 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Декабрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Запах нефти пока не очень манит
|
|
|
Проекту освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока следует придать статус национального проекта. С таким предложением к президенту страны решил обратиться 7-й съезд Союза нефтегазопромышленников России, состоявшийся в ноябре. Участники форума тесно увязывают это с тем, что к освоению восточных регионов необходимо подходить комплексно.
|
|
|
Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России
|
|
|
Необходимость создания новых центров добычи нефти и газа на востоке РФ,
строительства там транспортных коммуникаций декларируется не один год. В
"Стратегии экономического развития Сибири", утвержденной российским
правительством в июне 2002 г., говорится, что это "будет способствовать развитию
топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем
Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на
перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона".
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. с этим документом в целом
согласуется. В соответствии с оптимистическим вариантом стратегии
предусматривается, что к 2020-му добыча нефти достигнет 520 млн т, и эти объемы
сохранятся до 2050 года. Но такая перспектива возможна лишь в случае начала
интенсивной разработки новых нефтегазовых месторождений Восточной Сибири,
Дальнего Востока, севера европейской части страны и других бассейнов.
Предполагается, что основой формирования крупных центров нефтяной и газовой
отраслей на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и
организации долгосрочных поставок углеводородов в АТР будут месторождения так
называемой Сибирской платформы - Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На
базе месторождений шельфа Сахалина будет сформирована еще одна крупная система
нефтегазообеспечения - преимущественно экспортной ориентации.
Согласно оценке, выполненной учеными Сибирского отделения РАН, начальные
извлекаемые ресурсы месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа
равны 85 - 90 млрд т нефтяного эквивалента. В том числе нефти - 20- 22 млрд т,
попутного газа - 1, 5 - 2 трлн м3, свободного газа - 58 - 61 трлн м3, конденсата
- 3 - 5 млрд тонн. При этом нефть отличается высоким качеством, превосходящим по
основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Разведанные запасы свободного газа в Восточной Сибири составляют пока 2, 36 трлн м3, на Дальнем
Востоке - 2, 17 трлн м3 (с учетом шельфа Охотского моря - 0, 86 трлн м3).
В Энергостратегии предусматривается, что при интенсивном проведении
геолого-разведочных работ ежегодная добыча нефти в Восточной Сибири и Якутии
может быть доведена к 2020 г. до 80 млн тонн. На шельфе Сахалина в 2009 - 2013
гг. предполагается получать до 22 - 26 млн т в год. Ежегодная же добыча газа в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может увеличиться до 50 млрд м3 к 2010 г.,
а к 2020-му - до 110 миллиардов.
По мнению экспертов, чтобы восточносибирские и якутские углеводороды добыть,
переработать и доставить по назначению, необходимы инвестиции в объеме 86, 8
млрд долл. (в ценах 2003 г.). На геологоразведку потребуется 14, 5 млрд,
обустройство месторождений -42, 3 млрд, строительство нефте- и газопроводов
внутри Лено-Тунгусской провинции и создание системы переработки и хранения газа
(прежде всего гелия) - 10, 4 млрд, сооружение магистральных нефте- и
газопроводов, заводов и терминалов по производству и отгрузке сжиженного
природного газа (СПГ) - 19, 6 миллиардов. Капиталовложения в разведку, добычу и
транспортировку нефти и газа на шельфе Сахалина составят не менее 40 млрд долл.,
в том числе в проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - свыше 25 миллиардов.
Насколько реальны такие планы? Анализ вызывает серьезную тревогу. От нефтяных
компаний, даже самых крупных, трудно ждать финансирования выхода с
инвестиционными проектами в новые неосвоенные районы с дорогой для добычи нефтью,
где первая отдача ожидается через 5 - 10 лет после начала освоения. Причиной
тому - несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, налоговой
системы. Но прежде всего - отсутствие эффективной государственной системы
управления.
Годы, прошедшие в российской нефтяной отрасли под знаком становления и развития
вертикально интегрированных компаний, доказали эффективность и
конкурентоспособность такой структурной модели. Вместе с тем уже очевидно, что
за границами внимания ВИНК остается много серьезных проблем. Общая
организационная, техническая и технологическая политика нарушена. Особенно остро
это ощущается в строительстве нефтегазовых объектов, состоянии воспроизводства и
использования минерально-сырьевой базы страны, что в среднесрочной перспективе
рождает немалые угрозы для стабильной работы минерально-сырьевого комплекса.
Еще лет пятнадцать назад на каждую добытую тонну нефти был обеспечен прирост
запасов в 5 тонн. Сегодня он составляет от уровня добычи немногим более 50%.
Ныне из всех начальных суммарных ресурсов нефти в России, по оценкам РАН, 16%
составляет накопленная добыча, и только 17% - детально разведанные и 8% -
предварительно оцененные запасы. За последние годы не выявлено ни одного
крупного нефтяного месторождения, которое можно было бы сравнить не то что с
Самотлором, но даже с рядовыми месторождениями 70-х годов.
Государство устранилось от финансирования поисково-разведочных работ на нефть и
газ, а рыночных подходов для того, чтобы заинтересовать добывающие компании
вкладывать средства в эту важнейшую составляющую развития нефтегазового
комплекса, так и не придумали. Отсутствует действенное стимулирование и для
разработки нефтегазовых месторождений в труднодоступных районах со сложными
геологическими условиями.
Для поддержания плановых объемов добычи продолжается нерациональная выборочная
выемка нефтяных запасов, лучших по качеству или условиям освоения. Это ведет к
преждевременному списанию остающихся запасов и снижению степени их извлечения из
недр. По данным РАН, за последние годы добывающие компании без достаточных на то
оснований списали (сняли с государственного баланса) более 5 млрд тонн
разведанных запасов нефти.
Россия заметно отстает от зарубежных нефтедобывающих государств по всем основным
показателям инновационной деятельности. Так, инвестиции в основной капитал на 1
тонну добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭК в два раза меньше, чем в
зарубежных. В каждой компании что-то делается, но в целом отраслевая наука
брошена на произвол судьбы. Связи между научно-техническими институтами и
предприятиями разорваны. Прекратилось сотрудничество в сфере разработок
передовых технологий. Значительно сократилось количество и снизилось качество
проведения научно-исследовательских работ.
С каждым годом обостряется положение с кадрами. В рамках одной компании не
вырастить резерв буровиков, геологов, строителей. Несмотря на то что подготовку
специалистов для нефтегазового комплекса ведут 12 вузов и вроде бы покрывают
потребности компаний, отрасли уже в ближайшие годы грозит острейший кадровый
голод.
Государственная политика в отношении нефтегазового комплекса как единого
организма требует кардинального пересмотра. Базовой составляющей при
формировании мер, которые обеспечат его развитие, должно быть госрегулирование,
скоординированный подход в развитии топливной отрасли. Нужна такая
законодательная политика, при которой в компаниях было бы выгодно больше думать
о потенциале месторождения, а не только о темпах, динамике добычи.
Скажу больше: необходимо понимание, что структурные реформы в отрасли
кардинально ситуацию не изменят. Требуется радикальная структурная перестройка
всей экономики, при которой соединятся воедино политическая воля, сила закона,
творческая научная и предпринимательская активность, финансово-кредитные
инструменты. А решить такую задачу можно лишь на основе четко разработанной
государственной промышленной политики.
Сошлюсь на авторитетное мнение бывшего главного экономиста Всемирного банка,
нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, который утверждает: государство не
должно торопиться уходить из экономической жизни, тем более в переходный период,
ибо есть такие проблемы, в решении которых частный капитал не заинтересован.
Если вспомнить богатый опыт освоения в рекордно короткие сроки Западной Сибири,
то главное тогда было - комплексный подход и единый центр управления.
Претворяя в нынешних условиях программу освоения Восточной Сибири и Дальнего
Востока, подобного можно добиться, придав ей статус национального проекта. Это
предусматривает:
усиление государственного влияния (регулирования);
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, перевод законотворчества в русло создания эффективной системы управления, способной осуществить кардинальные изменения в нефтяной сфере;
укрепление роли общественных объединений.
На последнем пункте остановлюсь подробнее. При определении стратегии развития
востока России, а также всего минерально-сырьевого комплекса страны
интеллектуальный потенциал общественных организаций нефтяников и газовиков,
геологов и нефтегазостроителей может сыграть заметную роль. Надо чаще
советоваться с профессионалами, тогда будет меньше ошибок. Ведь именно для этого
создаются общественные корпоративные объединения и у нас, и за рубежом.
Союз нефтегазопромышленников России старается вести диалог об энергетической
политике с исполнительной и законодательной властью, находя и предлагая границы
и конкретные формы государственного регулирования в нефтегазовом комплексе.
Сейчас мы стремимся действовать совместными усилиями с другими общественными
объединениями - комитетом по энергетической политике РСПП, комитетом по
энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ.
От имени съезда Союза нефтегазопромышленников России в целях создания более
эффективной системы хозяйствования, совершенствования ценовой политики в
нефтяной и газовой промышленности, рационального использования уже
распределенного фонда недр, улучшения системы использования национального
богатства в социально-экономическом плане мы рекомендуем Правительству РФ,
Государственной Думе ряд мер, а именно:
создание механизма преференций, в том числе и налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока, Тимано-Печоры, а
также методов налоговой защиты новых инвестиций, стимулирования научно-технического прогресса, широкое применение налоговых "каникул" и
налоговых кредитов - с тем чтобы сформировать экономически приемлемые для инвесторов условия по добыче нефти;
разработку налогового механизма, стимулирующего предприятия нефтегазового комплекса к воспроизводству
минерально-сырьевой базы: дифференциация НДПИ, гибкое налогообложение, стимулирующее ввод новых месторождений (в первую очередь в необустроенных
нефтеносных регионах) и эксплуатацию "стареющих", разработку трудноизвлекаемых
запасов, применение новейших технологий и ввод неработающего низкопроизводительного фонда скважин;
создание межотраслевого совета по недропользованию, повышение статуса Центральной комиссии по разработке месторождений (ЦКР) и Государственной комиссии по запасам (ГКЗ);
стимулирование малого и среднего нефтяного бизнеса, разработка пакета законодательных актов, учитывающих сложную специфику деятельности средних и малых предприятий;
разработку системы, побуждающей недропользователей приращивать запасы в объемах не менее чем стопроцентное восполнение добытого;
разработку Горно-технического кодекса, устанавливающего обязательные для применения и соблюдения требования к условиям разработки нефтяных и газовых
месторождений, к текущим и конечным результатам эксплуатации, других документов, в том числе принятие закона "О нефти" - то есть свода законов и нормативных актов, касающихся жизнедеятельности нефтяной отрасли;
проведение компетентного независимого анализа всех существующих налогов нефтегазового сектора;
создание концепции общественного контроля над нефтегазовой отраслью - это уместно сделать в рамках гражданских консультативных советов по нефти и газу на примере действующих в других странах.
Ныне в наиболее развитых странах государство при поддержке общественности
принимает самое непосредственное участие в бизнесе, создает эффективные рыночные
условия для его развития, не забывая о реализации насущных
социально-экономических задач. К примеру, решительная защита своих прав в
недропользовании и интересов национальной промышленности за короткий срок
позволили поднять экономику Норвегии на один из самых высоких уровней в Европе.
Природные топливно-энергетические ресурсы - не только реальное конкурентное
преимущество, но и национальное достояние России. Общество заинтересовано в том,
чтобы в ТЭК были созданы все условия для нормальной работы: совершенная
законодательная база, гибкая налоговая система с благоприятным режимом для
развития производства, стабильных инвестиций. Эта стратегическая линия в
наибольшей степени отвечает интересам и больших компаний, и небольших
предприятий, и российского государства в целом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|