 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Газ в роли двигателя экономики
|
|
|
Боливия располагает крупнейшими запасами газа, экспорт которого является локомотивом экономического роста страны. Однако при этом остается в числе наибеднейших и наиболее зависимых от мирового рынка государств латиноамериканского региона.
|
|
|
Людмила НИКОЛАЕВА, старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, к.э.н.
|
|
|
Сегодня нефтегазовый сектор — ключевая отрасль экономики Боливии, входящей в
десятку крупнейших нефтегазовых держав. В Южной Америке по запасам газа она
занимает второе место после Венесуэлы. В 2000 г. произошел скачок в оценке
нефтегазовых запасов более чем в три раза. Если в 1997 г. доказанные запасы газа
составляли 107 млрд м3, то в 2006-м они оценивались уже в 686 миллиардов. С у
четом вероятных запасов эта цифра увеличивается до 1,38 триллиона. В последние
годы открыто несколько крупных месторождений — Маргарита (подтвержденные и
вероятные запасы 380 млрд м3), Ипати (340 млрд м3), Сан-Альберто (330 млрд м3), Сабало
(300 млрд м3). Запасы газа существенно превышают собственные потребности страны.
Сегодня доказанные запасы нефти — 440 млн барр. (60 млн т), а в 1997 г. они
оценивались в 116 миллионов баррелей. Производство нефти удовлетворяет меньше
половины внутреннего спрос а и составляет 40 тыс. барр./день. А на экспорт идет
лишь 10%. По сравнению с 1997 г. производство газа выросло более чем в два раза,
в 2005 г. оно составляло 40 млн м3 в день.
Боливия является нетто-экспортером голубого топлива, около 35 млн м3 в день
(2005 г.). Доля углеводородов в общем экспорте Боливии резко возросла за
последние годы: с 6% в 1999 г. до 50 в 2006-м. В добычу и транспортировку газа
направляется более 70% всех прямых иностранных инвестиций.
КОМПАНИИ ПРИВАТИЗИРОВАЛИСЬ
Боливия была второй после Аргентины страной в Латинской Америке, которая в
середине 90-х годов открыла нефтегазовую отрасль для приватизации. В результате
«капитализации», при которой 50% акций переходило стратегическому инвестору и
50% государству, были образованы смешанные компании. Добычей и разведкой
занимаются Chaco S.A.M. совместно с Amoco Bolivia (British Petroleum), Andina
S.A.M. совместно с YPF-Perez Companc (Repsol YPF) Pluspetrol Bolivia,
транспортировкой — TRANSREDES S.A.M. совместно с Enron Transportadora — Shell
Overseas. Принимая во внимание массовое недовольство господством
транснациональных компаний ( ТНК) в нефтегазовом секторе, правительство Карлоса
Месы проводило политику компромисса. Боливийцы высказались за возвращение в
собственность государства всех нефтяных и газовых месторождений, переход в его
руки контрольного пакета акций иностранных компаний, возрождение государственной
YPFB и расширение экспорта газа.
И СНОВА НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИСЬ
Важным шагом было принятие закона об энергоресурсах в мае 2005 года. Все запасы
нефти и газа объявлялись государственной собственностью, а государственной
компании YPFB возвращены производственные функции. Руководство страны обещало
выполнить обязательства ранее подписанных с нефтяными компаниями контрактов.
Летом 2005 г. президент страны Карлос Меса был вынужден подать прошение об
отставке, и в декабре 2005 г. новым президентом Боливии стал Эво Моралес. В мае
2006 г. он подписал указ о национализации нефтегазовой отрасли.
Согласно указу Моралеса распоряжаться нефтегазовыми ресурсами, которые
находились в руках более 20 иностранных компаний, стала боливийская
государственная компания YPFB. Она наделялась правом определять объемы добычи,
цены на энергоносители и рынки их сбыта. Частные нефтегазовые компании
обязывались передать YPFB контрольный пакет акций, за ними лишь сохранялась
функция оказания услуг. Доля отчислений прибыли в казну от разработки крупных
месторождений увеличивалась с 50 до 82%. На переоформление контрактов
иностранным компаниям отводилось шесть месяцев.
Боливийские предприниматели и иностранные нефтяные компании (бразильская
Petrobras SA, испано-аргентинская Repsol YPF, французская Total, британские BP и
BG Group, американская ExxonMobil и другие), активно работающие на местном
рынке, восприняли национализацию негативно. Однако они не спешили покидать
боливийский рынок, учитывая низкую себестоимость производства газа в стране и то, что у них была возможность продавать продукцию нефте- и газопереработки по
мировым ценам как на внешнем, так и внутреннем рынке.
Последствия национализации, осуществленной силовыми методами, не заставили себя
долго ждать. Инвестиции в добычу и производство углеводородного сырья за восемь
месяцев 2006 г. сократились более чем в два раза по сравнению с 2005-м. Уровень
производства и экспорта за этот период 2006 г. с трудом удавалось удерживать на
уровне 2005-го. Обязательства по контрактам превысили реальные возможности. В
августе 2006 г. стало очевидным, что YPFB не способна взять на себя производство
от иностранных компаний. На ее реструктуризацию отвели два месяца. Однако эта
задача так и не была выполнена. Государство продолжало получать 50% прибыли
нефтегазовых компаний, а не 82. Не состоялась и предусмотренная передача акций
нефтегазовых частных и капитализированных компаний. На фоне дефицита финансовых
средств в адрес руководства компании посыпались обвинения в коррупции. Дефицит
топлива при достаточных запасах энергоресурсов вызывал сомнения по поводу
способности и компетентности государства взять на себя всю производственную
цепочку, и национализация была приостановлена.
БЕЗ АССОЦИАЦИЙ С ТНК НЕ ОБОЙТИСЬ
Новый этап реорганизации нефтегазового комплекса Боливии начался в сентябре 2006
г. с попытки превращения YPFB в современную мощную корпорацию (YPFB-Corporacion),
способную эффективно действовать на всех стадиях производства и реализации газа
и осуществлять контроль над предприятиями, занятыми в газовой сфере. Наиболее
приемлемой схемой было создание ассоциации с нефтегазовыми ТНК.
Понимая важность подписания новых контрактов, власти Боливии пошли на
определенные уступки некоторым компаниям, таким, как Petrobras, Andina и Total,
временно сохранив для них действующий налог в 32%. Благодаря проведению более
гибкой и взвешенной политики Боливии удалось получить первую реальную отдачу от
реорганизации нефтегазового сектора — около 200 млн долл. за полгода. Сам
Моралес заверял инвесторов в получении гарантированной прибыли, при этом
замечал, что стране нужны инвесторы и партнеры, а не хозяева.Десять основных
нефтегазовых компаний, действующих на территории Боливии (Petrobras Bolivia,
Petrobras Energia, Repsol YPF, Total, Andina, British Gas, Chaco, Vintage,
Matpetrol, Pluspetrol), подписали к 1 ноября 2006 г. новые контракты и приняли
требование боливийской стороны о повышении нефтегазовой ренты, получаемой на
крупных месторождениях, с 50 до 82%. В апреле 2007 г. парламент одобрил
подписание 44 контрактов с 12 нефтегазовыми ТНК, работающими на территории
Боливии. К сентябрю эти компании должны предоставить боливийскому правительству
план инвестиций в отрасль. Новые условия контрактов позволят государству в
перспективе получать более 1 млрд долл. доходов ежегодно и направить их на
укрепление YPFB, строительство заводов по сжижению газа и поставки
электроэнергии и продуктов переработки нефти и газа в соседние страны.
Сегодня страна остро нуждается в инвестициях (в объеме 4 млрд долл.), чтобы
обеспечить уровень производства, необходимый для выполнения обязательств по
контрактам.
Процесс национализации в Боливии был горячо поддержан президентом Венесуэлы Уго
Чавесом. Венесуэльская PDVSA намерена помочь YPFB в строительстве нефте- и
газопроводов, нефтехимических предприятий, освоении и эксплуатации
нетрадиционного месторождения на севере Ла-Паса. Планируется создание
совместного предприятия, в котором Боливия будет владеть контрольным пакетом
акций.
Наиболее сложным переговорщиком проявила себя бразильская Petrobras SA, так как
национализация нефтегазового сектора в большей степени затрагивала ее интересы,
и компания требовала компенсации. Боливийский газ составляет почти половину
газового баланса Бразилии. Суммарный объем инвестиций Petrobras в нефтегазовую
отрасль Боливии выше, чем у всех иностранных компаний, — 1,5 млрд долл. за
последние десять лет.
Соглашение о купле-продаже газа на 20 лет между Боливией и Бразилией было
подписано в 1999 году. Сначала объем поставок составлял 5 млн м3 в день, затем
18 и далее до 30. Основным камнем преткновения в переговорах было требование
боливийской стороны повысить цены на газ почти вдвое. Беспокоила и судьба двух
нефтеперерабатывающих заводов — в Санта-Крусе и Кочабамбе, которые были
приобретены Petrobras в 1999 г. за 105 млн долларов. На этих заводах
производится около 90% всего топлива, продаваемого на внутреннем рынке.
В отличие от Бразилии Аргентина — второй крупнейший покупатель боливийского газа
— летом 2006 г. приняла условие Боливии о повышении цены на голубое топливо и
первой подписала соглашение об увеличении объемов импорта с 7,7 до 27,7 млн м3 в
день. За 20 лет Боливия получит 32,3 млрд долл. (плюс 7,9 млрд от продажи
сопутствующих производству газа компонентов). Запланировано строительство в
Боливии завода по очистке природного газа. Это принесет стране дополнительные
доходы. Новое соглашение предусматривает строительство Северо-Восточного
газопровода Аргентины (Gasoducto del Noreste Argentino — GNA) с ежегодными
инвестициями около 1 млрд долларов. YPFB и Energia Argentina (Enarsa) буд у т
совместно строить этот газопровод и продавать топливо, производимое на новом
заводе.
Энергетическое сотрудничество в Южной Америке — это создание единой сети
газопроводов, соединяющей Боливию с Аргентиной и Бразилией, а в перспективе с
Перу, Парагваем и Чили, и совместные проекты по производству и передаче
электроэнергии.
Подписание новых контрактов с иностранными компаниями не ставит точку в «войне
за газ». Укрепление боливийской государственной компании только набирает
обороты. Проект «индустриализации» газа требует немало усилий и новых финансовых
вложений. Предстоит наращивать экспортные возможности для полного и
своевременного выполнения обязательств по поставкам природного газа на
бразильский и аргентинский рынки. Готовность к диалогу, которую проявила Боливия
в ходе переговоров, с любой страной, желающей импортировать боливийский газ по
справедливым ценам и в соответствии с мировой практикой, — важный шаг на пути
урегулирования «газового вопроса».
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ
В апреле 2005 г. исполнилось 60 лет с момента установления дипломатических
отношений между СССР и Боливией. Боливия признала Россию правопреемницей СССР в
декабре 19 91 г., с этого момента началось укрепление российско-боливийских
отношений и формирование договорно-правовой базы.
В последние годы наметились признаки оживления двусторонних контактов, однако
назвать их регулярными и плодотворными пока нельзя. Доля России в
экспортно-импортных операциях Боливии за последние 15 лет не превышала 0,2%.
Импорт российских товаров с 1999 по 2006 г. сократился вдвое, при это м в
некоторые годы (2003—2004 гг.) его стоимость составляла лишь 300—500 тыс.
долларов. Экспорт Боливии в нашу страну увеличился почти в 500 раз — с 6 тыс.
долл. в 1999 г. до 2938 в 2006 году. Более половины боливийского экспорта в РФ
составляет кофе. Основную часть импортируемых из России товаров представляют
машины, оборудование, транспортные средства и их части. Наибольший рост
товарооборота имел место в 2004—2005 гг. Существенным тормозом на пути
активизации сотрудничества являются отсутствие развитой системы кредитования и
страхования, четких и ясных «правил игры», относительно высокие политические
риски, а также территориальная отдаленность и отсутствие у Боливии выхода к
морю.
Важнейшее направление сотрудничества современной Боливии с Россией —
нефтегазовая сфера. Еще в ноябре 2002 г. на встрече руководства Газпрома с
группой послов стран Андского сообщества Боливия выражала заинтересованность в
развитии связей с Россией в области разведки, оценки и разработки газовых
месторождений, а также строительстве газотранспортных мощностей. Также
боливийская сторона заинтересована в приобретении мини-ГЭС и генераторов для
сельской местности, различного оборудования для газовой отрасли.
С новой силой интерес к партнерству с Газпромом проявился после национализации
газовой отрасли. В феврале 2007 г. в Ла-Пасе между российским Газпромом и
боливийской нефтегазовой компанией YPFB был подписан меморандум о
взаимопонимании, который предусматривает сотрудничество в области разведки и
эксплуатации газовых месторождений, промышленной переработки и транспортировки
углеводородов, изучение возможности участия в инфраструктурных проектах на
территории Боливии, в том числе по производству сжиженного природного газа. В
соответствии с подписанным документом Газпром будет готовить боливийских
специалистов для нефтегазового сектора, способствовать технологическому
обновлению стратегически важной отрасли экономики, а также содействовать
коммерциализации боливийского газа на рынке третьих стран. Объем инвестиций пока
не назывался и будет определен после анализа предполагаемых совместных проектов.
От ток иностранных инвестиций из нефтегазового сектора и острая нехватка средств
на эксплуатацию существующих и разработку новых месторождений, возможно, ускорят
отбор проектов для Газпрома. Боливийская сторона также проявила интерес к
предложению Газпрома разработать генеральную схему развития газовой отрасли,
которая позволила бы планировать расширение добывающих и транспортных мощностей
на среднесрочную перспективу. Кроме этого, не исключена возможность участия
российского газового гиганта в качестве партнера при строительстве
трансконтинентального газопровода (совместно с Бразилией, Аргентиной,
Венесуэлой, Уругваем).
|
|
|
|
|
|
|
|