 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Лакомый кусочек для иностранных инвесторов
|
|
|
Индонезия располагает огромными запасами природных ископаемых, прежде всего энергоресурсов. Это один из крупнейших экспортеров природного газа, угля, нефти. В то же время, пожалуй, первой из развивающихся энергоэкспортирующих стран она столкнулась с нехваткой нефти для удовлетворения собственных нужд. И ликвидировать ее придется незамедлительно.
|
|
|
Николай ХУДЯКОВ, эксперт «Мировой энергетики»
|
|
|
Энергетика — важнейшая отрасль индонезийской экономики. Государство уделяет ее
развитию первостепенное внимание. Приняты и действуют четыре закона. Они не
только обеспечивают законодательное функционирование отрасли, но и призваны
реорганизовать деятельность всех предприятий энергетического сектора на период
до 2020 г. Это законы о нефти и газе, электрификации, ядерной и геотермальной
энергии.
Эти документы (кроме закона об атомной энергетике) были приняты в 2001— 2003 гг. Не все они были впоследствии одобрены конституционным судом страны. Та к произошло, в частности, с законом
об электрификации. Новый закон был отменен, а в силу вновь вступил старый.
Поэтому по сей день некоторая правовая неопределенность сохраняется. В основном
споры в Индонезии идут о роли частного сектора в энергетике и ценообразовании на
энергоресурсы. Яркий пример — электроэнергетика. До сих пор окончательно не
решено, как приватизировать этот сектор и как регулировать цены. Проблемы
возникли не случайно. По конституции страны службы общественного назначения
должны оставаться в ведении государства. Электроэнергетика была признана
конституционным судом именно таковой. Следующий аспект — стоимость топлива.
Правительство субсидирует цены на энергоносители («для удовлетворения
общественных потребностей», как говорится в официальных документах). На это
тратятся огромные средства, особенно после роста цен на нефть. Добыча нефти в
Индонезии падает, запасы истощаются, и как результат — растут государственные
расходы на субсидии. В 2004 г. они составили около 70 трлн. индонезийских рупий
(7,8 млрд долларов).
Тем не менее в начале 2005 г. внутренние цены на нефть выросли на 30%, а с учетом прочих издержек розничные цены на дизтопливо и бензин — более чем на 120%.
Поэтому правительство вынуждено менять структуру энергопотребления, где
ведущая роль принадлежит нефти и природному газу, а также сокращать субсидии
на энергоносители.
Вся энергетика находится в ведении Министерства энергетики и природных ресурсов
Индонезии. Однако ввиду особой роли этого сектора в экономике Индонезии в июле
2007 г. парламент принял решение о создании Национального совета по энергетике.
Этот новый орган будет формулировать стратегию развития энергетики страны,
вырабатывать конкретные мероприятия на случай чрезвычайных обстоятельств и
контролировать реализацию государственной политики. Правда, до сих пор не вполне
ясно, кто же будет главнее — Совет или министерство.
Примечателен и тот факт, что наряду с принятием решения о Совете было заявлено
о смене приоритетов в энергетике: если раньше задача сводилась к решению проблем
добычи, то отныне на первое место выйдет удовлетворение спроса со стороны
потребителей. Без сомнения, это связано с тем, что Индонезия вынуждена будет
наращивать импорт нефти или решительно менять структуру энергопотребления,
хотя второе не означает отмену первого.
КТО И КАК РАСПОРЯЖАЕТСЯ РЕСУРСАМИ
Непосредственно добычей, разработкой месторождений и выдачей лицензий
занимается государственная компания Pertamina. Закон 2001 г. несколько
ограничил полномочия компании. Часть административных функций была передана
новой организации — Badan Perlaksanaan Minyak — BP Migas. А Pertamina по указу
президента в 2003 г. была преобразована в общество с ограниченной
ответственностью — PT Pertamina. Компания сохраняет монопольное положение на
рынке, ей принадлежат все перерабатывающие заводы. Но в Индонезии, как и в
других развивающихся странах, готовятся к предстоящей приватизации. Власти
постоянно обещают акционировать и приватизировать компанию, но этот вопрос
неизменно затягивается и откладывается. Видимо, в Джакарте понимают, к чему это
может привести.
Запасы нефти в Индонезии оцениваются в 10 млрд баррелей. Такие данные приводят
правительственные источники страны. По данным же Министерства энергетики США,
запасы скромнее — 4,3 млрд баррелей. Добыча составляет 1,1 млн барр./день, или
55 млн т год (2006 г.). Пик пришелся на 1996 год, с тех пор нефти добывается
меньше. По мере истощения месторождений добыча за десять лет снизилась более
чем на треть.
Потребности страны в прошлом году были на уровне 1,2 млн барр./день. Это
означает, что уже сейчас Индонезия становится импортером нефти. По
индонезийским оценкам, главной причиной падения добычи стало недостаточное
инвестирование и снижение темпов освоения новых месторождений. Часть вины
возлагается на бюрократические препоны.
Крупнейшие месторождения расположены на острове Ява. Но это не означает, что
нефти нет в других районах страны. Правда, до сих пор новых крупных
месторождений, которые были бы в состоянии компенсировать снижение добычи на
старых, не обнаружено. Индонезия всячески стимулирует инвестиции в поисковые
работы и развитие новых месторождений. Разработана целая программа,
предусматривающая различные льготы, в том числе налоговые. Работа по привлечению
новых участников ведется постоянно.
В стране представлены многие ведущие нефтяные компании мира — Chevron,
ConocoPhillips, ExxonMobil, Total, китайская CNOOC. Действуют они на основе
соглашений о разделе продукции.
Переработка. Мощности по переработке нефти, по американским оценкам,
приближаются к 1 млн барр./день. В стране восемь перерабатывающих предприятий, и
все они находятся под управлением PT Pertamina. Крупнейшие заводы расположены
на островах Ява и Калимантан. В прошлом году PT Pertamina заявила о намерении
вложить примерно 10 млрд долл. до 2010 г. в модернизацию перерабатывающих
предприятий. Пока дело особо не сдвинулось с места, за исключением строительства завода с участием саудовского и американского капиталов в ПареПаре.
Завершиться строительство должно в 2010 г., и это будет первым частным НПЗ в
Индонезии. Намерения построить новые заводы обсуждаются с инвесторами из Китая,
Японии, других стран.
Природный газ. По данным Министерства энергетики и природных ресурсов
Индонезии, запасы природного газа в стране составляют в настоящее время 4,8—5,1
трлн. м3. Это «доказанные и предполагаемые» запасы. Министерство энергетики США
дает совершенно другую цифру — 2,8 трлн. м3 доказанных запасов. Как видим,
разница ощутимая — почти в 2 раза. Но этому легко найти объяснение — индонезийцы стремятся привлечь инвесторов. Как считают в Индонезии, при
сохранении нынешних темпов добычи запасов хватит на 50 лет. 55% газа идет на
экспорт в виде СПГ или СНГ (сжиженный нефтяной газ), 7% — на химические
предприятия, 2% — на отопление и толь ко 6% сжигается в факелах. Правительство
ставит задачу довести долю газа, идущего на экспорт, до 30% к 2020 г. Задача не
представляется невыполнимой — по запасам природного газа страна занимает 10 -е
место в мире и является его крупнейшим производителем в АТР.
Большая часть газа добывается на шельфовых месторождениях Калимантана и
Суматры. Добыча контролируется государственной компанией PT Pertamina, которая,
как уже говорилось, после принятия закона 2001 г. была создана на базе прежнего
монополиста Pertamina. Регулирующие функции перешли к новой организации ВР
Migas. PT Pertamina и шесть иностранных компаний контролируют практически 90%
добычи газа. Среди иностранных партнеров ведущие позиции занимают Total,
ExxonMobil, ConocoPhillips и др. Транспортировкой и продажей потребителям
занимается госпредприятие Perusahaan Gas Negara (PGN).
Добыча природного газа составляет 74 млрд м3, потребление — 37 млрд. Газовая отрасль Индонезии ориентирована на
экспорт, в 2005 г. он составил 23 млн тонн. Основные получатели индонезийского
СПГ — Япония, Южная Корея и Тайвань. По данным Индонезии за 2006 г., экспорт СПГ
в три страны составил: в Японию — 5,7 млрд долл., Южную Корею — 2,7 млрд, в
Тайвань — 1,8 млрд. Всего — около 10 млрд долларов. Индонезия — один из ведущих
производителей СПГ в мире, а как его экспортер реально соперничает только с
Катаром. Доля Индонезии в мировой торговле СПГ — 16%.
Получают СПГ на двух предприятиях, оборудованных специальными терминалами —
Бадак на о. Калимантан и Арун (Суматра). СПГ в Бадаке начали получать 30 лет
назад. Предприятие является самым крупным в мире, и его мощность составляет 21
млн т в год. Предприятие принадлежит госкомпании PT Pertamina (55%). Среди
участников консорциума — ВР, Total и др. Другое крупное предприятие по
получению СПГ — Арун также на 55% принадлежит PT Pertamina. Участие ExxonMobil —
30%, остальное — доля СП Индонезии и Японии.
По сообщениям, указанные предприятия испытывают нехватку газа, так как
месторождения в значительной степени истощены. Огромные надежды в этой связи
возлагаются на освоение месторождений в провинции Западная Папуа (в Танггухе).
По оценкам, запасы газа достигают там более 400 млрд м3 (сухопутные и шельфовые
месторождения). В 2007—2009 гг. должна начаться добыча. Стоимость проекта —
более 2 млрд долларов. Предположительно производство СПГ достигнет 8,4 млн т в
год. Уже обеспечены контракты на поставку СПГ с этого месторождения в КНР, Южную
Корею и Японию.
Индонезия предпринимает и другие шаги в этом направлении. Летом 2007 г. было
объявлено о проекте по строительству завода по переработке СПГ Донги — Сеноро
на о. Сулавеси. Это совместный проект японской Mitsubishi Corp. и индонезийских
компаний Pertamina и Medco Energi Internasional. Строительство должно начаться
в 2008 году. Стоимость завода — 2 млрд долл., мощность — 2 млн тонн. По заявлению Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии, коммерческая
деятельность предприятия начнется в 2010 году. Сырьевой базой послужат
месторождения Сеноро, разрабатываемые одним из подразделений компании Medco EP,
и участок Матиндок, находящийся в ведении Pertamina EP. СПГ пойдет в Японию.
Индонезия заранее предупредила Японию, что не сможет продлить контракты,
истекающие в 2010—2011 гг., в связи с ростом внутреннего спроса. Это и побудило
стороны искать новые возможности сотрудничества. Доля Mitsubishi в проекте —
60%.
В Индонезии развитая сеть газопроводов. Их обслуживает госкомпания PGN.
Протяженность трубопроводов — более 5 тыс. км. Сети проложены на разных
островах архипелага, поэтому по мере расширения применения газа в самой
Индонезии возникла необходимость создания единой системы. Планируется построить
четыре новые ветки, которые соединят крупнейшие острова страны — Суматру,
Калимантан и Яву. Протяженность новых сетей составит 5 тыс. км. Финансируют
проект международные финансовые организации — Всемирный банк и Aзиатский банк
развития. По расчетам, это будет завершено к 2010 г., и тогда можно будет
прокачивать 60 млн м3 газа в день.
Построены и несколько трубопроводов в соседние страны — Сингапур и Малайзию. В
перспективе предполагается построить и газопровод, который соединит все страны
АСЕАН. Пока это только концепция, она обсуждается уже десять лет, но ее уже
одобрили партнеры Индонезии по АСЕАН. В 2002 г. начато изучение грандиозного
проекта. Индонезии он поможет более сбалансировано реализовывать газ и
расширить круг иностранных покупателей.
Уголь. Индонезия располагает огромными запасами угля, а по его экспорту прочно
занимает второе место в мире после Австралии. Оценки угольных запасов страны
пока можно считать приблизительными. По данным Министерства энергетики США,
извлекаемые запасы составляют около 5 млрд тонн. Министерство энергетики и
природных ресурсов Индонезии приводит иные данные. Весной 2007 г. группа
индонезийских экспертов, работавшая совместно со специалистами из Японии,
доложила министерству, что общие залежи угля в стране составляют 65,4 млрд т (до
это го считалось, что они находятся в пределах 26 млрд), а извлекаемые запасы — 12 млрд т (прежняя цифра — 2,6 млрд т).
Министр поблагодарил специалистов за освоение «новой методологии подсчетов
запасов, которая дала такой результат». Индонезия намеревается расширить
применение угля на внутреннем рынке. Его доля в энергобалансе страны к 2025 г.,
по плану правительства, принятому в 2004 г., должна составить более 30%.
Электроэнергетика. Установленные мощности Индонезии составляют 25 млн кВт,
выработка — 113 млрд кВт&*ч. Основные источники получения электроэнергии: нефть,
газ и уголь — более 80%, 8% дают ГЭС, 5% — геотермальные источники. В
распоряжении госкомпании PT PLN (Persero) 45 станций. На них вырабатывается
большая часть электричества.
В 2002 г. были осуществлены реформы в электроэнергетике. Закон об
электроэнергии предусматривает внедрение конкуренции в генерирующем секторе
через пять лет. Предполагалось создать оптовый рынок электроэнергии в 2008
году. Как отмечалось ранее, конституционный суд отменил этот закон.
Гидроэнергетика имеет в Индонезии огромный потенциал. Сами индонезийцы оценивают
его в 75 млн кВт. Пока мощности гидростанций в целом невелики. Здесь необходимо
учитывать несколько моментов. Например, спрос на электричество отмечается
больше всего на о. Ява — до 80%. Это неудивительно, поскольку на острове
проживает значительная часть населения. А строить ГЭС целесообразней всего как
раз на других островах, а не на Яве.
Второй момент — огромные затраты, требующиеся для строительства ГЭС.
Индонезийский бизнес вряд ли начнет в ближайшие годы проявлять к ним интерес. За
счет ГЭС в 2004 г. было выработано 9,4 млрд кВт*час.
РОССИЯ — ИНДОНЕЗИЯ
В последние несколько лет отношения между Россией и Индонезией получили
определенный импульс к развитию, в то м числе в результате возобновления
контактов на высшем уровне. В прошлом году состоялся визит в Москву президента
Индонезии С.Б. Юдойоно, а в сентябре 2007-го — визит президента В. Путина в
Индонезию. Такое развитие во всех отношениях выгодно обеим сторонам, так как
позволяет расширить поле для внешнеполитического маневра, а главное — для
развития экономики. Индонезия привлекает внимание иностранных инвесторов. Только в нынешнем году Южная Корея подписала с Индонезией различных соглашений
(включая меморандумы о намерениях) на 8,5 млрд. долл., а Япония — на 4 миллиарда.
Во время визита российского президента стороны подписали ряд соглашений, в то м
числе о поставках военной техники (Россия предоставит для этих целей кредит на 1
млрд долл.), об общих условиях инвестирования, о помощи в строительстве первой
в Индонезии АЭС на о. Ява, которое намечено на 2016 г., о сотрудничестве в
энергетике, авиации, военно-технической сфере, о содействии в эффективной
эксплуатации месторождений. Россия предлагает помощь в разведке нефтегазовых
месторождений, строительстве трубопроводов и создании инфраструктуры. ЛУКОЙЛ и
РУСАЛ уже заключили с индонезийской стороной соответствующие соглашения.
|
|
|
|
|
|
|
|