Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Есть такая планета!

 
   

В Физтехе каждый четвертый выпускник магистратуры становится аспирантом. Этот ВУЗ отличается от прочих, даже самых лучших, примерно так же, как, допустим, Юпитер отличается от Марса. Так что же странного, если именем Физтеха назвали планету, пусть даже малую, астероид то есть? Она, кстати, именно между Юпитером и Марсом и находится, имеет, как полагается, регистрационный номер, а название свое получила в 1996 г., в честь 50-летия Физтеха. С 1946 г. из этих стен вышло столько светил науки, что, возьмись называть их именами светила небесные, пришлось бы обращаться в соседние галактики.

 

 
 

Елена СУББОТИНА

 
 
ВРЕМЯ ВЫБРАЛО ИХ

Несмотря на погруженность в науку, Физтех на требования времени откликнулся созданием ЦДПО — центра дополнительного профессионального образования. В компетенции ЦДПО — подготовка в сфере менеджмента, бизнеса, информационных технологий, профессиональных коммуникаций. Направление понятно: пришедшим в Россию компаниям — мировым лидерам в области высоких технологий нужны хорошо образованные отечественные специалисты, и не в последнюю очередь знающие специфику переводчики. Годичная программа так и называется — переводчик в сфере профессиональных коммуникаций, где учатся в основном студенты старших курсов. Есть совместная программа с Центральным банком РФ, чьи сотрудники получают знания по использованию новых информационных технологий в банковской сфере. Не забыты такие модные направления, как инновационный менеджмент и оценка стоимости бизнеса. Но главной формой постдипломного образования была, остается и, хочется думать, всегда останется аспирантура.

НАЧИНАЛОСЬ С «ПРАВДЫ»

Чтобы понять, почему это так, а не иначе, следует немного углубиться в историю вуза, чтобы логично перейти к традициям подготовки научной элиты.

В 1938 г. группа известных ученых опубликовала в главной газете страны «Правде» письмо. Они обосновывали необходимость создания учебного заведения нового типа, которое было бы способно быстро и эффективно готовить специалистов по стратегически важным направлениям развития науки и новой техники. Задачу сформулировали так: специалисты для оборонной промышленности должны сочетать широту университетского образования с конкретными инженерными знаниями и практикой. Академики предложили взять за основу принцип подготовки непосредственно в НИИ и КБ. Такая система впоследствии получила название «Система Физтеха».

ВНУКИ КАПИЦЫ

Диплом МФТИ — один из самых престижных, чтобы получить его, надо подготовить научную работу. Типовые расчеты в качестве дипломного проекта, как в других вузах, здесь исключаются. Только наука, высокая наука, к которой приобщаются уже на третьем курсе. Поэтому каждый диплом здесь — самостоятельное исследование. От 50 до 70% магистерских исследований — это либо законченная, либо готовящаяся к публикации статья в научном журнале. Некоторые студенты к моменту окончания вуза имеют по три-четыре, а бывает, и по семь-восемь публикаций.

Учебно-научный процесс на каждой выпускающей (базовой) кафедре, которая функционирует при ведущих научных организациях РАН, ГНЦ и успешных высокотехнологических компаниях, организован так, что на одного преподавателя (активно действующего в науке или наукоемких технологиях ученого) приходится не более трех-четырех учеников. Это в чистом виде индивидуальное обучение, штучная работа, то есть передача знаний самым продуктивным способом — от учителя к ученику, что ставили во главу угла мировые светила — Петр Капица и Лев Ландау. В МФТИ всегда считали, что только этим способом можно выпестовать не просто классного исследователя, а специалиста, способного внедрять достижения фундаментальной науки в передовую технику и технологии.

Знаменитая система Физтеха выглядит так: институтский цикл, практически одинаковый для всех факультетов (общая и теоретическая физика, математика, иностранный язык), затем более специализированное обучение на факультетском цикле, после этого — базовый цикл, то есть конкретная специализация.

Все выпускающие кафедры института базируются в ведущих научных институтах, где молодежь учат те, кто, как мечтали Капица и Ландау, сам активно работает в науке и способен приобщить к этому процессу студентов. Именно этим МФТИ принципиально отличается от других технических университетов. Важнейший элемент системы Физтеха — аспирантура.

Учеба в аспирантуре представляет собой копию всей системы физтеховского образования. Первый год отводится фундаментальной подготовке. База состоит из философии, психологии, педагогики, экономики, патентоведения, иностранного языка. В конце курса — кандидатские экзамены по философии и английскому. Второй год посвящен специальности. Аспиранты сочетают научную работу с подготовкой обзора литературы по теме диссертации. В конце второго года сдается кандидатский экзамен по специальности. Его заслуженно считают самым трудным за все девять лет учебы. Итогом третьего года является готовая работа. Хитрость, однако, в том, что подготовить пригодную к защите научную работ у за три аспирантских года практически невозможно. Следовательно, процесс начинается значительно раньше, на третьем-четвертом, а то и втором курсе. В МФТИ такой подход считается единственно приемлемым. Первый проректор профессор Тимофей Кондранин говорит об этом так: «Идеологии стандарта двухуровневого образования — бакалавр-магистр, на который переходит сейчас Россия, мы придерживались всегда. В конце четвертого курса (выпускной курс бакалавриата) студенты защищают дипломную работу, которая называется выпускной квалификационной работой бакалавра. Требования к ВКР высокие. По сути, это научная работа. Дальше путь в магистратуру. Требования к магистерской диссертации еще выше — это требования, предъявляемые к публикации в ведущем научном реферируемом журнале, российском или зарубежном. В аспирантуру, как правило, поступают обладатели красного диплома, наш золотой фонд.

К аспирантуре перспективный студент идет практически с первого курса, потому что сделать качественную диссертацию в сфере науки и высоких технологий за три года практически невозможно. Реальный срок — шесть-семь лет, минимум пять, поэтому те, кто поступает в аспирантуру, имеет научный задел, полученный в магистратуре. То есть это логическое продолжение, а не начало исследований. Тут главное — как можно раньше погрузиться в научную среду, и именно это подразумевает система Физтеха».

Конечно, было бы большой натяжкой утверждать, что физтеховской аспирантуры не коснулись лихие для отечественной науки времена. В начале 90-х годов выпускники в массовом порядке двинулись за кордон, предпочитая творческим порывам на родине нормальную зарплату. Года эдак до 1996—1997-го ситуация была тяжелой, но потом начала меняться к лучшему, стабилизировалась, и даже наметился обратный поток. Декан факультета проблем физики и энергетики Алексей Леонов объясняет это так: «Поняли, что там тоже не мед, перспективы неясные, всегда будешь чужим».

Проблемы менталитета, конечно, важны, но дело не только в этом. По мнению Тимофея Кондранина, изменение ситуации можно объяснить тем, что жизнь заставила, не дожидаясь государственных решений о поддержке фундаментальной науки, искать новые формы работы, например, нащупывать инновационные механизмы реализации своих идей. Углубилась сфера применения знаний, в том числе и в энергетике. «Проблема простая — российской экономике XXI века нужны высококлассные молодые кадры», — подвел черт у первый проректор.

«НА ВСЮ РОССИЮ РАБОТАЕМ»

В очной аспирантуре МФТИ учится более пятисот человек. Это и само по себе немало, а если число аспирантов соотнести с количеством студентов, то Физтех окажется одним из лидеров среди российских вузов. Для масштаба: прием на первый курс составляет 700 человек, выпуск — не более 550. Каждый четвертый поступает в аспирантуру альма-матер, еще часть — в аспирантуры базовых НИИ. 30% защищаются в срок. Провальных защит, как ни старался вспомнить профессор Кондранин, здесь не было. В общем, рекорд, побить который трудно, а объяснить можно. В каком институте (вовсе не последнем!) ни спросишь о новом наборе, всюду слышишь одно и то же: абитура пошла слабая, физику не знает, математику — едва-едва. В Физтехе не жалуются, и загадки тут нет — он отбирает таланты по всей России. Заочную физико-техническую школу (ЗФТШ) за 40 лет ее существования прошло огромное количество школьников. Одновременно в четырех классах ЗФТШ (с восьмого по одиннадцатый) учатся около 15 тыс. человек, примерно по четыре тысячи на класс. Больше половины зачисленных на первый курс МФТИ — оттуда. А куда идут остальные? «В лучшие вузы России. На всю страну работаем, — улыбается первый проректор и добавляет: — Мы не жадные».
К основным профессиональным постдипломным программам МФТИ относятся:
  • прикладные математика и физика,
  • информатика и вычисли­тельная техника,
  • системный анализ и управление,
  • математические методы и исследование операций в эко­номике,
  • прикладная информатика (в экономике).

  • В Центре дополнительного обра­зования МФТИ можно учиться по следующим направлениям:
  • менеджер наукоемких технологий (свыше 1000 часов);
  • переводчик в сфере профессио­нальной коммуникации (свыше 1000 часов);
  • переподготовка по основным про­фессиональным образователь­ным программам вуза (свыше 500 часов);
  • повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза (до 500 часов).
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru