Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетический альянс способен решить множество проблем.

 
   

Кооперированные поставки энергоресурсов обеспечивают коллективную энергетическую безопасность как на страновом, так и региональном уровне. Как обстоят дела по взаимодействию ТЭК стран Центральной Азии? Какие проблемы и способы их решения существуют в этой области?

 

 
 

Токторбек СТАНБЕКОВ,
доцент кафедры мировой экономики Бишкекского госуниверситета, к.э.н

 
 


Страны Центральной Азии обладают значительными запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако нерешенными остаются проблемы по их согласованному использованию, рациональному распределению между странами, что приводит к высоким совокупным затратам.

Становление экономической независимости стран Центральной Азии изменило подходы и принципы деятельности национальных энергетических систем. Это обусловило снижение межгосударственной координации развития топливно-энергетических комплексов, что отразилось на их общей эффективности.

Ориентация ТЭК стран на "самообеспеченность" приводит к вынужденному строительству новых энергетических мощностей, что увеличивает непроизводительные капитальные вложения. Такой подход является экономически неоправданным.

Несовершенство межгосударственных институциональных структур явно ограничивает и сдерживает экономическое сотрудничество. Наднациональные органы координации развития топливных и гидроэнергетических объектов занимаются преимущественно оперативным управлением, не затрагивая базовых вопросов стратегии развития топливно-энергетического комплекса, оптимизации его структур.

В научном плане не ведутся исследовательские работы по вопросам оптимизации размещения и развития объектов ТЭК в межгосударственном, региональном и межотраслевом аспекте.

До настоящего времени не решены теоретические вопросы взаимовыгодного межгосударственного регулирования поставок водных и водно-энергетических ресурсов, обеспечивающих развитие базовых отраслей сельского хозяйства стран региона.

Такое положение не способствует раскрытию внутреннего потенциала региона, полному использованию странами природных и энергетических ресурсов.

Вместе с тем общеизвестно, что наибольшие выгоды каждое из государств извлечет при кооперации ТЭК на уровне региона, поскольку есть значительные возможности в оптимальном, взаимовыгодном распределении топливных и водно-энергетических ресурсов.

В современных рыночных условиях наблюдается общая для всех стран Центральной Азии тенденция снижения капитальных вложений в базовые отрасли, в том числе топливно-энергетический комплекс. В отдельности государства не имеют достаточных финансовых средств на структурную перестройку отраслей ТЭК. В контексте отмеченного актуальна постановка вопроса о строительстве Камбаратинских ГЭС в Киргизии усилиями заинтересованных стран.

Странам Центральной Азии предстоит решить ряд общих вопросов для реализации идеи межгосударственной координации развития национальных ТЭК, например, таких, как:

  • координация развития топливно-энергетического комплекса стран региона;
  • преодоление страновых ограничений в развитии энергетических систем и систем водопользования;
  • разработка межгосударственных проектов;
  • разработка топливно-энергетического баланса региона;
  • разработка консолидированного подхода в изыскании капитальных вложений для развития топливно-энергетического комплекса региона.

    Следует отметить, что ТЭК Центральной Азии целесообразно рассматривать в контексте развития ТЭК стран Евразии. Это логично, поскольку топливно-энергетический комплекс России является важной компонентой согласованного развития Евразийского энергетического пространства.
    В качестве организационной формы для решения общих вопросов развития ТЭК в формате Евразийского энергетического пространства предлагается формирование международных стратегических энергетических альянсов (МСЭА).

    МСЭА - это соглашение об объединении конкурентных преимуществ на международном уровне хозяйствующих субъектов в топливно-энергетической сфере для достижения стратегических целей. В этом смысле к МСЭА относятся функциональные соглашения по расширению рынка, согласование экспортных позиций, формирование отраслевых и межотраслевых стратегий и др.

    Цель формирования МСЭА - обеспечение координации стратегии развития отраслей ТЭК на международном уровне. Конечная задача - получение прибыли международными участниками альянса за счет объединения организационных, технических и экономических ресурсов.

    Основные принципы деятельности МСЭА - взаимовыгодность, согласование позиций и действий, комплексность подхода к деятельности альянса.

    Ожидаемые результаты: разработка концептуальных направлений деятельности хозяйствующих субъектов стран-участниц; получение экономических и финансовых выгод от реализации разработанных стратегий и совместных проектов.

    Формирование МСЭА осуществляется на основе стратегических интересов. Основой заключения соглашений в области ТЭК между хозяйствующими субъектами стран является реализация корпоративных и национальных интересов с использованием комплексного регионального, отраслевого и межотраслевого подхода.

    Следует отметить, что тенденция глобализации и концентрации международного капитала предполагает разработку стратегии экспорта, совместных проектов и др.

    МСЭА позволят участникам компенсировать слабые стороны и создавать конкурентные преимущества, охватывать новые рынки, получать доступ к новым технологиям, преодолевать государственные барьеры.

    В результате согласования стратегий развития отраслей ТЭК в формате МСЭА возможно формирование вертикально интегрированных структур (ТНК, консорциумов и др.).

    Предприятия ТЭК, которые являются членами МСЭА, имеют определенные преимущества. Это формирование и совместное использование международных коммуникаций; возможность прогнозирования перспектив развития хозяйственной деятельности; получение доступа на международный рынок.

    Механизм управления МСЭА обеспечивается через представителей хозяйствующих субъектов стран-участниц путем подписания соглашений по стратегическим вопросам. Исполнителями принятых соглашений являются руководители хозяйствующих субъектов стран-участниц. Деятельность МСЭА предполагает проведение сессий не реже двух раз в год.

    Источниками финансирования затрат деятельности МСЭА являются хозяйствующие субъекты стран-участниц на долевой основе.

    Формирование МСЭА может проходить в два этапа. На первом этапе формируются альянсы по отраслевому признаку. Этот процесс начат и находится на стадии развития.

    Формирование отраслевых МСЭА позволит разработать единую стратегию, что обеспечит значительный сегмент рынка региона. Такой сценарий событий предполагает совместное инвестирование строительства новых газо- и нефтетранспортных маршрутов.

    Однако отраслевые МСЭА имеют ограничение по формату специализации, что уменьшает эффект масштаба и соответственно объемы прибыли.

    Второй этап характеризуется интеграцией отраслевых объединений. Объединение хозяйствующих субъектов и формирование межотраслевых МСЭА связано со стратегией охвата наибольшей емкости рынка, с использованием организационных и технических преимуществ совместного сотрудничества, что повышает общий уровень конкурентоспособности.

    Целесообразность перехода от одно-отраслевой специализации к многоотраслевой организации объясняется диверсификацией капитала и расширением сфер деятельности.

    Формирование межотраслевого МСЭА предполагает необходимость координации отраслевых стратегий и объединение отраслевых альянсов. Такой подход способствует оптимизации структуры компаний.

    Таким образом, МСЭА являются эффективным инструментом межгосударственной координации развития отраслей ТЭК. Прежде всего потому, что обеспечивают рассмотрение объекта управления на уровне нескольких стран, комплексный подход к объектам управления, оптимизацию структуры отраслей ТЭК, повышение общей экономической эффективности отраслей топливно-энергетического комплекса.

    В современной экономике наблюдается тенденция движения крупного капитала в сфере ТЭК между странами. В этом плане формирование МСЭА на Евразийском пространстве представляет собой новое направление развития, обеспечивающее принципиально новый уровень и форму организации международного бизнеса в сфере ТЭК.

    В странах Евразии хозяйствующие субъекты в сфере топливно-энергетического комплекса функционируют преимущественно обособленно, по отраслевой и страновой принадлежности. В то же время существуют интересы по взаимопоставкам энергоносителей и их экспорту, что является основой для формирования МСЭА.

    Многие нефте- и газодобывающие предприятия стран Евразии ориентированы на увеличение экспорта энергоресурсов на рынки других стран мира. Представляется, что это новый сегмент рынка для стран Содружества, который может быть рассмотрен совместно в формате МСЭА.

    Векторы интеграции ТЭК стран Евразии целесообразно проводить путем выстраивания горизонтальных и вертикальных связей энергопредприятий стран по стратегическим интересам. Это предполагает формирование МСЭА с последующим возможным переходом в формы совместного использования капитала и управления.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru