключение пакетных экономических соглашений;
оказание внешнеполитического давления.
России до сих пор удается блокировать усилия большинства стран, направленные на
присоединение к импорту центрально-азиатского газа. Однако цена этого достаточно
велика, а давление со стороны ЕС и США становится все сильнее. Это стало
особенно ощутимо после закрепления энергетических союзников по другую сторону
Каспия - в Азербайджане, газовая отрасль которого фактически полностью вышла
из-под контроля России (не считая 10-процентного участия ЛУКОЙЛа в консорциуме,
разрабатывающем месторождение Шах-Дениз, возглавляют который British Petroleum и
Statoil).
На сегодняшний день центрально-азиатский газ импортируют всего пять стран.
Возможность экспорта газа в другие страны определяется прежде всего созданием
новых газотранспортных коридоров и ростом добычи. После распада СССР из
Центральной Азии был построен лишь один экспортный газопровод: Корпедже -
Курт-Куи (Западная Туркмения - Северный Иран) мощностью 8 млрд м3, введенный в
строй в 1997 году. К концу 2007-го планируется его расширение до 14 млрд м3. За
этот же период на западе Каспийского региона построено уже три газопровода
суммарной мощностью свыше 26 млрд м3: в 2001 г. - Тебриз - Анкара (8 млрд), в
конце 2006 г. - Тебриз - Каджаран (2, 3 млрд) и Южнокавказский газопровод Баку -
Тбилиси - Эрзурум (16 млрд м3).
РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Треугольник Россия - ЕС - США по-прежнему принято рассматривать в качестве
основных противоборствующих сил в схватке за нефтегазовые ресурсы Центральной
Азии. Причем США выступают с самостоятельной позицией, далеко не всегда
совпадающей с мнением Брюсселя. Так, США блокируют все попытки европейских
компаний использовать Иран в качестве транзитера туркменского газа, в том числе
в рамках проекта Nabucco.
Ось противоречий России и ЕС проходит по маршрутам поставок
центрально-азиатского газа в Европу: транзитом через Россию (по Прикаспийскому
газопроводу, который предполагается начать строить в 2008-м, и системе "Средняя
Азия - Центр") или по несуществующему еще подводному Транскаспийскому
трубопроводу (Туркменбаши - Баку) в обход российской территории. Эта проблема
уже подробно освещалась нами ранее в статье "Геополитическое уравнение с одним
неизвестным" ("Мировая энергетика", N 7, 2007 г.).
Значение центрально-азиатского газа для Европы выглядит в целом несколько
преувеличенным. Как Транскаспийский газопровод, так и его продолжение - Nabucco рассчитан на 30 - 35 млрд м3/год. Россия предполагает поставлять
центрально-азиатский газ в Европу пока лишь в рамках проекта "Южный поток" и,
вероятнее всего, в объеме не больше 15 млрд м3/год. Даже если не брать в расчет,
что Nabucco и "Южный поток" во многом взаимно исключают друг друга, общие
поставки центрально-азиатского газа в страны ЕС к 2015 г. даже по самому
оптимистичному сценарию не превысят 40 - 50 млрд м3, а, скорее всего, окажутся
меньше. Таким образом, доля Центральной Азии в импортных закупках ЕС даже в
лучшем случае не превысит 6 - 8%. При этом ожидать серьезной ценовой конкуренции
со стороны стран Центральной Азии на европейском рынке также не приходится. Уже
сегодня и Туркмения, и Казахстан, а за ними и Узбекистан проводят уверенную
политику постепенного повышения цен до мирового уровня. Демпинга не будет.
На российско-европейском направлении центрально-азиатский газ в долгосрочной
перспективе будет важен прежде всего для Украины, Белоруссии, Молдавии и России.
КИТАЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В июле 2007-го в Пекине было подписано соглашение о поставках 30 млрд м3
туркменского газа в Китай начиная с 2009 года. Астана и Ташкент уже дали
согласие на прокладку через территорию своих стран газопровода до границы с
Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Свои услуги транзитера настойчиво
предлагает также Киргизия. Помимо этого, Пекин активно прощупывает почву на
предмет возможных поставок газа из Казахстана и Узбекистана, хотя очевидно -
исходя из ограниченности добычи они осуществимы только в достаточно отдаленной
перспективе. Серьезность отношения Китая к центрально-азиатскому газу доказывает
экспансия главной китайской нефтегазовой корпорации CNPC в газодобывающие
проекты региона, в частности, в туркменские месторождения правобережья Амударьи.
В ноябре президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил, что поставки
газа в Китай начнутся в 2009 году.
Значение центрально-азиатского газа для будущего китайского рынка весьма
неоднозначно. Объясняется это двусмысленной политикой Китая в отношении
потенциальных импортеров голубого топлива. Очевидно, Пекин сегодня пытается
выйти на уровень предложения, значительно превышающего реальный спрос, чтобы
затем выбрать для себя контракты, наиболее выгодные по цене и прочим условиям.
Подобная политика максимальной диверсификации поставщиков, включая Туркмению и Россию, ставит последних в крайне затруднительное положение,
поскольку мешает построению стратегических планов.
ИНДИЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Индия и Пакистан сохраняют неопределенность в отношении выбора одного из двух
альтернативных газотранспортных проектов: Трансафганского газопровода (TAPI:
Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия) и трубопровода Иран - Пакистан -
Индия. Против последнего варианта по-прежнему категорически выступают США,
продолжающие проводить политику экономической изоляции Ирана. Реализация же
Трансафганского проекта США, напротив, выгодна, поскольку дает основание для
сохранения своего долгосрочного военно-политического присутствия в Афганистане.
Однако с 1995 г., когда была достигнута принципиальная договоренность между
Туркменией и Пакистаном, строительство газопровода не сдвинулось с мертвой
точки. Непосредственный маршрут TAPI должен пройти от Даулатабада (Туркмения)
через Герат, Кандагар (Афганистан), Кветту и Мултан (Пакистан) до соединения с
индийским внутренним газопроводом HVJ в районе пограничного города Фазилка.
Общая протяженность TAPI - 1680 км. Ориентировочная стоимость проекта - около 4
млрд долларов. Реализация проекта осложняется прежде всего крайне нестабильным
внутриполитическим положением в Афганистане и Пакистане.
Из всех газодобывающих центрально-азиатских стран выход на рынок Южной Азии предполагается сегодня только для туркменского газа, и то лишь в случае
строительства трубопровода через Афганистан. При этом следует учитывать, что
Афганистан также обладает значительными перспективными запасами природного газа
и в обозримом будущем может составить ощутимую конкуренцию Туркмении на
южно-азиатском рынке.
СПРОС ПРОТИВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Совершенно очевидно, что центрально-азиатский регион с текущей суммарной добычей
газа 141, 5 млрд м3 (данные ВР за 2006 г.), внутреннее потребление которого
составляет более 59% от суммарной добычи, и соответственно экспортными
возможностями не более 58 млрд м3 и в будущем не способен одновременно
поставлять газ всем желающим. Ведь общий объем официальных и неформальных
заявок, представленных на сегодняшний день, превышает уже 200 млрд м3/год. Даже
самые оптимистичные прогнозы роста добычи газа в Туркмении, Узбекистане и
Казахстане не покрывают такого объема экспорта. При этом следует отметить, что
по мере возрастания благосостояния населения центрально-азиатских стран в них
будет быстро расти и собственный, внутренний спрос на газ.
ВЕРНА ЛИ ДИСПОЗИЦИЯ?
Россия в долгосрочной перспективе имеет все шансы сохранить ключевые позиции в
транспортировке на экспорт туркменского, казахстанского и узбекского газа за
счет строительства Прикаспийского газопровода, реставрации и расширения системы
"Средняя Азия - Центр" и газопровода Бухара - Урал. Однако соперничество между
Россией и ЕС существенно ослабляет европейское направление в целом. Вызванная им
неопределенность с маршрутами транспортировки газа на запад подталкивает
центрально-азиатские страны к более тесному сотрудничеству с Китаем, Индией и
странами Среднего Востока. В итоге Ашхабад, Астана и Ташкент могут
переориентировать перспективные объемы добычи газа с российско-европейского
направления на азиатское.
Для России такая ситуация, с одной стороны, выгодна, поскольку уменьшает угрозу
конкуренции центрально-азиатского газа с российским на рынке европейских стран.
Однако, с другой стороны, Россия лишится возможности закупать дополнительные
объемы газа сверх тех 80 - 100 млрд м3/год, переговоры о которых идут сегодня. В
условиях нарастающего дефицита газа на внутреннем рынке и неопределенной
ситуации с перспективами добычи газа на новых месторождениях Ямала, Восточной
Сибири, Якутии и арктического шельфа страны следовало бы бороться за прокачку до
140 - 150 млрд м3/год центрально-азиатского газа через свою территорию. Это
позволило бы России при негативном развитии собственной производственной базы
сохранить устойчивый внутренний баланс газа в перспективе до 2030 - 2040 годов.
Без центрально-азиатского газа сделать этого не удастся.
В этой связи нужно обратить серьезное внимание на экспансию стран
Северо-Восточной и Южной Азии и Ближнего Востока в газовую отрасль Туркмении,
Узбекистана и Казахстана, не останавливаясь только на проблеме Транскаспийского
газопровода и противостоянии США и ЕС. Европейским странам, в свою очередь,
также выгоднее было бы наладить с Россией тесное взаимодействие ради сохранения
преимущественно западного направления центрально-азиатского экспорта. Транзит
центрально-азиатского газа через территорию России в действительности является
самым надежным вариантом его экспорта в ЕС, значительно опережая по уровню
безопасности и ответственности проекты прокачки газа через закавказские страны
или Иран. Однако в Европе, к сожалению, политическая мотивация до сих пор
превалирует над экономической целесообразностью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|