Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

На суше и на море

 
   

Мнения экспертов о негативном воздействии на природу при строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

 

 
 

Рустам САГИТОВ,
директор Балтийского фонда природы, к.б.н.,
Михаил ШИЛИН,
главный специалист управления охраны окружающей среды 000 "Нефтегазгеодезия", д.г.н

 
 
Безопасность БТС-2 для природы зависит от того, как объект будут строить и эксплуатировать.

Экологам хорошо известно, что любой вид антропогенной деятельности неизбежно оказывает негативное воздействие на природные экосистемы. Задача менеджмента при реализации любых проектов (прежде всего больших) - свести к минимуму экологические риски и разработать компенсационные меры.

Для контроля экологической ситуации на трассе БТС-2 необходимо проводить систематические наблюдения по типу мониторинга не только во время строительства, но и после его окончания. Как показали наши исследования, выполненные в 2006- 2007 гг. по заказу ОАО "Ленморниипроект" и ЗАО "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа", при организации мониторинга требуется комплексный подход. Он предусматривает наблюдения как за наземными, так и за водными экосистемами в течение всего года, а не только в какой-то один сезон. Трассу трубопровода надо рассматривать как единое целое.

ДЕРЖИТЕСЬ, КРАСНОКНИЖНИКИ!

Значительная часть наземной трассы БТС-2 пролегает по территории Ленинградской области. При этом пересекается 65 крупных и малых водотоков, относящихся в основном к I рыбохозяйственной категории. Постоянный промысел на большинстве рек и речек отсутствует, но они играют важную роль в воспроизводстве рыбных ресурсов более крупных водоемов. При прокладке трубопроводов через водотоки наиболее уязвимым компонентом речной экосистемы является пойма, которая служит местом нереста многих видов рыб, развития их молоди и нагула взрослых особей. В сумме по всем водотокам Ленинградской области потери ихтиомассы от сооружения подводных переходов БТС-2 составят не менее 1, 5 т товарной рыбы за год. Это довольно ощутимо для водотоков, которые и без нефтепровода-то испытывают сильную антропогенную нагрузку. На восстановление продуктивности уйдет не менее пяти лет. Возможно ли компенсировать этот ущерб? Беспристрастная оценка показывает: несомненно, и способов много.

Прежде всего на этапе планирования для подводных переходов следует выбирать участки с пологими, не размываемыми берегами и минимальной шириной поймы; предусмотреть строительство временных мостов через реки и водопропускных труб через ручьи.

Наземные экосистемы, пересекаемые трубопроводом БТС-2, - это в основном леса и заболоченные низменности. Наблюдения однозначно свидетельствуют в пользу того, что здесь есть что охранять. Чем реально угрожает строительство нефтепровода наземным биологическим сообществам?

При строительстве трассы неизбежны вырубка леса и уничтожение почвенного покрова. Это не может не вызвать вторичное заболачивание почвы. Уплотнение грунта, засыпка болот приведет к подъему грунтовых вод и переувлажнению прилегающих склонов. Участки коридора трассы начнут зарастать труднопроходимым кустарником. Вырубка деревьев ставит под удар хищных и некоторых других птиц, являющихся особо охраняемыми в области и в Балтийском регионе, а также крупных лесных млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу.

При сооружении трассы необходимо отказаться от устройства временных дорог для передвижения строительной техники, применять щадящую технику с низким давлением на грунт, проводить земляные работы зимой и т.д.

От того, учтут ли строители БТС-2 рекомендации экологов, будет за висеть состояние экосистем на наземном участке трассы. И здесь нельзя не отметить, что до сих пор все еще не выполнены рекомендации по БТС-1, в том числе по технологиям пересечения рек Карельского перешейка. В результате восстановительные процессы на трассе идут крайне медленно, а нарушения естественных природных условий столь существенны, что вызывают острую критику со стороны местного населения, экспертов-экологов, туристов.

Важно добавить, что мелкие беспозвоночные животные района пролегания трассы БТС-2, в том числе насекомые, изучены недостаточно для реальной оценки воздействия строительства. Ряд групп позвоночных животных (например, амфибий и рептилий) тоже остался малоизученным. Выполненные нами работы не могли привнести ясности в этот вопрос, так как проводились в основном зимой. Передвигаясь по коридору трассы на снегоходах и лыжах, мы, естественно, не смогли учесть всего. Очевидно, что зимние наблюдения на трассе необходимо дополнить материалами летних исследований.

ЧЕМ РИСКУЕМ В ЗАЛИВЕ?

Экосистемы, которые будут подвергнуты воздействию морского участка БТС-2, не менее чувствительны, чем наземные. На западном берегу пролива Бьеркезунд располагается государственный заказник "Березовые острова", на территории которого останавливаются на весеннем пролете тысячи мигрирующих птиц, а зимой это "родильный дом" нерпы. Прибрежные экосистемы Березовых островов с их многотравными приморскими лугами, песчаными дюнами, пологими пляжами чрезвычайно уязвимы.

А ведь Россия является членом Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, подписанной в 1971 году. К конвенции присоединились более 200 стран. Березовые острова попадают под действие этой конвенции. Очевидно, что для устойчивого сосуществования охраняемой природной территории и морского нефтеналивного терминала необходим конструктивный диалог экологов с портовиками, транспортниками и нефтяниками. Ведь после окончания строительства воздействие на морские экосистемы будет продолжаться в связи с подходом и маневрированием крупнотоннажных танкеров. Наиболее обсуждаемыми рисками, связанными с нефтеперевозками, по-прежнему остаются такие, как утечка нефтепродуктов, санкционированные и несанкционированные сбросы промышленных отходов, загрязнение островов и прибрежных территорий бытовым мусором, выброшенным с судов.

Однако среди прямых угроз морским экосистемам со стороны транспорта есть и менее очевидные, чем нефтяная пленка на поверхности моря или кучи мусора на необитаемых островах. Например, высокий уровень шума и беспокойства водной среды в зонах интенсивного движения судов, губительный для живых организмов. Другая угроза - интродукция в экосистему чужеродных видов, так называемых видов-вселенцев.

Этой проблеме уделяет большое внимание глобальная Конвенция по биологическому разнообразию, подписанная в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Для Балтийского моря этот риск связан прежде всего с балластными водами танкеров. Портовые комплексы, как правило, располагаются в устьях рек. А это значит, что вода там, в общем, сравнима с балтийской - она опресненная или почти пресная. Организмы, существующие в этой воде, вполне могут оказаться жизнеспособными и у нас. Много "шороху" навел в Балтийском море, например, попавший сюда с балластными водами из Каспийского региона крупный хищный рачок церкопагес, который активно выедает мелкий планктон, подрывая кормовую базу промысловых рыб.

Методика минимизации потенциальной угрозы проста и эффективна. Она предусмотрена Конвенцией по балластным водам, которую Россия, к сожалению, не подписала. Конвенция рекомендует после забора балластной воды в устье какой-нибудь реки поменять ее в открытом море: пресноводные организмы в морской воде погибнут. Это же очень просто! В мире есть опыт эффективного устранения экологических рисков, который надо просто научиться применять. К сожалению, в России упорно считают охрану природы чем-то второстепенным и не слишком серьезным. В результате мы не только пренебрегаем международным природоохранным законодательством, но даже собственные достижения в этой сфере (а они есть у той же Транснефти!) прячем от посторонних глаз.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru