Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Водные уроки истории, которые следует вспомнить

 
   

Продолжаем дискуссию об использовании и охране трансграничных рек.

 

 
 

Тулеген САРСЕМБЕКОВ,
Секретариат Интеграционного комитета ЕвразЭС

 
 
По мере увеличения спроса на воду обостряется конкуренция в речных бассейнах, которые пересекают межгосударственные границы. Решение этой проблемы в целом предопределяет необходимость смены прежних концепций водопользования и перехода к интегрированному управлению водными ресурсами. Именно это обеспечит многоцелевое и сбалансированное достижение целей экономического развития и экологической безопасности речных экосистем. Поэтому, когда речь заходит о развитии гидроэнергетики, она должна рассматриваться как составная часть использования трансграничной реки. Это, наверное, будет надежным средством против того, чтобы в международных отношениях устанавливать монополию на тот или иной вид водопользования.

Особенность управления водными ресурсами обусловлена характером воды: дождевая влага, реки, озера, подземные воды и загрязненная вода - все они составляют один и тот же ресурс, что означает взаимозависимость глобальных, национальных, региональных и местных действий. Несбалансированное водопользование водной части этой системы изменяет ресурсную базу, воздействуя на других водопользователей. Водохозяйственные сооружения (плотины, водохранилища), построенные в одной стране, часто изменяют речной режим в странах, лежащих ниже по течению, тем самым воздействуя на условия их водообеспечения. Это обстоятельство имеет по крайней мере позитивный эффект, побуждая к сотрудничеству и необходимости совместно решать возникшие проблемы водопользования в бассейнах трансграничных рек.

В мире существует 263 международных бассейна, которые пересекают границы двух и более стран. На территории этих бассейнов живут около 40% мирового населения, на них приходится около 60% запасов пресной воды. Международные бассейны частично захватывают территорию 145 стран, а территория 21 государства полностью входит в международные бассейны. Поданным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ОАО), с 805 года н.э. по настоящее время было заключено более 3, 6 тыс. договоров, касающихся международных водных ресурсов. Большинство из этих договоров связано с судоходством и демаркацией границ. В прошлом столетии основное внимание в рамках переговоров и при подготовке договоров стало уделяться уже не режимам судоходства, а использованию, освоению, охране и сохранению водных ресурсов.

В самых первых международных документах, определявших общие правила использования трансграничных рек (судоходных водных путей), указывалась недопустимость действий, препятствующих международному судоходству. В конвенции Лиги наций "О режиме судоходных водных путей международного значения" (Convention and Statute on the Regime of Navigable Waterways of International Concern), подписанной 40 государствами в Барселоне 20 апреля 1921 г., в статье 10 указывается: "Каждое прибрежное государство обязано, с одной стороны, воздерживаться от всех мер, которые могут наносить ущерб судоходности по водному пути или сокращать удобства для судоходства, и, с другой стороны, принимать, по возможности срочно, все необходимые меры для устранения любых препятствий и опасностей, которые могут встретиться в судоходстве".

В этой же статье конвенции отмечено: "Если такое судоходство делает необходимым постоянное содержание в порядке водного пути, каждое из прибрежных государств обязано в отношении других принять такие шаги и произвести, по возможности срочно, такие работы на его территории, какие окажутся необходимыми для этой цели, всегда принимая во внимание условия судоходства, равно как и экономическое положение районов, обслуживаемых судоходным водным путем". Представляется также важным, что в конвенции договаривающиеся государства "обязываются не применять между собой каких-либо положений договоров, конвенций или соглашений, которые противоречили бы правилам настоящего Статута" (статья 13).

В соответствии с конвенцией договаривающиеся государства создали Международную комиссию, которая должна руководствоваться исключительно интересами судоходства и рассматриваться как один из органов Лиги наций, "на этом основании она будет прямо осуществлять с Лигой и ее органами обмен всеми полезными сведениями, будет ежегодно представлять Лиге доклад" (статья 14).

Конечно, впрямую переносить этот опыт на современную кальку международных отношений в области использования трансграничных рек вряд ли целесообразно, но общие принципы и содержание важного исторического документа, несомненно, должны учитываться.

Другую конвенцию Лиги наций, по гидроэнергетике, подписали 15 государств 9 декабря 1923 г. в Женеве. Это международное соглашение - "Конвенция, касающаяся развития гидроэнергетики в одном и более государствах" (Convention relating to the Development of Hydraulic Power affecting more than one State and Protocol of Signature) актуально и в наши дни. Прежде всего надо отметить, что в нем заложены основы международного водного права, получившие впоследствии развитие в других конвенциях и соглашениях по использованию международных водотоков (трансграничных рек).

Так, в статье 2 упомянутой конвенции говорится, что в целях рационального использования гидроэнергии, договаривающиеся государства по просьбе любого из них должны оказывать содействие в совместном изучении освоения гидроэнергетических ресурсов с учетов взаимных интересов, а также существующих, строящихся и планируемых объектов. В случае изменения принятой программы освоения гидроэнергетических ресурсов, договаривающиеся государства должны провести новое рассмотрение условий, принимая во внимание вышесказанное.

Представляется важным положение конвенции (статья 3) о том, что при строительстве объектов гидроэнергетики государства должны вступать в переговоры с целью заключения соглашений, которые позволят урегулировать данный вопрос. В статье 4 также указывается на необходимость проведения переговоров в случае оказания возможного негативного воздействия объектов гидроэнергетики на сопредельное государство.

В статье 6 конвенции отмечено, что в соглашениях государств могут отражаться особенности строительства, содержания и эксплуатации объектов, урегулирования вопросов их финансирования, осуществления технического контроля безопасности сооружений, охраны объектов, регулирования речного стока; способы разрешения споров относительно толкования или применения положения соглашения. Ход мировой истории, вне сомнения, не мог не повлиять на судьбу этих конвенций и государств, подписавших их, но многие заложенные в них принципы могут быть творчески переосмыслены и применены в разрешении современных проблем водопользования.

Каждая страна имеет объективные обоснования для расширения использования водных ресурсов и, как правило, этот фактор рассматривается в аспекте защиты национальных интересов и находится под политическим контролем. Вместе с тем уникальность воды заключается в том, что безопасность водопользования страны в трансграничных бассейнах может быть обеспечена только в условиях сотрудничества, при мониторинге распределения водных ресурсов, учитывающих изменчивость речного стока и потребности в воде.

Помимо этого водные ресурсы подвержены влиянию глобального изменения климата. К сожалению, в соглашениях нового поколения по использованию трансграничных рек, и это касается прежде всего стран СНГ, этой угрозе не уделяется внимания, не предусматриваются меры совместной борьбы с последствиями глобального потепления. Для улучшения сотрудничества требуется четкое и одновременно гибкое распределение воды и определение стандартов ее качества с учетом гидрологических явлений, изменений параметров бассейна.

Воздействие изменения климата на водные ресурсы зависит не только от изменений в объеме, сроках и качестве речного стока и его пополнения, но также и от характеристик системы, меняющихся факторов. Например, весьма вероятно то, что ускоренное отступление ледников и сдвиг сроков наступления половодья и паводков от весны и лета к прежнему зимнему периоду во многих регионах связано с повышением температуры. Отступление ледников будет продолжаться, и многие небольшие ледники исчезнут (вероятность достаточно велика). Его скорость будет зависеть от темпов повышения температуры. В этой связи государствам Центральной Азии важно разработать меры по обеспечению устойчивого водопользования при сокращении летнего стока, питаемого ледниками. Вероятно, необходимо разработать и соответствующие региональные сценарии развития гидроэнергетики и использования водных ресурсов в условиях изменения климата.

Гидроэнергетика не может развиваться, не принимая во внимание все эти факторы. Важно, чтобы каждый ее объект создавал реальные выгоды для сотрудничества и безопасности водопользования, исключая причины вероятных споров за воду, которой становится все меньше. Таков прогноз, и с этим надо считаться, помня уроки истории.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru