Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Освоение российского шельфа по американским законам

 
   

О проблемах, порожденных началом широкомасштабной добычи на Сахалине нефти и газа, наш журнал писал неоднократно. В том числе и о массовых экологических нарушениях при освоении шельфа. После инспекции, предпринятой на остров минувшей осенью комиссией Министерства природных ресурсов РФ и Росприроднадзора, у компании-оператора Sakhalin Energy был приостановлен десяток лицензий на водопользование, работы на некоторых объектах временно прекращены. Фактически встал вопрос о возможности расторжения первого в России соглашения о разделе продукции "Сахалин-2". Для изучения ситуации и разрешения конфликта была создана рабочая группа Совета Федерации, которую возглавил Виктор Орлов.

 

 
 

Виктор ОРЛОВ,
председатель Комитета Совета Федерации по
природным ресурсам и охране окружающей среды,
Борис ХАКИМОВ,
советник аппарата Комитета

 
 
В специальную рабочую группу Совета Федерации вошли 21 сенатор и 8 депутатов Госдумы. Также был создан экспертный совет - 29 специалистов из различных организаций (преимущественно научных) под руководством директора Института экологической безопасности РАН Владислава Донченко. Предстояло изучить условия соглашения о разделе продукции (СРП), проверить, насколько в нем учтены интересы России и интересы зарубежных инвесторов, как они соблюдаются, рассмотреть исполнение российского экологического законодательства.

Запросив необходимую информацию, рабочая группа получила более 140 документов общим объемом около 4 тыс. страниц. На 10 заседаниях были заслушаны около ста представителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений на Сахалине, администрации Сахалинской области, областной думы и органов местного самоуправления, компании Sakhalin Energy, членов наблюдательного совета, специалистов, представителей общественности.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Соглашение было заключено не в соответствии с нормами российского законодательства.

Закон РФ "О недрах" предписывает предоставлять права пользования недрами юридическим лицам по конкурсу или результатам аукциона. На деле же две лицензии на разведку и разработку нефти и газа на Лунском и Пильтун-Астохском месторождениях Комитет РФ по геологии и использованию недр оформил компании Sakhalin Energy на основании правительственного постановления N 672 от 16 июня 1994 года. Этому предшествовал ряд других нарушений российского законодательства.

Условия СРП "Сахалин-2" обеспечивают максимально возможную защиту экономических и правовых интересов иностранных инвесторов, ущемляя интересы России.

Текст соглашения - конфиденциальный, включая информацию, не относящуюся к технической или коммерческой тайне. Применимым правом для соглашения является законодательство штата Нью-Йорк (США). Разрешаться споры, возникающие между сторонами, должны в Стокгольме в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. При этом РФ отказывается от любых имеющихся у нее прав, которые в силу суверенного иммунитета ограждают ее от арбитража, исков, исполнительного производства до и после вынесения судебного решения, наложения ареста на имущество.

В то время как российское государство отвечает перед иностранными инвесторами всем своим имуществом, они перед РФ - лишь имуществом оператора проекта Sakhalin Energy, имеющей незначительный уставной капитал.

Наблюдательный совет состоит из 12 человек (шесть представителей инвесторов, трое от федеральных органов власти и столько же - от исполнительной власти Сахалинской области). Общие планы, сметы и решения по другим значимым вопросам наблюдательный совет утверждает голосованием. При равенстве голосов сопредседатель, назначенный Sakhalin Energy, имеет решающий голос. Любой член наблюдательного совета, не участвовавший в голосовании (в том числе отсутствовавший или воздержавшийся), считается проголосовавшим "против".

Указанная в соглашении доля 70-процентного участия российских подрядчиков определяется не по экономическим показателям, а по объемам использованных материалов, оборудования и выполненных работ. Кроме того, она носит рекомендательный характер, не определена по срокам и объектам. По данным за 1996- 2006 гг., доля российских подрядчиков составила 78% по использованию рабочей силы и 91% по использованию материалов и оборудования. Однако по экономическим показателям - менее 50%. Необходимо отметить, что в 2006 г. российские компании заключили более 70% контрактов, содержащих 83% суммарной стоимости.

В соглашении отсутствуют такие важные нормы, как:
  • фиксация начальной суммы капитальных вложений и порядка ее уточнения в зависимости от конъюнктуры цен на товары, работы и услуги на мировом рынке и в России;
  • фиксация сумм фондов оплаты труда иностранным специалистам и фондов накладных расходов на содержание офисов (представительств), компенсируемых РФ;
  • экономические санкции за невыполнение сроков и объемов работ, невысокое качество проектирования, строительства и эксплуатации объектов, ошибочные действия и бездействие;
  • условия, ограничивающие увеличение затрат по отдельным объектам и проекту в целом, оценки обоснованности их изменения и компенсации сторонами соглашения;
  • основания и порядок изменения условий соглашения в связи с существенным изменением ситуации (изменение количества запасов в недрах, пересмотр технических решений и др.).

  • Между тем в ходе реализации проекта произошли значительные изменения технико-экономических показателей по сравнению с принятыми на момент подписания соглашения в 1994 г. Геологоразведочные работы позволили увеличить начальные извлекаемые запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений (по состоянию на ноябрь 2006 г.) по нефти с 96, 3 до 126 млн т (131%), по газовому конденсату с 38 до 50 млн т (132%), по природному газу с 459 до 651 млрд м3 (142%). Принятая для расчетов цена нефти 34 долл./барр. увеличилась фактически до 60 долларов. Казалось бы, это должно способствовать значительному улучшению экономических показателей реализации проекта, в том числе повышению доли государства в прибыльной продукции. Однако на деле происходит значительное ухудшение общих экономических результатов.

    С начала опытно-промышленной эксплуатации с 1999 по 2006 г. добыто 9, 9 млн т нефти, получена выручка в размере 3, 3 млрд долл. Она распределена следующим образом: на возмещение понесенных расходов инвесторов направлено 3, 1 млрд долл., РФ уплачено роялти 0, 2 миллиарда.

    При общих инвестициях, предусмотренных ТЭО на весь срок проекта до 2045 г. в 10, 3 млрд долл., затраты на конец 2006 г. составили 10, 7 млрд долл., при незавершенности строительства основных производственных объектов. Инвесторы предлагали увеличить общий объем инвестиций до 21, 9 млрд долл., в том числе капитальные затраты до 2014 г. в размере 19, 9 миллиардов. Это может привести к увеличению срока окупаемости инвестиций с 2009-2010 до 2014-2015 гг. и, естественно, к снижению доли прибыльной продукции государства.

    Обоснованность заявки инвесторов на необходимость удвоения суммы капитальных вложений изучали Зарубежнефть и Главгосэкспертиза России. В результате наблюдательный совет при участии представителей нового главного акционера - Газпрома утвердил капзатраты до 2014-го в размере 19, 4 млрд долларов.

    Условия соглашения предусматривают гарантии экологической безопасности и минимизацию ущерба окружающей среде, однако допускаются нарушения, приводящие к негативным воздействиям на морские и наземные экосистемы.

    По информации руководства Sakhalin Energy, компания тратит большие средства на контроль выполнения экологических условий соглашения.

    Между тем по заключению Роспри-роднадзора, Россельхознадзора и других российских органов действия компании в этом направлении являются неэффективными. Во время активных строительных работ в 2005- 2006 гг. был ослаблен контроль деятельности подрядчиков, что привело к массовым нарушениям природоохранного законодательства, отступлениям от проекта строительства. Стороны соглашения перекладывают вину и ответственность за выявленные нарушения друг на друга.

    Ростехнадзор и иные контролирующие органы отмечают, что при проектировании нефте- и газопроводов не были учтены рекомендации Государственной экологической экспертизы. При строительстве трубопроводов было допущено около 60 значительных отклонений от утвержденной трассы. Отсутствовала необходимая проектная документация по прохождению особо опасных участков: 19 тектонических разломов, десятков селей и оползней. Лицензии на водопользование выдавались не на генерального подрядчика Sakhalin Energy, а на непосредственных исполнителей работ. Субподрядчики были зарегистрированы в других субъектах РФ, что усложняло экологический контроль и предъявление претензий за допущенные нарушения.

    По мнению специалистов - представителей экологической общественности Сахалинской области, если брать за основу проектные документы, размер ущерба рыбной отрасли составляет отнюдь не 11 млн долл. С учетом увеличения площади нарушенных территорий и длительности негативного воздействия на водные объекты сумма возрастает более чем в 10 раз.

    Заявления руководителей МПР России и Росприроднадзора об экологическом ущербе в десятки миллиардов долларов не нашли официального подтверждения ввиду отсутствия в России принятых в установленном порядке методик экономической оценки экологических ущербов. Расчеты по имеющимся методикам, не учитывающим множество важных факторов, приводят к оценке не более 0, 3 млрд долларов.

    Реализация соглашения предусматривает участие представителей органов государственной власти РФ в наблюдательном совете, контроле и надзоре пользования недрами, лесными и водными ресурсами, экологической безопасности.

    Счетная палата РФ неоднократно отмечала в своих ежегодных заключениях нарушения хода реализации соглашения, но правительство их систематически не учитывало. Своевременному решению вопросов реализации соглашения, должному контролю его исполнения и защите интересов страны не способствует частая смена членов наблюдательного совета от федеральных органов исполнительной власти и их отсутствие по различным причинам на заседаниях.

    Полномочия и возможности контроля деятельности компании и привлекаемых ею исполнителей работ органами местного самоуправления Сахалинской области в соглашении отсутствуют.

    Рабочая группа Совета Федерации подтверждает целесообразность продолжения проекта "Сахалин-2" ввиду его особой важности и международного значения и считает:
    Соглашения о разделе продукции с участием иностранных компаний могут применяться для реализации проектов добычи нефти и природного газа (прежде всего на континентальном шельфе) и в дальнейшем при условии высокопрофессиональной подготовки СРП и максимальной защите интересов государства.

    В соглашении "Сахалин-2" интересы государства учтены не должным образом, а федеральные надзорные органы уделяли недостаточно внимания проверке выполнения условий пользования недрами и их соответствия утвержденным проектам разработки месторождений полезных ископаемых по следующим причинам:
  • отсутствие при подготовке и подписании соглашения (1992- 1994 гг.) необходимого отечественного опыта работы с СРП как со стороны геологоразведчиков, нефтяников и газовиков, так юристов и экономистов;
  • дефицит отечественных кадров соответствующего профиля и недостаточное материально-техническое обеспечение государственных надзорных органов;
  • отсутствие в числе инвесторов в период проектирования и строительства основных объектов соглашения российской нефтегазовой компании, знающей условия работ в России, техническую, технологическую, законодательную и нормативно-правовую базы;
  • отсутствие со стороны российского правительства профессионального сопровождения, контроля и надзора за ходом реализации заключенных соглашений.

    В России и ныне отсутствует единый орган, координирующий работу по СРП. Созданная ранее по Указу президента страны (N 694 от 8 июля 1997 г.) правительственная комиссия по координации деятельности по реализации соглашений о разделе продукции в 2004-м была упразднена. Статус созданной в 2005 г. Минпромэнерго комиссии по вопросам СРП для успешного и оперативного решения межведомственных вопросов недостаточен. В положениях о федеральных министерствах, агентствах и службах, уполномоченных координировать выполнение СРП, соответствующие полномочия не закреплены. В штатных расписаниях министерств численность соответствующих структурных подразделений центрального аппарата недостаточна.

    Федеральный бюджет не предусматривает достаточных средств на независимый аудит хода реализации СРП, в том числе с привлечением иностранных аудиторских компаний.

    К основным результатам завершившегося конфликта можно отнести включение в число инвесторов проекта "Сахалин-2" компании "Газпром". Это должно усилить контроль государства над ходом реализации соглашения, увеличить долю российских подрядчиков в капитальных вложениях, долю государства в прибыльной продукции, гарантировать успешное завершение строительства всех объектов и их длительную безопасную эксплуатацию.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru