Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Мотивы и промахи

 
   

Результаты психологического анализа причин неправильных действий персонала в нарушениях работы российских АЭС

 

 
 

Ольга ГОРДИЕНКО,
заведующая лабораторией Обнинского научно- исследовательского центра
социологических и психологических технологий "Прогноз",
канд. психолог, наук

 
 
Много лет назад руководство атомной отрасли приняло точное управленческое решение - организовать психологическую службу, которая вплотную работала бы с персоналом. Одно из направлений деятельности - изучение обстоятельств, влияющих на совершение персоналом ошибок. Это имеет несомненный практический смысл, так как позволяет принять корректирующие меры. В своей деятельности наша служба опирается на специально разработанную методику под названием "Психологический анализ причин неправильных действий персонала". Это является обязательным приложением к руководящему документу Росэнергоатома: "Методические указания по анализу причин нарушений в работе атомных станций, пожаров, несчастных случаев и повреждений зданий и сооружений".

В соответствии с методикой неправильные действия персонала классифицируются потипам: промах, ошибка по незнанию и мотивационная ошибка. По полученным из лабораторий психофизиологического обеспечения атомных станций материалам рассматривается общее число нарушений на АЭС с участием персонала, количество людей, в них участвовавших, количество совершенных ими неправильных действий; определяются коренные и непосредственные причины этого. Здесь очень важна информация о динамике нарушений с участием человека.

Для эксплуатирующей АЭС организации, то есть Росэнергоатома, центр "Прогноз" регулярно готовит отчеты. Наши сотрудники оценивают, верно ли классифицировали психологи станций типы ошибок, определяют число ошибок каждого типа по концерну в целом и их соотношение в общем количестве. Выявляются также коренные причины (то есть источники) ошибок в каждом типе неправильныхдействий персонала: внутренние или внешние, их количественный вклад (в процентах по отношению ко всем причинам).

Кроме анализа нарушений станционного уровня в базу данных сегодня вносятся результаты психологического анализа цеховых нарушений на АЭС. Психологический анализ цеховых нарушений проводится по той же схеме, что и станционного уровня.

Результаты многолетнего психологического анализа причин неправильных действий персонала показали, что в последние годы тенденция сохраняется.

На рис. 1 представлена динамика типов неправильных действий, совершенных персоналом всех АЭС за три последних года. Минимальное количество ошибок приходится на тип "по незнанию", затем идут промахи, максимум приходится на мотивационные ошибки.

Ошибки, совершенные по незнанию, связаны с недостатком профессиональной подготовки и тренировки. Это ошибки-путаницы, неумение выполнить инструкцию или выполнение не той инструкции, что была нужна. К этому же типу относится неверная диагностика ситуации. На долю подобных просчетов, как видим, приходится минимум. О чем это говорит? О том, что персонал подготовлен хорошо.

Данные об ошибках, совершенных персоналом в 2004 г., не совсем подтверждают сказанное выше, но это можно объяснить - в тот момент на АЭС пускали новые блоки, осваивали оборудование, поэтому и процент ошибок по незнанию оказался выше.

Задача психологов - определить не только тип ошибок, но и их причины, и потому столбики диаграмм на рис. 1 могут иметь вид слоеного пирога, где каждый слой представляет собой причину, внесшую свой вклад в совершение персоналом неправильных действий.

Ошибка-промах - это оплошность в связи с невнимательностью, замешательством. Промахи неопытного человека связаны с такими качествами, как эмоциональная неуравновешенность, рассеянность, неумение сосредоточиться на главном, личностная незрелость, сниженный самоконтроль, низкая мораль, отсутствие ориентации на культуру безопасности.

Промахи случаются чаще всего потому, что рабочее место не оборудовано в соответствии с эргономическими требованиями. Например, отсутствуют надписи у близко расположенных одинаковых кнопок (выключателей и других органов управления), неудобно расположены эти кнопки. К причинам можно отнести и недостатки документации, например, пропуск каких-то шагов в инструкции либо неоднозначность изложенного.

Теперь о том, что касается мотивационных ошибок. Мотивационные ошибки совершаются, если работник недооценил ситуацию, пренебрегбезопасностью. Или, например, решил, что инструкция написана плохо, а он знает, как сделать лучше. То есть задумал применить рационализацию на уровне здравого смысла, хотел сделать лучше. Разумеется, мотивационные ошибки могут быть вызваны грубым нарушением правил или действиями, несовместимыми с культурой безопасности. Тем не менее мы весьма осторожно применяем выражение "осознанное нарушение". При разборе ситуации исходим из того, что человек позволил себе небрежность в данный момент.

В каждом из трех типов неверных действий преобладают свои причины, но в целом (суммарно по всем видам ошибок) наибольший вклад вносят неадекватная мотивация и организационные факторы. Иллюстрацией этому служат приведенные на рис. 2 результаты психологического анализа коренных причин неправильных действий персонала за три года.

Комиссии по расследованию нарушений в каком-то смысле легче разобраться с техническими неполадками, так как можно составить перечень отказов оборудования. В человеческих ошибках разобраться труднее, они не всегда поддаются унификации. Смысл работы нашей службы состоит в том, чтобы выяснить психологические причины ошибок. По результатам психологического анализа администрация АЭС и генеральная инспекция Росэнергоатома делают выводы и принимают адекватные меры.

Выявление нарушений с участием человека и обсуждений причин - только одна сторона вопроса. Всегда намечаются корректирующие меры по устранению или сведению ошибок к минимуму. Если, например, дело касается мотивации, с теми, для кого безопасность станции не является безусловным приоритетом, проводится соответствующая работа. Если это ошибки-промахи, то тут, скорее всего, надо проанализировать рабочее место работника и оценить его на соответствие эргономическим требованиям. Если же ошибка вызвана незнанием, работнику необходимо пройти профессиональную переподготовку. В любом случае меры принимаются, что крайне важно для предотвращения подобных аномалий и поддержания уровня безопасности объектов атомной энергетики.

Психологическая служба атомной отрасли существует более четверти века. За это время накоплен значительный опыт, чему способствует анализ причин нарушений в работе АЭС. В базу данных ОНИЦ "Прогноз" вносятся все случаи нарушений на АЭС, связанные с ошибками персонала. Материалы предоставляют лаборатории психофизиологического обеспечения атомных станций (ЛПФО АЭС), используются также отчеты о расследовании нарушений, направляемые в департамент ведения инспекционной работы (ДВИР) Росэнергоатома.
Весьма важно, что рекомендации психологов, выработанные для атомной отрасли, с успехом могут применяться на любых энергетических объектах и опасных производствах.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru