Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Отрасль с плохой наследственностью

 
   

Российская нефтепереработка на фоне общемировых тенденций.

 

 
 

Олег БРАГИНСКИЙ,
заведующий лабораторией стратегии развития отраслевых комплексов
Центрального экономико-математического института РАН, д.э.н., профессор

 
 


Число нефтеперерабатывающих заводов в мире сокращается, но при этом их суммарная мощность за последние десять лет выросла на 11, 3%. Растет и степень использования мощностей. В 80-е годы минувшего века по миру в целом она составляла 70%, в 90-е - 80%, на 1 января 2007 г., по данным справочника British Petroleum Statistical Review of World Energy, достигла 85, 6%. Без малого 660 мировых НПЗ переработали 3744 млн т сырья (могли бы - 4362 млн).

Пока среднемировая загрузка мощностей НПЗ находится в пределах считающегося оптимальным в мировой экономике интервала 85 - 90%, постепенно приближаясь к его верхней границе. В то же время в ряде стран - крупных производителей нефтепродуктов загрузка мощностей в 2006 г. приблизилась к предельно высокому: Канада - 94%, США - 93, Великобритания - 95, Франция - 92%.

Можно констатировать, что основной прирост мощностей по переработке нефти смещается в развивающиеся страны, прежде всего Китай, Индию, Бразилию, а также в нефтедобывающие государства - члены ОПЕК. В перспективе сохранятся тенденции территориальных сдвигов в размещении НПЗ и сокращении их численности.

Закрываются относительно небольшие НПЗ. Некоторые, построенные некогда на окраинах городов, со временем попали в городскую черту и ликвидируются по требованию жителей. Однако главные причины - низкая прибыльность таких заводов и отрицательное воздействие на окружающую среду.

В России же мини-НПЗ в последние годы строятся усиленными темпами. Сколько их сейчас в стране, официальная статистика не знает, процесс фактически пущен на самотек. Дело представляется выгодным и перспективным. Получаемые на малых НПЗ прямогонный бензин, дизтопливо, мазут, низкооктановый автомобильный бензин пользуются постоянным спросом, да и цены на продукцию постоянно растут. Однако мировая тенденция выбытия мелких НПЗ по экономическим и экологическим причинам - сигнал к тому, что делать ставку на строительство некрупных НПЗ не следует. За очень редким исключением на Севере или в отдаленных районах.

Проблема усугубляется тем, что продукция большинства малых НПЗ не отвечает растущим в мире требованиям к качеству нефтепродуктов. Если раньше борьба за их экологичность была характерна для США, ЕС и Японии, то сейчас жесткие нормативы вводятся и в других странах. Движение за повышение требований к качеству моторного топлива стало поистине глобальным.

В США с 2006 г. содержание серы в автобензине должно быть не более 30 ppm (частей на миллион, или 0, 003%), а в штате Калифорния уже с 2002 г. действует норма в 15 ррт. Для стран ЕС в 2005 г. введена норма Евро-4 (50 ррт). В 2009-м они переходят на Евро-5 (10 ррт). Поставлены более жесткие ограничения на показатели давления паров, содержания в бензине бензола, ароматических углеводородов, олефинов. В Японии содержание серы в бензине с 2005 г. установлено на уровне 30 - 50 ррт, Австралии - 150 ppm, резко ужесточены нормативы в Сингапуре, Южной Корее, Тайване, прибрежных городах Китая.

Возросли требования для дизельного топлива в отношении примесей серы, ароматических соединений, цетанового числа(*). Основные усилия направлены на производство ультранизкосернистого дизтоплива (содержание серы 10- 15 ррm).

Ряд экспертов ОПЕК утверждают, что едва ли не главной причиной галопирующих цен на нефть является именно опережение спроса на нефтепродукты по сравнению с наращиванием мощностей (отсюда и повышение степени загрузки).

Стремление ликвидировать дисбалансы на внутренних рынках с акцентированием внимания не только на количестве, но и качестве нефтепродуктов подкрепляется в мировой нефтепереработке разработкой и реализацией инновационных решений. Среди них: новые процессы каталитического крекинга, каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, каталитического гидрокрекинга с повышенным выходом дизельного и реактивного топлива при минимальном содержании в них серы, гидроочистки и гидрообессеривания, более совершенные информационные технологии для планирования и управления. Увы, Россия отстает по всем этим позициям.

Разница в технологической структуре определяет и заметное различие глубины переработки (отношение суммарного выхода нефтепродуктов, кроме котельного топлива, к объему переработки сырья). В США и Канаде этот показатель составляет 96%, в европейских странах находится на уровне 83 - 88%, в Японии достигает 81%, а в России - 71%.

В большинстве развитых стран на действующих НПЗ внедряются инновационные технологии, в развивающихся строятся новые заводы.

Наибольшими мощностями по переработке обладает самая крупная в мире нефтяная компания ExxonMobil Corp. Она имеет 27 НПЗ, 10 из которых находятся в Европе, 10 - в Азии, 7 - в США. Вторая по значимости в области нефтепереработки - Royal Dutch Shell Group. На третье место по объему мощностей НПЗ вышла, потеснив British Petroleum PLC, компания Sinopec. У нее три десятка заводов, расположенных в Китае. В список двадцати самых влиятельных в области переработки нефти компаний входит и российский ЛУКОЙЛ.

Самые крупные в мире НПЗ расположены в развивающихся странах: венесуэльский Paraguana Refining Center имеет мощность 47 млн т/год; южнокорейские НПЗ компании SK Corp. - 41 млнт, компании LG Caltex - 32, 5 млн т; индийский завод компании Reliance Industries Ltd. - 33 млн т/год. Однако "лучшие" НПЗ расположены в США. К таковым относятся крупные НПЗ (мощность свыше 10 млн т/год при наиболее высокой доле вторичных процессов по отношению к первичной переработке). Из 15 "лучших" заводов мира 13 - американские.

Нефтеперерабатывающие заводы в большинстве стран располагаются в основных центрах потребления нефтепродуктов либо в портах. Как следствие территория, снабжаемая нефтепродуктами с одного завода, относительно невелика. В Японии она составляет 10, 4 тыс. км2, США - 62, 3 тыс., в Западной Европе - 97, 7 тыс. км2. В России один завод "покрывает" около 600 тыс. км2, что порождает значительные транспортные потоки нефтепродуктов.

Структура спроса в США с самым большим в мире автопарком традиционно отличается повышенной долей автобензина. Дизелизация в США невысокая. Потребление котельного топлива невелико и постепенно сокращается за счет замены мазута природным газом.

В западноевропейских странах, напротив, широко осуществляется дизелизация автопарка. Там сложился избыток автобензина и возник дефицит дизельного топлива.

В странах АТР структура спроса близка к среднемировой. В этом регионе отмечаются особо высокие темпы роста спроса на нефтепродукты, прежде всего в Китае и Индии.

По всей вероятности, изменение динамики и структуры спроса на нефтепродукты, их качественных характеристик и следует считать наиболее значимыми факторами, определяющими развитие мировой нефтепереработки. Прежде всего надо отметить рост потребления светлых нефтепродуктов - автобензина, дизельного и реактивного топлива.

При этом для развитых и развивающихся стран темпы роста спроса существенно различаются. В США, Канаде, европейских странах, Японии прирост спроса на светлые нефтепродукты небольшой и ниже темпов роста ВВП стран. Такое соотношение сложилось под влиянием давно и тщательно проводимой политики энергосбережения. А вот в развивающихся странах темпы роста потребления светлых нефтепродуктов обгоняют темпы роста ВВП. Это касается также тех стран, где темпы роста ВВП высокие.

С увеличением доходов граждан возрастает спрос на автомобили, бытовую технику, индивидуальные дома, что порождает заметный прирост спроса на нефтепродукты. Растущий спрос на светлые нефтепродукты в развивающихся странах, особенно в Китае, Индии, Бразилии, Пакистане, можно считать главнейшим фактором перспективного развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности.

Другим важным структурным сдвигом, характерным для перспективного развития нефтеперерабатывающей промышленности мира, является сокращение спроса на котельное топливо. В развитых странах мазут активно замещается природным газом. В развивающихся этот процесс также идет, хотя и более медленно.

Источник: Hydrocarbon Processing

В перспективной структуре потребления светлых нефтепродуктов в мире ключевую роль будет играть дизельное топливо. Из-за более низкой его цены по сравнению с бензином и меньших удельных расходов на единицу пути спрос на него растет быстрее, чем на бензин. Многие страны активно реализуют политику дизелизации автопарка.

Нефтеперерабатывающая промышленность не является высокоприбыльной отраслью. Основной центр прибыли для крупнейших мировых нефтяных компаний - сектор розничных продаж нефтепродуктов. Тем не менее в последнее время прибыльность нефтепереработки стала расти.

Наибольшие показатели прибыльности - у нефтепереработки США. Наименьшие - в странах АТР, где глубина переработки и техническая сложность невысокие.

Причины роста прибыльности: рост цен на нефть; разница в ценах высокосернистой и низкосернистой нефти, что при росте потребления высокосернистой дает преимущество НПЗ с более сложной и технологически совершенной производственной цепочкой, позволяющей перерабатывать такую нефть; дифференциал цен между дизельным топливом и мазутом, который дает преимущество НПЗ со схемами глубокой переработки нефти; и, разумеется, рост спроса на нефтепродукты.

Сохранение в перспективе указанных причин, по всей вероятности, продолжит тенденцию роста цен на нефтепродукты. Однако многие эксперты высказывают мнение, что растущие цены могут замедлить рост спроса и в буквальном смысле разрушить рынок.

В большинстве стран прослеживается настойчивое стремление сбалансировать внутренний рынок. Американские компании стремятся уменьшить дефицит автобензина, и, похоже, в ближайшие годы это им удастся.

Западноевропейские страны также стремятся уменьшить дисбаланс на своих рынках, а именно: экспортировать излишки автобензина, увеличить производство дизельного и реактивного топлива.

Азиатский рынок будет продолжать расти. При условии, что не произойдет никаких непредвиденных политических событий и "перегрева" экономики Китая.

В настоящее время в мировой нефтеперерабатывающей промышленности находятся 500 объявленных проектов: строительство 60 новых НПЗ, реконструкция 180 действующих, 180 проектов по улучшению экологических характеристик и 80 других.

К схеме современного НПЗ неплохое дополнение может составить производство синтетического моторного топлива из природного газа (технологии GTL, газ - в жидкость), если его использовать на стадии компаундирования при получении на НПЗ ультранизкосернистого моторного топлива. Преимущества синтетического жидкого топлива налицо: оно практически не содержит серы, в нем низкое содержание ароматических углеводородов, неплохие экологические и эксплуатационные характеристики. Технология получения синтетического жидкого топлива достаточно капиталоемкая, но не стоит забывать, что затраты на сооружение НПЗ также сильно возросли. Современный НПЗ мощностью 10 млн т/год со схемой глубокой переработки может стоить в зависимости от конфигурации от 2 до 4 млрд долларов.

На фоне мировых процессов российская нефтепереработка выглядит откровенно плохо. На внешнем рынке наши нефтепродукты из-за низкого качества продаются по низким ценам. Так, в Европе дизельное топливо идет по цене газойля. Постоянно снижается цена высокосернистого мазута, суживаются ниши для его экспорта. Отечественные экспортеры теряют значительную часть выручки, а западноевропейские импортеры получают двойную выгоду: приобретают задешево, доводят до европейских кондиций и уже "подправленный" товар продают по "нормальным" ценам.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru