 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Ноябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Наука о культуре и экономика: проблемы взаимодействия
|
|
|
Глобальная экономика, как утверждают современные политологи и ученые, является идеологией современного человека и человечества. Однако вместе с тем в ряде исследований утверждается, что особое место в развитии глобальной экономики занимают культура и образование. Этот вывод обозначен во Всемирном Докладе по культуре ЮНЕСКО.
|
|
|
Раиса ПШЕНИЧНИКОВА, ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, профессор
|
|
|
Дело в том, что "глобализация - явление не только экономическое, но и социальное,
политическое, культурное". В докладе красной нитью проходит мысль, очень важная
для нас: "Рынок не в состоянии сам подготовить для него человеческий капитал -
этим должны заниматься государство, семья, общество". Вместе с тем разработчики
концепции глобального рынка, который они еще называют "интеллектуальным" и
"информационным", столкнулись с проблемой включения культуры и искусства в этот
процесс. Поскольку авторы так и не смогли "втиснуть" их в правила международной
торговли ВТО, они сформулировали так называемый принцип изъятия культуры. Более
того, предложили использовать его как "испытательный стенд для новой концепции
глобализации, которая согласует нормы открытой торговли и культурного
разнообразия, стандарты специализированных международных организаций и ВТО,
особенности национальной демократии и универсальную концепцию культурных прав".
По существу, они поставили вопрос о формировании нового международного
экономического и юридического порядка с целью конструирования со стороны
правительств всех стран регулируемой глобализации, уважающей культурное
разнообразие. Кроме того, в ряде публикаций отмечается все более растущий
интерес Всемирного банка к экономическим аспектам влияния культуры на устойчивое
развитие, выявление вклада, который культура может внести в снижение бедности. В
связи с чем ставится вопрос о разработке международных индикаторов культурного
развития.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что в современном мире культура и искусство
становятся доминирующими в развитии новых интеграционных процессов, в решении
проблем борьбы с бедностью, локализации этнических конфликтов, гармонизации
проблем государства и рынка. Поэтому на первый план выходит потребность и
необходимость в разработке науки о культуре как основном факторе формирования
нового глобального рынка.
Регулярно проводимые ВСГАКИ научные симпозиумы и научно-практические
конференции, такие, как "Байкальские встречи" (проводятся с 1996 года; побывали
ученые почти всех стран мира), "Культурное пространство Сибири и Монголии"
(проводятся с 1997 года), позволили осуществить мониторинг процессов
трансформации традиционных национальных культур и искусства в современных
условиях, проблем развития профессионального искусства. Все это способствовало
накоплению огромного эмпирического, научно-исследовательского материала, который
позволяет уже сегодня выйти на фундаментальный уровень его осмысления и реально
содействовать развитию российской науки о культуре. Таким образом, трансформация
ВСГАКИ осуществляется по таким направлениям, как интеграция в науку, экономику,
капитализацию культуры и качество человеческого капитала.
Опыт взаимодействия академии со всеми уровнями власти в таком направлении, как
развитие туризма, особенно культурно-познавательного, позволяет сделать
некоторые выводы.
Во-первых, руководители всех уровней власти - от местного самоуправления до
правительственных структур, столкнулись с необходимостью научного подхода в
развитии туристического бизнеса. Сегодня руководителей не устраивают только
менеджеры - нужны ученые, исследователи, способные создавать сценарии
стратегического направления на длительную перспективу. Именно этим объясняется
поступление многочисленных заявок во ВСГАКИ на научные разработки по развитию
культурно-познавательного туризма. Уже имеется положительный опыт по
сотрудничеству с администрациями муниципальных образований "Тункинский район" и
"Джидинский район" Республики Бурятия. Во-вторых, проведенные совместные
научно-практические конференции позволили выйти на практическое решение проблем:
ведется работа по созданию учебно-производственной лаборатории академии "Саяны"
в Тункинском районе республики; завершается работа по формированию программы
социально-экономического развития до 2010 г. этого же района; ведется работа над
проектом трех типов этнокультурного ландшафта советского, бурятского и русского
старожильческого населения; разрабатываются новые туристические маршруты по
программе "Этнотуризм"; ведется работа по проекту "Бурятская этнографическая
деревня"; разработаны программы подготовки персонала частных гостиничных
комплексов и инструкторов по оздоровительным методикам; разрабатывается web-сайт
Тункинского района; завершается работа по проекту "Артплощадка" на курорте
Аршан и т.д. Сегодня обсуждается с правительством Республики Бурятия вопрос о
создании при академии бизнес-инкубатора по культурно-познавательному туризму.
Главный вывод, который вытекает из сказанного: наука о культуре востребована,
следовательно, к этому надо менять отношение в политике России и уходить от
сложившихся стереотипов. Только при этих условиях возможна реальная, а не
формальная модернизация образования и создание условий для повышения качества
человеческого ресурса.
Вот почему главная идея деятельности ВСГАКИ - единение, объединение людей на
основе сохранения и развития многообразия культур как основы устойчивого
развития общества.
Кроме того, ВСГАКИ изначально нарабатывала опыт сохранения и экстраполяции
традиционных этнических культур в современном мире, опыт, который является
уникальным и чрезвычайно актуальным. Дело в том, что именно он определил
стратегию деятельности вуза в русле новейших философских теорий познания и
развития человека. В частности, такого фундаментального труда известного
философа B.C. Библера "От наукоучения - к логике культуры: Два философских
введения в XXI век".
Всемирно известный ученый Мирча Элиаде отмечает, что у современных людей
зафиксировано стремление "выйти за пределы мира смысла наших отцов, дедов и
обрести утраченную значимость и блаженство "начала Мира", а вследствие этого, и
надежду на открытие нового творческого способа бытия в мире". Таким образом,
получается, что качество современного образования находится в прямой зависимости
от понимания, осознания современных процессов в культуре и искусстве. Здесь
корень, здесь надо искать пути и технологии развития образования. А науке о
культуре - придать особый статус и всячески содействовать ее развитию. Не
случайно на Восьмом съезде ректоров вузов России в резолюцию съезда было внесено
предложение о разработке и принятии "Образовательного кодекса Российской
Федерации". В этом есть огромная необходимость, поскольку кардинально изменилась
сфера образования: прежняя система разрушена, новая не сформирована; образование
функционирует в условиях капитализации всего общества; формируются иные
демократические ценности, такие, как свобода, равенство культурных и
образовательных возможностей, сохранение многообразия как условие устойчивого
развития, глобализационные процессы и вхождение в ВТО; реализация международных
принципов "образование для всех", "образование через всю жизнь" и российского
принципа "образование на месте проживания".
Кроме того, современные информатизационные процессы, и особенно активное
внедрение нейрокомпьютерных технологий, кардинально изменяют все механизмы и
процессы развития познания Мира и Человека. "Хочет того человек или нет,
комплекс явлений, одним из индикаторов которых является интерес к нейронаукам (нейроинтерес)
со стороны техники, неизбежен" ("Философия науки", 2007 г., N 3, с. 42). Это, в
свою очередь, приводит к постоянно усложняющейся организации науки, в развитии
которой игра ют особую роль три основных принципа: конкуренция (многообразие),
интеграция (сетевой и процессный подходы - традиции, инновации) и стремление к
сохранению целостности (единая картина Мира и Человека). Получается, что
развитие науки о культуре напрямую связано с реализацией названных принципов и
формированием глобальной экономики. Решение же самой проблемы требует серьезных
исследований как фундаментального, так и прикладного характера.
Необходимо также и формирование соответствующей законодательной базы. Участие
вузов культуры и искусств только в инновационных проектах, которые на практике
даже не рассматриваются и не финансируются, не может решить глобальных и
стратегических задач, вызовов времени к проблемам реформирования и модернизации
образования в России. Остаточный принцип финансирования и отношения к культуре,
отсутствие финансирования науки в вузах культуры и искусства, отсутствие
осознанного отношения к системе художественного образования, к самим вузам этой
сферы не будет способствовать возрастанию роли России в мировом культурном и
образовательном пространстве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|