|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Энергетическая стратегия Киргизии сегодня и на перспективу
|
|
|
|
|
|
Валентина КАСЫМОВА, профессор Киргизско-Российского Славянского Университета им. Б.Н.Ельцина, д.э.н.,
Батыркул БАЕТОВ, статс-секретарь — первый заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики, к.т.н.
|
|
|
(Окончание. Начало в № 9)
ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ
Правительство республики в свое время распорядилось разработать «Национальную
энергетическую программу КР на 2006—2010 гг. и стратегию развития ТЭК до 2025
г.» (НЭП). Однако прежнее правительство своевременно не рассмотрело ее проект. С
образованием в составе нового правительства в феврале 2007 г. Министерства
промышленности, энергетики и топливных ресурсов проект НЭП прошел, наконец,
стадию обсуждения и был передан в правительство.
Основная цель среднесрочной энергетической политики — финансовое оздоровление,
сбалансированное и комплексное развитие, обеспечение устойчивого развития
отрасли, совершенствование институциональной, тарифной и инвестиционной
политики. Целями долгосрочной государственной энергетической политики являются
энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная
эффективность. Достижение этих целей требует формирования основных составляющих
государственной энергетической политики. В их числе — обеспечение эффективного
пользования государственным фондом энергоресурсов, развитие внутренних
топливно-энергетических рынков, формирование рационального ТЭБ, региональная и
внешняя энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная
политика в ТЭК.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
На основе «Стратегии развития страны на 2007-2010 гг.», утвержденной Жогорку
Кенешом (парламентом) КР, за базовый сценарий были приняты следующие
среднегодовые темпы роста ВВП:
на период 2006—2010 гг. — 108%;
на период 2011—2015 гг. — 106%,
на период 2016—2025 гг. — 105—104%.
Прогноз спроса на энергоносители выполнен по двум сценариям.
По I сценарию структура потребления ТЭР сохраняется близкой к современному
уровню (рис. 1). Прогноз потребления ТЭР в I сценарии характеризуется следующими
тенденциями по отношению к 2005 году:
темпы роста потребности в первичных ТЭР ожидаются ниже темпов роста ВВП;
энергоемкость ВВП снизится до 84,5% в 2010 г. и до 60,9% — в 2025 г., что потребует проведения жесточайшей политики энергосбережения;
экономия энергоресурсов оценивается на уровне 2010 г. в 380 тыс. т у.т. и 2025 г. — 1,2 млн т у.т.— рост электропотребления ожидается на уровне 140% в 2010 г. и 256% — в 2025 г., темпы роста в начале прогнозного периода будут превышать, а в конце станут ниже темпов роста ВВП;
электроемкость ВВП к 2010 г. составит 105% с дальнейшим снижением к 2025 г. до 89%;
потребление электроэнергии на душу населения возрастет с 1777 кВт*ч на человека до 1900 кВт*ч к 2010 г. и до 2708 кВт*ч к 2025 году.
По II сценарию прогнозируются ускоренные темпы роста потребления электроэнергии за счет
создания электроемкого алюминиевого производства (3—4 млрд кВт*ч/год), а также
модернизации и запуска на полную мощность Ташкумырского кремниевого завода
«Кристалл» (1,5 млрд кВт*ч/год), разработки золоторудных месторождений Джеруй и
ТалдыБулак Левобережный и соответственно развития цветной металлургии с выпуском
конечной продукции, перерабатывающей и легкой промышленности. В результате в
структуре энергопотребления ожидаются сдвиги за счет увеличения доли
электроэнергии до 37% и сокращения потребления природного газа населением до 7%
к 2025 г., а также увеличение потребления угля за счет строительства и ввода Кавакской ГРЭС с годовым потреблением угля в
объеме 3 млн т путем разработки одноименного бассейна месторождений бурых углей
(рис. 2).
Во II сценарии рост электропотребления по сравнению с 2005 г. составит 127,6% в
2010 г. и 266,6% — в 2025 г. и будет опережать рост ВВП в сопоставимых ценах
1990 года. В результате прогнозируется рост электроемкости, а также потребления
электроэнергии на душу населения в 2,5 раза в 2025 году.
К числу важнейших принципов ресурсной политики при разработке прогноза спроса на
энергоносители отнесены:
сокращение импорта углеводородного топлива за счет замещения органических видов энергоносителей возобновляемыми источниками энергии (ГЭС и НВИЭ);
сдерживание темпов роста энергопотребления на основе проведения активной политики энергосбережения к 2010 г. на уровне 10% с последующей корректировкой этого показателя в долгосрочной перспективе до уровня имеющегося потенциала энергосбережения, который оценивается в 35—45%;
обеспечение темпов роста потребления энергоресурсов на уровне 0,3—0,4 от темпов роста ВВП в период 2006—2010 гг. с увеличением этого соотношения до 0,6 по I сценарию и до 0,8 по II сценарию к 2025 году;
диверсификация энергоносителей на внутреннем рынке, основанном на оптимальном регулировании цен, тарифов и развития конкуренции на рынке энергоресурсов.
ВВОД МОЩНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В перспективе для удовлетворения спроса на энергоносители необходимо техническое
перевооружение существующих и строительство новых объектов генерирующих
источников, передающих и распределительных электрических сетей.
В республике разработана Программа ускоренного развития гидроэнергетики, в
которой предусматривается сооружение 18 ГЭС с годовой выработкой 16 млрд кВт*ч.
В числе первоочередных проектов — дальнейшее освоение гидроэнергетического потенциала Нарына выше по
течению от Токтогульского гидроузла. Для строительства Камбаратинской ГЭС-2
мощностью 360 МВт и Камбаратинской ГЭС-1 — 1900 МВт требуется около 2,5 млрд
долларов. Стоимость двух ГЭС из Верхне-Нарынского каскада (Джиланарыкская-1 и
-2) суммарной мощностью 200 МВт оценивается в 220 млн долларов. При благоприятных инвестиционных условиях возможно строительство СарыДжазских ГЭС суммарной мощностью 1000—1200 МВт стоимостью около 1 млрд
долл. к 2015—2025 гг. Альтернативными вариантами для усиления базовой мощности
энергосистемы являются строительство Бишкекской ТЭЦ-2 мощностью 400 МВт и
сооружение Кавакской ГРЭС мощностью 1200 МВт на угольном месторождении Кара-Кече
стоимостью около 1,1 млрд долларов.
Ввод новых мощностей позволит увеличить производство электроэнергии к 2010 г. до
18,4 млрд кВт*ч/год, к 2025 г. — до 38,5 миллиарда.
В прогнозируемый период предусматривается сооружение объектов малой
гидроэнергетики, к 2010—2015 гг. возможен ввод 178 МВт с выработкой свыше 1 млрд
кВт*ч, на что потребуется 200—220 млн долларов. Выдача мощности перспективных
электрических станций требует соответствующего развития магистральных
электрических сетей 220—500 кВ за счет усиления связи 500 кВ Юг — Север
энергосистемы страны. Для увеличения передачи электроэнергии на Север необходимо
сооружение нового питающего центра 500 кВ — ПС 500/220 кВ Кемин, с ВЛ 500 кВ Юг
— Север, позволяющих в будущем присоединить мощности Камбаратинских ГЭС. Для
развития магистральных электрических сетей юга республики и снятия
энергозависимости от соседних стран намечается строительство подстанции 500/220
кВ Датка с подключением ее к существующей ВЛ 500 кВ Токтогульская ГЭС — Лочин
(Узбекистан), которая должна обеспечить выдачу мощности Нижне- Нарынского
каскада ГЭС, а также сооружение линий 500 кВ Датка — Кемин и Датка — Худжант,
что позволит улучшить электроснабжение севера Киргизии и в перспективе
экспортировать электроэнергию в Южную Азию. Со строительством ПС Датка
предполагается также реконструировать сети 220 кВ общей протяженностью 360 км.
В 2006—2010 гг. намечается завершить проект «Улучшение электроснабжения
Баткенской области» с потребностью в инвестициях до 2010 г. в объеме 335 млн
долларов.
Намечаемая стратегия развития электроэнергетики покрывает перспективный рост
потребления энергии и позволяет увеличить экспортный потенциал отрасли:
по I сценарию до 5,2 млрд в 2010 г., к 2025 г. — до 15,8 млрд кВт*ч;
по II сценарию до 3,5 млрд к 2010 г., к 2025 г. — до 11 млрд кВт*ч.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Потребности в инвестициях для развития энергетического сектора в 2007—2010 гг.
составляют 930 млн, в 2011—2025 гг. — свыше 5 млрд долларов. Бюджет республики,
имеющей ВВП чуть выше 2,5 млрд и внешние долги в объеме 2,1 млрд долл., не в
состоянии выделять столь значительные средства. В связи с чем правительство
планирует через посредничество ВБ, МВФ , АБР, ЕБРР, а также Евразийского банка
развития (ЕАБР) и др. привлечь частные инвестиции в энергетический сектор. Это
станет возможно после повышения тарифов на электроэнергию и проведения IV этапа
программы реструктуризации и приватизации энергетических компаний, сокращения и
ликвидации коммерческих потерь и соответственно квазифискального дефицита ВВП (КФД)
ежегодно на 1%, который сегодня составляет 4,8%.
В настоящее время разработан проект «Среднесрочной тарифной политики КР на
2006—2010 гг.», который предусматривает постепенное повышение тарифов до уровня,
покрывающего затраты. Проект внесен на рассмотрение правительства, но не
обсуждался из-за отсутствия достаточных обосновывающих материалов. В 2002—2005
гг. имело место снижение экспортных цен на электроэнергию, реализуемую ОАО «Электрические станции», что привело к потере выручки. С 2006 г. экспортные цены
повышаются, и положение постепенно выправляется. Будет также разработан механизм
прозрачности экспортного тарифа, который должен быть не ниже стоимости
электроэнергии, сложившейся на энергетическом рынке страны и региональном рынке
электроэнергии на день заключения договора.
Парламент уже обсуждал итоги трех этапов реструктуризации энергосектора и
перспективы проведения IV этапа, а также внесение изменений в законодательство
по приватизации существующих и перспективных генерирующих и распределительных
компаний. При этом были отмечены неудовлетворительные итоги трех этапов реструктуризации и приватизации электроэнергетического сектора; по реализации IV этапа
реструктуризации к единому мнению парламентарии так и не пришли. Основным
тормозящим фактором остается то, что до сих пор не переоценены основные фонды
энергетики, и передача энергообъектов в частные руки, по мнению большинства
депутатов, незамедлительно повлечет повышение цен на энергоносители, что вызовет
недовольство общественности и населения, следовательно, повлияет на политическую
обстановку.
После обсуждения поправок и предложений к существующему закону «Об особом
статусе Токтогульских ГЭС и национальной высоковольтной линии электропередачи»,
по которому предлагалось предусмотреть частную собственность или передачу в
концессию перспективных ГЭС для привлечения инвестиций, был принят отдельный
закон «О строительстве и эксплуатации Камбаратинских гидроэлектростанций». При
этом было решено вывести Камбаратинские ГЭС и ТЭЦ Бишкека из структуры ОАО «
Электрические станции», а на осень перенесен вопрос об утверждении IV этапа
программы приватизации электроэнергетического сектора, в соответствии с которым
энергетические объекты буду т передаваться в концессию или доверительное
управление.
В связи с возможностью наращивания экспортного потенциала электроэнергетики
Киргизии от 5 млрд до 15 млрд кВт*ч в Минпромэнерго, ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭСК» прорабатываются схемы оптимального участия
в формировании единого рынка электроэнергии в ЕврАзЭС, а также регионального
рынка ЦАЭС с энергосистемами стран Южной Азии.
Рынок сбыта электроэнергии в направлении Южной Азии перспективен при пиковом
потреблении электроэнергии летом, когда Нижне- Нарынский каскад работает в
ирригационном режиме и попутно вырабатываемая электроэнергия, избыточная для
Киргизии, может передаваться через ОЭС ЦА в Таджикистан и далее в Пакистан,
Индию и Афганистан.
Партнеры Киргизии по развитию гидроэнергетики и торговле электроэнергией —
Россия (сооружение Камбаратинских ГЭС), КНР (строительство Верхне-Нарынских и
Сары-Джазских ГЭС). Участие Казахстана и Узбекистана, как энергосбалансированных
государств, в развитии гидроэнергетики Киргизии, включая строительство
Камбаратинских ГЭС, возможно как равноправных партнеров по использованию водных
ресурсов и пиковой мощности зимой.
Для развития рынка энергоресурсов в разрабатываемом государствами — членами
ЕврАзЭС Соглашении по НарынСырдарьинскому бассейну должна быть закреплена
многолетняя перспектива документа, а также прямое признание обязательств
Узбекистаном и Казахстаном оплаты за услуги по ежегодному и многолетнему
накоплению и подаче воды, которые Киргизия предоставляет им за счет
значительных потерь для своей экономики. Соглашение должно также предусматривать
более эффективный механизм разрешения споров и разногласий, заложенный в таком
важнейшем международном документе, как Договор к Энергетической хартии от 1994
г., в котором установлены основные принципы развития трансграничной торговли
энергоносителями, сотрудничества в энергетике, энергоэффективности и защиты
окружающей среды.
Соблюдение основных принципов развития энергетической торговли и сотрудничества
в энергетике способствовало бы реализации энергетической стратегии государств ЦА
в развитии тепловых электростанций в Казахстане, Узбекистане, крупных ГЭС в
Киргизии и Таджикистане, созданию условий для формирования оптового рынка
электроэнергии в регионе и биржи электроэнергии. Объединенная энергетическая
система ЦА в лице своего исполнительного технологического органа — ОДЦ
«Энергия», должна осуществлять объективную политику в своей деятельности и стать
независимым системным оператором оптового рынка электроэнергии и мощности в ЦА,
а также обеспечить параллельную работу ОЭС ЦА через ЕЭС Казахстана с ЕЭС России
и с перспективными энергосистемами Южной Азии.
|
|
|
|
|
|
|
|