 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Ноябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
На суше и на море
|
|
|
Мнения экспертов о негативном воздействии на природу при строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
|
|
|
Рустам САГИТОВ, директор Балтийского фонда природы, к.б.н., Михаил ШИЛИН, главный специалист управления охраны окружающей среды 000 "Нефтегазгеодезия", д.г.н
|
|
|
Безопасность БТС-2 для природы зависит от того, как объект будут строить и
эксплуатировать.
Экологам хорошо известно, что любой вид антропогенной деятельности неизбежно
оказывает негативное воздействие на природные экосистемы. Задача менеджмента при
реализации любых проектов (прежде всего больших) - свести к минимуму
экологические риски и разработать компенсационные меры.
Для контроля экологической ситуации на трассе БТС-2 необходимо проводить
систематические наблюдения по типу мониторинга не только во время строительства,
но и после его окончания. Как показали наши исследования, выполненные в 2006-
2007 гг. по заказу ОАО "Ленморниипроект" и ЗАО "Проектный институт реконструкции
и строительства объектов нефти и газа", при организации мониторинга требуется
комплексный подход. Он предусматривает наблюдения как за наземными, так и за
водными экосистемами в течение всего года, а не только в какой-то один сезон.
Трассу трубопровода надо рассматривать как единое целое.
ДЕРЖИТЕСЬ, КРАСНОКНИЖНИКИ!
Значительная часть наземной трассы БТС-2 пролегает по территории Ленинградской
области. При этом пересекается 65 крупных и малых водотоков, относящихся в
основном к I рыбохозяйственной категории. Постоянный промысел на большинстве рек
и речек отсутствует, но они играют важную роль в воспроизводстве рыбных ресурсов
более крупных водоемов. При прокладке трубопроводов через водотоки наиболее
уязвимым компонентом речной экосистемы является пойма, которая служит местом
нереста многих видов рыб, развития их молоди и нагула взрослых особей. В сумме
по всем водотокам Ленинградской области потери ихтиомассы от сооружения
подводных переходов БТС-2 составят не менее 1, 5 т товарной рыбы за год. Это
довольно ощутимо для водотоков, которые и без нефтепровода-то испытывают сильную
антропогенную нагрузку. На восстановление продуктивности уйдет не менее пяти
лет. Возможно ли компенсировать этот ущерб? Беспристрастная оценка показывает:
несомненно, и способов много.
Прежде всего на этапе планирования для подводных переходов следует выбирать
участки с пологими, не размываемыми берегами и минимальной шириной поймы;
предусмотреть строительство временных мостов через реки и водопропускных труб
через ручьи.
Наземные экосистемы, пересекаемые трубопроводом БТС-2, - это в основном леса и
заболоченные низменности. Наблюдения однозначно свидетельствуют в пользу того,
что здесь есть что охранять. Чем реально угрожает строительство нефтепровода
наземным биологическим сообществам?
При строительстве трассы неизбежны вырубка леса и уничтожение почвенного
покрова. Это не может не вызвать вторичное заболачивание почвы. Уплотнение
грунта, засыпка болот приведет к подъему грунтовых вод и переувлажнению
прилегающих склонов. Участки коридора трассы начнут зарастать труднопроходимым
кустарником. Вырубка деревьев ставит под удар хищных и некоторых других птиц,
являющихся особо охраняемыми в области и в Балтийском регионе, а также крупных
лесных млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу.
При сооружении трассы необходимо отказаться от устройства временных дорог для
передвижения строительной техники, применять щадящую технику с низким давлением
на грунт, проводить земляные работы зимой и т.д.
От того, учтут ли строители БТС-2 рекомендации экологов, будет за висеть
состояние экосистем на наземном участке трассы. И здесь нельзя не отметить, что
до сих пор все еще не выполнены рекомендации по БТС-1, в том числе по
технологиям пересечения рек Карельского перешейка. В результате
восстановительные процессы на трассе идут крайне медленно, а нарушения
естественных природных условий столь существенны, что вызывают острую критику со
стороны местного населения, экспертов-экологов, туристов.
Важно добавить, что мелкие беспозвоночные животные района пролегания трассы
БТС-2, в том числе насекомые, изучены недостаточно для реальной оценки
воздействия строительства. Ряд групп позвоночных животных (например, амфибий и
рептилий) тоже остался малоизученным. Выполненные нами работы не могли привнести
ясности в этот вопрос, так как проводились в основном зимой. Передвигаясь по
коридору трассы на снегоходах и лыжах, мы, естественно, не смогли учесть всего.
Очевидно, что зимние наблюдения на трассе необходимо дополнить материалами
летних исследований.
ЧЕМ РИСКУЕМ В ЗАЛИВЕ?
Экосистемы, которые будут подвергнуты воздействию морского участка БТС-2, не
менее чувствительны, чем наземные. На западном берегу пролива Бьеркезунд
располагается государственный заказник "Березовые острова", на территории
которого останавливаются на весеннем пролете тысячи мигрирующих птиц, а зимой
это "родильный дом" нерпы. Прибрежные экосистемы Березовых островов с их
многотравными приморскими лугами, песчаными дюнами, пологими пляжами чрезвычайно
уязвимы.
А ведь Россия является членом Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях,
подписанной в 1971 году. К конвенции присоединились более 200 стран. Березовые
острова попадают под действие этой конвенции. Очевидно, что для устойчивого
сосуществования охраняемой природной территории и морского нефтеналивного
терминала необходим конструктивный диалог экологов с портовиками,
транспортниками и нефтяниками. Ведь после окончания строительства воздействие на
морские экосистемы будет продолжаться в связи с подходом и маневрированием
крупнотоннажных танкеров. Наиболее обсуждаемыми рисками, связанными с
нефтеперевозками, по-прежнему остаются такие, как утечка нефтепродуктов,
санкционированные и несанкционированные сбросы промышленных отходов, загрязнение
островов и прибрежных территорий бытовым мусором, выброшенным с судов.
Однако среди прямых угроз морским экосистемам со стороны транспорта есть и менее
очевидные, чем нефтяная пленка на поверхности моря или кучи мусора на
необитаемых островах. Например, высокий уровень шума и беспокойства водной среды
в зонах интенсивного движения судов, губительный для живых организмов. Другая
угроза - интродукция в экосистему чужеродных видов, так называемых
видов-вселенцев.
Этой проблеме уделяет большое внимание глобальная Конвенция по биологическому
разнообразию, подписанная в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Для Балтийского моря
этот риск связан прежде всего с балластными водами танкеров. Портовые комплексы,
как правило, располагаются в устьях рек. А это значит, что вода там, в общем,
сравнима с балтийской - она опресненная или почти пресная. Организмы,
существующие в этой воде, вполне могут оказаться жизнеспособными и у нас. Много
"шороху" навел в Балтийском море, например, попавший сюда с балластными водами
из Каспийского региона крупный хищный рачок церкопагес, который активно выедает
мелкий планктон, подрывая кормовую базу промысловых рыб.
Методика минимизации потенциальной угрозы проста и эффективна. Она предусмотрена
Конвенцией по балластным водам, которую Россия, к сожалению, не подписала.
Конвенция рекомендует после забора балластной воды в устье какой-нибудь реки
поменять ее в открытом море: пресноводные организмы в морской воде погибнут. Это
же очень просто! В мире есть опыт эффективного устранения экологических рисков,
который надо просто научиться применять. К сожалению, в России упорно считают
охрану природы чем-то второстепенным и не слишком серьезным. В результате мы не
только пренебрегаем международным природоохранным законодательством, но даже
собственные достижения в этой сфере (а они есть у той же Транснефти!) прячем от
посторонних глаз.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|