Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Наука о культуре и экономика: проблемы взаимодействия

 
   

Глобальная экономика, как утверждают современные политологи и ученые, является идеологией современного человека и человечества. Однако вместе с тем в ряде исследований утверждается, что особое место в развитии глобальной экономики занимают культура и образование. Этот вывод обозначен во Всемирном Докладе по культуре ЮНЕСКО.

 

 
 

Раиса ПШЕНИЧНИКОВА,
ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, профессор

 
 
Дело в том, что "глобализация - явление не только экономическое, но и социальное, политическое, культурное". В докладе красной нитью проходит мысль, очень важная для нас: "Рынок не в состоянии сам подготовить для него человеческий капитал - этим должны заниматься государство, семья, общество". Вместе с тем разработчики концепции глобального рынка, который они еще называют "интеллектуальным" и "информационным", столкнулись с проблемой включения культуры и искусства в этот процесс. Поскольку авторы так и не смогли "втиснуть" их в правила международной торговли ВТО, они сформулировали так называемый принцип изъятия культуры. Более того, предложили использовать его как "испытательный стенд для новой концепции глобализации, которая согласует нормы открытой торговли и культурного разнообразия, стандарты специализированных международных организаций и ВТО, особенности национальной демократии и универсальную концепцию культурных прав". По существу, они поставили вопрос о формировании нового международного экономического и юридического порядка с целью конструирования со стороны правительств всех стран регулируемой глобализации, уважающей культурное разнообразие. Кроме того, в ряде публикаций отмечается все более растущий интерес Всемирного банка к экономическим аспектам влияния культуры на устойчивое развитие, выявление вклада, который культура может внести в снижение бедности. В связи с чем ставится вопрос о разработке международных индикаторов культурного развития.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в современном мире культура и искусство становятся доминирующими в развитии новых интеграционных процессов, в решении проблем борьбы с бедностью, локализации этнических конфликтов, гармонизации проблем государства и рынка. Поэтому на первый план выходит потребность и необходимость в разработке науки о культуре как основном факторе формирования нового глобального рынка.

Регулярно проводимые ВСГАКИ научные симпозиумы и научно-практические конференции, такие, как "Байкальские встречи" (проводятся с 1996 года; побывали ученые почти всех стран мира), "Культурное пространство Сибири и Монголии" (проводятся с 1997 года), позволили осуществить мониторинг процессов трансформации традиционных национальных культур и искусства в современных условиях, проблем развития профессионального искусства. Все это способствовало накоплению огромного эмпирического, научно-исследовательского материала, который позволяет уже сегодня выйти на фундаментальный уровень его осмысления и реально содействовать развитию российской науки о культуре. Таким образом, трансформация ВСГАКИ осуществляется по таким направлениям, как интеграция в науку, экономику, капитализацию культуры и качество человеческого капитала.

Опыт взаимодействия академии со всеми уровнями власти в таком направлении, как развитие туризма, особенно культурно-познавательного, позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, руководители всех уровней власти - от местного самоуправления до правительственных структур, столкнулись с необходимостью научного подхода в развитии туристического бизнеса. Сегодня руководителей не устраивают только менеджеры - нужны ученые, исследователи, способные создавать сценарии стратегического направления на длительную перспективу. Именно этим объясняется поступление многочисленных заявок во ВСГАКИ на научные разработки по развитию культурно-познавательного туризма. Уже имеется положительный опыт по сотрудничеству с администрациями муниципальных образований "Тункинский район" и "Джидинский район" Республики Бурятия. Во-вторых, проведенные совместные научно-практические конференции позволили выйти на практическое решение проблем: ведется работа по созданию учебно-производственной лаборатории академии "Саяны" в Тункинском районе республики; завершается работа по формированию программы социально-экономического развития до 2010 г. этого же района; ведется работа над проектом трех типов этнокультурного ландшафта советского, бурятского и русского старожильческого населения; разрабатываются новые туристические маршруты по программе "Этнотуризм"; ведется работа по проекту "Бурятская этнографическая деревня"; разработаны программы подготовки персонала частных гостиничных комплексов и инструкторов по оздоровительным методикам; разрабатывается web-сайт Тункинского района; завершается работа по проекту "Артплощадка" на курорте Аршан и т.д. Сегодня обсуждается с правительством Республики Бурятия вопрос о создании при академии бизнес-инкубатора по культурно-познавательному туризму.

Главный вывод, который вытекает из сказанного: наука о культуре востребована, следовательно, к этому надо менять отношение в политике России и уходить от сложившихся стереотипов. Только при этих условиях возможна реальная, а не формальная модернизация образования и создание условий для повышения качества человеческого ресурса.

Вот почему главная идея деятельности ВСГАКИ - единение, объединение людей на основе сохранения и развития многообразия культур как основы устойчивого развития общества.

Кроме того, ВСГАКИ изначально нарабатывала опыт сохранения и экстраполяции традиционных этнических культур в современном мире, опыт, который является уникальным и чрезвычайно актуальным. Дело в том, что именно он определил стратегию деятельности вуза в русле новейших философских теорий познания и развития человека. В частности, такого фундаментального труда известного философа B.C. Библера "От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век".

Всемирно известный ученый Мирча Элиаде отмечает, что у современных людей зафиксировано стремление "выйти за пределы мира смысла наших отцов, дедов и обрести утраченную значимость и блаженство "начала Мира", а вследствие этого, и надежду на открытие нового творческого способа бытия в мире". Таким образом, получается, что качество современного образования находится в прямой зависимости от понимания, осознания современных процессов в культуре и искусстве. Здесь корень, здесь надо искать пути и технологии развития образования. А науке о культуре - придать особый статус и всячески содействовать ее развитию. Не случайно на Восьмом съезде ректоров вузов России в резолюцию съезда было внесено предложение о разработке и принятии "Образовательного кодекса Российской Федерации". В этом есть огромная необходимость, поскольку кардинально изменилась сфера образования: прежняя система разрушена, новая не сформирована; образование функционирует в условиях капитализации всего общества; формируются иные демократические ценности, такие, как свобода, равенство культурных и образовательных возможностей, сохранение многообразия как условие устойчивого развития, глобализационные процессы и вхождение в ВТО; реализация международных принципов "образование для всех", "образование через всю жизнь" и российского принципа "образование на месте проживания".

Кроме того, современные информатизационные процессы, и особенно активное внедрение нейрокомпьютерных технологий, кардинально изменяют все механизмы и процессы развития познания Мира и Человека. "Хочет того человек или нет, комплекс явлений, одним из индикаторов которых является интерес к нейронаукам (нейроинтерес) со стороны техники, неизбежен" ("Философия науки", 2007 г., N 3, с. 42). Это, в свою очередь, приводит к постоянно усложняющейся организации науки, в развитии которой игра ют особую роль три основных принципа: конкуренция (многообразие), интеграция (сетевой и процессный подходы - традиции, инновации) и стремление к сохранению целостности (единая картина Мира и Человека). Получается, что развитие науки о культуре напрямую связано с реализацией названных принципов и формированием глобальной экономики. Решение же самой проблемы требует серьезных исследований как фундаментального, так и прикладного характера.

Необходимо также и формирование соответствующей законодательной базы. Участие вузов культуры и искусств только в инновационных проектах, которые на практике даже не рассматриваются и не финансируются, не может решить глобальных и стратегических задач, вызовов времени к проблемам реформирования и модернизации образования в России. Остаточный принцип финансирования и отношения к культуре, отсутствие финансирования науки в вузах культуры и искусства, отсутствие осознанного отношения к системе художественного образования, к самим вузам этой сферы не будет способствовать возрастанию роли России в мировом культурном и образовательном пространстве.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru