 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Декабрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Автоматические ГРС "Исток"
|
|
|
В системах газоснабжения России не последнее место занимают газораспределительные станции (ГРС), на которых снижается давление "голубого" топлива, поступающего из магистральных трубопроводов потребителям. "МЭ" обратилась к директору ООО "НПП "Авиагаз-Союз+" Якову ЗАРЕЦКОМУ с просьбой рассказать о продукции предприятия, применяемой для систем газоснабжения.
|
|
|
Михаил КЛАССОН
|
|
|
- Яков Владимирович, почему вы считаете, что современной энергетике так
необходима ваша продукция?
- В тех случаях, когда топливом на тепловых электростанциях является природный
газ, он подается на них через ГРС и газораспределительные пункты. Таких объектов
в России много - не только энергоблоки, но и городские котельные и заводы, но не
об этом речь. В современной электроэнергетике газ будет востребован гораздо
больше, чем в прошлом. Речь идет о широком внедрении на электростанциях
газотурбинных установок с высоким КПД, вырабатывающих не только электричество,
но и тепло.
Мы совершенно убеждены, что современным энергетическим агрегатам разной мощности
нужны автоматические ГРС, работающие по "безлюдной технологии". У нас энергетики
найдут такое оборудование, обеспечивающее любой расход газа. Мы разработали
автоматические ГРС "Исток" еще в 1998 году.
- Автоматические ГРС "Исток" пригодны для питания газотурбинных установок?
- В принципе, да! Они работают в полностью автоматическом режиме, и это
обстоятельство имеет первостепенное значение. Общаясь с
заказчиками-энергетиками, мы вносим в свои разработки необходимые
усовершенствования для обеспечения их особых требований.
- У вас уже есть конкретные разработки и заказы?
- Да, мы подписали первый договор на поставку в мае 2008 года автоматической ГРС
"Исток" для топливообеспечения новой парогазовой электростанции в Ноябрьске (Ханты-Мансийский АО). Незапланированная остановка электростанции при
эксплуатации может вызвать серьезные последствия для города нефтяников. Поэтому
ГРС должна иметь высочайшую степень автоматизации, что подразумевает и высокую
надежность (дублирование важных систем, возможность перехода на резервную линию,
байпас, поддержание заданного давления на байпасе). И подобные переключения,
если нужно, делает как раз автоматика без остановки оборудования и без сбоев. У
обычных ГРС давление на выходе составляет 3 - 12 атмосфер, а Ноябрьская ГРС
должна будет обеспечить бесперебойную подачу газа энергетикам с давлением в
пределах 28 - 32 атмосфер. Наши регуляторы обеспечивают поддержание такого
давления. Даже наши конкуренты берут их для своих целей.
- А вы знаете своих конкурентов?
- Да, мы их знаем. В Ноябрьске наши конкуренты подавали заявки на конкурс, но
тендерная комиссия выбрала нас (хотя мы сами изначально не подавали заявку, а
нашел нас инвестор - ООО "Интертехэлектро-Новая генерация"). В Я мало-Ненецком
АО тоже планируется построить газовую электростанцию. Так что мы и в этом
проекте собираемся поучаствовать. Вообще сейчас "Авиагаз-Союз+" отслеживает все
проекты электростанций так называемой новой генерации, чтобы по мере возможности
участвовать в них. Кроме того, мы пытаемся наладить связи с производителями
газовых турбин - "Сатурн" (Рыбинск), "Салют" (Москва), "Искра-Энергетика"
(Пермь). Последняя фирма уже запросила у нас комплект документации, значит, она
планирует поставлять свои газотурбинные агрегаты в комплекте с ГРС,
обеспечивающей надежное газоснабжение. Причем газовые турбины нуждаются в
топливе с уровнем очистки от нежелательных включений на уровне 10 микрон, мы это
обеспечиваем за счет новых конструкций, отличных от традиционных систем очистки.
- Яков Владимирович, как возникла ваша фирма?
- В советские времена мы с коллегами работали на серьезном казанском оборонном
предприятии ОКБ "Союз". В процессе перехода к рыночной экономике оно практически
потеряло заказы, как вся советская промышленность, связанная с оборонкой. Однако
до этого мы успели предложить газовой отрасли свою оборонную разработку-
регуляторы давления оригинальной конструкции. Они являются, можно сказать,
сердцем любой ГРС. И мы решили создать на базе своих регуляторов сложное,
интеллектуальное изделие с высокой степенью автоматизации - автоматическую ГРС.
В конце 1995-го часть сотрудников ОКБ "Союз" выделилась в дочернюю структуру (в
форме государственного унитарного предприятия) - "Авиагаз-Союз", которая и
сориентировалась на газовиков. В 2002-м ОКБ "Союз" прошел реорганизацию, а мы
преобразовались в 000 "Авиагаз-Союз+".
- Создание автоматической ГРС вроде бы позволяет отказаться от постоянного
персонала.
- Да, сейчас газораспределительные станции, оснащенные нашим оборудованием, не
нуждаются в постоянном штате операторов. Сотрудники трансгазов периодически
бывают на них, чтобы проверить состояние оборудования, а для управления ГРС
человек не требуется. В 1997-м, встречаясь со специалистами Газпрома, мы
убедились в том, что вполне способны создать то, что им нужно. Тем более что для
оборонки мы делали не менее сложную продукцию. Газпром заказал нам разработать и
изготовить автоматическую ГРС. В 1998-м мы сделали опытный образец - "Исток-50"
(на 50 тыс. м3/час), куда включили и систему автоматического управления, и
регуляторы, и разработанные нами оригинальные фильтры, и многое другое. Эта
станция прошла апробацию в Таттрансгазе. В 1999 году подготовили промышленный
вариант ГРС для Мострансгаза. В 2001-м за свои разработки получили премию
Газпрома. Сейчас в большей части трансгазов работают наши изделия.
- Вы всегда идете навстречу пожеланиям заказчика?
- Конечно. Разновидностей ГРС необычайно много - под разные расходы и давления,
под разное число потребителей. У трансгазов к тому же на каждом участке свои
особенности - этому поставь счетчик на входе, тому - на выходе, для этого
потребителя нужен такой счетчик, а для другого - другой. В то же время за эти
индивидуальные разработки денег мы не берем - выполняем заказ в целом и
поставляем готовый продукт. Правда, сейчас некоторые заказчики просят поставлять
отдельные блоки - на замену при капитальном ремонте старых ГРС. Хотя делать это
достаточно хлопотно, мы идем им навстречу.
Мы проводим и сервисное обслуживание своего оборудования, а также мониторинг
работы всех ранее изготовленных нами ГРС.
- Имеет ли "Авиагаз-Союз+" программу своего развития?
- Наше предприятие не очень крупное. Но мы ни от кого не зависим, кроме как от
заказчика, и поэтому самостоятельны в принятии решений. И работаем в объеме тех
заказов, которые нам удается получить. Тем не менее каждый год нам удается
наращивать выпуск - на 15 - 20%. При этом каждый работник предприятия
вырабатывает более 1 млн рублей в год. Считается, что это вполне приличный
показатель, даже по западным меркам.
- Если не программа развития, то портфель заказов у вас точно имеется?
- Программа развития предприятия согласована с потребностями Газпрома и состоит
в разработке и изготовлении новейшей продукции, не только не уступающей, но и
превосходящей импортную по части адаптации к нашим условиям. На половину 2008-го
мы гарантированно обеспечены заказами, с учетом изготовления ГРС под Ноябрьском.
Но можно считать, что в нашем портфеле находится около трех десятков проектов,
куда заложено наше оборудование, которые еще не реализованы "в железе".
Трансгазы начинают любую реконструкцию, капремонт или новое строительство с
проекта. Если в нем предусматривается наше оборудование, то нас тоже привлекают
к проектированию. Затем проект проходит разнообразные экспертизы, и лишь после
утверждения сметы в Газпроме и выигрыша тендера на поставку оборудования может
начаться его реализация.
- Работаете ли вы с Газкомплектимпэксом, который централизовал до 80% закупок
оборудования, потребного трансгазам?
- Конечно. Газкомплектимпэкс является главным координатором и инструментом сбора
заявок трансгазов, проведения тендеров по отбору подрядчиков и тому подобное. А
трансгазы остаются главными заказчиками, они знают, когда и какое оборудование
достигает предельного срока службы и его надо ремонтировать, а если заменять, то
на такое, которое обеспечило бы не только надежную работу в течение 30 - 40 лет,
но и оставалось на высоком уровне все эти годы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|