Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Базовый элемент

 
   

Судьбу Федеральной целевой программы развития атомной энергетики решат кадры.

 

 
 

Елена СУББОТИНА

 
 
ФЦП "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007- 2010 гг. и на перспективу до 2015 г." утверждена Правительством РФ 06.10.2006 г. Согласно программе с 2012 г. в России должно вводиться по два серийных блока в год общей мощностью не менее 2 ГВт. Предполагаемым результатом станет увеличение доли атомного электричества до 30%.

МОЛОДЕЖЬ - НАШЕ "ЗНАМЯ"

В конце сентября в Обнинске торжественно подводили итоги организованного концерном "Росэнергоатом" конкурса студенческих работ, второго по счету, под названием "Знания молодых ядерщиков - атомным станциям", сокращенно "Знамя АЭС". Этот приятный повод собрал в наукограде номер один достойных людей из десятка отечественных университетских центров. Умным студентам ничуть не уступали столь же умные студентки, изрядная часть которых вполне могла бы блистать на подиуме в туфлях-лодочках, но их, похоже, больше увлекают другие лодочки - молибденовые (эти - для напыления поликристаллических пленок), датчики энерговыделения, стохастическое прогнозирование, параметрические гипотезы и тому подобные аксессуары.

Главный эксперт департамента по управлению персоналом концерна "Росэнергоатом" Сергей Чернокнижников был лаконичен: "Мы придумали этот конкурс, чтобы заинтересовать студентов наукой, стимулировать интерес к профессии".

Все правильно: атомная энергетика идет в гору, свежие мозги ей необходимы.

Вот и заместитель генерального директора концерна Владимир Асмолов, прежде чем вручить награды, сделал реверанс в сторону юной аудитории: "Кадры - базовая часть программы развития атомной энергетики. Не будет их, не будет ничего".

По словам профессора Асмолова, заждались молодых не только АЭС, но и наука: "Стареют научные центры, и то, что мы сделали сегодня, это капля донорской крови".

В БАНК ИЛИ НА АЭС?

Кадровый вопрос в отрасли давно стоит ребром. Разработчики - в основном ближе к пенсии, даже пятидесятилетних почти нет - давно ушли на хлебные места. Персонал АЭС большей частью возрастной, но молодежь даже из пристанционных городов, где другой работы нет, не особенно мечтает заменить отцов и дедушек. Опрос части старшеклассников в Волгодонске дал обескураживающий результат: на АЭС хотел один, в банкиры - все остальные. Доцент Волгодонского филиала Южно-Российского технического университета Ирина Бубликова, страшно гордая тем, что ее студенты блеснули в конкурсе, говорит, что учиться на ядерные специальности идут сейчас в основном дети тех, кто когда-то приехал в донскую степь строить АЭС. Так что те серьезные молодые люди и их хорошенькие ровесницы, что получали в Обнинске заслуженные награды, скорее исключение, чем правило. Утешаться можно лишьтем, что в вузах, куда рвутся потенциальные миллионеры, все решают не знания, а кошельки, зато на атомные специальности идут подготовленные абитуриенты, и практически все учатся по бюджету. В некоторых вузах по принципиальным соображениям даже не принимают контрактников на атомные специальности.

Правда, омрачает картину обстоятельство, которое отмечают все без исключения причастные к обучению студентов: качество набора падает. Особенно печально с физикой - не знают ее абитуриенты. Началось это не вчера, а лет 15 назад, когда учителя из школы побежали, но сегодня к прежней добавилась еще одна беда - единый госэкзамен. "Замучил нас этот ЕГЭ! - восклицает профессор Сергей Лескин, заведующий кафедрой Обнинского государственного технического университета атомной энергетики (ОПТУ АЭ, он же ИАТЭ). - Поступающие и так не блистали, а теперь и вовсе ничего сформулировать не в состоянии". "Мы не можем идти на такой риск, какзачисление по результатам ЕГЭ", - поддержал коллегу профессор МИФИ Андрей Загребаев, много лет работающий в приемной комиссии.

Вузы выходят из положения кто как может: принимают победителей олимпиад, выпускников профильных школ, и все равно часть студентов приходится уже в вузе доучивать физике, а то и математике вдобавок. Но даже при таких галантерейных условиях не все осиливают программу. Например, в ИАТЭ, ведущем учебном заведении отрасли, до выпуска добираются не более двух третей набора на первый курс. И слава богу, что так - беда, если на АЭС придет неграмотный. Во всех вузах с тревогой ждут скорого эха демографической ямы начала 90-х годов. Есть чего бояться: сегодня реальный конкурс на атомные специальности не более двух человек на место.

КУРС НА РЕГИОНЫ

Сколько понадобится специалистов с высшим образованием для выполнения Федеральной целевой программы? На этот вопрос в Росэнергоатоме отвечают уклончиво: как программа пойдет. Подсчитано, что на мегаватт установленной мощности нужно 0, 37 человека. Следовательно, один блок АЭС-2006 мощностью 1000 МВт должны обслуживать 370 человек, блок мощностью 1200 МВт-420 человек. До 2015 г. на новые объекты должно быть принято 3750 человек. Примерно 30% персонала перейдет на новые блоки со старых, потому что, как заметил мой сведущий собеседник, "одних пацанов не поставишь".

Специалистов с высшим образованием для отрасли готовят 66 вузов. Внушительная цифра! Среди них есть и такие в данном случае экзотические, как Брянская сельхозакадемия, - ее воспитанникам толстолобика в прудах-охладителях АЭС разводить. Основные поставщики кадров - восемь вузов, каждый из которых подготовил за три года более двадцати молодых специалистов. Эта познавательная информация обобщена в справке, подготовленной департаментом по управлению персоналом Росэнергоатома. Из документа следует, что с 2005 по 2007 г. АЭС приняли на работу

610 молодых специалистов с высшим образованием (в среднем по 200 человек в год). Особо отличились Ивановский государственный энергетический университет (107 человек), ИАТЭ (87), Южно-Российский государственный технический университет с учетом филиала в Волгодонске (54).

А что же такие знаменитые столичные фирмы, как МИФИ, МЭИ, МВТУ? МЭИ набирает на первый курс по профильной специальности 36 человек, из которых примерно пятая часть пополняет отрасль. За три последних года на АЭС пришли 19 выпускников МЭИ. Из МГТУ им. Баумана за последние три года пришли трое, все уволились, восемь выпускников МИФИ работают. Впечатляющий результат!

Наивно думать, что тенденция переменится. И ладно бы, занимались, чем положено: двигали фундаментальную ядерную науку, проектировали, так ведь нет, тоже в банкиры метят. Спасают вузы региональные, что лишний раз иллюстрирует очевидное: ориентироваться следует именно на них. Проректор Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев сформулировал это так: "Молодежь не только деньги должны привлекать, но и профессиональная ориентация, патриотизм, а это воспитывают только региональные вузы".

Воспитание патриотизма - дело, конечно, полезное, но есть и вполне материальные причины, побуждающие толковых ребят из провинции идти на ядерные специальности. По словам завкафедрой АЭС Ивановского энергетического университета Владимира Щебнева, на ядерные специальности поступают в основном отличники, потому что для жителей области (набор главным образом оттуда) это хорошая перспектива. Другой работы с приличным заработком в регионе нет. ИГЭУ готовит большей частью для Калининской и Волгодонской АЭС. "Наша диаспора живет там нормально. На первый случай жилье всем дали. В Удомле (Калининская АЭС) наши получили квартиры по ипотеке. В Иванове жилищные перспективы отсутствуют".

Короче, в регионах потенциальный кадровый резерв у отрасли есть. Важно правильно этим резервом распорядиться.

ВСЕ НА АМБРАЗУРУ!

Итак, справятся вузы с задачей? Чтобы понять это, полезно послушать тех, кто использовал торжественный случай вручения наград победителям конкурса студенческих работ, чтобы в профессиональной аудитории обсудить наболевшее.

Профессор Владимир Щебнев из Иванова считает, что кадры - самый сложный вопрос ФЦП: "Второй блок Волгодонской и четвертый Калининской вузовская система выдержит, уж как-нибудь соберемся с силами, а дальше, с 2012-го, когда по два блока в год пойдут, - уже проблема. Если расширять прием по контракту, качество набора упадет. В концерне уверены, что образовательных мощностей хватит, но вот ведь какая арифметика получается: два новых блока, Волгодонской и Калининской АЭС, ввод которых планируется в 2009 и 2011 годах соответствен но, должны согласно нормативам обслуживать 740 человек. В год вузовский выпуск составляет 200 человек. То есть только-только брешь закрыть. На те 30% старых кадров, которые, по замыслу концерна, перейдут со старых блоков на новые, рассчитывать в столь короткой перспективе вряд ли стоит - вывод АЭС из эксплуатации в это время не планируется. Получается, образовательной системе в том виде, в каком она существует сегодня, за ФЦП не угнаться".

Если вспомнить очевидную истину, что образование - система инерционная, картина станет еще мрачнее. Набор-2007 перейдет в разряд молодых специалистов через шесть лет, но за пульт их сразу не поставишь, доучивать надо минимум два года. Что будет на календаре? Правильно, 2015-й. А по два блока в год когда нам ФЦП обещает? На три года раньше. Так что желаемое с действительным наверняка разминется.

- Спрашивают нас, сколько мы можем подготовить. Да мы-то можем, а где материальная база? - поинтересовался обнинский профессор, завкафедрой оборудования и эксплуатации ядерных энергетических установок ИАТЭ Сергей Лескин, вновь подняв известную тему, что в российском образовании деды учат внуков, поколение отцов в высшей школе катастрофически поредело. - Базовая ставка доцента 3, 5 тыс. рублей, 14- 15 тысяч - у профессора, доктора наук, заведующего кафедрой. Значит, если расширять прием, нагрузка увеличится, а о прибавке жалованья никто не говорит. Должен быть целевой заказ Росатома, иначе не ясно, в чем заинтересованность ведомства. Там считают, что это не их сфера - они занимаются повышением квалификации, а нужно это якобы Минобразу Фурсенко к нам приезжал, выслушал, велел к Кириенко обращаться.
Преподаватель Института ядерной энергетики (Сосновый Бор Ленинградской обл.) Валерий Аксенов пожаловался, что учебники по АСУ ТП двадцатилетней давности. "С учебной литературой вообще неважно", - подхватили из зала.

- Студентам надо ездить на практику на станции, но как это сделать, если жилья бесплатно на время практики не дают, предлагают места в гостиницах по 600- 700 рублей в сутки. Мы из-за этого только на Белоярскую отправляем. Надо закрепить базы практики за вузами, - задел за живое посланец Уральского технического университета.
- Каждую практику мы ездили на АЭС, от Билибина до Кольского полуострова. Работали слесарями, все железки могли руками потрогать, - предался воспоминаниям нижегородец Сергей Дмитриев и продолжил:
- Лучше для инженера, чем увидеть все системы АЭС живьем, не придумаешь. Никакая лекция этого не заменит.

ЗАЧЕМ НАМ НЕДОУЧЕННЫЙ ИНЖЕНЕР?

Атомный ренессанс и связанная с ним потребность в кадрах совпали со вступлением России в Болонский процесс, подразумевающий подгонку отечественных образовательных стандартов к единому европейскому и переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр, соответственно четыре или шесть лет учебы). Подобная новация применительно к ядерному образованию, по мнению большинства, является "возмутительным безобразием". Общее мнение таково: бакалавр- совсем нетехник, а недоученный инженер, чтобы его использовать, надо всю программу переделывать.

- 95% наших учеников идут на АЭС, мои бывшие студенты работают в Лос-Аламосе, в других странах, и все довольны. Кого вдруг это перестало устраивать? - недоумевает профессор Сергей Лескин. - Работодатели готовы к приему бакалавров? Для кого мы будем их выпускать? На АЭС бакалаврам делать нечего, это недоучки. Магистратура? Да не магистры нужны, а специалисты, то есть инженеры, которых надо учить 5, 5 лет. Инженерный корпус - вот наше. ЧП на АЭС случаются, когда возникают нештатные ситуации, и чтобы найти правильный выход, нужны знания, натаскивания не хватит. Классический пример - Тримайлайленд, когда, выполняя инструкцию, учинили аварию.

Главный эксперт департамента по управлению персоналом Росэнергоатома Сергей Чернокнижников сформулировал свои соображения дипломатично: "Двухступенчатое образование, по-видимому, имеет право на существование, если для бакалавра есть должности с ограниченными функциями и толково разработанными квалификационными требованиями. В таком случае должны использоваться хорошо сбалансированные программы обучения, дающие возможность бакалавру после минимальной подготовки на станции самостоятельно исполнять свои должностные обязанности".

Соображения коллег продолжил профессор из Нижнего Новгорода Сергей Дмитриев: "В Болонский процесс въехали в 2003 г., в этом году законом утвердили, но в документах МАГАТЭ, куда мы вступили в 1956-м, записано, что ядерное образование рассчитано на 5, 5 лет. Значит, отрасли нужен не бакалавр, а инженер, подготовленный по монопрограмме. Но монопрограммы по специальности 140-404 (атомные электростанции и установки) теперь не предусмотрены".

- С образовательными стандартами в связи с переходом на Болонскую систему решать надо в первую очередь, мы свое мнение высказали, но к нам плохо прислушиваются, - подвел черту ректор ИАТЭ профессор Николай Сальников.
А, в самом деле, кто будет отстаивать интересы ядерного образования, если профильное учебно-методическое объединение давно не работает?

ДЕЛО НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Широко заявлено, что, выполнив ФЦП развития ядерной энергетики, Россия избавится от энергетического голода. Глава ведомства Сергей Кириенко на одном из федеральных телеканалов недавно пообещал, что треть электричества будет атомным. Высокие планы! Под такое их громадье деньги нужны, и немалые. Подсчитано, что потребуется в общей сложности 1471 млрд руб. Из них бюджет вложит 674 млрд, отрасль - 796 млрд. Надо понимать, и в образование вложат полной мерой. "Деньги на подготовку кадров в ФЦП не заложены. Написано: из внутренних резервов", - обронил один из моих собеседников. Может, перепутал что? Есть же первоисточник - сама программа, там все написано.

В обширном перечне мероприятий ФЦП кадрам нашлось место в самом конце. Цифра тоже из последних- 546 млн рублей. Проходят они по скромной графе "иные источники". Бюджет в этом не участвует. Видно, дело не государственное.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru