Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Автоматические ГРС "Исток"

 
   

В системах газоснабжения России не последнее место занимают газораспределительные станции (ГРС), на которых снижается давление "голубого" топлива, поступающего из магистральных трубопроводов потребителям. "МЭ" обратилась к директору ООО "НПП "Авиагаз-Союз+" Якову ЗАРЕЦКОМУ с просьбой рассказать о продукции предприятия, применяемой для систем газоснабжения.

 

 
 

Михаил КЛАССОН

 
 


- Яков Владимирович, почему вы считаете, что современной энергетике так необходима ваша продукция?

- В тех случаях, когда топливом на тепловых электростанциях является природный газ, он подается на них через ГРС и газораспределительные пункты. Таких объектов в России много - не только энергоблоки, но и городские котельные и заводы, но не об этом речь. В современной электроэнергетике газ будет востребован гораздо больше, чем в прошлом. Речь идет о широком внедрении на электростанциях газотурбинных установок с высоким КПД, вырабатывающих не только электричество, но и тепло.

Мы совершенно убеждены, что современным энергетическим агрегатам разной мощности нужны автоматические ГРС, работающие по "безлюдной технологии". У нас энергетики найдут такое оборудование, обеспечивающее любой расход газа. Мы разработали автоматические ГРС "Исток" еще в 1998 году.

- Автоматические ГРС "Исток" пригодны для питания газотурбинных установок?

- В принципе, да! Они работают в полностью автоматическом режиме, и это обстоятельство имеет первостепенное значение. Общаясь с заказчиками-энергетиками, мы вносим в свои разработки необходимые усовершенствования для обеспечения их особых требований.

- У вас уже есть конкретные разработки и заказы?

- Да, мы подписали первый договор на поставку в мае 2008 года автоматической ГРС "Исток" для топливообеспечения новой парогазовой электростанции в Ноябрьске (Ханты-Мансийский АО). Незапланированная остановка электростанции при эксплуатации может вызвать серьезные последствия для города нефтяников. Поэтому ГРС должна иметь высочайшую степень автоматизации, что подразумевает и высокую надежность (дублирование важных систем, возможность перехода на резервную линию, байпас, поддержание заданного давления на байпасе). И подобные переключения, если нужно, делает как раз автоматика без остановки оборудования и без сбоев. У обычных ГРС давление на выходе составляет 3 - 12 атмосфер, а Ноябрьская ГРС должна будет обеспечить бесперебойную подачу газа энергетикам с давлением в пределах 28 - 32 атмосфер. Наши регуляторы обеспечивают поддержание такого давления. Даже наши конкуренты берут их для своих целей.

- А вы знаете своих конкурентов?

- Да, мы их знаем. В Ноябрьске наши конкуренты подавали заявки на конкурс, но тендерная комиссия выбрала нас (хотя мы сами изначально не подавали заявку, а нашел нас инвестор - ООО "Интертехэлектро-Новая генерация"). В Я мало-Ненецком АО тоже планируется построить газовую электростанцию. Так что мы и в этом проекте собираемся поучаствовать. Вообще сейчас "Авиагаз-Союз+" отслеживает все проекты электростанций так называемой новой генерации, чтобы по мере возможности участвовать в них. Кроме того, мы пытаемся наладить связи с производителями газовых турбин - "Сатурн" (Рыбинск), "Салют" (Москва), "Искра-Энергетика" (Пермь). Последняя фирма уже запросила у нас комплект документации, значит, она планирует поставлять свои газотурбинные агрегаты в комплекте с ГРС, обеспечивающей надежное газоснабжение. Причем газовые турбины нуждаются в топливе с уровнем очистки от нежелательных включений на уровне 10 микрон, мы это обеспечиваем за счет новых конструкций, отличных от традиционных систем очистки.

- Яков Владимирович, как возникла ваша фирма?

- В советские времена мы с коллегами работали на серьезном казанском оборонном предприятии ОКБ "Союз". В процессе перехода к рыночной экономике оно практически потеряло заказы, как вся советская промышленность, связанная с оборонкой. Однако до этого мы успели предложить газовой отрасли свою оборонную разработку- регуляторы давления оригинальной конструкции. Они являются, можно сказать, сердцем любой ГРС. И мы решили создать на базе своих регуляторов сложное, интеллектуальное изделие с высокой степенью автоматизации - автоматическую ГРС. В конце 1995-го часть сотрудников ОКБ "Союз" выделилась в дочернюю структуру (в форме государственного унитарного предприятия) - "Авиагаз-Союз", которая и сориентировалась на газовиков. В 2002-м ОКБ "Союз" прошел реорганизацию, а мы преобразовались в 000 "Авиагаз-Союз+".

- Создание автоматической ГРС вроде бы позволяет отказаться от постоянного персонала.

- Да, сейчас газораспределительные станции, оснащенные нашим оборудованием, не нуждаются в постоянном штате операторов. Сотрудники трансгазов периодически бывают на них, чтобы проверить состояние оборудования, а для управления ГРС человек не требуется. В 1997-м, встречаясь со специалистами Газпрома, мы убедились в том, что вполне способны создать то, что им нужно. Тем более что для оборонки мы делали не менее сложную продукцию. Газпром заказал нам разработать и изготовить автоматическую ГРС. В 1998-м мы сделали опытный образец - "Исток-50" (на 50 тыс. м3/час), куда включили и систему автоматического управления, и регуляторы, и разработанные нами оригинальные фильтры, и многое другое. Эта станция прошла апробацию в Таттрансгазе. В 1999 году подготовили промышленный вариант ГРС для Мострансгаза. В 2001-м за свои разработки получили премию Газпрома. Сейчас в большей части трансгазов работают наши изделия.

- Вы всегда идете навстречу пожеланиям заказчика?

- Конечно. Разновидностей ГРС необычайно много - под разные расходы и давления, под разное число потребителей. У трансгазов к тому же на каждом участке свои особенности - этому поставь счетчик на входе, тому - на выходе, для этого потребителя нужен такой счетчик, а для другого - другой. В то же время за эти индивидуальные разработки денег мы не берем - выполняем заказ в целом и поставляем готовый продукт. Правда, сейчас некоторые заказчики просят поставлять отдельные блоки - на замену при капитальном ремонте старых ГРС. Хотя делать это достаточно хлопотно, мы идем им навстречу.

Мы проводим и сервисное обслуживание своего оборудования, а также мониторинг работы всех ранее изготовленных нами ГРС.

- Имеет ли "Авиагаз-Союз+" программу своего развития?

- Наше предприятие не очень крупное. Но мы ни от кого не зависим, кроме как от заказчика, и поэтому самостоятельны в принятии решений. И работаем в объеме тех заказов, которые нам удается получить. Тем не менее каждый год нам удается наращивать выпуск - на 15 - 20%. При этом каждый работник предприятия вырабатывает более 1 млн рублей в год. Считается, что это вполне приличный показатель, даже по западным меркам.

- Если не программа развития, то портфель заказов у вас точно имеется?

- Программа развития предприятия согласована с потребностями Газпрома и состоит в разработке и изготовлении новейшей продукции, не только не уступающей, но и превосходящей импортную по части адаптации к нашим условиям. На половину 2008-го мы гарантированно обеспечены заказами, с учетом изготовления ГРС под Ноябрьском. Но можно считать, что в нашем портфеле находится около трех десятков проектов, куда заложено наше оборудование, которые еще не реализованы "в железе". Трансгазы начинают любую реконструкцию, капремонт или новое строительство с проекта. Если в нем предусматривается наше оборудование, то нас тоже привлекают к проектированию. Затем проект проходит разнообразные экспертизы, и лишь после утверждения сметы в Газпроме и выигрыша тендера на поставку оборудования может начаться его реализация.

- Работаете ли вы с Газкомплектимпэксом, который централизовал до 80% закупок оборудования, потребного трансгазам?

- Конечно. Газкомплектимпэкс является главным координатором и инструментом сбора заявок трансгазов, проведения тендеров по отбору подрядчиков и тому подобное. А трансгазы остаются главными заказчиками, они знают, когда и какое оборудование достигает предельного срока службы и его надо ремонтировать, а если заменять, то на такое, которое обеспечило бы не только надежную работу в течение 30 - 40 лет, но и оставалось на высоком уровне все эти годы.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru