Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая стратегия Киргизии сегодня и на перспективу

 
   

 

 
 

Валентина КАСЫМОВА,
профессор Киргизско-Российского Славянского Университета им. Б.Н.Ельцина, д.э.н.,
Батыркул БАЕТОВ,
статс-секретарь — первый заместитель министра промышленности,
энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики, к.т.н.

 
 
(Окончание. Начало в № 9)

ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ

Правительство республики в свое время распорядилось разработать «Национальную энергетическую программу КР на 2006—2010 гг. и стратегию развития ТЭК до 2025 г.» (НЭП). Однако прежнее правительство своевременно не рассмотрело ее проект. С образованием в составе нового правительства в феврале 2007 г. Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов проект НЭП прошел, наконец, стадию обсуждения и был передан в правительство.

Основная цель среднесрочной энергетической политики — финансовое оздоровление, сбалансированное и комплексное развитие, обеспечение устойчивого развития отрасли, совершенствование институциональной, тарифной и инвестиционной политики. Целями долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение этих целей требует формирования основных составляющих государственной энергетической политики. В их числе — обеспечение эффективного пользования государственным фондом энергоресурсов, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального ТЭБ, региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в ТЭК.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ

На основе «Стратегии развития страны на 2007-2010 гг.», утвержденной Жогорку Кенешом (парламентом) КР, за базовый сценарий были приняты следующие среднегодовые темпы роста ВВП:
  • на период 2006—2010 гг. — 108%;
  • на период 2011—2015 гг. — 106%,
  • на период 2016—2025 гг. — 105—104%.

  • Прогноз спроса на энергоносители выполнен по двум сценариям.

    По I сценарию структура потребления ТЭР сохраняется близкой к современному уровню (рис. 1). Прогноз потребления ТЭР в I сценарии характеризуется следующими тенденциями по отношению к 2005 году:
  • темпы роста потребности в первичных ТЭР ожидаются ниже темпов роста ВВП;
  • энергоемкость ВВП снизится до 84,5% в 2010 г. и до 60,9% — в 2025 г., что потребует проведения жесточайшей политики энергосбережения;
  • экономия энергоресурсов оценивается на уровне 2010 г. в 380 тыс. т у.т. и 2025 г. — 1,2 млн т у.т.— рост электропотребления ожидается на уровне 140% в 2010 г. и 256% — в 2025 г., темпы роста в начале прогнозного периода будут превышать, а в конце станут ниже темпов роста ВВП;
  • электроемкость ВВП к 2010 г. составит 105% с дальнейшим снижением к 2025 г. до 89%;
  • потребление электроэнергии на душу населения возрастет с 1777 кВт*ч на человека до 1900 кВт*ч к 2010 г. и до 2708 кВт*ч к 2025 году.

    По II сценарию прогнозируются ускоренные темпы роста потребления электроэнергии за счет создания электроемкого алюминиевого производства (3—4 млрд кВт*ч/год), а также модернизации и запуска на полную мощность Ташкумырского кремниевого завода «Кристалл» (1,5 млрд кВт*ч/год), разработки золоторудных месторождений Джеруй и ТалдыБулак Левобережный и соответственно развития цветной металлургии с выпуском конечной продукции, перерабатывающей и легкой промышленности. В результате в структуре энергопотребления ожидаются сдвиги за счет увеличения доли электроэнергии до 37% и сокращения потребления природного газа населением до 7% к 2025 г., а также увеличение потребления угля за счет строительства и ввода Кавакской ГРЭС с годовым потреблением угля в объеме 3 млн т путем разработки одноименного бассейна месторождений бурых углей (рис. 2).

    Во II сценарии рост электропотребления по сравнению с 2005 г. составит 127,6% в 2010 г. и 266,6% — в 2025 г. и будет опережать рост ВВП в сопоставимых ценах 1990 года. В результате прогнозируется рост электроемкости, а также потребления электроэнергии на душу населения в 2,5 раза в 2025 году.

    К числу важнейших принципов ресурсной политики при разработке прогноза спроса на энергоносители отнесены:
  • сокращение импорта углеводородного топлива за счет замещения органических видов энергоносителей возобновляемыми источниками энергии (ГЭС и НВИЭ);
  • сдерживание темпов роста энергопотребления на основе проведения активной политики энергосбережения к 2010 г. на уровне 10% с последующей корректировкой этого показателя в долгосрочной перспективе до уровня имеющегося потенциала энергосбережения, который оценивается в 35—45%;
  • обеспечение темпов роста потребления энергоресурсов на уровне 0,3—0,4 от темпов роста ВВП в период 2006—2010 гг. с увеличением этого соотношения до 0,6 по I сценарию и до 0,8 по II сценарию к 2025 году;
  • диверсификация энергоносителей на внутреннем рынке, основанном на оптимальном регулировании цен, тарифов и развития конкуренции на рынке энергоресурсов.

    ВВОД МОЩНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

    В перспективе для удовлетворения спроса на энергоносители необходимо техническое перевооружение существующих и строительство новых объектов генерирующих источников, передающих и распределительных электрических сетей.

    В республике разработана Программа ускоренного развития гидроэнергетики, в которой предусматривается сооружение 18 ГЭС с годовой выработкой 16 млрд кВт*ч. В числе первоочередных проектов — дальнейшее освоение гидроэнергетического потенциала Нарына выше по течению от Токтогульского гидроузла. Для строительства Камбаратинской ГЭС-2 мощностью 360 МВт и Камбаратинской ГЭС-1 — 1900 МВт требуется около 2,5 млрд долларов. Стоимость двух ГЭС из Верхне-Нарынского каскада (Джиланарыкская-1 и -2) суммарной мощностью 200 МВт оценивается в 220 млн долларов. При благоприятных инвестиционных условиях возможно строительство СарыДжазских ГЭС суммарной мощностью 1000—1200 МВт стоимостью около 1 млрд долл. к 2015—2025 гг. Альтернативными вариантами для усиления базовой мощности энергосистемы являются строительство Бишкекской ТЭЦ-2 мощностью 400 МВт и сооружение Кавакской ГРЭС мощностью 1200 МВт на угольном месторождении Кара-Кече стоимостью около 1,1 млрд долларов.

    Ввод новых мощностей позволит увеличить производство электроэнергии к 2010 г. до 18,4 млрд кВт*ч/год, к 2025 г. — до 38,5 миллиарда.

    В прогнозируемый период предусматривается сооружение объектов малой гидроэнергетики, к 2010—2015 гг. возможен ввод 178 МВт с выработкой свыше 1 млрд кВт*ч, на что потребуется 200—220 млн долларов. Выдача мощности перспективных электрических станций требует соответствующего развития магистральных электрических сетей 220—500 кВ за счет усиления связи 500 кВ Юг — Север энергосистемы страны. Для увеличения передачи электроэнергии на Север необходимо сооружение нового питающего центра 500 кВ — ПС 500/220 кВ Кемин, с ВЛ 500 кВ Юг — Север, позволяющих в будущем присоединить мощности Камбаратинских ГЭС. Для развития магистральных электрических сетей юга республики и снятия энергозависимости от соседних стран намечается строительство подстанции 500/220 кВ Датка с подключением ее к существующей ВЛ 500 кВ Токтогульская ГЭС — Лочин (Узбекистан), которая должна обеспечить выдачу мощности Нижне- Нарынского каскада ГЭС, а также сооружение линий 500 кВ Датка — Кемин и Датка — Худжант, что позволит улучшить электроснабжение севера Киргизии и в перспективе экспортировать электроэнергию в Южную Азию. Со строительством ПС Датка предполагается также реконструировать сети 220 кВ общей протяженностью 360 км.
    В 2006—2010 гг. намечается завершить проект «Улучшение электроснабжения Баткенской области» с потребностью в инвестициях до 2010 г. в объеме 335 млн долларов.

    Намечаемая стратегия развития электроэнергетики покрывает перспективный рост потребления энергии и позволяет увеличить экспортный потенциал отрасли:
  • по I сценарию до 5,2 млрд в 2010 г., к 2025 г. — до 15,8 млрд кВт*ч;
  • по II сценарию до 3,5 млрд к 2010 г., к 2025 г. — до 11 млрд кВт*ч.

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

    Потребности в инвестициях для развития энергетического сектора в 2007—2010 гг. составляют 930 млн, в 2011—2025 гг. — свыше 5 млрд долларов. Бюджет республики, имеющей ВВП чуть выше 2,5 млрд и внешние долги в объеме 2,1 млрд долл., не в состоянии выделять столь значительные средства. В связи с чем правительство планирует через посредничество ВБ, МВФ , АБР, ЕБРР, а также Евразийского банка развития (ЕАБР) и др. привлечь частные инвестиции в энергетический сектор. Это станет возможно после повышения тарифов на электроэнергию и проведения IV этапа программы реструктуризации и приватизации энергетических компаний, сокращения и ликвидации коммерческих потерь и соответственно квазифискального дефицита ВВП (КФД) ежегодно на 1%, который сегодня составляет 4,8%.

    В настоящее время разработан проект «Среднесрочной тарифной политики КР на 2006—2010 гг.», который предусматривает постепенное повышение тарифов до уровня, покрывающего затраты. Проект внесен на рассмотрение правительства, но не обсуждался из-за отсутствия достаточных обосновывающих материалов. В 2002—2005 гг. имело место снижение экспортных цен на электроэнергию, реализуемую ОАО «Электрические станции», что привело к потере выручки. С 2006 г. экспортные цены повышаются, и положение постепенно выправляется. Будет также разработан механизм прозрачности экспортного тарифа, который должен быть не ниже стоимости электроэнергии, сложившейся на энергетическом рынке страны и региональном рынке электроэнергии на день заключения договора.

    Парламент уже обсуждал итоги трех этапов реструктуризации энергосектора и перспективы проведения IV этапа, а также внесение изменений в законодательство по приватизации существующих и перспективных генерирующих и распределительных компаний. При этом были отмечены неудовлетворительные итоги трех этапов реструктуризации и приватизации электроэнергетического сектора; по реализации IV этапа реструктуризации к единому мнению парламентарии так и не пришли. Основным тормозящим фактором остается то, что до сих пор не переоценены основные фонды энергетики, и передача энергообъектов в частные руки, по мнению большинства депутатов, незамедлительно повлечет повышение цен на энергоносители, что вызовет недовольство общественности и населения, следовательно, повлияет на политическую обстановку.

    После обсуждения поправок и предложений к существующему закону «Об особом статусе Токтогульских ГЭС и национальной высоковольтной линии электропередачи», по которому предлагалось предусмотреть частную собственность или передачу в концессию перспективных ГЭС для привлечения инвестиций, был принят отдельный закон «О строительстве и эксплуатации Камбаратинских гидроэлектростанций». При этом было решено вывести Камбаратинские ГЭС и ТЭЦ Бишкека из структуры ОАО « Электрические станции», а на осень перенесен вопрос об утверждении IV этапа программы приватизации электроэнергетического сектора, в соответствии с которым энергетические объекты буду т передаваться в концессию или доверительное управление.

    В связи с возможностью наращивания экспортного потенциала электроэнергетики Киргизии от 5 млрд до 15 млрд кВт*ч в Минпромэнерго, ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭСК» прорабатываются схемы оптимального участия в формировании единого рынка электроэнергии в ЕврАзЭС, а также регионального рынка ЦАЭС с энергосистемами стран Южной Азии.

    Рынок сбыта электроэнергии в направлении Южной Азии перспективен при пиковом потреблении электроэнергии летом, когда Нижне- Нарынский каскад работает в ирригационном режиме и попутно вырабатываемая электроэнергия, избыточная для Киргизии, может передаваться через ОЭС ЦА в Таджикистан и далее в Пакистан, Индию и Афганистан.

    Партнеры Киргизии по развитию гидроэнергетики и торговле электроэнергией — Россия (сооружение Камбаратинских ГЭС), КНР (строительство Верхне-Нарынских и Сары-Джазских ГЭС). Участие Казахстана и Узбекистана, как энергосбалансированных государств, в развитии гидроэнергетики Киргизии, включая строительство Камбаратинских ГЭС, возможно как равноправных партнеров по использованию водных ресурсов и пиковой мощности зимой.

    Для развития рынка энергоресурсов в разрабатываемом государствами — членами ЕврАзЭС Соглашении по НарынСырдарьинскому бассейну должна быть закреплена многолетняя перспектива документа, а также прямое признание обязательств Узбекистаном и Казахстаном оплаты за услуги по ежегодному и многолетнему накоплению и подаче воды, которые Киргизия предоставляет им за счет значительных потерь для своей экономики. Соглашение должно также предусматривать более эффективный механизм разрешения споров и разногласий, заложенный в таком важнейшем международном документе, как Договор к Энергетической хартии от 1994 г., в котором установлены основные принципы развития трансграничной торговли энергоносителями, сотрудничества в энергетике, энергоэффективности и защиты окружающей среды.

    Соблюдение основных принципов развития энергетической торговли и сотрудничества в энергетике способствовало бы реализации энергетической стратегии государств ЦА в развитии тепловых электростанций в Казахстане, Узбекистане, крупных ГЭС в Киргизии и Таджикистане, созданию условий для формирования оптового рынка электроэнергии в регионе и биржи электроэнергии. Объединенная энергетическая система ЦА в лице своего исполнительного технологического органа — ОДЦ «Энергия», должна осуществлять объективную политику в своей деятельности и стать независимым системным оператором оптового рынка электроэнергии и мощности в ЦА, а также обеспечить параллельную работу ОЭС ЦА через ЕЭС Казахстана с ЕЭС России и с перспективными энергосистемами Южной Азии.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru