 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Ноябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Успехи на ниве образования
|
|
|
Московский педагогический государственный университет является крупным научным, учебным и культурным центром федерального и международного значения, активно разрабатывающим, реализующим и внедряющим в образовательную среду России новейшие образовательные технологии.
|
|
|
Виктор МАТРОСОВ, ректор МПГУ
|
|
|
Московские высшие женские курсы (МВЖК) - 2-й МГУ -МГПИ - МПГУ- вот те
исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие
отечественной и зарубежной теории и практики образования, а также внесли весомый
вклад в сокровищницу мировой науки и культуры.
135-летний опыт научно-педагогической деятельности университета, мощь его
научных школ, новаторские подходы к развитию образовательных программ создали
необходимые условия для участия МПГУ в конкурсе вузов, реализующих инновационные
образовательные программы в рамках национального проекта "Образование". По его
итогам в 2007 году МПГУ вошел в число 40 вузов - победителей.
- Наша система образования не случайно признана лучшей в мире: нас всегда учили
учиться, - сказал Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации РФ, на
торжественном заседании Ученого совета МПГУ в сентябре этого года.
Программа инновационного развития головного педагогического университета страны
предусматривает разработку и реализацию принципиально новой модели подготовки
педагогических кадров, основанной на внедрении в учебный процесс достижений
фундаментальной науки, информационных и других инновационных образовательных
технологий. По итогам выполнения инновационного проекта МПГУ на рынке труда
должны появиться высококвалифицированные кадры с университетским педагогическим
образованием, востребованные системой образования, мотивированные к
педагогической профессии и готовые к инновационной деятельности в условиях
реформирования системы образования.
Уверенное вхождение МПГУ в число ведущих университетов РФ явилось результатом
долгой и упорной работы руководства и всего коллектива вуза, которая
целенаправленно велась на протяжении всей истории университета и особенно двух
последних десятилетий.
Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки
педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи
отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую
деятельность в стенах МПГУ.
ВЕЛИКАЯ ПРОФЕССУРА УНИВЕРСИТЕТА
Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим
профессорско-преподавательским составом. Основателями ведущих научных школ МПГУ
по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры.
На МВЖК астрономию читал профессор Московского университета Ф. А. Бредихин,
возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. За разработанную теорию
кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного
звания академика Петербургской академии наук.
Долгое время работал на курсах астроном П. К. Штернберг- специалист в области
гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института,
названного впоследствии его именем.
Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А. Г. Столетов - выдающийся русский
физик и электротехник, один из организаторов физической науки в Москве.
Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик - географ,
антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической
школы - Д.Н. Анучин.
Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора
В. И. Герье, С. Ф. Фортунатов, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, М.М.
Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В. О.
Ключевский - звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной
академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре.
Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих
известны не только специалистам в области истории образования и науки.
Достаточно вспомнить химиков А.Н. Реформатского - специалиста в области синтеза
спиртов и Н. Д. Зелинского - одного из крупнейших исследователей соединений
углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов
преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза, благодаря которому в
годы Первой и Второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских
солдат; математика и физика С. А. Чаплыгина - академика АН СССР, одного из
основоположников современной гидроаэродинамики; академика АН СССР,
кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского, читавшего курс минералогии и
создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира - автора
классических исследований по географии животного мира, впервые
систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н. К. Кольцова - одного из
основателей генетики в России; физиолога М.Н. Шатерникова - основоположника
физиологии питания, знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ;
философов Л.М. Лопатина, П. И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М. К.
Любавского, Ю. В. Готье, И. В. Цветаева - основателя музея изящных искусств в
Москве.
Математик Б. К. Млодзеевский, занимавшийся проблемами дифференциальной и
алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее
активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В
обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А. А. Михайлов, создавший
звездный атлас, который и сегодня используют на занятиях студенты.
В 20- 30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физикотехнического
отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор
трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел
Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.
Ю. Шмидт; три будущих академика - один из основателей отечественной астрофизики,
автор многочисленных трудов по физике звезд В. Г. Фесенков; основатель научной
школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного
рассеивания света ГС. Ландсберг; будущий лауреат Нобелевской премии и
Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике,
теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного
синтеза И. Е. Тамм; один из основателей советской школы теории чисел и теории
вероятностей А.Я. Хинчин; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик,
основатель научной школы по топологии, автор многочисленныхтрудов по теории
множеств и теории функций П. С. Новиков; специалист по физической географии и
геоморфологии Б. Ф. Добрынин; В. Ф. Каган, создавший школу дифференциальной
геометрии.
Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и
преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них
можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии
профессора А.Н. Реформатского; выдающегося советского зоолога, основателя
московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих,
географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического
движения и экологической науки С.И. Огнева. В этом ряду следует назвать
профессора С. С. Наметкина - академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и
техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической
переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов.
Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и
преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником
экономической географии в Советском Союзе.
ЛИДЕР В ОБРАЗОВАНИИ
Продолжая свои исторические традиции, университет и сейчас занимает лидирующее
место в системе педагогического образования России. В МПГУ сложились 43 научные
школы, признанные в России и за рубежом. За период с 1987 года в структуре
университета были открыты новые факультеты, кафедры, разнопрофильные
учебно-научные подразделения, созданы два научно-исследовательских института,
Центр повышения квалификации, федеральный Информационно-аналитический центр по
проблемам преподавания основ безопасности жизнедеятельности и др.
В непростые для отечественной науки 90-е годы МПГУ сохранил все свои научные и
учебные лаборатории, преобразовав их в учебно-научные центры и предусмотрев при
этом ихфинансирование из внебюджетных источников. Сегодня 14 учебно-научных
центров (УНЦ) образуют структурирующее ядро инновационного сектора МПГУ. На их
базе проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования и
осуществляется взаимодействие с 50 институтами и учреждениями РАН, РАМН и РАСХН
и
16 институтами и учреждениями РАО. Через систему УНЦ вуз решает задачи внедрения
достижений фундаментальной науки в учебный процесс, а также разработки и
апробации инновационных форм его организации на основе применения новейших
психолого-педагогических и информационных технологий. Таким образом, за
последние 20 лет в МПГУ была создана прочная база для сохранения и развития
научных школ университета. В настоящее время содержание научных разработок МПГУ
по целому ряду тем соответствует Приоритетным направлениям развития науки,
технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий
Российской Федерации: из 8 приоритетных направлений в университете реализуются
6, из 34 критических технологий - 15. Исследования ученых университета в области
математических наук и лингвистики соответствуют приоритетам, обозначенным в
итоговых документах саммита "Большой восьмерки", прошедшего в июне 2006 года в
Санкт-Петербурге.
Внедрение результатов научных исследований обеспечивает мощная издательская база
МПГУ, в которую входят типография, издательство "Прометей", журналы
"Преподаватель. XXI век", "Наука и школа", "Развитие личности", включенные в
утвержденный Президиумом ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий. На
базе МПГУ действует Головной совет по проблемам образования и науки.
Не случайно, что в 2004 году вуз стал и продолжает оставаться единственным
педагогическим вузом страны, аккредитованным в качестве научной организации.
Сохранению высокого научного потенциала МПГУ способствует разветвленная система
послевузовского образования и диссертационных советов. Подготовка свыше 1200
аспирантов, докторантов и соискателей ведется в университете по 17 отраслям наук
и 61 научной специальности. Большую часть специалистов высшей квалификации МПГУ
готовит для других вузов и регионов России. Ежегодно в 33 диссертационных
советах, из которых 21 - докторский, защищается до 500 докторских и кандидатских
диссертаций по 61 научной специальности и 14 отраслям наук. Все это позволяет
университету сохранять высокий кадровый потенциал. Сегодня на постоянной основе
в МПГУ работают более 3000 преподавателей, из них свыше 400 докторов наук,
профессоров, более 1250 кандидатов наук, доцентов. В их числе лауреаты премий
Президента и Правительства РФ в области образования, академики и
члены-корреспонденты РАН и РАО.
Динамику совершенствования учебной деятельности университета характеризуют
следующие показатели. В 1987 году в МГПИ велась подготовка студентов по 19
специальностям. В настоящее время - по 42 и 12 направлениям. Сегодня в
соответствии с лицензией образовательная деятельность в университете ведется
более чем по 150 образовательным программам высшего, послевузовского и
дополнительного образования.
МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования открыл в
1992 году экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования.
Участие МПГУ в реализации модели многоуровневого образования не только на
десятилетие предвосхитило разворачивание процессов формирования единого
общеевропейского образовательного пространства (Бо-лонский процесс), но и стало
важным фактором на пути становления современной, гибкой, мобильной и вариативной
системы подготовки педагогических кадров, которая в настоящее время может
осуществляться по 15 маршрутам профессионального педагогического образования.
Развитие научных школ университета, наличие высококвалифицированного кадрового
потенциала создало предпосылки для ведения подготовки студентов по
образовательным программам непедагогического профиля. В числе первых 10
технических и классических университетов МПГУ начиная с 2005 года включился в
эксперимент по подготовке кадров по специальности 073700 "Информационные
технологии в образовании".
Многообразный спектр и вариативность программ МПГУ, отвечающих динамично
меняющимся запросам рынка образовательных услуг, неизменно привлекают
абитуриентов. Средний конкурс при поступлении в университет остается стабильным
на протяжении многих лет: 3- 4 человека на место, по отдельным специальностям -
до 22. Всего в университете и его 6 филиалах обучаются свыше 25 тыс. студентов
(бакалавров, специалистов, магистров), в их числе граждане более 30 стран мира.
Внедрение в систему общего среднего образования новейших разработок МПГУ
осуществляет на основе взаимодействия факультетов университета более чем с 400
школами Москвы и Подмосковья и 14 педагогическими колледжами. Экспериментальные
площадки по инновационным направлениям деятельности созданы в ряде средних
общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области, Калужской,
Новгородской и других областей страны.
СОТРУДНИЧЕСТВО
МПГУ осуществляет сотрудничество с Правительством Москвы, Департаментом
образования Москвы, его окружными управлениями на основе долгосрочных договоров.
Филиалы МПГУ взаимодействуют с органами управления образованием городов России.
В целях укрепления партнерских отношений с ведущими университетами мира МПГУ
осуществляет сотрудничество с зарубежными университетами и исследовательскими
центрами Германии, Японии, Южной Кореи, Польши, Чехии, США, Швеции, Нидерландов,
Великобритании, Швейцарии, Франции, Италии, а также с компаниями: IBM (США),
Microsoft (США), VeriCold Technologies GmbH (Германия); id Quantique SA
(Швейцария); Pirelli Labs (Италия); Thales TRT (Франция) и другими.
Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности
является востребованность выпускников на рынке труда. По официальным данным,
свыше 70% выпускников МПГУ (с учетом регионов - до 83%) ежегодно
трудоустраивается в образовательную и социальную сферу, что является одним из
самых высоких показателей в России. Об элитном уровне профессиональной
подготовки в университете свидетельствуют достижения его выпускников, которые в
течение последних 5 лет неизменно становились победителями и призерами конкурса
профессионального мастерства "Учитель года".
Инициируя инновационные процессы в отрасли, университет продолжает объединять и
координировать усилия многих вузов, реализующих педагогические программы. Эту
деятельность МПГУ осуществляет через действующие на его базе
государственно-общественные и общественные организации системы педагогического
образования: Совет по педагогическому образованию, Учебно-методическое
объединение по специальностям педагогического образования, Ассоциацию развития
педагогических университетов и институтов.
ЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ
Современные заслуги МПГУ отмечены на высшем государственном уровне. В 1990 году
МГПИ им. В.И. Ленина первому в бывшем СССР и России был возвращен статус
университета, что полностью соответствует той модели фундаментального
образования университетского типа, которую вуз создавал и реализовывал на
протяжении всей своей истории.
МПГУ стал единственным педагогическим вузом, отмеченным благодарностями двух
президентов РФ. Яркую характеристику современной роли университета в процессах
обновления системы образования России дал Президент РФ В.В. Путин 1 сентября
2001 года в своем выступлении перед студентами и преподавателями МПГУ: "Именно
здесь задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные
педагогические вузы страны".
Современные лидирующие позиции в системе высшего профессионального образования
России университет ежегодно подтверждает первым местом в официальном рейтинге
Министерства образования и науки РФ в группе педагогических и лингвистических
вузов. Важным показателем качества образования и роли МПГУ в высшей школе РФ
являются высокие места, занимаемые в независимых рейтингах, и общественная
оценка деятельности университета. В 2004 году МПГУ занял первое место и был
награжден премией Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с
общеобразовательными учреждениями. Международный кинофорум "Золотой витязь"
наградил университет дипломом "Лучшее высшее учебное заведение России". В 2005
году МПГУ получил диплом лауреата конкурса в номинации "100 лучших вузов России"
от независимого общественного совета конкурса "Золотая медаль "Европейское
качество". Втечение последних лет МПГУ ежегодно награждается дипломом
Международной выставки "Образование и карьера" за работу с молодежью и вклад в
пропаганду образования.
Выступая в МПГУ 30 марта 2007 г., первый заместитель Председателя Правительства
РФ Дмитрий Медведев сказал, что МПГУ является эталоном для других педагогических
университетов и учебных заведений.
Осознавая возрастающую роль образования как стратегического ресурса развития
общества в обеспечении национальной безопасности и инновационного развития
России, опираясь на свои исторические традиции, опыт научно-педагогической
деятельности и потенциал, МПГУ как один из лидеров образования видит свое
предназначение в активном содействии формированию интеллектуального и
духовно-нравственного потенциала нации. От педагогов и учителей зависит
возможность прорыва во всех отраслях науки, техники, экономики, морали и
культурного облика человека, от того, как мы будем обучать школьника или
студента, зависит потенциал и величие России! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|