Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Возобновляемые оказались в законе

 
   

Буквально на финише деятельности Госдумы прошлого созыва депутаты приняли поправки к закону "Об электроэнергетике". И тем самым избегли, казалось бы, неизбежного - остаться в истории как ничего не сделавшие для поддержки возобновляемой энергетики, которая бурно развивается в мире, но не в России.

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Социально-экологического союза

 
 


Поскольку, и это было уже очевидно, создание отдельного закона о поддержке использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не имело шансов на успех, по инициативе РАО "ЕЭС России" был использован замысловатый, но, как оказалось, более эффективный путь. Статьи, направленные на поддержку развития ВИЭ, вставили в числе поправок к действующему Закону "Об электроэнергетике".

Необходимость принятия последних возникла в связи с тем, что в результате реформирования РАО ЕЭС некоторые положения Закона "Об электроэнергетике" перестали отражать реальность. Как известно, в 2008-м холдинг прекращает существование, а новые структуры управления российской энергетикой действующим законодательством были попросту не предусмотрены.

В связи с этим через законодательные органы ударными темпами прошел закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России". Он был принят Государственной Думой 18 октября, одобрен Советом Федерации 26 октября, подписан президентом страны 7 ноября 2007 года.

В итоге в новой редакции закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" теперь можно найти четыре статьи, которые относятся к возобновляемым источникам энергии. Это огромный прогресс, поскольку прежде в документе, содержащем более 15 тыс. слов, не нашлось места для хотя бы одного упоминания о ВИЭ.

Основным практическим результатом нового закона может оказаться легализация самого понятия "возобновляемые источники энергии". Поэтому приводим содержащееся в ст. 3 определение полностью:
"Возобновляемые источники энергии - энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергии земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках".
Детализация в определении возобновляемых источников энергии в зарубежном законодательстве аналогов не имеет. Так, в России не ограничились просто "энергией вод", но скрупулезно упомянули и энергию вод сточных.

Развернутое законодательное определение получила биомасса. Она включает в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья. Впрочем, позволим замечание, если они выращены не специально, и даже если это будут не деревья, а кусты или травы, тоже ничего страшного. Биомасса - она и есть биомасса.

В самом конце притаился маленький сюрприз - "газ, образующийся на угольных разработках". Каким образом он оказался причисленным к возобновляемым источникам энергии - вопрос интересный. Впрочем, не будем придираться. Главное, возобновляемые источники энергии наконец-то оказались в законе. И это серьезное достижение.

Остальные законодательные нововведения касаются государственных мер по поддержке сектора возобновляемой энергетики. Радуют они несколько меньше, поскольку носят декларативный характер. По сути, российскому правительству представлен набор благих пожеланий, а уж оно само решит в какие сроки, как конкретно и в каких объемах будет их выполнять.

В соответствии со ст. 21 новой редакции Закона "Об электроэнергии" Правительство РФ:

  • утверждает целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии;
  • утверждает план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей;
  • устанавливает правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии и стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • утверждает критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии.

    Также правительство непосредственно или через уполномоченные им органы:
  • утверждает порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии;
  • устанавливает надбавки к цене такого рода энергии по сравнению с ценами оптового рынка;
  • устанавливает обязательные для покупателей на оптовом энергорынке объемы приобретения электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии.

    Единственное решение, которое российские законодатели решили сделать сами, а не передали его правительству, касается компенсации потерь в электросетях (ст. 32). По этому вопросу депутаты высказались четко и предельно конкретно:
    "Сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии".

    Видимо, чтобы не перегружать правительство страны (или уполномоченные им органы) заботами по развитию российского сектора возобновляемой энергетики, их решили переложить на модные в последнее время саморегулируемые организации - Совет рынка (ст. 33). Это будет некоммерческое партнерство, в котором на основе членства объединятся субъекты электроэнергетики и крупные потребители электрической и тепловой энергии.

    Совет будет определять признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии и вести реестр сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования ВИЭ.

    Он же будет осуществлять контроль над соблюдением покупателями электрической энергии на оптовом рынке приобретения определенного объема электроэнергии, произведенной на основе использования возобновляемых источников.

    Что Совет будет делать, если покупатели не захотят приобретать эти "определенные объемы", остается неизвестным. А то, что покупатели могут не захотеть, весьма вероятно. Это случится, если бюджетные средства, выделяемые на надбавки к ценам на электроэнергию, производимую за счет возобновляемых источников энергии, окажутся меньше необходимых для выполнения административно устанавливаемых квот.

    Кроме того, есть опасение, что львиную долю электроэнергии, производимой за счет ВИЭ, будет поставлять ГидроОГК. Причем не с ветровых или биотопливных электростанций, а с крупных ГЭС. В результате благие пожелания по развитию возобновляемой энергетики в России могут превратиться в форму субсидирования гидроэнергетических мегапроектов.

    Но в целом выполнение на практике положений ст. 21, наверно, сможет оказать содействие развитию отечественной возобновляемой энергетики. Проблема заключается в том, изменит ли правительство свое прохладное отношение к этому сектору.

    Кроме того, поправки к Закону "Об электроэнергетике" касаются только части сектора возобновляемых источников энергии. Такого важнейшего и бурно развивающегося во всем мире направления, как биотопливо, законодательные инициативы не коснулись.

    Комплексный, эффективно работающий закон о поддержке возобновляемых источников энергии по-прежнему необходим.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru