|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Ноябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Водные уроки истории, которые следует вспомнить
|
|
|
Продолжаем дискуссию об использовании и охране трансграничных рек.
|
|
|
Тулеген САРСЕМБЕКОВ, Секретариат Интеграционного комитета ЕвразЭС
|
|
|
По мере увеличения спроса на воду обостряется конкуренция в речных бассейнах,
которые пересекают межгосударственные границы. Решение этой проблемы в целом
предопределяет необходимость смены прежних концепций водопользования и перехода
к интегрированному управлению водными ресурсами. Именно это обеспечит
многоцелевое и сбалансированное достижение целей экономического развития и
экологической безопасности речных экосистем. Поэтому, когда речь заходит о
развитии гидроэнергетики, она должна рассматриваться как составная часть
использования трансграничной реки. Это, наверное, будет надежным средством
против того, чтобы в международных отношениях устанавливать монополию на тот или
иной вид водопользования.
Особенность управления водными ресурсами обусловлена характером воды: дождевая
влага, реки, озера, подземные воды и загрязненная вода - все они составляют один
и тот же ресурс, что означает взаимозависимость глобальных, национальных,
региональных и местных действий. Несбалансированное водопользование водной части
этой системы изменяет ресурсную базу, воздействуя на других водопользователей.
Водохозяйственные сооружения (плотины, водохранилища), построенные в одной
стране, часто изменяют речной режим в странах, лежащих ниже по течению, тем
самым воздействуя на условия их водообеспечения. Это обстоятельство имеет по
крайней мере позитивный эффект, побуждая к сотрудничеству и необходимости
совместно решать возникшие проблемы водопользования в бассейнах трансграничных
рек.
В мире существует 263 международных бассейна, которые пересекают границы двух и
более стран. На территории этих бассейнов живут около 40% мирового населения, на
них приходится около 60% запасов пресной воды. Международные бассейны частично
захватывают территорию 145 стран, а территория 21 государства полностью входит в
международные бассейны. Поданным Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН (ОАО), с 805 года н.э. по настоящее время было заключено более
3, 6 тыс. договоров, касающихся международных водных ресурсов. Большинство из
этих договоров связано с судоходством и демаркацией границ. В прошлом столетии
основное внимание в рамках переговоров и при подготовке договоров стало
уделяться уже не режимам судоходства, а использованию, освоению, охране и
сохранению водных ресурсов.
В самых первых международных документах, определявших общие правила
использования трансграничных рек (судоходных водных путей), указывалась
недопустимость действий, препятствующих международному судоходству. В конвенции
Лиги наций "О режиме судоходных водных путей международного значения" (Convention
and Statute on the Regime of Navigable Waterways of International Concern),
подписанной 40 государствами в Барселоне 20 апреля 1921 г., в статье 10
указывается: "Каждое прибрежное государство обязано, с одной стороны,
воздерживаться от всех мер, которые могут наносить ущерб судоходности по водному
пути или сокращать удобства для судоходства, и, с другой стороны, принимать, по
возможности срочно, все необходимые меры для устранения любых препятствий и
опасностей, которые могут встретиться в судоходстве".
В этой же статье конвенции отмечено: "Если такое судоходство делает необходимым
постоянное содержание в порядке водного пути, каждое из прибрежных государств
обязано в отношении других принять такие шаги и произвести, по возможности
срочно, такие работы на его территории, какие окажутся необходимыми для этой
цели, всегда принимая во внимание условия судоходства, равно как и экономическое
положение районов, обслуживаемых судоходным водным путем". Представляется также
важным, что в конвенции договаривающиеся государства "обязываются не применять
между собой каких-либо положений договоров, конвенций или соглашений, которые
противоречили бы правилам настоящего Статута" (статья 13).
В соответствии с конвенцией договаривающиеся государства создали Международную
комиссию, которая должна руководствоваться исключительно интересами судоходства
и рассматриваться как один из органов Лиги наций, "на этом основании она будет
прямо осуществлять с Лигой и ее органами обмен всеми полезными сведениями, будет
ежегодно представлять Лиге доклад" (статья 14).
Конечно, впрямую переносить этот опыт на современную кальку международных
отношений в области использования трансграничных рек вряд ли целесообразно, но
общие принципы и содержание важного исторического документа, несомненно, должны
учитываться.
Другую конвенцию Лиги наций, по гидроэнергетике, подписали 15 государств 9
декабря 1923 г. в Женеве. Это международное соглашение - "Конвенция, касающаяся
развития гидроэнергетики в одном и более государствах" (Convention relating to
the Development of Hydraulic Power affecting more than one State and Protocol of
Signature) актуально и в наши дни. Прежде всего надо отметить, что в нем
заложены основы международного водного права, получившие впоследствии развитие в
других конвенциях и соглашениях по использованию международных водотоков
(трансграничных рек).
Так, в статье 2 упомянутой конвенции говорится, что в целях рационального
использования гидроэнергии, договаривающиеся государства по просьбе любого из
них должны оказывать содействие в совместном изучении освоения
гидроэнергетических ресурсов с учетов взаимных интересов, а также существующих,
строящихся и планируемых объектов. В случае изменения принятой программы
освоения гидроэнергетических ресурсов, договаривающиеся государства должны
провести новое рассмотрение условий, принимая во внимание вышесказанное.
Представляется важным положение конвенции (статья 3) о том, что при
строительстве объектов гидроэнергетики государства должны вступать в переговоры
с целью заключения соглашений, которые позволят урегулировать данный вопрос. В
статье 4 также указывается на необходимость проведения переговоров в случае
оказания возможного негативного воздействия объектов гидроэнергетики на
сопредельное государство.
В статье 6 конвенции отмечено, что в соглашениях государств могут отражаться
особенности строительства, содержания и эксплуатации объектов, урегулирования
вопросов их финансирования, осуществления технического контроля безопасности
сооружений, охраны объектов, регулирования речного стока; способы разрешения
споров относительно толкования или применения положения соглашения. Ход мировой
истории, вне сомнения, не мог не повлиять на судьбу этих конвенций и государств,
подписавших их, но многие заложенные в них принципы могут быть творчески
переосмыслены и применены в разрешении современных проблем водопользования.
Каждая страна имеет объективные обоснования для расширения использования водных
ресурсов и, как правило, этот фактор рассматривается в аспекте защиты
национальных интересов и находится под политическим контролем. Вместе с тем
уникальность воды заключается в том, что безопасность водопользования страны в
трансграничных бассейнах может быть обеспечена только в условиях сотрудничества,
при мониторинге распределения водных ресурсов, учитывающих изменчивость речного
стока и потребности в воде.
Помимо этого водные ресурсы подвержены влиянию глобального изменения климата. К
сожалению, в соглашениях нового поколения по использованию трансграничных рек, и
это касается прежде всего стран СНГ, этой угрозе не уделяется внимания, не
предусматриваются меры совместной борьбы с последствиями глобального потепления.
Для улучшения сотрудничества требуется четкое и одновременно гибкое
распределение воды и определение стандартов ее качества с учетом гидрологических
явлений, изменений параметров бассейна.
Воздействие изменения климата на водные ресурсы зависит не только от изменений в
объеме, сроках и качестве речного стока и его пополнения, но также и от
характеристик системы, меняющихся факторов. Например, весьма вероятно то, что
ускоренное отступление ледников и сдвиг сроков наступления половодья и паводков
от весны и лета к прежнему зимнему периоду во многих регионах связано с
повышением температуры. Отступление ледников будет продолжаться, и многие
небольшие ледники исчезнут (вероятность достаточно велика). Его скорость будет
зависеть от темпов повышения температуры. В этой связи государствам Центральной
Азии важно разработать меры по обеспечению устойчивого водопользования при
сокращении летнего стока, питаемого ледниками. Вероятно, необходимо разработать
и соответствующие региональные сценарии развития гидроэнергетики и использования
водных ресурсов в условиях изменения климата.
Гидроэнергетика не может развиваться, не принимая во внимание все эти факторы.
Важно, чтобы каждый ее объект создавал реальные выгоды для сотрудничества и
безопасности водопользования, исключая причины вероятных споров за воду, которой
становится все меньше. Таков прогноз, и с этим надо считаться, помня уроки
истории. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|