 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Всем энергетикам энергетик
|
|
|
|
|
|
Борис ГОРОБЕЦ, доктор геолого-минералогических наук, профессор
|
|
|
Имя Кржижановского вошло в историю в тесной связи с именем Ленина, со стихами
революционной песни «Вихри враждебные...», переложенной на его слова, с лозунгом
«Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Но попытаемся
взглянуть на него как на одного из великих инженеров России ХХ века, человека,
который стоял у основ того, что позже стало называться Единой энергетической
системой СССР, а потом и РАО «ЕЭС России».
Глеб Максимилианович Кржижановский родился в Самаре 12 января 1872 года. Его
отец был выпускником Казанского университета, удостоенным золотой медали за
диссертацию «Об определении удельной плотности паров». Сын пошел по его стопам.
Глеб окончил с отличием Самарское реальное училище и в 1889 г. поехал поступать
в Петербургский технологический институт. Конкурс был 500 человек на 100 мест.
Он сдал все пять экзаменов на «отлично». Сочинение писал на тему «Значение
анекдота в истории» (вот какие бывали темы!). Глеб занял первое место в списке,
был зачислен на химическое отделение и получил одну из пяти стипендий. На этом
отделении изучали не только химию, но и начертательную геометрию, деревянные и
металлические конструкции, строительное дело, там готовили инженеров в основном
для нужд Министерства путей сообщения. «Техноложка» считалась самым крамольным
вузом столицы, потому что была связана с заводами и фабриками. Глеб вступает в
марксистский кружок, в 1893 г. знакомится с В.И. Лениным, участвует в создании
«Союза за освобождение рабочего класса». Позже он войдет в ЦК Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП), будет организовывать забастовки,
арестовываться, отправляться в ссылки, но это отдельная тема.
В 1895 г. Кржижановский с отличием оканчивает институт, становится
инженером-технологом и отправляется в Нижегородскую область инженеромстатистиком
по кустарным промыслам. Его дальнейшие ступеньки инженерной службы: начальник
железнодорожного депо станции Тайга (1900); инженер службы тяги Киевской
железной дороги (1903); электрик-кабельщик в петербургском «Обществе
электрического освещения 1886 года» (1907); заведующий кабельным хозяйством в
Москве по линии этого же «Общества» (1910).
Собственно в Москву Кржижановский попал по приглашению Р.Э. Классона, тогдашнего
директора «Общества 1886 года», после самоубийства А.Б. Красина, прежнего
заведующего кабельной сетью Московской станции на Раушской набережной.В
музее-квартире Кржижановского на Садовнической ул. сохранилось его письмо Р.Э.
Классону:
«СПб., 11.XI.09
Глубокоуважаемый Роберт Эдуардович!
Сегодня имел решительный разговор с Э.Р.,
прося его разрешить мне переехать в Москву. Теперь все дело в Ваших руках. Э.Р.
дал принципиальное согласие и обещал в этом смысле переговорить с г. Брюнигом.
Он обещал даже написать Вам лично письмо с ходатайством за меня. Дорогой Роберт
Эдуардович: простите мои «шатания» и поддержите! Подробности разговора узнаете
от В.В.
Преданный вам Г. Кржижановский»
В Москве Кржижановский взялся за перевод части кабельной сети электростанции с напряжения 2100 на 6 тыс. В. Это позволило довести электроэнергию до фабричных окраин (около 10 верст от
центра), где как раз стал расти спрос, и закрыть ряд мелких, неэкономичных
станций.
Кржижановский вместе с Р.Э. Классоном задумывают подключить для питания
электростанций местные виды природного топлива (торф, бурый и каменный уголь), а
также расширить использование водных потоков. В то время суммарная мощность всех
ГЭС России составляла всего 16 тыс. кВт, это были несколько мелких ГЭС в горных
районах Кавказа (Аллаверды, Алагир, Кисловодск), Памира (Мургаб), Урала (Сатка).
Для начала взялись за торф под Богородском (ныне подмосковный Ногинск). На
немецкие кредиты купили четыре турбогенератора мощностью 5 тыс. кВт каждый.
В 1914 г. станция, названная «Электропередача», директором которой стал
Кржижановский, дала первый ток. Это была крупнейшая в мире ЭС на торфе. А в 1915
г. «Электропередача» и ЭС на Раушской наб. впервые были объединены в общую сеть
за счет линии напряжением 70 кВ. Так зародилась единая энергосистема Москвы. Во
время революции 1917 г. и сразу после нее эта система была единственной, которая
надежно и бесперебойно снабжала Москву электроэнергией. Первые должности после
революции — назначение Г.М. Кржижановского председателем Комитета
государственных сооружений ВСНХ (1918), а вскоре Председателем Главэлектро ВСНХ
(1919). В 1918 г. начинается строительство Шатурской ЭС на торфе, дается задание
инженеру Г.О. Графтио подготовить рабочие чертежи по представленному им проекту
Волховской ГЭС. На очереди Волга. Ленин согласен с идеей Кржижановского,
зародившейся у него еще в 1910 году, — построить ГЭС у Самарской луки, в
Жигулевских горах, там, где равнинная река убыстряет бег и зальет наименьшую
площадь лугов при перекрытии плотиной. Единственное, что смущало, — слишком уж
гигантский проект, таких ГЭС в мире еще нет.
В декабре 1919 г. вызов к Ленину: в России истрачена последняя цистерна нефти.
Кржижановский намечает план выхода из кризиса с помощью использования торфа, но
неожиданно Ленин предлагает набросать план строительства сети из 20—30 ЭС, чтобы
всю Россию усеять станциями на 400 (или 200, если осилим) верст радиуса: «Начнем
уже сейчас закупать машины и модели, через десять лет сделаем Россию
электрической», — говорит он.
В феврале 1920 г. в Москве, в здании Раушской ЭС Кржижановский созывает
совещание по вопросу электрификации России. На нем впервые возникает структура
под названием ГОЭЛРО? Государственная комиссия по электрификации России
(название предложил Графтио). Профессор И.Г. Александров выступает с проектом
использования порогов Днепра, докладывает идею будущего ДнепроГЭСа. Инженер А.А.
Вельнер обосновывает применение водных сил Ангары близ села Братское.
Кржижановский подводит баланс. В наследие нам досталось около 600 частных ЭС
мощностью до 1,5 млн кВт с ежегодной отдачей до 2 млрд кВт•ч. Их надо объединять
в общую сеть. Построить в течение десяти лет еще тридцать станций на 6 млрд
кВт•ч. Чтобы неспециалистам было понятно, что это такое, Кржижановский всюду
объясняет: «Это все равно, что включить физические усилия еще 35 миллионов
рабочих». Решено: восстановление хозяйства на основе старой техники ? это
латание дыр, надо заказывать и осваивать только самые совершенные агрегаты.
В декабре 1920 г. был готов том в 672 страницы «Схематическая карта электрификации России», напечатанный в пять цветов с огромным числом схем,
графиков, таблиц и карт. Этот план был доложен на Х съезде РКП (б). Там были
споры и сомнения. С поддержкой плана выступил Сталин. Он сказал о «превосходной
книге» и предложил: «Так как у работников ГОЭЛРО, при всех их хороших качествах,
все же не хватает здорового практицизма (чувствуется профессорская импотентность),
то обязательно влить в плановую комиссию к ним людей живой практики, действующих
по принципу «исполнить и доложить», «выполнить к сроку» и пр.».
Первой, хотя и небольшой станцией, построенной по плану ГОЭЛРО, была Каширская
ЭС. В 1921 г. на базе ГОЭЛРО возник Госплан во главе с Кржижановским. Именно он
обосновал необходимость взять за единицу планирования экономики страны
пятилетку. Он объяснял: «Почему пять лет, а не три года или семь лет? Потому что
пять лет — средний срок строительства крупной электростанции или завода, за пять
лет можно выявить среднюю урожайность». С 1 октября 1928 г. начался отсчет
первой пятилетки. В 1929 г. Кржижановского избирают в Академию наук, он
становится ее вице-президентом. Одновременно является председателем Комитета по
стандартизации при Совете труда и Обороны, членом Техсовета Днепростроя.
Москвичам (и не только) будет интересно узнать, что именно благодаря
бескомпромиссной позиции Кржижановского в эти годы удалось сохранить Новодевичий
монастырь вместе с некрополем. Его запланировали к сносу по указанию
управляющего Мосэнергостроем А.Д. Цюрупы. Он собирался перенести в это место, на
левый берег Москвы-реки сооружение Фрунзенской ТЭЦ (ныне ТЭЦ 12 Мосэнерго),
строительство которой ранее было начато на правом берегу, близ Брянского (Киевского) вокзала. Но здесь
оказались сложные грунты; к тому же Цюрупа хотел расположить ТЭЦ ближе к
потребителям в центре города. Благодаря настоянию Кржижановского станцию
достроили на прежнем месте, грунты преодолели. Парящие трубы ТЭЦ видны и сейчас.
Но начались сталинские чистки, репрессии. В Госплане тоже находят «вредителей».
Хотя глава ОГПУ Менжинский заявляет, что лично Кржижановскому Политбюро
доверяет, в 1931 г. Кржижановский подает в отставку. В.И. Куйбышев выдвигает его
на пост Председателя правления Энергоцентра СССР (1931—1932). Подводятся итоги
первого плана ГОЭЛРО, к 1931 г. страна получила 1750 МВт новых мощностей.
Политикой Кржижановского становится централизация энергоснабжения больших
городов путем постройки крупных ТЭЦ.
В 1932—1936 гг. Кржижановского назначают во главе Всесоюзного комитета по
высшему техническому образованию. В стране около 500 вузов, среди них множество
карликовых и параллельных. «Персимфанс!» — как сказал Кржижановский (ансамбль
без дирижера!). За несколько недель работы их сократили до 25! Было рассмотрено
и переработано 800 учебных планов, более 20 тыс. программ. Решались вопросы —
обязан ли студент посещать лекции, сдавать экзамены, выполнять и защищать
дипломный проект, в каких единицах оценивать успеваемость, как присваивать
ученые степени и звания, кого допускать к преподаванию, нужны ли ученые советы в
вузах? Как видим, та нормативная база, на которой стоит сегодня наше высшее
образование, заложена еще тогда во многом по идеям Кржижановского. В 1931 г. по
инициативе Глеба Максимилиановича создается Энергетический институт Академии
наук (ЭНИАН), директором которого становится он сам. И остается им до самой
смерти 31 марта 1959 года.
|
|
|
|
|
|
|
|